28771

История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории

Доклад

История и СИД

История действительность в её развитии движении наука о развитии общества и природы прошлое сохраняющееся в памяти человечества. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля что история никогда и никого ничему не учит это наглядно видно на практике. В системе социальногуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы которая постепенно накапливается.

Русский

2013-08-20

24.23 KB

158 чел.

  1.  История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории.

История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром. 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. История как наука

Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история. В переводе с греческого языка «история» — «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью много-численных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом

исторической науки является деятельность людей, или субъективный

фактор исторического процесса. История — это сложный процесс

развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

Историки не просто собирают факты (с лат. — «сделанное, совер-

шившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций.

Сторонники различных религий считают историю проявлением

божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом

развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций

(формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода

в мировой истории выделяют разное количество культурно-истори-

ческих типов или цивилизаций.

Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный,

статистический метод, метод периодизации и другие методы по-

зволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные

историки придерживаются принципа научности (объективности), то

есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не под-

бирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается

в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени 6

(принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание исто-

рии помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная

функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение

(функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви

к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных

ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет

собой особую форму общественного сознания, важную часть политиче-

ской культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства»

называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.

История занимает важное место в группе гуманитарных и соци-

альных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для

размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов,

социальных психологов и других специалистов. История как наука

состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие

человеческих сообществ на определенных территориях (история

России, других стран, определенного региона, континента, всего мира).

Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям,

отдельным предметам, проблемам: история государства и права,

экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная,

социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специ-

альных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось

в сфере методики и техники исторических исследований: археология,

архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая

антропология, демография, метрология и многие другие.

Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, со-

циально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей

историки стали изучать отношения простых людей, особенности

духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп.

В современной исторической науке возникли такие направления,

как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая

рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования»,

«история повседневности», «гендерная история» и др.

История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

Всемирная история и история России соотносятся как общее и осо-

бенное в историческом развитии.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

2. Историю пишут историки

История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного

предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глу-

бокой древности, передавались в устной форме, получили отражение

в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письмен-

ности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, 7

летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения

материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, со зданная

летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на

Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись

профессиональные историки, научные школы и направления, научные

учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России

для становления исторической науки как самостоятельной отрасли

знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин,

С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX — начало XX в.)

и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки

стали называть историографией.

Профессиональные историки извлекают факты из источников.

Основными группами являются источники письменные (летописи,

документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания,

механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно

к концу XIX—XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изо-

бразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных

судах). Теорию и методологию исторических источников изучает

источниковедение.

Самые интересные сведения современные молодые российские исто-

рики находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства

входят Российский государственный архив древних актов (документы

от основания российской государственности до Петровской эпохи),

Российский государственный исторический архив (документы от

Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив со-

циально-политической истории, Российский государственный архив

литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.

В отношении всех источников фактической информации историки

осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.)

и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности

и т. д.) критику.

Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть

заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенден-

ций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г.

при Президенте Российской Федерации была создана специальная

комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что

касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом

и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская

Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил

Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что

главную роль сыграли американские и английские войска.

В современной России будущие профессиональные историки

учатся на исторических факультетах университетов и педагогических 8

институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах,

работают в архивах, музеях и других учреждениях. После об учения

в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают

кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень

доктора исторических наук. В состав Российской академии наук

входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории.

В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская

история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем

исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг

многих исторических проблем происходят споры, привлекающие

внимание всех интересующихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...
82257. Классическая и неклассическая концепция истины. Экзистенциальная истина, истина и правда 39.28 KB
  Стержень классической концепции истины принцип соответствия знания действительности. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существует критерий установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия...
82258. Проблемы истины в свете практичкского применения. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину 38.38 KB
  Так что же такое истина Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: Истина это соответствие знаний действительности; Истина это опытная подтверждаемость; Истина это свойство самосогласованности знаний; Истина это полезность знания его эффективность; Истина это соглашение. Первое положение согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности является главным в классической концепции истины.
82259. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение как функция теории и её результат 37.73 KB
  Понимание нельзя смешивать с тем что называют озарением инсайтом интуицией хотя все это есть в процессе понимания. Наряду с описанием объяснением истолкованием интерпретацией понимание относится к основным процедурам функционирования научного знания. Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием понять значит выразить в логике понятий или смешивать с процедурой объяснения хотя они и связаны между собой.
82260. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герминевтике как « органону наук о духе»(В.Дильтей, Г.Гадамер) 39.83 KB
  Дильтей 1833-1911 который предпринял попытку расширить герменевтику до ее понимания как общенаучной философской дисциплины. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции а для понимания культуры прошлого необходима герменевтика. Два вида понимания рассуждал Дильтей отражают собой два имеющихся комплекса наук: наук о духе и наук о природе. Концепцию логических форм интерпретации Дильтей предваряет исследованием проявлений жизни и форм понимания.
82261. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологи 33.73 KB
  Степина в качестве ведущих элементов структуры теории рассматриваются теоретические схемы представленные относительно независимо в языке содержательного описания либо в форме математических зависимостей на языке формул. Так основание физической теории составляют математический формализм первый слой фундаментальная теоретическая схема второй слой они всегда взаимообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных теоретических схем которые предстают как выводимые или конструируемые из фундаментальной теоретической схемы...
82262. Герменевтика – наука о понимании и интерпритации текста. Текст как особая реальность и «еденица» анализа социально – гуманитарного знания 37.79 KB
  Изначальная многозначность любого текста а она характерна даже для научных текстов что обыгрывается в современном постмодернизме становится в философии предметом особого направления которое обозначается как герменевтика. Внешне общая парадигма герменевтических устремлений реализуется в антисциентистском направлении но не в плане простого отказа от использования научной методологии при исследовании текста а в плане утверждения идеи о необходимости обязательного дополнения такого исследования субъективистскими компонентами. Сами тексты...