28658
Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.
Доклад
История и СИД
Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.
Русский
2013-08-20
15.01 KB
4 чел.
27. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.
Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, кот-й позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).
Текущую деят-ть по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутр-х дел ИЛ. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на осн-ии кот-го все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.
Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущ-ния реформы: первоначально помещик сохранял право собст-ти на земли, полученные крестьянами в рез-те реформы, за кот-е последние меннообязанными и фактически зависели от помещика. В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.
Условия выкупа были след-ми: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из гос-ой казны, кот-ую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.
В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом.
В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.
Минусы реформы: *сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина); *уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество; *размер платежей был больше размера оброка.
Плюсы реформы: *появлялись свободные рабочие руки; *стал развиваться внутренний рынок; *сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.
Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт сельская община с ее круговой порукой.
Органом общинного самоупр-я был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распред-ем земли среди членов общины на основе уравнительного землепольз-я. Староста следил гл. образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным обще-ным работам на срок до 2х дней, штрафовать на сумму до одного рубля.
Гл. органом в волости был волостной сход из выборных от сел - один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.
Крестьянское общ-ое самоупр-е функц-ло под контролем полиц-их органов. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существ-ми огранич-ми прав по ср-ию с др. слоями населения.
Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование 2х новых классов - буржуазии и пролетариата, кот-е выходят на полит-ю арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.
Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер з/п почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой з/п при значительной продолжит-ти рабочего дня (до 18 ч. в сутки). Крайне тяжелыми были условия труда и быта рабочих.
Во второй пол. XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В кач-ве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.
Ухудшение положения крестьян в деревне и усиление эксплуатации рабочего класса явились одними из главных причин возникновения в 1879 - 1880 гг. революционной ситуации.
В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются усл-я для появления крестьянской политической партии.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
9141. | Повышение качества переходного процесса | 974.5 KB | |
Повышение качества переходного процесса Под улучшением качества процесса регулирования, помимо повышения точности в типовых режимах, понимается изменение динамических свойств системы регулирования с целью получения необходимого запаса устойчивости и... | |||
9142. | Синтез системы автоматического регулирования | 376 KB | |
Синтез системы автоматического регулирования Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По от... | |||
9143. | Личность ученика как субъекта образования и развития | 116 KB | |
Личность ученика как субъекта образования и развития В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать. Именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждом... | |||
9144. | Методология и методы педагогических исследований | 68.5 KB | |
Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогики. Методологические принципы педагогических исследований. Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Понятие о методол... | |||
9145. | Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания | 132.5 KB | |
Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Характеристика методов воспитания и самовосп... | |||
9146. | Образование как целостный педагогический процесс | 47.5 KB | |
Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом... | |||
9147. | Педагогика в системе наук о человеке | 132 KB | |
Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими наук... | |||
9148. | Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания | 55.5 KB | |
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент... | |||
9149. | Технология организации педагогической деятельности классного руководителя | 113.5 KB | |
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя Технологические аспекты деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками,... | |||