28656

Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе

Доклад

История и СИД

Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. В разви правового положя духва необхо отметить 2 след. было предоставлено право покупать земли. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.

Русский

2013-08-20

14.26 KB

5 чел.

25. Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе.

В начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изм-ю классовой стр-ры российского общ-ва. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Эк-ое и полит-ое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми.

С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевл-цев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В разв-и правового полож-я дух-ва необх-о отметить 2 след. Момента: 1) с одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т.д. 2) с другой - самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, гос-х, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соотв-вии с кот0м купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.

В 1816 г. ч. гос. крестьян была переведена на полож-е военных поселенцев. Они были обязаны заниматься с/х и нести военную сл.

В целях развития пром-ти в 1818 г. был издан Указ, кот-й разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соотв-вии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное польз-е, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления гос-ми крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. учреждено личное и потомственное почетное гражд-во.

Вследствие заинтересованности гос-ва в разв-и торговли и пром-ти особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на 2 гильдии: в 1ую гильдию входили оптовые торговцы, во в2ую гильдию — розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управ-я.

Рабочие люди, к кот-м относились лица, не принятые в состав мещанских общ-в, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущ-ных прав мещанства можно выделить: право собств-ти на им-во, права на приобретение, исп-е и наследование любого вида им-ва, право владения пром-ными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29236. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) 44.5 KB
  В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурноисторических типов египетский китайский ассировавилонский индийский иранский и др. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 1975 английский историк и социолог автор 12томного Исследования истории 1934 1961 труда в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций употребляя этот термин в...
29237. Первобытность и цивилизация 48 KB
  Кочевой образ жизни оказывался на периферии культуры. Новый хозяйственный и административный уклад принципиально меняет содержание духовной культуры: нравственная нейтральность этическая невменяемость Г. Все восточные культуры единообразны не однообразны пластичны жизнестойки. Восточные культуры способны создавать величайшие культурные ценности при сравнительно низком развитии индивидуального я и вообще самодеятельнотворческого начала.
29238. Индо-буддистский тип культуры 30.5 KB
  это учение было изложено в четырех сборниках: Ригведа Книга гимнов Яджурведа Книга жертв Самаведа Книга песен Артхарваведа Книга жрецов .
29239. Теория модернизации 36 KB
  Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса а только к одному его этапу современному. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.
29240. Эпоха модерна в европейской культуре 50 KB
  Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в. Совершенствование институционных форм культуры т. объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев библиотек театров художественных выставок. Важнейшим достижением культуры 19 в.
29241. Место и роль науки в культурном процессе 28.5 KB
  Для науки характерен системный подход к исследованию объекта. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки общественные науки: технические науки. В структуре науки выделяются два уровня организации знания.
29242. Ницше (Nietzsche) Фридрих 35.5 KB
  Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.
29243. Культурологическое образование в России 32 KB
  Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектическую конструкцию. Первые шаги в организации специального культурологического образования были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны Российском открытом университете где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа...
29244. Культура 41.5 KB
  Это совпадение имени симптоматично оно лишний раз подчеркивает единство культуры народов включенных в орбиту европейского мира является знаком своеобразной культурной общности всех разноплеменных носителей европейских языков. Понятие цивилизация воспринимается как синоним слова культура В немецкой традиции впервые было сформулировано и стало весьма популярным представление о различии культуры и цивилизации. Со второй половины Х1Х века идея противопоставления культуры и цивилизации приобрела особое значение и...