28717

Сталинский «большой скачок» и утверждение в СССР тоталитарного режима (1929 – 1940)

Доклад

История и СИД

Сталинский большой скачок и утверждение в СССР тоталитарного режима 1929 1940. разработанных Госпланом СССР она одобрила первый. Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Происходили также важные сдвиги в управлении всем промм комплексом СССР.

Русский

2013-08-20

13.91 KB

14 чел.

65. Сталинский «большой скачок» и утверждение в СССР тоталитарного режима (1929 – 1940).

В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29 — 1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, она одобрила первый. Задания по нему были на 20% выше. «Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли», - заявил И. В. Сталин, и под гипнозом этих слов плановые задания с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. неоднократно повышались.

Хар-ной чертой 2го этапа индустриализации (осень 1928—1937 г.) был упор на новое строительство — преимущественно объектов группы «А» (производство средств производства), на что выделялось свыше 80% всех капиталовложений в промышленность.

Шаги индустриализации. Затертые от частого употребления слова о том, что в годы первой и второй (1933—1937 гг.) пятилеток страна превратилась в грандиозную строительную площадку, тем не менее точно отражали действительность. За это время создаются: угольно-металлургические базы на востоке, в Башкирии; мощные объекты электроэнергетики: отрасли промышленности: качественной и цветной металлургии, подшипниковой, трубопрокатной, тяжелого машиностроения, тракторостроения и производства сельхозмашин, авиационной и автомобильной, химической, шинной и др.; новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск-Ленинск, Караганда-Балхаш, Курган-Свердловск и др.).

Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Специфика их индустриализации заключалась в том, что львиную долю материальных средств они получали за счет щедрых взносов России и отчасти Украины. В результате были обеспечены более высокие по сравнению с общесоюзными темпы пром-го развития бывших отсталых окраин Российской империи (примерно в 1,5-2 раза).

Происходили также важные сдвиги в управлении всем пром-м комплексом СССР. Произвольно изменяемые в сторону увеличения планы не соответствовали реальным возможностям производства. Ежегодно закладывались сотни новых заводов и фабрик, но строительство их не доводилось до конца из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы.

Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20—30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)—ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей.

Складывалась административно-командная система управления, при которой государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.

Сталин и его окружение объявили 1929 г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и индустриализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72754. История моей семьи в истории России 48.5 KB
  Что каждый из нас знает об истории своей семьи? Мы знаем своих родителей, своих бабушек и дедушек. А вот уже старшие поколения в лучшем случае известны нам по семейным альбомам с фотографиями и письмам. Знать историю семьи – значит знать свою предысторию, свои истоки и корни.
72755. ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 110 KB
  В настоящее время все большее распространение получают модернизированные нетрадиционные лекции. Но в информационном XXI веке когда изменились некоторые принципы и методы обучения возникла необходимость создать определённые алгоритмы образовательного процесса в том числе и лекции.
72756. О чем рассказывают имена и фамилии? 120 KB
  Надо обладать очень большими знаниями, чтобы познать и понять многое из того, что исследовано учеными. Существует большое количество словарей имен и фамилий, написано много книг об истории их происхождения, а тема всегда актуальна.
72757. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СВЕЧИ 72.5 KB
  Так заведено что на новогодние праздники люди часто дарят друг другу декоративные свечи с образом символа года. Во многих семьях эти свечи стоят без надобности пылятся на полочке это в лучшем случае а иной раз и валяются где-то в ящиках комода.
72758. История моей школы в истории Отечества 470 KB
  На старых планах города эта школа именовалась как Александровское шоссе и вела она к Александровскому вокзалу железнодорожной станции. Маленькая деревянная школа не могла принять всех желающих учиться да и обучение оставалось платным.
72760. Почему нельзя пить сырую воду из-под крана? 53 KB
  Говорят, что гномики давно перевелись. Может это и так. Но однажды со мной произошел такой случай. Я играл, бегал, а потом захотел пить. Чайник был горячий , поэтому я взял стакан и налил воды из-под крана. Я уже хотел попить и поднес стакан ко рту. Вдруг кто-то сел ко мне на плечо. От неожиданности я выронил стакан.
72761. Перечень и анализ современных субкультур 198 KB
  Почему я выбрала именно эту тему? Я взяла эту тему потому, что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодёжь, а я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформальных движений, их понятия, цели, которые они преследуют, их стремления, идеологию и т. д.