28775

Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

Доклад

История и СИД

В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека. Эссе Специфика цивилизации государства общества культуры Древнего востока и Античности Понятие цивилизации является очень широким. Специалисты выделяют три глобальных типа: традиционные цивилизации; индустриальная цивилизация; постиндустриальная информационная цивилизация. Цивилизации Востока развиваются циклически проходят фазы становления и упрочения единого государства его упадка а затем наступает катастрофа связанная с распадом государства.

Русский

2013-08-20

38.1 KB

701 чел.

05. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер).

Особенности древневосточных цивилизаций:

1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».

2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.

3.Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.

4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.

5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.

Античность

1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.

2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание.

3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать.

4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы. 

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение" "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

Эссе

Специфика цивилизации государства, общества, культуры Древнего востока и Античности


Понятие цивилизации является очень широким. Одним из первых данное понятие в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Ее определяют сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — мировоззрении, которое формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения отдельного человека и различных социальных групп в целом.

Цивилизация — это и присущий какому-либо культурно-историческому типу способ организации, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели.

Специалисты выделяют три глобальных типа:

— традиционные цивилизации;

— индустриальная цивилизация;

— постиндустриальная (информационная) цивилизация.

Для восточных обществ характерен первый тип. Цивилизации Востока развиваются циклически - проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка, а затем наступает катастрофа, связанная с распадом государства. На каждой новой ступени развития этот цикл повторяется.

Для Западной Европы характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более высоким формам развития общества. Таким образом, Европейская цивилизация прошла все три типа.

Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:

  1.  Система экономических отношений, основанная на разделении труда.
  2.  Средства производства контролируемые правящим классом.
  3.  Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции.

Рассмотрим общую характеристику цивилизаций Древнего Востока:

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно.

Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными и какими-либо другими. Базой развития общества становится коллективизм — включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы коллектива во многом ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна.

Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, которое направлено на овладение природными ресурсами. Но его эффективность очень мала, а получаемые излишки незначительны, поэтому преобладает натуральное хозяйство

Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.

Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества.

Тип правления основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными. Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени. Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут, это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон. Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю.

Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно.

Древневосточное общество было иерархичным. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники, бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Перейдем к рассмотрению Античных цивилизаций.

Еще один культурный центр, возникший в Средиземноморье, получил название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.

Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути.

Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.

Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды:

  1.  гомеровский (XI-IX вв. до н.э.);
  2.  архаический (VIII-VI вв. до н.э.);
  3.  классический (V-IV вв. до н.э.);
  4.  эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).

История Древнего Рима делится всего на три основных этапа:

  1.  ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.);
  2.  римская республика (V–I вв. до н.э.);
  3.  римская империя (I–V вв. н.э.).

Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта.

Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла».

У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.

Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.

Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

На основе всего выше написанного, можно сделать сравнительную характеристику двух цивилизаций в виде таблицы.

цивилизация античный древневосточной общество

Древняя Индия

Древняя Греция

Занятия

Земледелие, торговля, оседлое скотоводство, ремесло (ткацкое самое главное)

Мореплавание, ремесло, торговля, рыбная ловля, разведение мелкого рогатого скота, виноделие, выращивание оливок, в плодородных долинах – земледелие.

Религия

Индуизм, буддизм.

Многобожие

Социальный строй

Кастовое деление

Классовое деление

Форма государственного устройства

Деспотичная монархия

Аристократия (Афины), Олигархия (Спарта), ранняя демократия

Культура

Появление цифр (0,1,2,3…). В архитектуре: строительство храмов, рельефы и резьба. Развито литературное искусство – мифы, гимны, басни, поэмы («Махабхарта», «Рамаяна»)

Развита скульптура (деревянный каркас, золотые пластины и пластины из слоновой кости, мрамор, камень. Скульптуры показывали красоту человеческого тела, чувства, движения), архитектура (строение храмов с двухскатной крышей и колоннадой). Основные памятники архитектуры: Парфенон, храм Ники Аптерос. Так же развито театральное искусство.

На основании таблицы можно сделать вывод о том, что античные страны были более развиты в отличие от стран Древнего Востока.

В заключении следует сказать, что традиционные цивилизации представляют собой первоначальную форму общественной жизни, связанной с преодолением варварства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57706. Від минулого до сьогодення. Історія створення книги 180 KB
  Мета: ознайомити п’ятикласників з історією виникнення книги та розвитком книгодрукування в Україні; популяризувати книгу носія інформації; виховувати повагу до історії народу його внеску в розвиток української культури.
57707. Книга: подорож у часі 122 KB
  Мета: дидактична: ознайомити учнів з історією створення книги з найдавніших часів; розвивальна: показати учням значення книги в розвитку світового суспільства; розвивати інтелектуальну активність учнів; розвивати культуру мислення уяву...
57708. Культура Галицько – Волинської держави 77.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з досягненнями культури Галицько – Волинської держави; визначити її особливості; з ясувати які держави мали вплив на розвиток Галицько – Волинської держави; працювати над вмінням виділяти головне працювати в групі...
57709. Клас Комахи. Особливості будови та процесів життєдіяльності 157.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про членистоногих познайомити з різноманітністю комах особливостями їх зовнішньої та внутрішньої будови пристосуванням їх до умов навколишнього середовища.
57710. Урок-турнір з інформатики «Комп’ютерні відмінники» 2.89 MB
  Мета уроку: Перевірити спільний рівень ерудиції; знання учнів з вивчених розділів та тем навчальної програми; вміння та навички учнів отриманих на уроках інформатики...
57711. Устройство компьютера. Урок информатики 67.5 KB
  Цели урока: помочь учащимся усвоить устройство компьютера понятие базовая конфигурация ПК дать основные понятия необходимые для начала работы на компьютере; воспитание информационной культуры учащихся внимательности аккуратности дисциплинированности усидчивости; развитие познавательных интересов навыков работы с мышью и клавиатурой самоконтроля умения конспектировать. Оборудование:компьютер учебник компьютерная презентация. На прошлом уроке мы начинали знакомство с компьютером. Сегодня мы рассмотрим какие устройства...
57712. Прямокутна система координат у просторі. Декартові координати у просторі 1.75 MB
  Мета уроку: ввести поняття прямокутної системи координат у просторі з використанням історичного матеріалу навчати будувати точку за заданими координатами та знаходити координати точок які зображенні у заданій системі координат...
57713. Прямоугольная система координат. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка 286 KB
  Актуализация опорных знаний фронтальный опрос сильных учащихся с наводящими вопросами по будущим заданиям Что такое треугольник фигура состоящая из 3х точек не лежащих на одной прямой и 3х отрезков попарно соединяющих эти точки...
57714. Паливні корисні копалини України 69 KB
  Мета: поглибити й систематизувати знання учнів про паливні ресурси та їх звязок з геологічною будовою; виявити закономірності розташування родовищ корисних копалин України за допомогою карт атласу...