28645

Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв.

Доклад

История и СИД

Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...

Русский

2013-08-20

12.88 KB

25 чел.

14. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв.

Период сословно-представительской монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата, создание специальных органов (Разбойный приказ, губные избы) по борьбе с беглыми крестьянами, «лихими» людьми.

В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.

Судебник 1497 года – первый юридический акт в направлении закрепощения крестьян. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него при условии уплаты пожилого, плата была увеличена

Судебником 1550г. С 1581г вводятся «заповедные лета», т.е. "запрет" перехода крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день.

В 1597 г издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее чем за 5 л до издания закона - «урочные лета». Оформление крепостной зависимости вызвало бурное сопротивление крестьян (1-я крестьянская война). В 1607 г «УЛ» увеличиваются до 15 л.

Заключ-ым актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние. Крестьяне (за исключением в виде тяжелых правонарушений — татьбы, разбоя и убийства) были исключены из государственной судебной системы и подлежали юрисдикции своего господина. Однако они несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

Развитие кабального холопства (в отл-е от полного, каб-й холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) и привело к уравниванию статуса холопов и крепостных. К концу 16 в полных холопов почти не было.

Кабала – письм. долговое обяз-во, приводившее к потере свободы. Должник выплачивал %, либо погашал % службой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19976. Остров СПИД 145.5 KB
  Я люблю тебя милый. Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала.
19977. ЗАКАЛЯЙСЯ КАК СТАЛЬ 14.84 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно Ведущий.
19979. Я здоровье сберегу –сам себе я помогу 78 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно ______________________________________________________________________ 1й участник.
19980. Я, ТЫ, МЫ И ЗОЖ 10.02 MB
  Нужно чтоб каждый сказал вместе с нами каждому кто рядом: ДАЖЕ НЕ ПРОБУЙ Люблю свою семью друзей этот город и Россию. Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала.
19981. Я в 21 веке – здоров 39 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна
19982. Минздрав предупреждает 42.5 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно
19983. Не оступись – от наркотиков откажись 60 KB
  Я люблю тебя жизнь Что само по себе и не ново. Я люблю тебя жизнь Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись Я шагаю с работы устало Я люблю тебя жизнь И хочу что бы лучше ты стала. Так ликуй и вершись В трубных звуках весеннего гимна; Я люблю тебя жизнь И надеюсь что это взаимно
19984. Наркотики не принимал но хочу попробовать 13.49 KB
  Анализ: если имеются зеленые и красные карточки, то для данного контингента детей эта проблема является актуальной. Подготовить карточки для разбивки на группы. Всего пять групп: родители, подростки, обыватели, врачи, научные работники. Таблички для столов по названиям групп.