28666

Привилегии феодалов по «Русской Правде». Положение смердов, закупов, холопов по «Русской Правде»

Доклад

История и СИД

Если он отказывался работать или плохо работал хозяин имел право бить. Если хозяин пытался выдать закупа за холопа то закуп освобождался а сам хозяин мог быть наказан.

Русский

2013-08-20

12.83 KB

29 чел.

5. Привилегии феодалов по «Русской Правде». Положение смердов, закупов, холопов по «Русской Правде».

В XI в. начинают складываться феодальные отношения на Руси, при этом наблюдается неравенство различных слоев населения. Князья стояли над законом, в праве даже не предусматривалось за покушение на него наказания. Большинство бояр несло службу князю – именовались княжими людьми. За убийство княжьего человека следовало наказание. Княжьи люди между собой делились. Большей защитой со стороны закона обладали с 1ой стороны – лица, приближенные к князю, независимо от их родового происхождения, а с др. – чем выше социальное положение, тем более он защищался законом. Духовенство также обладало спец-м статусом: князья духовенство не судили, как и людей церкви, с кот-ми разбирался свой церковный суд.

Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.

Основную массу населения Киевской Руси составляли простые свободные люди (купцы, ремесленники, смерд).

Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи. Смерды – часть крестьян, имеющих землю, тягловый скот, различный инвентарь, но они были принижены по сравнению с др. свободными людьми, т.е. за убийство смерда «РП» устанавливала штраф значит. меньше, чем за уб-во др. свободного человека, а наследство смерда отходило князю.

Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на давшего в долг до полной выплаты этого долга. По своему положению – это временно зависимый человек, однако в случае попытки побега он превращался в холопа (раб). Если он отказывался работать или плохо работал, хозяин имел право бить. Если хозяин пытался выдать закупа за холопа, то закуп освобождался, а сам хозяин мог быть наказан.

Рядовичи («ряд» - договор) – это те, кто заключают договор о своем временном холопском положении, его жизнь при этом оценивалась как у закупа.

Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту. Холопы – это рабы, «говорящие вещи». Рабов мужского пола называли челядью.Причины того, что на Руси не получило распространение рабовладельчество: 1) период становления рабовладельчества в прошлом; 2) климатические условия (жилища, одежда); 3) сезонные работы и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59728. Біблійні мотиви і пророцтво майбутнього у творчості Тараса Шевченка 74 KB
  Тарас Шевченко виріс у патріархальній українській родині де любов до Бога була неодмінною умовою життя. Українці свято вірили в Бога і ревно молилися а жорстоку панщину сприймали як замах на їхню віру переконання...
59729. День вчителя 36 KB
  Дитина: Вчитель Скільки сили треба Щоб навчити нас усіх І терпіння і бажання Дитина: І надій і сподівання. Дитина: Якби не було вчителя То не було напевне Ні поета ні мислителя Ні Шекспира ні Коперника І понині напевне Якби б не було учителя Невідкритими залишилися б Береги Америки.
59730. Конкурс на тему: Зачаровані казкою 51.5 KB
  Конкурс проходив у двох вікових рівнях у категорії Ілюстрація до улюбленої казки учні 0 та І класів та Як уважно вміємо читати казки учні 2 та 3 класів і вимагав ознайомлення учасників зі змістом слідуючих українських народних казок: а Перша група кл.
59731. Державні символи України 53 KB
  Мета: 1 закцентувати увагу на державних символах; 2 повторити документи які узаконюють державність; 3 показати відображення питань української символіки в літературі та мистецтві; 4 виховання патріотичних почуттів у підростаючого покоління.
59732. Кривенька качечка 40.5 KB
  Нічого я ще не знаю, бабуся миленька. Давай підемо по грибки, ти моя старенька. Бери козуб і корзину, я візьму відерце, Наберемо ще води ми з чистого джерельця, Назбираємо грибочків, ягідок нарвемо, Зваримо юшки із грибами, млинців напечемо.
59733. Свято весни. Методична розробка уроку 40.5 KB
  Здрастуй день і здрастуй сонце ясне Промені червоні вище підіймай Хай земля всміхається прекрасна Виграє веселкою весна. В сиву давнину пора року весна відзначалась великою кількістю розмаїтих обрядів ігор пісень.
59734. Інсценівка для дітей. На лісовій галявині 40.5 KB
  На сцені розкладені вирізані з паперу квіти, на кожній квіточці — цукерка. Це галявина. На галявину вибігає дівчинка, одягнена в одяг жовто-брунатного кольору, на голові великий жовтий бант. Це — Бджілка. В руці кошик. Вона побачила квіти і (почала збирати цукерки-нектар).
59735. Олександр Олесь «Печенізька облога Києва» 34.5 KB
  Олександр Олесь Печенізька облога Києва. Виразне читання поезії Олександра Олеся Печенізька облога Києва. Розкажіть про становище Києва в облозі.