28771

История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории

Доклад

История и СИД

История действительность в её развитии движении наука о развитии общества и природы прошлое сохраняющееся в памяти человечества. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля что история никогда и никого ничему не учит это наглядно видно на практике. В системе социальногуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы которая постепенно накапливается.

Русский

2013-08-20

24.23 KB

136 чел.

  1.  История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории.

История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром. 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. История как наука

Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история. В переводе с греческого языка «история» — «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью много-численных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом

исторической науки является деятельность людей, или субъективный

фактор исторического процесса. История — это сложный процесс

развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

Историки не просто собирают факты (с лат. — «сделанное, совер-

шившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций.

Сторонники различных религий считают историю проявлением

божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом

развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций

(формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода

в мировой истории выделяют разное количество культурно-истори-

ческих типов или цивилизаций.

Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный,

статистический метод, метод периодизации и другие методы по-

зволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные

историки придерживаются принципа научности (объективности), то

есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не под-

бирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается

в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени 6

(принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание исто-

рии помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная

функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение

(функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви

к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных

ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет

собой особую форму общественного сознания, важную часть политиче-

ской культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства»

называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.

История занимает важное место в группе гуманитарных и соци-

альных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для

размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов,

социальных психологов и других специалистов. История как наука

состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие

человеческих сообществ на определенных территориях (история

России, других стран, определенного региона, континента, всего мира).

Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям,

отдельным предметам, проблемам: история государства и права,

экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная,

социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специ-

альных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось

в сфере методики и техники исторических исследований: археология,

архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая

антропология, демография, метрология и многие другие.

Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, со-

циально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей

историки стали изучать отношения простых людей, особенности

духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп.

В современной исторической науке возникли такие направления,

как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая

рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования»,

«история повседневности», «гендерная история» и др.

История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

Всемирная история и история России соотносятся как общее и осо-

бенное в историческом развитии.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

2. Историю пишут историки

История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного

предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глу-

бокой древности, передавались в устной форме, получили отражение

в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письмен-

ности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, 7

летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения

материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, со зданная

летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на

Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись

профессиональные историки, научные школы и направления, научные

учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России

для становления исторической науки как самостоятельной отрасли

знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин,

С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX — начало XX в.)

и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки

стали называть историографией.

Профессиональные историки извлекают факты из источников.

Основными группами являются источники письменные (летописи,

документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания,

механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно

к концу XIX—XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изо-

бразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных

судах). Теорию и методологию исторических источников изучает

источниковедение.

Самые интересные сведения современные молодые российские исто-

рики находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства

входят Российский государственный архив древних актов (документы

от основания российской государственности до Петровской эпохи),

Российский государственный исторический архив (документы от

Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив со-

циально-политической истории, Российский государственный архив

литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.

В отношении всех источников фактической информации историки

осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.)

и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности

и т. д.) критику.

Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть

заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенден-

ций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г.

при Президенте Российской Федерации была создана специальная

комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что

касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом

и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская

Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил

Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что

главную роль сыграли американские и английские войска.

В современной России будущие профессиональные историки

учатся на исторических факультетах университетов и педагогических 8

институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах,

работают в архивах, музеях и других учреждениях. После об учения

в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают

кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень

доктора исторических наук. В состав Российской академии наук

входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории.

В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская

история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем

исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг

многих исторических проблем происходят споры, привлекающие

внимание всех интересующихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17050. Використання редактора реєстру Windows XP 94.5 KB
  Практична робота №14 Тема: Використання редактора реєстру. Мета: Ознайомитися з редактором реєстру Windows XP навчитися здійснювати пошук інформації в реєстрі а також здійснювати зміни в реєстрі. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання ...
17051. Основні прийоми роботи в середовищі Windows 976 KB
  Практична робота №1 Тема: Основні прийоми роботи в середовищі Windows. Мета: вивчити структуру робочого столу і властивості основних об'єктів. Призначення: ознайомитися з основними об'єктами робочого столу теками Мій комп'ютер Мережеве оточення Корзина і пане
17052. Настройка операційної системи Windows 576.5 KB
  Практична робота №2 Тема. Настройка операційної системи Windows. Мета: придбати уміння і навик виконання операцій настройки основних засобів управління і елементів оформлення робочого столу за допомогою ОС Windows. Призначення: оволодіння засобами виконання основних оп
17053. Робота з вікнами. Вивчення прийомів роботи з обєктами 949 KB
  Практична робота №3 Тема: Робота з вікнами. Вивчення прийомів роботи з обєктами. Мета: ознайомитися із структурою стандартного вікна ОС Windows прийомами роботи з одним і декількома вікнами. Навчитися прийомам роботи з обєктами. Устаткування: ПК. Операційна система Win...
17054. Управління теками, файлами і ярликами 470.5 KB
  Практична робота №4 Тема: Управління теками файлами і ярликами Мета: придбати уміння і навик роботи з теками і файлами а також створення ярликів до них. Призначення: оволодіння прийомами створення і перейменування тек копіювання переміщення видалення і відновленн...
17055. Використовування програми «Провідник» 479.5 KB
  Практична робота №5 Тема: Використовування програми Провідник Мета: придбати уміння і навик роботи з програмою Провідник. Призначення: оволодіння засобами програми Провідник забезпечить закріплення навиків придбаних при виконанні попередньої роботи і сп
17056. Социальная защита населения. Социальные трансферты 186 KB
  В подобном контексте рассматриваемое понятие неизбежно связано с политикой обеспечения прав и гарантий в области уровня и качества жизни: на минимально достаточные средства для жизни; на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери кормильца; на защиту от безработицы, охрану здоровья...
17057. Програмування арифметичних дій множення і розподіл 43.5 KB
  Практична робота №21 Тема: Програмування арифметичних дій множення і розподіл. Мета: Навчитися створювати програми на асемблері виконуючі операції множення і розподіл.. Устаткування: ПК. Програма Turbo Assembler 5.0. Правила ТБ. Хід роботи Описати коже...
17058. Програмування арифметичних виразів 40 KB
  Практична робота №22 Тема: Програмування арифметичних виразів. Мета: Навчитися створювати програми на асемблері виконуючі основні арифметичні дії. Устаткування: ПК. Програма Turbo Assembler 5.0. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Індивідуальне завдання ...