28653

Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства

Доклад

История и СИД

Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.

Русский

2013-08-20

14.93 KB

15 чел.

22. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства.

Для абсолютизма хар-на четкая полит-ая и правовая регламентация каждого сословия. Сословная стр-ра упрощается за счет объед-я различных соц-х групп в основные слои общества.

Происходило дальнейшее расш-е и закрепл-е привилегий дворян. В 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, кот-й закреплял привилегированное полож-е дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от др-х групп населения, кот-е платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собств-ть устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

Рассм-мый период хар-ся консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направл-ии явл-ся принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились рез-том продвижения по службе. Приводился перечень гражд-х, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артил-х, гвардейских). Всего устанавл-лось XIV классов чинов. Достигнув чина опред-го класса, недворянин мог получить личное (XIVIX классы) или потомственное (с VIII класса) дв-во. Все руководящие должности в гос. аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III дворяне освобождались от обяз-ной военной и гос-ой службы.

Заключ-м актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апр. 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собств-ти дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные орг-ции - уездные и губернские дв-ские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

В соответствии с ЖГГ все городское население делилось на шесть разрядов по их им-ному и соц-му полож-ю: городские обыватели, владеющие недвиж-тью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, банкиры и др.); пр. жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоупр-я: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обяз-ти органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

Мещане – городское население обязаны были платить подушную подать, выполнять другие повинности.

Крестьяне делились на гос-х и частновлад-ческих. Гос-ые платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, кот-й платили крепостные крестьяне помещика. Крепостные также платили подушную подать и выполняли барщину и оброк помещикам. На них ложилась и рекрутская повинность.

В нач. XVIII в. холопство окончательно слилось с крестьянством, исчезли и др. группы: захребетников, монастырских детенышей и т.п.. В нач. XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать в армию.

Указ Петра 1711 г. «О крепости крестьянской» узаконил креп-тво, приравнявшее положение крестьянина к положению раба.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85017. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 27.74 KB
  Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении практическое занятие Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при сильном кровотечении. Организация занятия Перечислить последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при незначительных ранах при сильном кровотечении.
85018. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах 26.3 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Отрабатываемые вопросы Оказание первой медицинской помощи при ушибах. Оказание первой медицинской помощи при переломах.
85019. Общие правила транспортировки пострадавшего 29.59 KB
  Общие правила транспортировки пострадавшего Цель урока. Рассмотреть правила и способы транспортировки пострадавшего. Изучаемые вопросы Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.
85020. Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений 40.01 KB
  Различные природные явления и причины их возникновения. Изучить оболочки Земли и процессы происходящие в оболочках а также различные природные явления оказывающие влияние на безопасность человека. Основные природные явления по месту их возникновения. Природные явления геологического происхождения.
85021. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 32.54 KB
  Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера Цель урока. Сформировать у обучаемых целостное представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера о стихийных бедствиях и их возможных последствиях. Изучаемые вопросы Опасные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера.
85022. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений 37.22 KB
  Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Познакомить обучаемых с природным явлением геологического происхождения землетрясением объяснить причины возникновения землетрясения и порядок оценки его интенсивности. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том как подготовиться к землетрясению как вести себя во время и после землетрясения чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих. Факторы оказывающие влияние на силу землетрясения.
85023. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения 34.74 KB
  Вулканы извержение вулканов расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Познакомить учащихся с опасными явлениями которые возникают при извержении вулканов. Обсудить меры которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.
85024. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины 34.3 KB
  Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежными лавинами причинами их возникновения; разобрать основные мероприятия проводимые по защите населения от последствий обвалов и снежных лавин. Изучаемые вопросы Оползни и причины их возникновения. Обвалы причины их возникновения возможные последствия.
85025. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь 33.76 KB
  Защита населения от последствий ураганов и бурь Цель урока. Сформировать у учащихся представление об опасности ураганов и бурь для жизнедеятельности человека. Дать информацию об основных мероприятиях проводимых в стране по защите населения от последствий ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь.