28793

Октябрьский манифест 1905г. Начало парламентаризма в России

Доклад

История и СИД

Был учреждён Парламент состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Председателем I Думы стал кадет С. Впоследствии Ленин признал бойкот I Думы ошибкой так как революция в это время уже развивалась по нисходящей линии. Оно вопреки уже принятому решению Думы соглашалось только на добровольное отчуждение.

Русский

2013-08-20

16.9 KB

17 чел.

Вопрос№25.  Октябрьский манифест 1905г. Начало парламентаризма в России

Октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

Высоча́йшийМанифе́ст Об усоверше́нствованиигосуда́рственногопоря́дка (Октя́брьскийманифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Весной и летом 1905 г. достигло наивысшего развития крестьянское движение, охватившее более половины уездов. Но оно по-прежнему оставалось разрозненным.

Продолжались волнения и в армии. Летом 1906 г. на балтийском флоте: в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле произошли серьезные выступления моряков. Возглавившие их эсеры рассчитывали окружить Петербург кольцом военных восстаний и заставить правительство капитулировать. Но властям удалось быстро подавить эти восстания.

Весной 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. Было избрано 448 депутатов. Победу на них одержали кадеты и близкие к ним партии, получившие 43% голосов. Председателем I Думы стал кадет С. А. Муромцев.

23% голосов получила крестьянская "Трудовая группа" (трудовики), официально внепартийная, но близкая по своим взглядам к эсерам и партии народных социалистов, выражавшей интересы зажиточного крестьянства. Социал-демократы (меньшевики) получили в I Думе 17 мест. Большевики бойкотировали выборы в Думу. Впоследствии Ленин признал бойкот I Думы ошибкой, так как революция в это время уже развивалась по нисходящей линии. Правые партии и октябристы потерпели поражение, проведя лишь 25 депутатов.

Таким образом, I Дума оказалась в целом оппозиционной по отношению к правительству. Важнейшим вопросом, обсуждавшимся в Думе, стал аграрный.

Рассматривались аграрные проекты трудовиков и кадетов. Оба проекта требовали дополнительного наделения крестьян землей за счет владений казны, удельного ведомства, а также за

счет принудительного отчуждения помещичьей земли. Однако кадеты считали, что его следует производить за выкуп, а трудовики настаивали на бесплатном отчуждении. Кадеты говорили об отчуждении части помещичьих земель, а трудовики предлагали изъять все частновладельческие земли, превышавшие "трудовую норму".

Правительство заявило о недопустимости даже частичного принудительного отчуждения частновладельческой земли. Оно, вопреки уже принятому решению Думы, соглашалось только на добровольное отчуждение. Отвергнуто было и требование Думы о введении "ответственного министерства". В ответ Дума приняла решение о недоверии правительству. 8 июля царь распустил Думу, обвинив ее в превышении полномочий и разжигании смуты.

Предложение трудовиков заявить о неподчинении роспуску и призвать народ сплотиться вокруг Думы было отвергнуто кадетами. Около 200 депутатов (кадеты, трудовики, меньшевики), собравшись в Выборге, подписали воззвание, призывая население к пассивному сопротивлению (неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и т. п.). Подписавшие воззвание подверглись аресту и запрету участвовать в выборах во II Думу.

Состоялись они в феврале 1907 г. Крупнейшей фракцией Думы стали трудовики (157 мест). Кадеты и близкие к ним группы получили 98 мест, социал-демократы - 65 мест. Представительство правых партий и октябристов увеличилось до 54 мест, но в целом II Дума оказалась значительно левее предыдущей. Главным в ее работе снова стало обсуждение аграрного вопроса. Кадеты несколько смягчили свои требования, но в целом и они и трудовики продолжали придерживаться своих прежних проектов. Но правительство уже приняло Указ 6 ноября 1906 г., положивший начало столыпинской аграрной реформе, и не могло смириться с принципом принудительного отчуждения. Поэтому 3 июня 1907 г. оно вновь распустило Думу, использовав в качестве предлога обвинение депутатов - социал-демократов в заговоре.

Одновременно с роспуском Думы был изменен избирательный закон. Городская курия была разделена на два разряда: крупных предпринимателей и мелкую буржуазию. По новому закону усилилось неравенство избирательного права:

1 голос помещика = 4 голоса крупных буржуа = 68 голосов мелких буржуа = 260 голосов крестьян = 543 голоса рабочих.

