28658

Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.

Доклад

История и СИД

Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.

Русский

2013-08-20

15.01 KB

4 чел.

27. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в.

Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, кот-й позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).

Текущую деят-ть по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутр-х дел ИЛ. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на осн-ии кот-го все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущ-ния реформы: первоначально помещик сохранял право собст-ти на земли, полученные крестьянами в рез-те реформы, за кот-е последние меннообязанными и фактически зависели от помещика. В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.

Условия выкупа были след-ми: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из гос-ой казны, кот-ую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.

В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом.

В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Минусы реформы: *сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина); *уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество; *размер платежей был больше размера оброка.

Плюсы реформы: *появлялись свободные рабочие руки; *стал развиваться внутренний рынок; *сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоупр-я был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распред-ем земли среди членов общины на основе уравнительного землепольз-я. Староста следил гл. образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным обще-ным работам на срок до 2х дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Гл. органом в волости был волостной сход из выборных от сел - один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.

Крестьянское общ-ое самоупр-е функц-ло под контролем полиц-их органов. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существ-ми огранич-ми прав по ср-ию с др. слоями населения.

Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование 2х новых классов - буржуазии и пролетариата, кот-е выходят на полит-ю арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.

Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер з/п почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой з/п при значительной продолжит-ти рабочего дня (до 18 ч. в сутки). Крайне тяжелыми были условия труда и быта рабочих.

Во второй пол. XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В кач-ве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

Ухудшение положения крестьян в деревне и усиление эксплуатации рабочего класса явились одними из главных причин возникновения в 1879 - 1880 гг. революционной ситуации.

В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются усл-я для появления крестьянской политической партии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9141. Повышение качества переходного процесса 974.5 KB
  Повышение качества переходного процесса Под улучшением качества процесса регулирования, помимо повышения точности в типовых режимах, понимается изменение динамических свойств системы регулирования с целью получения необходимого запаса устойчивости и...
9142. Синтез системы автоматического регулирования 376 KB
  Синтез системы автоматического регулирования Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По от...
9143. Личность ученика как субъекта образования и развития 116 KB
  Личность ученика как субъекта образования и развития В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать. Именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждом...
9144. Методология и методы педагогических исследований 68.5 KB
  Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогики. Методологические принципы педагогических исследований. Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Понятие о методол...
9145. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания 132.5 KB
  Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Характеристика методов воспитания и самовосп...
9146. Образование как целостный педагогический процесс 47.5 KB
  Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...
9147. Педагогика в системе наук о человеке 132 KB
  Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими наук...
9148. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 55.5 KB
  Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...
9149. Технология организации педагогической деятельности классного руководителя 113.5 KB
  Технология организации педагогической деятельности классного руководителя Технологические аспекты деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками,...