28738

Первые письменные свидетельства о славянах

Доклад

История и СИД

славяне окончательно выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная. славяне стали столь значительны по численности влиянию в окружающем их мире что о них стали сообщать греческие римские арабские византийские авторы римский писатель Плиний Старший См.

Русский

2013-08-20

18.87 KB

15 чел.

Первые письменные свидетельства о славянах. К середине II тысячелетия до н.э. славяне окончательно выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная.

К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший) (См. дополнительный хрестоматийный материал), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. Античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах" (См. дополнительный хрестоматийный материал)
     В эпоху великого переселения народов в III - VI вв. н.э. славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне разделились на несколько групп:

  1.  Одна часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).
  2.  Другая часть славян переселилась севернее. Их станут называть западными славянами (чехи, поляки, словаки, кашубы, лужицкие сербы).
  3.  Третья часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Соседи восточных славян. Восточно - Европейская равнина ещё до прихода сюда славян была заселена различными племенами. На Балтийском побережье и на севере равнины проживали балтийские (литва, жмудь, пруссы, латгалы, земгалы и др.) и финно-угорские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.
     На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Восточно - Европейской равнине примыкала Степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счёт набегов на оседлое население. 
     Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

  1.  В середине VI в. в низовьях Волги находилось государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.
  2.  В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков - Булгарское (Болгарское) царство. Затем Булгарское царство распалось. Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Булгарию. Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев - "болгары").
  3.  Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги.
  4.  На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над частью восточно-славянских племен, многие из которых платили им дань до IX века.

На юге соседкой восточных славян была мощная Византийская империя (395 - 1453) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград). На западе восточные славяне соседствовали с родственными чехами и поляками.

   Занятия славян. Археологические находки свидетельствуют о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат, кроме того, здесь находились древние очаги скифской земледельческой культуры Северного Причерноморья. 
     Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия (подсека): сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. Несколько лет такой участок давал обильный урожай. После истощения почвы приходилось вырубать деревья на новом участке и уже на нем заниматься земледелием. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона и др. 
     У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог: поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, затем снова распахивалось и засевалось. Здесь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа. Во II - V вв. основной хозяйственной единицей была родовая община. Земля обрабатывалась всеми членами рода общими орудиями труда, и произведенный необходимый продукт распределялся между всеми поровну. 

емаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло, но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело. 
     Общественные отношения. В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала на основное средство производства - землю и неполной собственности на феодально-зависимого работника. 
     Последняя стадия перехода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян получила название военной демократии. Важнейшие вопросы в жизни каждого племенного союза решались на народных собраниях, так называемых вечевых сходах, которые сохранились у славян и в средневековье. Вече из представителя знатного рода выбирало военачальника, князя. С течением времени все чаще власть князя становилась наследственной. Следует отметить, что славяне жили в условиях постоянных войн, поэтому с самого начала русской истории роль князя в обществе становится необычайно высокой. Князь нуждался в военной силе, на которую бы мог опереться. Рост прибавочного продукта позволял князю и племени содержать людей, основным занятием которых стало военное дело. Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины из представителей местной знати и людей, отличающихся личной храбростью. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из княжеских управителей и послов. Они имели особо привилегированное положение, и им стала передаваться общинная земля. Младшие дружинники находились при князе. В их обязанности входило ведение княжеского хозяйства и управление его двором. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68749. ЗБІРКА ЗАВДАНЬ ТА РОЗДАТКОВИХ КАРТОК: АНГЛІЙСЬКА МОВА 29.06 MB
  Ці матеріали складено у відповідності до програми навчальної дисципліни «Іноземна мова», зокрема, частини, що стосується ІІ етапу навчання у групах поглибленого вивчення англійської мови. Дана навчально - методична праця призначена для студентів і є допоміжною літературою для конкретизації кожного заняття...
68751. Друга іноземна (англійська) мова: Словник-мінімум 120 KB
  Словник побудовано на текстовому матеріалі підручника S. Le Maistre, C. Lewis “Language to go” розділи 21-40, в яких розглядаються такі теми, як людина та її оточення: подорожування, відпочинок, свята, покупки, кіно, хвороби, їжа, характер людини, робота тощо.
68752. English for future financiers 1.4 MB
  Each unit includes the main text with a vocabulary, a few additional texts and supporting exercises designed to develop students’ English language skills in reading, speaking, listening and writing. Most tasks are intended for work in pairs or in small groups to help students develop the interpersonal...
68753. Англійська мова (додатково): Навчально-методичний посібник 467.5 KB
  Мета навчально-методичного посібника – допомогти студентам раціонально розподілити й засвоїти програмний навчальний матеріал, правильно організувати самостійну роботу, навчити застосовувати набуті знання й навички при спілкуванні з носіями англійської мови, розвити між культурну комунікативну компетенцію та її складові.
68755. English for future business economists 9.69 MB
  The goal of book is to develop and improve students’ English language skills in reading. The texts contain important information concerning the importance of business activity in our lives, different methods of classifying business activity, different forms of business ownership, production and costs of production.
68756. Друга іноземна (англійська) мова: Навчально-методичний посібник 1.35 MB
  Працюючи з посібником студенти навчаться: уживати модальні дієслова базові структури англійського пасивного речення для передачі простої інформації; неособові форми дієслова інфінітив герундій дієприкметники теперішнього та минулого часу; використовувати у власному мовленні прості мовленнєві фрази...