28658

Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.

Доклад

История и СИД

Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.

Русский

2013-08-20

15.01 KB

4 чел.

27. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.

Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, кот-й позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).

Текущую деят-ть по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутр-х дел ИЛ. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на осн-ии кот-го все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущ-ния реформы: первоначально помещик сохранял право собст-ти на земли, полученные крестьянами в рез-те реформы, за кот-е последние меннообязанными и фактически зависели от помещика. В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.

Условия выкупа были след-ми: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из гос-ой казны, кот-ую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.

В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом.

В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Минусы реформы: *сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина); *уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество; *размер платежей был больше размера оброка.

Плюсы реформы: *появлялись свободные рабочие руки; *стал развиваться внутренний рынок; *сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоупр-я был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распред-ем земли среди членов общины на основе уравнительного землепольз-я. Староста следил гл. образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным обще-ным работам на срок до 2х дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Гл. органом в волости был волостной сход из выборных от сел - один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.

Крестьянское общ-ое самоупр-е функц-ло под контролем полиц-их органов. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существ-ми огранич-ми прав по ср-ию с др. слоями населения.

Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование 2х новых классов - буржуазии и пролетариата, кот-е выходят на полит-ю арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.

Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер з/п почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой з/п при значительной продолжит-ти рабочего дня (до 18 ч. в сутки). Крайне тяжелыми были условия труда и быта рабочих.

Во второй пол. XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В кач-ве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

Ухудшение положения крестьян в деревне и усиление эксплуатации рабочего класса явились одними из главных причин возникновения в 1879 - 1880 гг. революционной ситуации.

В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются усл-я для появления крестьянской политической партии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54497. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей 41.58 KB
  В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага
54498. Диференційований підхід до розкриття творчого потенціалу учнів на уроках музики 50.5 KB
  Предлогаемий материал,конечно. знаком многим из вас,кто-то возможно, на своих уроках осуществляет дифференцированный подход в обучении. Но в педагогике очень сложно что-либо открыть новое,необходимо лишь глубже изучать теорию,преломлять ее на процесс преподавания,чтобы затем эти практические наработки и становились материалом для творческих работ на категорию.
54499. La musique dans notre vie 46.5 KB
  Практична: - повторення й активізування вживання ЛО та МФ за темою. - розвивати навички та вміння аудіювання; - розвивати вміння та навички діалогічного та морфологічного мовлення; - розвивати навички та вміння читання тексту з метою отримання необхідної інформації;
54500. ЯКИЙ НАСТРІЙ І ЯК ЙОГО ПЕРЕДАЄ МУЗИКА? 40 KB
  Автором музики є композитор. А хто автор тієї музики, яка надійшла до нас з найдавніших часів? Музику створює не лише композитор, а й народ. Саме його музика – найдревніша. Народна музика передавалася від людини до людини, від села до села, з покоління в покоління. Наприклад, українська народна пісня „Ходить гарбуз по городу”. У ній розповідається про багатий урожай городини. Гарна весела пісня! Її варто не лише прослухати, але й розучити.
54503. ТАНЕЦЬ НА ТАНЦЮВАЛЬНОМУ МАЙДАНЧИКУ 51 KB
  Продовження розучування пісні €œШколяр Караоке. Демонстрація пісні €œОй заграйте дударики Розучування пісні Ой заграйте дударики Розповідь про танці. Вальс полька Танці як і пісні звучать за різних життєвих обставин. Ми дізналися що танці як і пісні звучать за різних життєвих обставин.
54504. Київський музей українського мистецтва 39.5 KB
  Ukraine has always been the land of art. Beautiful nature of the country, poetic folk songs, love for the country and kindness of the people encouraged Ukrainian painters to devote their works to these themes. Let’s remember some world renowned artists in today’s lesson.
54505. Свято відкриття шкільного музею з народознавства «Світлиця» 36.5 KB
  Свято відкриття шкільного музею з народознавства Світлиця Мета: залучати дітей до вивчення культури українського народу утверджувати українську духовність виховувати повагу до свого народу любов до рідного краю. Відкриття музею Світлиця. Дорогі гості Сьогодні незвичайна подія у житті нашої школи відкриття музею з народознавства Світлиця. Створенню цього музею передувала кропітка робота учителів та учнів нашої школи.