28653

Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства

Доклад

История и СИД

Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.

Русский

2013-08-20

14.93 KB

16 чел.

22. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства.

Для абсолютизма хар-на четкая полит-ая и правовая регламентация каждого сословия. Сословная стр-ра упрощается за счет объед-я различных соц-х групп в основные слои общества.

Происходило дальнейшее расш-е и закрепл-е привилегий дворян. В 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, кот-й закреплял привилегированное полож-е дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от др-х групп населения, кот-е платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собств-ть устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

Рассм-мый период хар-ся консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направл-ии явл-ся принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились рез-том продвижения по службе. Приводился перечень гражд-х, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артил-х, гвардейских). Всего устанавл-лось XIV классов чинов. Достигнув чина опред-го класса, недворянин мог получить личное (XIVIX классы) или потомственное (с VIII класса) дв-во. Все руководящие должности в гос. аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III дворяне освобождались от обяз-ной военной и гос-ой службы.

Заключ-м актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апр. 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собств-ти дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные орг-ции - уездные и губернские дв-ские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

В соответствии с ЖГГ все городское население делилось на шесть разрядов по их им-ному и соц-му полож-ю: городские обыватели, владеющие недвиж-тью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, банкиры и др.); пр. жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоупр-я: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обяз-ти органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

Мещане – городское население обязаны были платить подушную подать, выполнять другие повинности.

Крестьяне делились на гос-х и частновлад-ческих. Гос-ые платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, кот-й платили крепостные крестьяне помещика. Крепостные также платили подушную подать и выполняли барщину и оброк помещикам. На них ложилась и рекрутская повинность.

В нач. XVIII в. холопство окончательно слилось с крестьянством, исчезли и др. группы: захребетников, монастырских детенышей и т.п.. В нач. XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать в армию.

Указ Петра 1711 г. «О крепости крестьянской» узаконил креп-тво, приравнявшее положение крестьянина к положению раба.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58568. Музичні звуки: голосні та тихі. Розучування пісні «Півникове горе». Слухання музики: Дмитра Кабалевського «Сурмач і луна», Петра Чайковського «Баба-яга» 46.5 KB
  Діти називають правила: Сидіти під час співу потрібно рівно руки тримати на колінах; Дихання набираємо спокійно наче нюхаємо квіти не піднімаючи плечей; Розподіляємо повітря так щоб його вистачило на всю музичну фразу; Під час співу слухаємо своїх товаришів не викрикуємо прислухаємось до звучання інструмента; Голосні звуки співаємо округлено виразно чітко. Давайте заспіваємо звук соль.Я граю і співаю Повторюємо разом тільки співаємо протяжно і рівним звучанням. Я граю і співаю Також співаємо дзвінко і протяжно.
58569. ТЕОРІЯ Й МЕТОДИКА МУЗИЧНОЇ ОСВІТИ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ ШКІЛ АДИГЕЇ 550.5 KB
  Учителеві варто визначати пізнавальну цінність кожного твору й звязувати це з конкретними завданнями музичного навчання й виховання, що дозволить знайти методично вірні шляхи подачі музичного матеріалу на уроці.
58570. В концертном зале. Картинки с выставки 59 KB
  Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.П.Мусоргского; способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи; способствовать воспитанию интереса к предмету.
58571. Что мы знаем о марше? 20.5 KB
  Задачи: с помощь выполнения комплекса физических упражнений способствовать укреплению и сохранению здоровья; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности...
58572. Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена 89 KB
  Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...
58573. Школьный курс информатики. Методика преподавания информатики в школе 127.67 KB
  Информатика как учебный предмет была введена в школу с 1985 года. Этот курс назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Коллективом авторов, среди которых А.П. Ершов и В.М. Монахов, было создано учебное пособие для школы. Его основная идея – обучение школьников основам алгоритмизации и программирования.
58575. Сложение вида: к числу прибавить 8, к числу прибавить 9 43.5 KB
  Кто знает что это такое рисунок кляксы А если я не знаю что это слово значит как мне быть толковый словарь Клякса это бесформенное пятно краски или чернил. Иногда с пера падала капелька и на бумаге появлялась клякса.
58576. Формування здорового способу життя школярів 567.5 KB
  Щодня ви пізнаєте життя відкриваєте для себе світ відкриваєте світу себе. Усе життя для вас попереду. Здоровя не можна купити ні за які гроші його можна сформувати шляхом одержання знань і постійною роботою над собою а саме дотриманням правил здорового способу життя.