Были созданы и другие препятствия для избрания в Думу неугодных правительству депутатов. Так, землевладельческая курия практически превратилась в дворянскую. Увеличилась многоступенчатость выборов. Кого именно от избранных по куриям избрать в Думу, решали теперь губернские избирательные собрания, в которых землевладельцы обладали большинством.

Принятие избирательного закона единоличной волей царя явилось нарушением Манифеста 17 октября, по существу - государственным переворотом. Третьеиюньский переворот означал поражение революции. Он стал возможен потому, что революционный натиск масс на царский режим к середине 1907 г. значительно ослабел.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54782. Модель «предельный доход – предельные издержки» 17.34 KB
  Когда фирма достигла такого соотношения, она уже не станет увеличивать производство, выпуск станет стабильным, отсюда и название равновесия фирмы.
54783. Створення та діяльність ОУН 103.5 KB
  Мета: познайомити учнів з процесом створення ОУН розкрити зміст діяльності організації з׳ясувати тактику та стратегію боротьби розвивати вміння працювати з історичними джерелами аналізувати історичний матеріал сприяти розвитку критичного осмислення історичних подій виховувати в дусі толерантності. Тип уроку: урок формування знань умінь та навичок Обладнання: підручник роздатковий матеріал схеми Створення ОУН та Розкол ОУН Основні поняття та терміни: інтегральний націоналізм націоналізм ОУН. Очікувані результати Учні...
54784. Our Unique Planet 38 KB
  As a warming up exercise for today I have prepared a short practicing in reading. Look at the monitors. The words will be there for only two seconds and your task is to read them correctly. Read aloud and think carefully. We’ll see who the champion is! And your home task was to speak about the beauty of the world and to write colour poems. It’s time to check it and listen to you.
54785. Озера і лимани. Особливості гідрологічного режиму. Водосховища 155.5 KB
  Мета: сформувати в учнів уяву про озера, лимани, водосховища України, їх походження, гідрологічний режим та екологічні проблеми; розглянути проблему доцільності створення водосховищ; розвивати навички роботи з тематичними і контурними картами; сприяти розширенню знань географічної номенклатури; закріпити знання отримані в курсі географії 6 класу при вивченні тем: «Озера, типи озерних улоговин», «Водосховища, їхня роль у господарському комплексі».
54786. Озера, болота і штучні водойми України 63 KB
  Мета уроку: навчальна: сформувати в учнів уявлення про основні озера болота водосховища України; загальні риси гідрологічного режиму та роботи озер водосховища України; розвивальна: розвивати вміння учнів аналізувати тематичні карти; виховна: сприяти розвитку навичок мислення високого порядку критичного мислення;сприяти формуванню екологічної культури особистості.
54788. МУЗЕЙ ОЦТУ 448 KB
  Вони протягом декількох місяців збирали інформацію про оцет його історію виробництво застосування значення. Застосування оцтової кислоти Різновиди оцту Виробництво оцту Оцет в моєму домі: практичні поради Оцтова кулінарія Оцтове дерево Оцет як хобі Оцет для краси Оцет – помічник здоров’я Оцтові історії Оцет в мистецтві Висловлювання про оцет Деякі експозиції Музею оцту є також в електронному варіанті зроблені за допомогоб програми РоwerPoint. Оцет грец. όος Ще більше 4000 років тому в Стародавньому Єгипті...
54789. Північна Америка. Фізико-географічне положення. Історія відкриття й дослідження материка 35 KB
  Мета уроку: сформувати знання про фізикогеографічне положення особливості берегової лінії історію відкриття та дослідження материка Північна Америка; удосконалювати вміння працювати з картоювизначати географічні координати; розвивати увагу уяву зорову пам’ять логічне мислення; виховувати інтерес до пізнання нового. До цього ви ознайомилися з чотирма материками. Сьогодні на уроці ми з вами більш детально ознайомимося з особливостями географічного положення материка Північна Америка та...
54790. Пагін, його будова. Стебло – вісь пагона 37.5 KB
  Цілі: Сформувати в учнів поняття про пагін – основний надземний орган рослини що складається із стебла листків і бруньок познайомити з видами бруньок продовжити формування умінь і навичок виконання і оформлення лабораторної роботи. Що ж головне корінь чи пагін Давайте послухаємо байку Михайла Старицького Коріння та пагін.