28787

Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19в (декабристы; западники и славянофилы)

Доклад

История и СИД

Источником идей для многих декабристов служили сочинения французских просветителей в которых доказывалась необходимость политических реформ и управления государством на основании твердых и установленных законов а не воли монарха. С другой стороны огромную роль в формировании мировоззрения декабристов сыграла Отечественная война 1812 г. Организации декабристов возникли в 1816 г. Однако в условиях консервативной политики которую проводил Александр I в последние годы своего царствования в организациях декабристов произошел раскол.

Русский

2013-08-20

20.16 KB

40 чел.

Вопрос№19:Общественная мысль и общественное движение  в России в первой половине 19в (декабристы;  западники и славянофилы).

Первая половина XIX в. была важным периодом в формировании основных направлений общественной мысли.

Одним из наиболее значительных явлений было движение декаристов. Можно выделить несколько факторов, способствовавших форми-рованию этого направления. Источником идей для многих декабристов служили сочинения французских просветителей, в которых доказывалась необходимость политических реформ и управления государством на ос-новании твердых и установленных законов, а не воли монарха. С другой стороны, огромную роль в формировании мировоззрения декабристов сыграла Отечественная война 1812 г. Студент должен рассказать, по- чему война 1812 г. сыграла такую  роль в росте  патриотических на- строений в обществе  и усилении интереса  к политике. Необходимо так- же помнить, что в европейских странах в 1810-е-1820-е гг. произошёл целый ряд революционных выступлений военных, которые требовали проведения реформ (наиболее известный пример – революция 1820 г. в Испании). Молодые офицеры российской армии изучали этот опыт и планировали собственные выступления.

Организации декабристов возникли в 1816 г. (Союз спасения), и первоначально их участники не предполагали добиваться своих целей при помощи насилия. Основу декабристских организаций составляли молодые офицеры армии и гвардейских частей. Участники Союза спа-сенияпредполагали, что они будут служить опорой царской власти при проведении необходимых преобразований. Однако в условиях консер-вативной политики, которую проводил Александр I в последние годы своего царствования, в организациях декабристов произошел раскол. Некоторые участники, не видя возможности проводить преобразования, отказались от дальнейших действий. В то же время те участники об-ществ, которые продолжали действовать, всё более склонялись к на- сильственным мерам, их цели становились всё более радикальными.

В 1821 г. были созданы Северное (в Санкт-Петербурге) и Южное

(на Украине) общества, их лидерами стали П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев. Они стали готовить «военную революцию», после ко- торой только и можно было провести необходимые реформы. У декаб-ристов не было единого плана преобразований. Наибольшую извест-ность получили проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала установление в России республики, введение свободы слова, печати, собраний. В республике вводилась сильная центральная власть. Законодательная власть передавалась пар-ламенту (Народному вечу), которое также формировало правительство. П.И. Пестель был противником предоставления национальным окраи- нам каких-либо особых прав. Только Польша получала автономию при условии заключения вечного союза с Россией.

Сословный строй должен был быть упразднён, предлагалось от-менить крепостное право и наделить крестьян землей. Но при этом зем- ля не передавалась крестьянам, а оставалась в собственности общины.

Проект Н.М. Муравьёва предусматривал установление в России конституционной монархии. Россия должна была стать федерацией из

15-17 регионов («держав» и «областей»). В проекте говорилось об уч-реждении двухпалатного парламента. Избирательное право получали только мужчины, имевшие движимую и недвижимую собственность. Император должен был сохранить значительные полномочия – он ко-мандовал армией, с согласия верхней палаты парламента (Верховной Думы) назначал министров.

Проект Н.М. Муравьёва предусматривал уничтожение крепост-ного права, но при этом помещичьи крестьяне освобождались совсем без земли или с крохотным участком.

Студент в своём ответе должен объяснить,  какой из двух проектов является более радикальным.

Вооружённое выступление состоялось 14 декабря 1825 г. (поэто-му участники восстания и были названы декабристами). Поводом для выступления стала смерть императора Александра I. Декабристы (уча-стники Северного общества) решили вывести 14 декабря войска из ка- зарм в город к зданию Сената и заставить сенаторов принять решение об изменении политического строя.

Выступление состоялось, однако из-за нерешительных действий декабристов новый император Николай I сумел сосредоточить верные ему войска и разогнать мятежников. Неудачей закончилось также вы-ступление в конце декабря 1825 г. участников Южного общества.

В 1825-1826 гг. правительство провело следствие и суд над де-кабристами. Всего по следствию проходило свыше 500 человек, из них виновными  признали  289.  Пятеро  руководителей  –  П.И.  Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Ка-ховский в июне 1826 г. были повешены. Остальные участники восста-ния – офицеры были приговорены к каторжным работам и ссылке, раз- жалованы в солдаты. Рядовые участники восстания (солдаты) были от-правлены служить на Кавказ.

