28656

Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе

Доклад

История и СИД

Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. В разви правового положя духва необхо отметить 2 след. было предоставлено право покупать земли. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.

Русский

2013-08-20

14.26 KB

5 чел.

25. Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе.

В начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изм-ю классовой стр-ры российского общ-ва. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Эк-ое и полит-ое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми.

С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевл-цев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В разв-и правового полож-я дух-ва необх-о отметить 2 след. Момента: 1) с одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т.д. 2) с другой - самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, гос-х, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соотв-вии с кот0м купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.

В 1816 г. ч. гос. крестьян была переведена на полож-е военных поселенцев. Они были обязаны заниматься с/х и нести военную сл.

В целях развития пром-ти в 1818 г. был издан Указ, кот-й разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соотв-вии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное польз-е, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления гос-ми крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. учреждено личное и потомственное почетное гражд-во.

Вследствие заинтересованности гос-ва в разв-и торговли и пром-ти особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на 2 гильдии: в 1ую гильдию входили оптовые торговцы, во в2ую гильдию — розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управ-я.

Рабочие люди, к кот-м относились лица, не принятые в состав мещанских общ-в, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущ-ных прав мещанства можно выделить: право собств-ти на им-во, права на приобретение, исп-е и наследование любого вида им-ва, право владения пром-ными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61831. Значение дидактических игр 96.8 KB
  Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Сухомлинский писал что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Без игры умственных сил без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение.
61836. Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» 24.97 KB
  Цель: постараться заставить учеников проникнуться чувствами героя и авторским замыслом охарактеризовать образ лирического героя Научиться верно анализировать данное стихотворение с помощью отдельных фраз и слов представленных...
61838. У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко») 31.51 KB
  Цели: образовательные: знакомство обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа «Медведко») учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям учить выделять главную мысль произведения; совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения...