28771

История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории

Доклад

История и СИД

История действительность в её развитии движении наука о развитии общества и природы прошлое сохраняющееся в памяти человечества. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля что история никогда и никого ничему не учит это наглядно видно на практике. В системе социальногуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы которая постепенно накапливается.

Русский

2013-08-20

24.23 KB

149 чел.

  1.  История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории.

История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром. 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. История как наука

Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история. В переводе с греческого языка «история» — «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью много-численных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом

исторической науки является деятельность людей, или субъективный

фактор исторического процесса. История — это сложный процесс

развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

Историки не просто собирают факты (с лат. — «сделанное, совер-

шившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций.

Сторонники различных религий считают историю проявлением

божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом

развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций

(формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода

в мировой истории выделяют разное количество культурно-истори-

ческих типов или цивилизаций.

Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный,

статистический метод, метод периодизации и другие методы по-

зволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные

историки придерживаются принципа научности (объективности), то

есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не под-

бирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается

в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени 6

(принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание исто-

рии помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная

функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение

(функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви

к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных

ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет

собой особую форму общественного сознания, важную часть политиче-

ской культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства»

называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.

История занимает важное место в группе гуманитарных и соци-

альных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для

размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов,

социальных психологов и других специалистов. История как наука

состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие

человеческих сообществ на определенных территориях (история

России, других стран, определенного региона, континента, всего мира).

Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям,

отдельным предметам, проблемам: история государства и права,

экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная,

социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специ-

альных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось

в сфере методики и техники исторических исследований: археология,

архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая

антропология, демография, метрология и многие другие.

Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, со-

циально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей

историки стали изучать отношения простых людей, особенности

духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп.

В современной исторической науке возникли такие направления,

как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая

рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования»,

«история повседневности», «гендерная история» и др.

История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

Всемирная история и история России соотносятся как общее и осо-

бенное в историческом развитии.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

2. Историю пишут историки

История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного

предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глу-

бокой древности, передавались в устной форме, получили отражение

в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письмен-

ности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, 7

летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения

материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, со зданная

летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на

Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись

профессиональные историки, научные школы и направления, научные

учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России

для становления исторической науки как самостоятельной отрасли

знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин,

С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX — начало XX в.)

и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки

стали называть историографией.

Профессиональные историки извлекают факты из источников.

Основными группами являются источники письменные (летописи,

документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания,

механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно

к концу XIX—XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изо-

бразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных

судах). Теорию и методологию исторических источников изучает

источниковедение.

Самые интересные сведения современные молодые российские исто-

рики находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства

входят Российский государственный архив древних актов (документы

от основания российской государственности до Петровской эпохи),

Российский государственный исторический архив (документы от

Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив со-

циально-политической истории, Российский государственный архив

литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.

В отношении всех источников фактической информации историки

осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.)

и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности

и т. д.) критику.

Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть

заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенден-

ций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г.

при Президенте Российской Федерации была создана специальная

комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что

касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом

и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская

Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил

Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что

главную роль сыграли американские и английские войска.

В современной России будущие профессиональные историки

учатся на исторических факультетах университетов и педагогических 8

институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах,

работают в архивах, музеях и других учреждениях. После об учения

в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают

кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень

доктора исторических наук. В состав Российской академии наук

входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории.

В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская

история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем

исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг

многих исторических проблем происходят споры, привлекающие

внимание всех интересующихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35711. Рекомендації щодо виконання творчого проекту та оформлення портфоліо (пояснювальної записки) 26.5 KB
  Втуп де потрібно обґрунтувати вибір теми проекту та вказати мету яку плануєте досягнути. Організаційно-підготовчий етап: а короткі історичні відомості про об’єкт проектування або техніку оздоблення чи виготовлення виробу; б проаналізувати виробианалоги мінімум 3 об’єкти; в визначити основні характеристики та встановити вимоги до власного виробу; 5.Конструкторський етап: а виконання клаузури якщо це можливо або робочих рисунків для проекту; б визначення найвдалішого варіанту виробу і виконання його...
35712. Диванная подушка. Творческий проект 1.82 MB
  Для лоскутного шитья нужна красивая ткань которая подходила бы к интерьеру моей комнаты. Перевести рисунок на кальку; перевести рисунок с кальки на ткань; подобрать нитки нужных цветов; натянуть ткань на пяльцы; вышить мелкие детали двойной гладью; вышить крупные детали двойной гладью; выстирать вышитый рисунок; проутюжить вышивку с изнаночной стороны через ткань; вырезать детали наволочки; сшить наволочку; обметать швы; пришить молнию; проутюжить работу. Ситец Бархат...
35713. Элемент декора жилой комнаты. Творческий проект 2.67 MB
  ткань Ткань независимо от выбранной вами техники должна быть из натуральных волокон. Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок однако при условии что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Рамы для росписи Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или закрепив ткань на деревянном подрамнике который художники используют для натягивания холста. Для выполнения картины Журавли вам понадобиться: ткань 5070 см.
35714. ЧУДО СВОИМИ РУКАМИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2.42 MB
  В древние времена когда ткань только стала распространяться игольницы изготавливались при помощи любой ткани и бумаги которые перекладывались между собой. Позднее игольницы изготавливались из дерева или слоновой кости и между ними располагалась бархатная материя где хранились булавки иголки. Игольницыподушечки Игольницыподушечки часто создаются рукодельницами в декоративных целях. Игольницы украшают вышивкой аппликацией вместо ткани может использоваться вязка.
35715. Декоративная роспись по стеклу. Творческий проект 95.5 KB
  Такой находкой оказалась декоративная роспись по стеклу. Новизна этого проекта в том что техника росписи по стеклу до недавнего времени мало использовалась в украшении интерьера. Любовь к живописи по стеклу в частности увлечение изделиями в стиле модерн пришло ко мне недавно.
35716. Изготовление мягкой игрушки в технике вязания спицами или крючком. Вязаные котята 897.5 KB
  Спицы Спицы это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того из какого материала они выполнены спицы могут быть аллюминиевые стальные деревянные костяные пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими чтобы петли по ним могли легко скользить и иметь удобный для работы конец не слишком тупой и не слишком острый. Поэтому если для работы вам нужны тонкие спицы отдайте предпочтение стальным т.
35717. Изготовление и дизайн предметов интерьера. (техника лепки из солёного теста) 98.5 KB
  За основу взята проектная идея: Изготовление декоративного панно для украшения домашнего интерьера. Цель проекта: Выполнить панно для жилого или офисного помещения в соответствии с его стилем. Панно выполненное своими руками замечательно дополнит интерьер любой комнаты и пополнит коллекцию творческих работ воспитанников. Ранее учащиеся коллектива Хлебная сказка уже изготавливали картины из соленого теста на различную тематику поэтому данное панно будет гармонировать с остальными.