28781

Начало самодержавия в России. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Альтернативы развития страны: «Избранная Рада » и опричнина

Доклад

История и СИД

Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества – сословнопредставительной монархии Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума состоявшая из бояр. Первый Земский собор орган сословного представительства обеспечивающий связь центра и мест речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского...

Русский

2013-08-20

17.93 KB

59 чел.

Вопрос №13:Начало самодержавия в России.  Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.  Альтернативы развития страны:    «Избранная Рада » и опричнина.

Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части, сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Первая– это период реформ :

1. Учреждение Земских соборов– съезды для совещания с царем по важнейшим вопросам государственной жизни. В отличие от современных парламентов, они не имели решающего голоса, окончательное решение царь принимал самостоятельно. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества – сословно-представительной монархии

Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума, состоявшая из бояр. В ее компетенцию входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль за армией и судебном аппаратом.

2. Новый Судебник, важной чертой которого стало введение ответственности за должностные преступления чиновников, прежде всего за взятки.

3. Введение административно-территориального деления страны вместо прежних княжеских уделов на уезды во главе с назначенными царем воеводами

4. Создание стрелецкого войска, впервые вооруженного огнестрельным оружием

5. Унификация (установление единообразия) денежной системы

Главными характерными изменениями политической системы стали:

1) укрепление царской власти,

2) отмена местничества.

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Реформы Избранной рады:

  1.  1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
  2.  Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
  3.  Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
  4.  Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
  5.  Формирование приказной системы: Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.
  6.  В 1556 году была проведена реформа местного управления.

-Иван IV Грозный (1633-1584). Первый в 1547г. Венчался на царство. При нем формируются новые органы власти: приказы (отраслево управление).

-Созывается первый земский Собор (1549) – сословно-представительный орган управления.

-Присоединяется Казанское и Астраханское ханства, а также Сибирь.  Ливонская война за выход к Балтийскому морю (1558-1583) закончилась неудачно.

Изменения в духовной сфере:

-Регламентирование иконописи.

-Унификация божеств. Строится Собор всех Русских Святых.

-Устанавливаются общие каноны служения в церкви.

-Проводится реформа местного самоуправления.

-Создание Стрелецкого войска (добровольная профессиональная армия).

-Проведение очередной финансовой реформы (посошная подать) в связи с созданием регулярной армии.

Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

-1565-1572 – учреждение опричнины (во главе с Малютой Скуратовым), разделившей страну на опричнину и земщину. Цель – сверхцентрализация страны, в наиболее архаичной, примитивной форме, укрепление дворянства за счет боярства.

Этапы закрепощения крестьян:

-1497г. – введение Юрьева дня по Судебнику Ивана III.

-1550г.- Судебник Ивана IV – увеличение «пожилого», т.е. платы за право ухода.

-1581г.- «заповедные лета» - отмена Юрьева дня.

-1597г.- урочные лета – установлены сроки сыска беглых крестьян.

-1649г.- Соборное Уложение – окончательное закрепощение крестьян.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84455. Складання розповіді за власним спостереженням «Жовте листячко летить, під ногами шелестить» 49.5 KB
  В жовтий лист пофарбувала Урожай з полів зібрала Золотила вербам коси Чарівна цариця Осінь Такце осінь вхід під музику дівчинки-осені Читання вірша: А я ішла по жовтим килимам По золотим червоним і багряним. Я –- осінь. Я –- осінь золота з легким туманом. Таке високе Як не милуватись...
84456. Слова з прямим і переносним значенням 38 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про пряме і переносне значення слів; виробляти вміння визначати значення слова в тексті самостійно вживати слова в переносному значенні; розвивати мовне чуття навчити учнів зв’язно висловлювати свої думки.
84457. Зміна прикметників за зразком «один-багато» 147.5 KB
  Мета: активізувати знання учнів про прикметник. Формувати поняття про прикметник на основі істотних ознак (питання, значення, роль у реченні). Розвивати фонематичний слух, орфографічну грамотність. Виховувати любов до рідного краю, спадщини предків, пошани до народних традицій.
84458. Перевірка мовних знань і вмінь з теми «Іменник» 71 KB
  Послухайте вірш і зловіть зимові іменники хлопками. Чим цікаві виписані іменники пов’язані з зимовою порою Як вони називаються близькі за значенням 2 вручення сніжинки з буквою о Наступне завдання яке пропонує сніговичок це Робота в групах Гра Проціди крізь сито Розписати слова у 3 колонки.
84459. Закріплення знань про слова, які вказують на предмети 47 KB
  Мета. Закріпити знання учнів про слова, які означають назву предмета. Вчити розпізнавати іменники в тексті, будувати з ними речення. Формувати навички правильного написання словникових слів. Розвивати логічне мислення, творчу уяву, самостійність під час сприймання матеріалу.
84460. Поняття про фразеологізми та їх лексичне значення 55.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про фразеологізми; вчити пояснювати значення фразеологізмів правильно використовувати їх у мовленні; ознайомити із фразеологічним словником української мови; розвивати культуру мовлення образне мислення; виховувати бажання здобути знання.
84461. Апостроф. Литовська народна казка «Чому кіт умивається після сніданку?» 840 KB
  Мета: вчити дітей правильно вимовляти та писати слова з апострофом; формувати вміння ставити апостроф у словах; розвивати зв;язне мовлення навички свідомого виразного читання вміння спостерігати порівнювати; поповнювати словниковий запас; прищеплювати інтерес до усної народної творчості...
84463. Закріплення знань про головні та другорядні члени речення. Встановлення зв’язку слів у реченнях 52.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про члени речення; формувати вміння визначати в реченнях головні й другорядні члени речення встановлювати зв’язок слів у реченні за допомогою питань; розвивати зв’язне мовлення; виховувати любов до природи.