28787

Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19в (декабристы; западники и славянофилы)

Доклад

История и СИД

Источником идей для многих декабристов служили сочинения французских просветителей в которых доказывалась необходимость политических реформ и управления государством на основании твердых и установленных законов а не воли монарха. С другой стороны огромную роль в формировании мировоззрения декабристов сыграла Отечественная война 1812 г. Организации декабристов возникли в 1816 г. Однако в условиях консервативной политики которую проводил Александр I в последние годы своего царствования в организациях декабристов произошел раскол.

Русский

2013-08-20

20.16 KB

41 чел.

Вопрос№19:Общественная мысль и общественное движение  в России в первой половине 19в (декабристы;  западники и славянофилы).

Первая половина XIX в. была важным периодом в формировании основных направлений общественной мысли.

Одним из наиболее значительных явлений было движение декаристов. Можно выделить несколько факторов, способствовавших форми-рованию этого направления. Источником идей для многих декабристов служили сочинения французских просветителей, в которых доказывалась необходимость политических реформ и управления государством на ос-новании твердых и установленных законов, а не воли монарха. С другой стороны, огромную роль в формировании мировоззрения декабристов сыграла Отечественная война 1812 г. Студент должен рассказать, по- чему война 1812 г. сыграла такую  роль в росте  патриотических на- строений в обществе  и усилении интереса  к политике. Необходимо так- же помнить, что в европейских странах в 1810-е-1820-е гг. произошёл целый ряд революционных выступлений военных, которые требовали проведения реформ (наиболее известный пример – революция 1820 г. в Испании). Молодые офицеры российской армии изучали этот опыт и планировали собственные выступления.

Организации декабристов возникли в 1816 г. (Союз спасения), и первоначально их участники не предполагали добиваться своих целей при помощи насилия. Основу декабристских организаций составляли молодые офицеры армии и гвардейских частей. Участники Союза спа-сенияпредполагали, что они будут служить опорой царской власти при проведении необходимых преобразований. Однако в условиях консер-вативной политики, которую проводил Александр I в последние годы своего царствования, в организациях декабристов произошел раскол. Некоторые участники, не видя возможности проводить преобразования, отказались от дальнейших действий. В то же время те участники об-ществ, которые продолжали действовать, всё более склонялись к на- сильственным мерам, их цели становились всё более радикальными.

В 1821 г. были созданы Северное (в Санкт-Петербурге) и Южное

(на Украине) общества, их лидерами стали П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев. Они стали готовить «военную революцию», после ко- торой только и можно было провести необходимые реформы. У декаб-ристов не было единого плана преобразований. Наибольшую извест-ность получили проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала установление в России республики, введение свободы слова, печати, собраний. В республике вводилась сильная центральная власть. Законодательная власть передавалась пар-ламенту (Народному вечу), которое также формировало правительство. П.И. Пестель был противником предоставления национальным окраи- нам каких-либо особых прав. Только Польша получала автономию при условии заключения вечного союза с Россией.

Сословный строй должен был быть упразднён, предлагалось от-менить крепостное право и наделить крестьян землей. Но при этом зем- ля не передавалась крестьянам, а оставалась в собственности общины.

Проект Н.М. Муравьёва предусматривал установление в России конституционной монархии. Россия должна была стать федерацией из

15-17 регионов («держав» и «областей»). В проекте говорилось об уч-реждении двухпалатного парламента. Избирательное право получали только мужчины, имевшие движимую и недвижимую собственность. Император должен был сохранить значительные полномочия – он ко-мандовал армией, с согласия верхней палаты парламента (Верховной Думы) назначал министров.

Проект Н.М. Муравьёва предусматривал уничтожение крепост-ного права, но при этом помещичьи крестьяне освобождались совсем без земли или с крохотным участком.

Студент в своём ответе должен объяснить,  какой из двух проектов является более радикальным.

Вооружённое выступление состоялось 14 декабря 1825 г. (поэто-му участники восстания и были названы декабристами). Поводом для выступления стала смерть императора Александра I. Декабристы (уча-стники Северного общества) решили вывести 14 декабря войска из ка- зарм в город к зданию Сената и заставить сенаторов принять решение об изменении политического строя.

Выступление состоялось, однако из-за нерешительных действий декабристов новый император Николай I сумел сосредоточить верные ему войска и разогнать мятежников. Неудачей закончилось также вы-ступление в конце декабря 1825 г. участников Южного общества.

В 1825-1826 гг. правительство провело следствие и суд над де-кабристами. Всего по следствию проходило свыше 500 человек, из них виновными  признали  289.  Пятеро  руководителей  –  П.И.  Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Ка-ховский в июне 1826 г. были повешены. Остальные участники восста-ния – офицеры были приговорены к каторжным работам и ссылке, раз- жалованы в солдаты. Рядовые участники восстания (солдаты) были от-правлены служить на Кавказ.

В чём же значение восстания декабристов? Оно произвело глубо- кое впечатление на правящие круги России, определило консервативное направление политики нового императора. В то же время показания декабристов, в которых указывались недостатки в работе государствен-ного аппарата, положении сословий, были использованы Николаем Пав- ловичем при разработке проектов реформ.

После поражения декабристов общественная жизнь в стране и особенно в Санкт-Петербурге была ограничена. В этих условиях но- вые направления общественной мысли стали формироваться в Моск- ве. Большой эффект произвели написанные П.Я. Чаадаевым «Фило-софические письма», которые были опубликованы в 1836 г. В них автор сурово критиковал существующие в России порядки, упрекал страну в том, что она не дала миру ни одной оригинальной мысли. По  словам  А.И.  Герцена,  письма  произвели  такой  же  эффект,  как «выстрел раздавшийся в тёмную ночь». У П.Я. Чаадаева обнаружи- лось немало противников среди мыслителей, которые должны были аргументировать свои взгляды. Правительство наказало П.Я. Чаадае-ва, он был объявлен «сумасшедшим».