В чём же значение восстания декабристов? Оно произвело глубо- кое впечатление на правящие круги России, определило консервативное направление политики нового императора. В то же время показания декабристов, в которых указывались недостатки в работе государствен-ного аппарата, положении сословий, были использованы Николаем Пав- ловичем при разработке проектов реформ.

После поражения декабристов общественная жизнь в стране и особенно в Санкт-Петербурге была ограничена. В этих условиях но- вые направления общественной мысли стали формироваться в Моск- ве. Большой эффект произвели написанные П.Я. Чаадаевым «Фило-софические письма», которые были опубликованы в 1836 г. В них автор сурово критиковал существующие в России порядки, упрекал страну в том, что она не дала миру ни одной оригинальной мысли. По  словам  А.И.  Герцена,  письма  произвели  такой  же  эффект,  как «выстрел раздавшийся в тёмную ночь». У П.Я. Чаадаева обнаружи- лось немало противников среди мыслителей, которые должны были аргументировать свои взгляды. Правительство наказало П.Я. Чаадае-ва, он был объявлен «сумасшедшим».

В конце 1830-х гг. начинается новый период в истории русской общественной мысли – формируются направления западников и славя-нофилов. Оба направления создаются на рубеже 1830-х-1840-х гг.

Славянофилы отстаивали идею особого пути русского народа и неприемлемости для него западных политических образцов. Следова-тельно,  славянофилы  отрицательно  оценивали  преобразования  Петра

Великого. Славянофилы идеализировали жизнь русских крестьян и призывали сохранять традиционную общину. Другим важнейшим основа-нием русской жизни они считали православную церковь. По мнению славянофилов, русский народ во все времена был равнодушен к полити-ке и ему необходима власть царя. При этом славянофилы создали формулу «сила власти – царю, сила мнения – народу». В то же время необ-ходимо подчеркнуть, что славянофилы являлись оппозиционным тече- нием, они критиковали порядки, существовавшие в николаевской Рос- сии. Наиболее известными участниками движения были А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин.

В отличие от славянофилов, западники считали, что Россия идёт по тому же пути, что и страны Западной Европы, хотя и с некоторым запозданием. Западники выступали за введение в стране конституционной монархии.

Если славянофилы придавали огромное значение религиозной вере, то западники доказывали, что основную роль в человеческой жиз- ни играет разум. В то же время и западники и славянофилы выступали за отмену крепостного права. Известными западниками были Т.Н. Гра-новский, К.Д. Кавелин.

В конце 1840-х гг. складывается революционно-демократическое направление  общественной  мысли.  Его  лидерами  были  А.И.  Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский.

Представители нового направления отделились от западников, поскольку видели недостатки и в жизни европейских государств: соци-альное  неравенство,  бедность,  ограниченность  политических  свобод. В этих условиях демократы активно изучали работы философов-социа- листов (Фурье, Сен-Симона). Студент должен уметь объяснить раз-ницу между  взглядами либералов и социалистов  в отношении  необхо- димых реформ.

Наиболее оригинальную концепцию разработал А.И. Герцен. Он считал, что Россия сможет перейти к социализму, минуя капи-тализм. По мнению А.И. Герцена, у России для этого была важная предпосылка – в крестьянской общине уже есть элементы социа-лизма – общественное владение землей, уравнительные переделы. В 1848 г. Герцен отказался возвращаться из Европы в Россию по требованию  правительства.  В  эмиграции  он  стал  издавать  газету

«Колокол», которая сыграла важную роль в развитии русской революционной демократии.

Важную роль в распространении демократических идей в России сыграл кружок, собиравшийся на квартире у чиновника М. В. Буташе-вича-Петрашевского (1845-1849 гг.). Участники кружка обсуждали но-вейшие философские сочинения, привозимые из Европы, обсуждали положение дел в России. Участниками кружка были известные впослед-ствии писатели Ф.М. Достоевский и М.Е. Салтыков-Щедрин.

Члены кружка придерживались разных политических взглядов,

среди них выделилась группа во главе с Н.А. Спешневым, которая вы-

ступала за свержение самодержавия, освобождение крестьян, ведение в

России парламентской республики.

В апреле 1849 г. петрашевцы были арестованы и преданы во-енному суду. 21 человек был приговорен к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторжными работами. Суровые репрессии над петрашевцами произвели сильное впечатление на русское общество.

Основные персоналии:

Александр I.

Николай I.

