28658

Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.

Доклад

История и СИД

Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.

Русский

2013-08-20

15.01 KB

4 чел.

27. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.

Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, кот-й позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).

Текущую деят-ть по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутр-х дел ИЛ. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на осн-ии кот-го все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущ-ния реформы: первоначально помещик сохранял право собст-ти на земли, полученные крестьянами в рез-те реформы, за кот-е последние меннообязанными и фактически зависели от помещика. В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.

Условия выкупа были след-ми: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из гос-ой казны, кот-ую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.

В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом.

В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Минусы реформы: *сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина); *уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество; *размер платежей был больше размера оброка.

Плюсы реформы: *появлялись свободные рабочие руки; *стал развиваться внутренний рынок; *сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоупр-я был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распред-ем земли среди членов общины на основе уравнительного землепольз-я. Староста следил гл. образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным обще-ным работам на срок до 2х дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Гл. органом в волости был волостной сход из выборных от сел - один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.

Крестьянское общ-ое самоупр-е функц-ло под контролем полиц-их органов. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существ-ми огранич-ми прав по ср-ию с др. слоями населения.

Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование 2х новых классов - буржуазии и пролетариата, кот-е выходят на полит-ю арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.

Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер з/п почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой з/п при значительной продолжит-ти рабочего дня (до 18 ч. в сутки). Крайне тяжелыми были условия труда и быта рабочих.

Во второй пол. XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В кач-ве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

Ухудшение положения крестьян в деревне и усиление эксплуатации рабочего класса явились одними из главных причин возникновения в 1879 - 1880 гг. революционной ситуации.

В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются усл-я для появления крестьянской политической партии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54396. Множення натуральних чисел 35.5 KB
  Мета уроку: сформувати в учнів поняття дії множення вміння множити натуральні числа усно і в стовпчик розвивати логічне мислення математичну мову виховувати прагнення до успіху стійкий інтерес до математики.
54397. Розподільна властивість множення 94.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з формулюванням і застосуванням розподільної властивості множення та запису її в загальному вигляді. Виконай множення.
54399. Множення. Переставна властивість множення 115 KB
  Переставна властивість множення. Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів про зміст дії множення натуральних чисел про переставну властивість множення; властивості нуля і одиниці під час множення;формувати навички множення багатоцифрових чисел; розвивати память увагу мислення; виховувати наполегливість старанність акуратність під час виконання записів у зошитах. Яке ж слово зашифроване по вертикалі Множення.
54400. Множення раціональних чисел 264.5 KB
  Ще навкруги в лісах лежать сніги. Учень 1: В перекладі з давньогрецької підсніжник означає молочно квітковий тому що має білі квіти. Учень2: У світі спостерігається зменшення кількості підсніжників що повязано з масовим зриванням квітів на букети викопуванням цибулин.
54401. Множення десяткових дробів 83 KB
  Множення десяткових дробів. Створити проблемну ситуацію спільно з учнями вивести правило множення десяткових дробів на розрядну одиницю натуральне число і десятковий дріб; навчитися користуватися правилом множення десяткових дробів під час виконання вправ; розвивати увагу алгоритмічні і логічне мислення. десяткового десяткового дробу на розрядну дробу на натуральне одиницю...
54402. Множення звичайних дробів. Розв’язування задач і вправ 1.76 MB
  Мета уроку: Повторення, узагальнення та систематизація матеріалу теми, підготовка до контрольної роботи; розвиток уваги й пам’яті, мислення та математичного мовлення; виховання інтересу до математики.
54403. Множина та ії елементи 88 KB
  Мета уроку: Формувати знання учнів про множину та ії елементи, способи знання, порожню множину, рівні множин, сприяти розвитку навичок роботи з множиною, логічного мислення здібностей до самоаналізу, виховувати інформаційну і соціальну компетентності.
54404. Множина та її елементи 78 KB
  Мета: формувати знання про множину та її елементи; вивчити означення рівних множин, порожньої множини; розглянути способи задання множини; відтворювати означення вивчених понять; формулювати вивчені властивості; розв’язувати найпростіші завдання на використання вивчених понять.