В конце 1830-х гг. начинается новый период в истории русской общественной мысли – формируются направления западников и славя-нофилов. Оба направления создаются на рубеже 1830-х-1840-х гг.

Славянофилы отстаивали идею особого пути русского народа и неприемлемости для него западных политических образцов. Следова-тельно,  славянофилы  отрицательно  оценивали  преобразования  Петра

Великого. Славянофилы идеализировали жизнь русских крестьян и призывали сохранять традиционную общину. Другим важнейшим основа-нием русской жизни они считали православную церковь. По мнению славянофилов, русский народ во все времена был равнодушен к полити-ке и ему необходима власть царя. При этом славянофилы создали формулу «сила власти – царю, сила мнения – народу». В то же время необ-ходимо подчеркнуть, что славянофилы являлись оппозиционным тече- нием, они критиковали порядки, существовавшие в николаевской Рос- сии. Наиболее известными участниками движения были А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин.

В отличие от славянофилов, западники считали, что Россия идёт по тому же пути, что и страны Западной Европы, хотя и с некоторым запозданием. Западники выступали за введение в стране конституционной монархии.

Если славянофилы придавали огромное значение религиозной вере, то западники доказывали, что основную роль в человеческой жиз- ни играет разум. В то же время и западники и славянофилы выступали за отмену крепостного права. Известными западниками были Т.Н. Гра-новский, К.Д. Кавелин.

В конце 1840-х гг. складывается революционно-демократическое направление  общественной  мысли.  Его  лидерами  были  А.И.  Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский.

Представители нового направления отделились от западников, поскольку видели недостатки и в жизни европейских государств: соци-альное  неравенство,  бедность,  ограниченность  политических  свобод. В этих условиях демократы активно изучали работы философов-социа- листов (Фурье, Сен-Симона). Студент должен уметь объяснить раз-ницу между  взглядами либералов и социалистов  в отношении  необхо- димых реформ.

Наиболее оригинальную концепцию разработал А.И. Герцен. Он считал, что Россия сможет перейти к социализму, минуя капи-тализм. По мнению А.И. Герцена, у России для этого была важная предпосылка – в крестьянской общине уже есть элементы социа-лизма – общественное владение землей, уравнительные переделы. В 1848 г. Герцен отказался возвращаться из Европы в Россию по требованию  правительства.  В  эмиграции  он  стал  издавать  газету

«Колокол», которая сыграла важную роль в развитии русской революционной демократии.

Важную роль в распространении демократических идей в России сыграл кружок, собиравшийся на квартире у чиновника М. В. Буташе-вича-Петрашевского (1845-1849 гг.). Участники кружка обсуждали но-вейшие философские сочинения, привозимые из Европы, обсуждали положение дел в России. Участниками кружка были известные впослед-ствии писатели Ф.М. Достоевский и М.Е. Салтыков-Щедрин.

Члены кружка придерживались разных политических взглядов,

среди них выделилась группа во главе с Н.А. Спешневым, которая вы-

ступала за свержение самодержавия, освобождение крестьян, ведение в

России парламентской республики.

В апреле 1849 г. петрашевцы были арестованы и преданы во-енному суду. 21 человек был приговорен к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторжными работами. Суровые репрессии над петрашевцами произвели сильное впечатление на русское общество.

Основные персоналии:

Александр I.

Николай I.

Пестель П.И. Муравьёв Н.М. Чаадаев П.Я. Герцен А.И. Хомяков А.С. Самарин Ю.Ф. Грановский Т.Н. Кавелин К.Д.

Буташевич-Петрашевский М.В.

Основные даты:

14 декабря 1825 г. – восстание декабристов.

1836 г. – публикация первого «Философического письма».

1839 г. – начало создания течений западников и славянофилов.

1845-1849 гг. – кружок петрашевцев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27950. Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора 31.97 KB
  Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...
27951. Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом 21.4 KB
  Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.
27952. Определение и структура характера. Типологии характера. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона) 33.66 KB
  Типологии характера. Типологии характера. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Немов В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека знание которых позволяет в какойто мере предвидеть как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
27953. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс 53.89 KB
  Что касается другого типа взаимодействия конкуренции то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме а именно на конфликте. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Межличностные отношения также даны во взии: они определяют как тип взя который возникает при данных конкретных условиях так и степень выраженности этого типа. Описание типологии MBTI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам...
27954. Задатки, одаренность и талант. Психологические особенности одаренных 39.64 KB
  Психологические особенности одаренных Задатки генетические программы определяющие развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида. Способности это такие индивидуальнопсихологические особенности человека которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям умениям навыкам. Они тесно связаны с общей направленностью личности с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности. Способности это индивидуальнопсихологические...
27955. Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах 30.1 KB
  И в связи с этим изменяется содержание средств методов и форм организации занятий физическими упражнениями. Определение психологомпрактиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками взаимодействия – одна из важнейших задач и она должна непременно решаться в процессе организации собственной деятельности. Клиент бунтует против принятия непривычных для него форм поведения и организации действий преимущественно на бессознательном уровне а это требует особых способов и подходов. Аким образом Учитель занят передачей...
27956. Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности 18.81 KB
  Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности. САМООЦЕНКА ценность значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности деятельности поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции влияя на поведение деятельность и развитие личности ее взаимоотношения с другими людьми.