Пестель П.И. Муравьёв Н.М. Чаадаев П.Я. Герцен А.И. Хомяков А.С. Самарин Ю.Ф. Грановский Т.Н. Кавелин К.Д.

Буташевич-Петрашевский М.В.

Основные даты:

14 декабря 1825 г. – восстание декабристов.

1836 г. – публикация первого «Философического письма».

1839 г. – начало создания течений западников и славянофилов.

1845-1849 гг. – кружок петрашевцев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52772. Додавання та віднімання десяткових дробів 48 KB
  Мета уроку: повторити основний теоретичний матеріал за даною темою продовжити формувати практичні навики по розв’язуванню вправ за даною темою; з метою активізації пізнавальної діяльності організувати роботу учнів на уроці у формі змагання між двома командами одного класу. Сьогодні учні ми проведемо з вами урок – подорож по математичному океану. При допомозі піктограм трьох видів учні демонструють свій настрій на початку уроку. Учні пробують при допомозі вчителя сформулювати завдання уроку виходячи з теми уроку.
52773. Мандрівка до країни Десяткових дробів 121 KB
  Виконуючи різні завдання ми з вами побуваємо в різних містах країни Десяткових дробів і успішно прийдемо в місто гарних оцінок. Щоб потрапити до міста Усної лічби треба відгадати загадку: На базарі їх не купити На дорозі не зайдеш Їх не зважиш на терезах І ціни не підбереш знання Подивіться які гарні квіти ростуть в цьому місті. Щоб потрапити до міста Кмітливих треба відновити запис: 35 5 04 0 4187...
52774. Десяткові дроби і дії над ними 2.75 MB
  Дробова частина містить стільки цифр скільки нулів в запису знаменника звичайного дробу. 02 = 020 = 0200 = 5400 = 54 125080 = 12508 00980 = 0098 З двох десяткових дробів більше та у якої більша ціла частина. 32 41 092 102 45 3947 Для порівняння двох дробів з однаковими цілими частинами необхідно за допомоги приписування нулів праворуч зрівняти кількість цифр в дробовій частині після чого порівняти отриманні дроби порозрядно. З двох десяткових дробів більше та у якої більша ціла частина 32 41 092 102...
52775. Подорож до країни дробів. Позакласний навчально-виховний захід 1.35 MB
  Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами. Селище ІСТОРИЧНЕ Дроби в Древнем Египте Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби с которыми нас знакомит история зто дроби вида ; ; –так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах около 2000 лет до н.
52776. МНОЖЕННЯ ДЕСЯТКОВИХ ДРОБІВ 380.5 KB
  А як це зробити Отже мета уроку навчитися виконувати множення десяткових дробів та застосовувати набуті знання на практиці. Пояснювати правила множення десяткових дробів краще на конкретних прикладах розглянувши різні випадки. Звертаю увагу учнів на той випадок коли в результаті множення вийшла відповідь яка закінчується нулем.
52777. Розв’язання вправ з теми: «Дроби і ділення. Мішані числа» 583.5 KB
  Завдання учням: стрілочками встановити відповідність між номером завдання і відповідями. Самоперевірка завдання за наданим зразком. А б в Учні самостійно виконують завдання в зошитах під час перевірки пояснюють виконання завдань 2 3 2.
52778. Звичайні дроби. Розв’язування вправ 330.5 KB
  Аукціон розпродажу перепусток Хто швидше порахує Кожне завдання оцінюється в 1 бал з врахуванням швидкості виконання; хто перший виконав завдання додатково до загальної суми балів додає 3 бали другий – 2 бали третій – 1 бал. Що означають чисельник і знаменник дробів 3 5 і 7 12 взаємоперевірка в парах оцінку виставляє опонент; кількість балів 2 2. Математика 5 клас розділ Дробові числа рубрика Хочеш знати ще більше хто перший згадаєкількість балів 3 Третя зупинка: Стародавній Рим. Підсумок уроку Підрахунок балів...
52779. Звичайні дроби 109.5 KB
  Обладнання: макет Замок вислови таблиці картки ключі. Перед вами мурований страшний на вигляд замок злої чаклунки Трінкокс жорстокість якої не мала меж. Пуск А от і замок. Поїхали А ось і замок.
52780. Додавання і віднімання десяткових дробів 45 KB
  Завдання Переведи звичайні дроби у десяткові та заповни таблицю. Кожній групі учнів учитель видає аркуш ватману кольорові маркери завдання записані на аркушах кольорового паперу. Суть методу Графіті: кожен учень виконує завдання свого кольору на ватмані та в зошиті. Коли всі учні однієї команди виконали свої завдання завдання мають різний рівень складності вони обмінюються ватманами з другою командою яка виконувала інший варіант перевіряють...