28746

Русская культура 2-й половины 14-15 веков

Доклад

История и СИД

в Москве открывается первый Печатный двор в котором издается богословская православная литература. расписывал в Москве Благовещенский собор. К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного понастоящему величественного здания. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве.

Русский

2013-08-20

18.11 KB

3 чел.

Русская культура 2-й половины 14-15 веков

В развитии русской культуры этого периода появились первые признаки подъема. Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры.

Во 2-й половине 14 в. и 1-й половине 15 в. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о погибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище».

Во 2-й половине 15 в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» -описание путешествий. Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, достигшего Индии в 60-е годы 15 в. Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры.

Во 2-й половине 16 в. в Москве открывается первый Печатный двор, в котором издается богословская православная литература. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславцев издают первую книгу «Апостол», ставшую настоящим шедевром средневекового печатного дела. Всего русскими первопечатниками было издано более 20 книг.

Большой литературный и исторический интерес представляют послания политических противников - Ивана Грозного и Андрея Курбского. В своем послании царь дает обоснование самодержавию. В памфлете «История о великом князе Московском» Курбский обвиняет царя в тирании и неоправданной жестокости.

В 60-е годы 16 в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11 в. жанр летописаний. Написана «Степенная книга», в которой систематизируется история русских земель по поколениям царской династии, дается жизнеописание митрополитов, начиная со времен Киевского государства. Создается Лицевой летописный свод, насчитывающий более 16 тысяч иллюстраций и охватывающий период от начала мира до середины 16 в.

Значительным явлением в литературе этого периода стал «Домострой» Сильвестра (священника московского Благовещенского собора) - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.

Этот период ознаменовался работами великих русских художников - Феофана Грека и Андрея Рублева. Выходцу из Византии Феофану Греку в творчестве были свойственны эмоциональность и экспрессивность. Он работал в Новгороде, писал фрески в церкви Спаса Преображения, в 1405 г. расписывал в Москве Благовещенский собор.

Монах Троице-Сергиева монастыря Андрей Рублев в своем искусстве выразил основные идеи русского православия - внутреннюю созерцательность и спокойствие. Андреи Рублев вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. Наиболее известная его работа - «Троица», написанная для собора Троице-Сергиевой Лавры, - шедевр иконописного творчества.

К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного по-настоящему величественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно.

Иван III начинает интенсивное строительство в Москве. Он привлекает итальянских зодчих (Аристотель Фьораванти, Марк Руффо, Антонио Солари др.). Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами создали Успенский собор - архитектурный шедевр эпохи.

В 1485-1495 гг. начинается перестройка Кремля, возводятся кирпичные стены. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, великокняжеский дворец - Грановитая палата. Архитекторы Барма и Постник закончили строительство на Красной площади собора Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).

16-17 вв.

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67061. Создание анимационного стенда для изучения физических процессов вращения тороида 1.98 MB
  Целью курсовой работы является разработка модели физических процессов. Используя существующий физический аппарат, разработать программу, которая позволяет в реальном масштабе времени наблюдать на экране заранее определённый физический процесс с возможностью изменения начальных условий.
67062. Закріплення знань про звукові значення букви «ц». Опрацювання тексту «Циркова залізниця» 46 KB
  Мета. Закріпити знання дітей про звукове значення літери «ц», формувати навички читання тексту; розвивати мовлення учнів, розвивати вміння відповідати на запитання поширеними реченнями, самостійно ставити питання за змістом прочитаного; виховувати почуття доброзичливості.
67063. Інтелектуальна гра з інформатики «Найрозумніший» 169.5 KB
  Представлення учасників А допомагати у проведенні конкурсу нам буде шановане журі представлення журі Розпочинаємо І тур. Журі стежить за відповідями учасників та веде підрахунки. У випадку невизначеності учасників ІІ туру задаються додаткові питання.
67064. Урок навчання грамоти «В гості прийшла білосніжна зима» 138.5 KB
  Мета: закріплювати в учнів уміння читати слова і текст з вивченими буквами методами ейдетики; розвивати фонематичний слух, спостережливість, увагу, логічне мислення, пам’ять, творчу фантазію; виховувати любов до природи, до тварин. Обладнання: ілюстрації зими, магнітофонний запис, сніжинки, малюнки різних тварин, таблиці складів, роздатковий матеріал.
67066. Інтегрований урок з хімії 53.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів по хімії, сформувати уявлення про тісний зв'язок хімії з іншими навчальними предметами та про важливість знань з хімії для освіченої, ерудованої людини; формувати пізнавальний інтерес, розвивати логічне мислення, розширити кругозір учнів...
67067. Искусство эффективного слушания 34 KB
  Применить на практике навыки эффективного слушания на занятиях Оценить приоритеты эффективного слушания для говорящего и слушающего Материалы: листы бумаги маркер. Напишите на бумаге цветными маркерами основные понятия искусства слушать: Находиться рядом с говорящим; Узнавать мнение и позицию говорящего...
67068. Материки южного полушария 3.34 MB
  Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков); применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций...