28767

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

Доклад

История и СИД

Основные тенденции развития стран Европы во второй половине XVIIXVIII веке 1. Эволюция внутриполитического устройства Во 2й половине XVII XVIII веков внутриполитическое устройство большинства стран Европы сохраняло средневековые черты. ограниченная монархия Венецианская и Генуэзская республики в XVIII столетии Швеция 17191772 гг. XVIIXVIII века в Европе стали временем когда завершился процесс собирания земель и формирование государств в их современных границах.

Русский

2013-08-20

29.63 KB

75 чел.

14. Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

Основные тенденции развития стран Европы во второй половине XVII-XVIII веке

1. Эволюция внутриполитического устройства

Во 2-й половине XVII – XVIII веков внутриполитическое устройство большинства стран Европы сохраняло средневековые черты. Главной формой правления оставалась монархия, однако теперь она носила не ограниченный, а абсолютный характер. Абсолютизм – форма государственного правления, при которой глава государства (монарх) рассматривается как единственный источник всей власти. Монарх полностью контролирует государственных чиновников, устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги, является главнокомандующим армией и т.д. Абсолютизм зародился в период Позднего Средневековья, в конце XV – XVI веке, но своего апогея достиг именно в XVII веке. В это время абсолютными монархиями становятся Франция, Дания, Швеция, Австрия, Пруссия, Испания, Португалия, ряд итальянских государств (королевство Сардиния, королевство Обеих Сицилий). Исключениями были Республика Соединённых Провинций Нидерландов (Голландия), Англия (в 1649-1660 гг. – республика, с 1688 г. – ограниченная монархия), Венецианская и Генуэзская республики, в XVIII столетии – Швеция (1719-1772 гг.) и США (с 1783 г.).

Эпоха Просвещения и потребности экономического развития привели к трансформации абсолютизма и возникновению такого явления, как просвещённый абсолютизм. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.        

В странах абсолютизма, несмотря на то, что сословные органы управления (парламенты) продолжали своё существование, их функции, права и привилегии значительно понизились, они собирались всё реже и реже. Контроль над государством перешёл монарху и его бюрократическому аппарату. Исключением были английский парламент и голландские Генеральные штаты.

XVII-XVIII века в Европе стали временем, когда завершился процесс «собирания» земель и формирование государств в их современных границах. Войны и революции XIX века мало изменили очертания европейских стран. Однако Италия и Германия по-прежнему оставались раздробленными, и процесс их объединения и создания централизованного государства завершился только во 2-й половине XIX века.

 2. Изменения в общественном устройстве

Общественное устройство 2-й половине XVII – XVIII века так же, как и политическое, сохранило средневековые, феодальные черты. Во многих странах существовало деление на 3 или 4 сословия (Испания, Швеция), при этом привилегированные сословия – духовенство и дворянство – играли решающую роль во всех делах государства, а буржуазия, ремесленники и крестьянство занимали подчинённое положение. Ситуация стала изменяться только к концу XVIII столетия, но добиться участия во внутренней и внешней политике 3-му сословию – буржуазии – удалось в основном при помощи революций.  Лишь в Голландии и Англии буржуазия заняла лидирующее положение, существенно потеснив дворянство и духовенство. Сословное деление общества утратило в этих странах своё значение ещё в XVII веке.

Поскольку основной отраслью экономики в этот период являлось сельское хозяйство, подавляющее большинство населения (до 80-90 %) проживало в деревне. Число городов и численность городского населения увеличивались медленно, значительный скачок произошёл только в Англии во 2-й половине XVIII столетия благодаря промышленному перевороту.

Население стран Европы и Америки росло достаточно стабильно, хотя по сравнению с древностью и Средневековьем гораздо быстрее (почти в 2 раза). В начале XVII века оно составляло около 120-ти млн. человек, спустя 200 лет – около 190-та млн. В войнах (считая революционные войны) XVII века погибло 3,3 млн. человек, в войнах XVIII – более 5 млн.


    
3. Развитие экономики

Несмотря на активное развитие и внедрение капиталистических отношений во все сферы жизни, во 2-й половине XVII – XVIII веке экономика большинства стран Европы продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной сферой экономики по-прежнему оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой (в Европе) – зависимое или полузависимое крестьянство.

В промышленности ведущее место по-прежнему принадлежало цехам, которые определяли качество и количество выпускаемой продукции. При этом они упорно сопротивлялись каким бы то ни было переменам. В основном были развиты горнодобывающая, лесная, кораблестроительная, текстильная и пищевая отрасли.

Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырьё (полезные ископаемые, лес, драгоценные металлы, продукты), доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товаров метрополии, являлись местом, куда перемещалось «лишнее» население (не только бедняки, но и «опасные» для государственных интересов люди). До конца XVIII – начала XIX века и Северная, и Южная Америки были поделены между несколькими европейскими государствами, политико-экономическое устройство которых и определяло уклад жизни в колониях.
        На общем фоне сильно выделялись два государства –
Голландия и Англия. Они были единственными странами, в которых с конца XVII – начала XVIII века промышленность становится ведущей сферой экономики, подчиняя сельское хозяйство своим нуждам. Это стало возможным благодаря тому, что у власти в этих странах находилась буржуазия, добившаяся таких успехов с помощью революций (Нидерландская и Английская буржуазные революции). Именно здесь зародились рабочий класс (сначала в Голландии, затем – в Великобритании) и промышленная буржуазия. Однако к концу XVIII столетия Голландия утратила лидирующие позиции в экономике, уступив их Великобритании.
        Также достаточно развитыми в экономическом отношении являлись
Франция, Бельгия, Пруссия, Австрия, Чехия, Швеция, Дания. Наиболее отсталыми были Испания, Португалия, Италия, Ирландия, Финляндия, Исландия, страны Восточной и Южной Европы.

Основной экономической и торговой политикой, которую в XVII – XVIII веках проводили все европейские государства и их колонии, являлась политика меркантилизма, или активного торгового баланса. Она появилась, когда успехи в развитии торговли и Великие географические открытия привели к увеличению спроса на золото и серебро. Советники при королях, начиная с XVI века, стали писать работы о драгоценных металлах, о пользе сдерживания импорта и поощрении экспорта. Так возникла школа меркантилистов (от итал. mercante – купец). Согласно меркантилистам, богатство – это деньги, а деньги – это золото и серебро. Товар имеет себестоимость потому, что он покупается за деньги. Соответственно, источник богатства – внешняя торговля. Цель внешней торговли – обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезённых товаров (т.е. активный торговый баланс и захват внешних рынков). Национальную промышленность надо поддерживать путём импорта дешёвого сырья и протекционистских тарифов на другие импортные товары. Государство должно тратить меньше, чем получает, и тогда будет накапливаться богатство. В XIX веке подобные экономические меры получили название протекционизма.
        Ошибка меркантилистов состояла в предположении, что можно долгое время поддерживать активное сальдо торгового баланса без вредных последствий для национальной экономики в целом. Приток в страну драгоценных металлов повышает внутренние цены и в итоге приводит к оттоку капитала из страны, что постепенно сводит на нет выгоды от положительного баланса внешней торговли (как это случилось с Испанией и Португалией в XVI веке). Кроме того, большинство меркантилистов придерживалось точки зрения, согласно которой экономические интересы наций противоположны, поскольку в мире имеется строго ограниченное количество ресурсов, которые одна страна может приобрести только за счёт другой. Выигрыш одного всегда означает проигрыш другого. Поэтому меркантилисты не стеснялись открыто защищать политику «
разори соседа» и выступать за сокращение внутреннего потребления. По отношению к коротким периодам времени позиция меркантилистов не столь ошибочна. Когда экономика страдает от недостатка спроса и падения цен, то активный торговый баланс поддерживает цены, а приток золота снижает процентные ставки и стимулирует инвестиции и занятость населения.
        Наиболее известным последователем политики меркантилизма являлся
Жан-Батист Кольбер, генеральный контролёр финансов французского короля Людовика XIV. Впоследствии его опыт был заимствован многими европейскими странами.

Во 2-й половине XVIII века популярной в Европе становится теория физиократов (от греч. physis – природа, kratos – власть) – французских экономистов, последователей идей Просвещения. Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Деньги служат только средством обмена и не представляют собой никакого богатства. Контролирующие функции государства в экономике должны быть ограничены, а личности предоставлена полная экономическая свобода. Лозунгом физиократов было следующее выражение, придуманное Франсуа Кенэ: «laissez fair, laissez passez» – «пусть всё идёт, как идёт» или «будь что будет».
        К физиократам принадлежали генеральный контролёр финансов Людовика XVI
Робер Жак Тюрго, датский наследный принц Фредерик (будущий король Фредерик VIII), Дэвид Юм и др.

Прямым продолжением теории физиократов стала политика либерализма (от лат. liberalis – свободный) – политика свободной, ничем не ограниченной торговли, к которой постепенно стали переходить страны Европы с конца XVIII века. Это было вызвано потребностью развивающейся промышленности, и первыми, кто начал проводить отдельные элементы политики либерализма, стали Англия и Голландия.


    
4. Тенденции во внешней политике

В Европе XVII-XVIII веков существовало 3 основных узла международной напряжённости:

1) Западная Европа. Здесь сталкивались интересы Англии, Франции, Голландии и Испании. Основная цель – господство на море и в колониях, притязания на преобладание в Европе. Помимо данного региона, боевые действия велись также в Северной Америке, Карибском бассейне и Индийском океане (включая Юго-Восточную Азию).
        2)
Юго-Восточная Европа. С данным регионом был связан так называемый «Восточный вопрос» – проблема взаимоотношений европейских держав и России, с одной стороны, и Османской империи, с другой. «Восточный вопрос» возник ещё в XVI веке, а окончательно оформился к XVIII столетию.

3) Северо-Восточная Европа. Противоборствующими сторонами в этом регионе являлись Швеция, Дания, ряд немецких княжеств, Польша и Россия. Основная цель – господство на Балтике. 

К началу Нового времени Испания, Португалия и Священная Римская империя утратили ведущие позиции в международных отношениях. Их место заняли Голландия, Франция и Англия. При этом Франция претендовала на европейское господство, а Голландия и Англия боролись за господство на море. К XVIII веку Голландия сошла с международной арены, и борьба продолжилась между Англией и Францией. Она завершилась безусловной победой Англии, которая лишила свою соперницу основной части колоний и стала первой морской державой. Тем не менее, Франция сохранила преобладание в Европе. Все конфликты между другими странами проходили с учётом англо-французских противоречий.

В это же время одним из важнейших факторов европейской политики стала Россия, особенно с XVIII столетия.  Поскольку в XVII веке завершилось формирование основных колониальных империй, и все прибрежные области оказались поделены между ведущими европейскими государствами, с XVIII столетия широкий размах приобрели колониальные войны за передел колоний. Их основными участниками являлись Великобритания и Франция.

XVII-XVIII века стали временем формирования и становления международного права и дипломатии в современном виде. Появились новые политико-дипломатические и правовые понятие: политическое равновесие, «естественные границы» государства, право войны и мира, свобода морей, незыблемость международного договора. Организация дипломатической службы приобрела большую устойчивость: с начала XVII века получило распространение постоянное дипломатическое представительство, установилась определённая дипломатическая иерархия (по значимости страны). Большую популярность получили различные коалиции стран, и редкая война этого периода не велась одной коалицией против другой.
        Наиболее яркое выражение международные противоречия этого периода нашли в следующих конфликтах:
30-летней войне, 3-х англо-голландских войнах, войнах Людовика XIV с Испанией и Голландией, Северной войне, войне за Испанское наследство и 7-летней войне. Последняя оказалась настолько кровопролитной и опустошающей, что вплоть до начала ВФР европейские страны находились в состоянии относительного мира и практически не вступали в широкомасштабные конфликты (исключение – война за Баварское наследство 1777-1778 гг. и русско-шведская война 1788-1790 гг.).

5. Культура (искусство, наука, религия)

Культура 2-й половины XVII – XVIII века прошла под знаком эпохи Просвещения или подготовки к нему, и по этой причине значительно отличалась от культуры и предыдущего, и последующего периодов.
        Несмотря на многообразие направлений в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм), они отличались больше не внешним, а
внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII века началось формирование массовой, или буржуазной культуры.
        Больших успехов в этот период достигла
наука. Начиная с 1-й половины XVII века научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений, заложивших основы европейской техногенной цивилизации.

Итогом научно-технического развития стало возникновение совершенно нового мировоззрения. Человек впервые почувствовал себя властелином природы, поскольку был вооружён знанием её законов. Отсюда – небывалое ощущение свободы и собственной значимости, невозможное в Средние века.

 Религиозное самосознание всё больше уступало светскому, рациональному, и сама церковь всё больше теряла своё былое влияние. Если во 2-й половине XVII века во многих странах Европы ещё продолжались гонения на еретиков, охота на ведьм, ведовские процессы, то в XVIII столетии большинство государств перешли к более взвешенной и терпимой религиозной политике (за исключением Испании и ряда итальянских государств). В 50-60-е гг. XVIII века практических из всех европейских стран был изгнан Орден иезуитов и были приняты законы, которые уравнивали в правах всех христиан, независимо от того, к протестантской или католической церкви они принадлежали.
        Значительно по сравнению со Средневековьем повысились
уровень образованности населения и его гуманность. Во 2-й половине XVIII века по всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые, благодаря Просвещению, были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам.

Таким образом, период 2-й половины XVII – XVIII веков, несмотря на его цельность и самобытность, всё-таки следует назвать переходным. Феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX века. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства. Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59762. Літературна мандрівка місцями перебування Лесі Українки в Балаклаві 37.5 KB
  Наш край по праву вважають другою колискою таланту Лесі. Крим шанує імя однієї з найосвіченіших жінок світу митця з терновим вінком: імя Лесі носять вулиці бібліотеки кінотеатри; на Кримській землі встановлено стелу з персонажами Лісової пісні...
59763. День Святого Валентина – тематичне заняття в дошкільному закладі (старша група) 57 KB
  Мета: Виховувати любов до рідних, близьких; повагу до оточуючих людей; товариські і дружні почуття. Вчити дітей оцінювати вчинки товаришів. Формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди прийде на допомогу товаришу.
59764. Суспільно-політичне життя УРСР в 1985-1991 роках 40 KB
  Очікувані результати: після цього уроку учні зможуть аналізувати явища суспільнополітичного життя в зазначений період; характеризувати політику гласності лібералізації спроби провести політичні реформи зростання політичної активності населення; співставляти різні точки зору щодо процесів в роки перебудови в Україні та дає їм власну оцінку визначає вплив політичних процесів в роки перебудова на формування причин розпаду СРСР удосконалити навики роботи по створенню “асоціативного куща†презентації на задану тему сформувати і...
59766. Сполучені Штати Америки. Загальна характеристика 59.5 KB
  He was a seaman and made many sea voyages. In 1492 the King and the Queen of Spain gave him money to go to India. He decided to sail west as he was sure that our planet was round. And after sailing 4000 miles
59767. США в первой половине ХIХ века. Гражданская война в США 44 KB
  Цели: охарактеризовать особенности социально-экономического развития США раскрыть причины гражданской войны ознакомить учащихся с её ходом определить влияние личности А.Линкольна президентом...
59768. Адміністративний та державний устрій США. The White House and Its Dwellers 210.5 KB
  We have been studying America for 4 months already. We have learnt about geographical and economical peculiarities of the USA, about emblems, state system, cities of the USA.
59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...
59770. Life of a Society. Famous People of the USA 32 KB
  At our lesson you’ll introduce your projects/reports devoted to famous people of the USA, you’ll develop your listening skills, practise vocabulary in a realistic context, master oral language skills and extend your knowledge of the USA history.