28781

Начало самодержавия в России. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Альтернативы развития страны: «Избранная Рада » и опричнина

Доклад

История и СИД

Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества – сословнопредставительной монархии Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума состоявшая из бояр. Первый Земский собор орган сословного представительства обеспечивающий связь центра и мест речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского...

Русский

2013-08-20

17.93 KB

59 чел.

Вопрос №13:Начало самодержавия в России.  Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.  Альтернативы развития страны:    «Избранная Рада » и опричнина.

Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части, сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Первая– это период реформ :

1. Учреждение Земских соборов– съезды для совещания с царем по важнейшим вопросам государственной жизни. В отличие от современных парламентов, они не имели решающего голоса, окончательное решение царь принимал самостоятельно. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества – сословно-представительной монархии

Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума, состоявшая из бояр. В ее компетенцию входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль за армией и судебном аппаратом.

2. Новый Судебник, важной чертой которого стало введение ответственности за должностные преступления чиновников, прежде всего за взятки.

3. Введение административно-территориального деления страны вместо прежних княжеских уделов на уезды во главе с назначенными царем воеводами

4. Создание стрелецкого войска, впервые вооруженного огнестрельным оружием

5. Унификация (установление единообразия) денежной системы

Главными характерными изменениями политической системы стали:

1) укрепление царской власти,

2) отмена местничества.

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Реформы Избранной рады:

  1.  1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
  2.  Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
  3.  Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
  4.  Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
  5.  Формирование приказной системы: Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.
  6.  В 1556 году была проведена реформа местного управления.

-Иван IV Грозный (1633-1584). Первый в 1547г. Венчался на царство. При нем формируются новые органы власти: приказы (отраслево управление).

-Созывается первый земский Собор (1549) – сословно-представительный орган управления.

-Присоединяется Казанское и Астраханское ханства, а также Сибирь.  Ливонская война за выход к Балтийскому морю (1558-1583) закончилась неудачно.

Изменения в духовной сфере:

-Регламентирование иконописи.

-Унификация божеств. Строится Собор всех Русских Святых.

-Устанавливаются общие каноны служения в церкви.

-Проводится реформа местного самоуправления.

-Создание Стрелецкого войска (добровольная профессиональная армия).

-Проведение очередной финансовой реформы (посошная подать) в связи с созданием регулярной армии.

Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

-1565-1572 – учреждение опричнины (во главе с Малютой Скуратовым), разделившей страну на опричнину и земщину. Цель – сверхцентрализация страны, в наиболее архаичной, примитивной форме, укрепление дворянства за счет боярства.

Этапы закрепощения крестьян:

-1497г. – введение Юрьева дня по Судебнику Ивана III.

-1550г.- Судебник Ивана IV – увеличение «пожилого», т.е. платы за право ухода.

-1581г.- «заповедные лета» - отмена Юрьева дня.

-1597г.- урочные лета – установлены сроки сыска беглых крестьян.

-1649г.- Соборное Уложение – окончательное закрепощение крестьян.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...
54628. Огонь – друг. Огонь – враг 61 KB
  Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Задачи: - реализация государственных интересов в области воспитания культуры пожарной безопасности детей школьного возраста; - совершенствование образовательного процесса по предупреждению пожаров; - обобщение знаний детей о правилах противопожарной безопасности в быту; - развитие самостоятельности, мышления, памяти.
54629. Охтирщина – мій рідний край 436.5 KB
  Вчити учнів з повагою ставитися до рідної землі українського народу його традицій та звичаїв; розширювати знання учнів про рідне місто як культурний осередок української держави поглибити зміст поняття Батьківщина; розвивати усне мовлення та логічне мислення школярів; виховувати почуття відповідальності за збереження і продовження традицій та звичаїв рідного краю. Ви дізнаєтеся більше про місто в якому ви народилися і живете його символи про життя видатних людей. Серед них є і наше маленьке місто – Охтирка. – Які...
54630. ДОДАВАННЯ ТА ВІДНІМАННЯ НАТУРАЛЬНИХ ЧИСЕЛ 81.5 KB
  Наступний пункт регати – бухта Геометрична. Уважно подивіться на нашу карту. Чий це прапор? Це ж пирати! Допоможемо врятувати від них мешканців бухти. Для цього необхідно виконати пиратські вимоги: розв’язати геометричні завдання. Командам необхідно назвати зображені фігури і показати, скільки їх всього зображено.
54631. Узагальнення теоретичних знаньз теми «Океани» 156 KB
  Мета: узагальнити, систематизувати та визначити рівень знань, вмінь, навичок учнів з даної теми; виховувати зацікавленість до уроків географії, уміння працювати в колективі.
54632. МАНДРІВКА ОКЕАНОМ КОМП’ЮТЕРНИХ ЗНАНЬ 40.5 KB
  Мета: повторити матеріал вивчений у першому семестрі коригувати знання учнів розвивати пізнавальну активність сприяти розвитку уваги виховувати інтерес до інформатики. Сьогодні я вас запрошую у подорож але не просту а казкову подорож океаном комп’ютерних знань на чудовому кораблі. Що таке інформація Що вивчає наука інформатика Для чого призначений комп’ютер Для чого призначена клавіатура комп’ютера Для чого призначена клавіша...
54633. Мандрівка океанами 45.5 KB
  Вступне слово вчителя 3 хвилини Ви вже звикли до вигляду нашої планети де материки й океа ни розташовані в певному порядку На карті ви бачите дві Америки –Північну і Південну що простягли одна одній руки і перегородили Світовий океан; Африку плічопліч із Євра зією самотній п’ятикутник Австралії відокремлену білу Антарктидуоточену океанічним кільцем. 250 млн років тому на нашій планеті існував один гігантський материк – Пангея що омивався єдиним океаном. Між ними...