28646

Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Расширение его территории

Доклад

История и СИД

Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Центром объединения стало Моск. моск. В Моск.

Русский

2013-08-20

14.21 KB

15 чел.

15. Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Расширение его территории.

Во второй пол. XIV в. в с-вост. Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Моск. княж-во, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. С XIII в. моск. князья и церковь начинают осущ-ть широкую колонизацию заволжских тер-рий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

В Моск. гос-ве постепенно формировались деспотичные элементы будущей государств-ти. Укреплению положения Москвы помог перенос Иваном Калитой митрополичьей кафедры из Владимира в Москву.

Объединительный процесс продолжался во 2ой пол. XIV в., когда перед угрозой крупного военного похода на Русь со стороны монголо-татар многие русские княжества объединили силы и оказали им совместный отпор на Куликовом поле, что значительно подняло моральных дух народа. 1380 г. – военный поход Орды (Мамай – военоначальник – «темник») – не удачен для Орды. 1382 г. – ответный поход Орды (удачный), неожиданно для русских => восстановление владычества Орды.

Большую роль в объединении русских земель играло сыграла так же православная церковь, эк-ий потенциал кот-й постепенно возрастал, не смотря на иго.

Рост Московских земель: 1) покупка; 2) заключение вассальных договоров; 3) династическое объединение земель; 4) прямой военный захват и т.д.

Важную роль в объединении земель сыграл утвердившийся в ней принцип единонаследия, кот-й первоначально стихийно сложился, а потом стал поддерживаться сознательно.

В конце XIV в. Происходит значительное ослабление Золотой Орды после нашествия Тимура (один из потомков Чингисхана) => из состава Орды выделяются Казанское ханство, Астраханское, Крымское ханства и др. На этот же период приходиться уния православной византийской (вост.) церкви и католич-й (зап/), подписанная византийско-константиноп-им патриархом, в рез-те Россия остаётся единств-м кр. правосл-м гос-вом => складывается мнение, что «М. – 3ий Рим».

В XV в. большая часть росс-х земель с одной стороны – внешне выглядели независимыми, а с др. – они были объединены под властью Моск. князя, и среди феодалов была сформирована своеобразная лестница взаимоподчинения: 1. князь московский; 2. местные князья, московское боярство; 3. удельные бояре, феодалы.

Московские князья начинают относиться к присоединенным княжествам как правители всея Руси.

В 1478 г. после присоединения Новгорода происходит объединение эк-го потенциала Новгородского гос-ва с Моск-им, что в значит-ой мере позволило организовать русс. войска для отражения нападения в 1480 г. (стояние на р.Угре).

В 1485 г.к Москве присоединяется Тверь, Рязань и др. рус. земли.

После объед-я, присоединенные удельные князья контрол-сь ставниками из М., а в каждую волость присылалась спец-ые наместники. Подсудность по особо важным делам переходит от удельных князей к Моск. князю или назначенным им судьям.

В Моск. княжестве постепенно формируется новый класс – дворян, состоящих из бывших служителей при дворе. За несение соответствующей службы на этот период (службы) великий князь наделял их землей.

Управление Моск. гос-вом строилось на основе деления власти между великим князем и боярской думой. В это время зародился принцип местничества, т.е. определенной должности должен соотв-ть человек, родители кот-го имели определенные заслуги перед гос-вом.

Меняется само понятие боярства, теперь это является титулом тех людей, кот-е приближены к Великому князю.

Деятельность боярской думы приобретает формальный хар-р, утверждается принцип: «цари сказал, бояре приговорили».

Объединение русских княжеств произошло на территории, на кот-й в то время формировалась великорусская народность. Но наряду с русскими землями в состав государства вошли территории, где проживали карелы, коми, мрдва, удмурты и др народности. РГ складывалось как многонациональное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20813. Інструменти мерчандайзингу. Розташування товарних груп 69.5 KB
  Поняття про механізми. Мета: сформувати поняття про механізми перетворення руху їх види призначення та застосування в техніці; розвивати вміння визначати та пояснювати призначення ведучої та веденої деталі сутності процесу передачі руху від однієї деталі до визначеного руху іншої інших.25 хв Поняття про механізми перетворення руху. Свердлильний верстат та його механізми.
20814. Расчет осветительной сети молочного блока коровника 298.98 KB
  В качестве источников света осветительной установки молочного блока применяем люминесцентные лампы, так как они обладают высокой световой отдачей и имеют высокий срок службы.
20815. Социально-педагогическая работа с трудными подростками в школе 353.82 KB
  В связи с этим одним из сложных этапов формирования личности выступает подростковый возраст. Особенно частными становятся проявления трудновоспитуемости, меняется характер и поведение подростка. В силу неустойчивости личностной структуры подростки становятся подверженными социальному воздействию, в том числе негативному
20816. Анализ маркетинговой деятельности в ООО «Техносила» 252.19 KB
  В результате исследований была разработана маркетинговая стратегия ООО «Техносила», которая позволит расширить рынок сбыта продукции, проведена социально-экономическая оценка ее реализации.
20817. Видатні живописці Іспанії 89 KB
  Ознайомити учнів із життям та творчістю видатних іспанських художників ХVI - XХ століть Ель Греко, Дієго Веласкесом, Франсіско Гойя; розвивати зацікавленість мистецтвом, спостережливість, інтерес до світової культурної спадщини, естетичні смаки, естетичні критерії суджень про твори мистецтва, вміння висловлювати власну думку; виховувати любов до художньої творчості, дбайливе ставлення до пам’яток мистецтва.
20818. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНА ПЕРЕВІРКА ЕФЕКТИВНОСТІ ПЕДАГОГІЧНИХ УМОВ ОРГАНІЗАЦІЇ ЕСТЕТИЧНОГО ВИХОВАННЯ ПЕРШОКЛАСНИКІВ У ХОДІ УРОКІВ НАВЧАННЯ ГРАМОТИ 305 KB
  Розробити систему критеріїв та показників дослідження складових естетичної свідомості (мотивації щодо участі в естетичній діяльності та рівня знань щодо естетичної краси слова першокласників на уроках навчання грамоти). Отримати дані про наявний рівень мотивації першокласників щодо участі в естетичній діяльності, знань учнів про естетичну красу слова.
20819. Драматургічні особливості, сценічна історія, популярність в народі та значення п’єси І.Котляревського «Наталка Полтавка» 20.51 KB
  Народність твору полягає не тільки в тому, що він написаний живою народною мовою, а й у тому, який його зміст і чи поданий він з народних традицій, чи відображає погляди, настрої і прагнення народу.
20820. РОЛЬ МОРАЛЬНО-ЕСТЕТИЧНИХ ІДЕАЛІВ В ВИХОВАННІ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕЛІТИ 72 KB
  Василь Пачовський писав: “Всі великі державні нації мають ідеї свого національного посланництва, які виростають з почуття самоповаги провідної верстви. Суть цієї ідеї – як каже В.Липинський – лежить в тому
20821. Организация бухгалтерского и налогового учета основных средств на ООО «Агро-Сибирь» 113.32 KB
  Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость