28793

Октябрьский манифест 1905г. Начало парламентаризма в России

Доклад

История и СИД

Был учреждён Парламент состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Председателем I Думы стал кадет С. Впоследствии Ленин признал бойкот I Думы ошибкой так как революция в это время уже развивалась по нисходящей линии. Оно вопреки уже принятому решению Думы соглашалось только на добровольное отчуждение.

Русский

2013-08-20

16.9 KB

17 чел.

Вопрос№25.  Октябрьский манифест 1905г. Начало парламентаризма в России

Октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

Высоча́йшийМанифе́ст Об усоверше́нствованиигосуда́рственногопоря́дка (Октя́брьскийманифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Весной и летом 1905 г. достигло наивысшего развития крестьянское движение, охватившее более половины уездов. Но оно по-прежнему оставалось разрозненным.

Продолжались волнения и в армии. Летом 1906 г. на балтийском флоте: в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле произошли серьезные выступления моряков. Возглавившие их эсеры рассчитывали окружить Петербург кольцом военных восстаний и заставить правительство капитулировать. Но властям удалось быстро подавить эти восстания.

Весной 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. Было избрано 448 депутатов. Победу на них одержали кадеты и близкие к ним партии, получившие 43% голосов. Председателем I Думы стал кадет С. А. Муромцев.

23% голосов получила крестьянская "Трудовая группа" (трудовики), официально внепартийная, но близкая по своим взглядам к эсерам и партии народных социалистов, выражавшей интересы зажиточного крестьянства. Социал-демократы (меньшевики) получили в I Думе 17 мест. Большевики бойкотировали выборы в Думу. Впоследствии Ленин признал бойкот I Думы ошибкой, так как революция в это время уже развивалась по нисходящей линии. Правые партии и октябристы потерпели поражение, проведя лишь 25 депутатов.

Таким образом, I Дума оказалась в целом оппозиционной по отношению к правительству. Важнейшим вопросом, обсуждавшимся в Думе, стал аграрный.

Рассматривались аграрные проекты трудовиков и кадетов. Оба проекта требовали дополнительного наделения крестьян землей за счет владений казны, удельного ведомства, а также за

счет принудительного отчуждения помещичьей земли. Однако кадеты считали, что его следует производить за выкуп, а трудовики настаивали на бесплатном отчуждении. Кадеты говорили об отчуждении части помещичьих земель, а трудовики предлагали изъять все частновладельческие земли, превышавшие "трудовую норму".

Правительство заявило о недопустимости даже частичного принудительного отчуждения частновладельческой земли. Оно, вопреки уже принятому решению Думы, соглашалось только на добровольное отчуждение. Отвергнуто было и требование Думы о введении "ответственного министерства". В ответ Дума приняла решение о недоверии правительству. 8 июля царь распустил Думу, обвинив ее в превышении полномочий и разжигании смуты.

Предложение трудовиков заявить о неподчинении роспуску и призвать народ сплотиться вокруг Думы было отвергнуто кадетами. Около 200 депутатов (кадеты, трудовики, меньшевики), собравшись в Выборге, подписали воззвание, призывая население к пассивному сопротивлению (неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и т. п.). Подписавшие воззвание подверглись аресту и запрету участвовать в выборах во II Думу.

Состоялись они в феврале 1907 г. Крупнейшей фракцией Думы стали трудовики (157 мест). Кадеты и близкие к ним группы получили 98 мест, социал-демократы - 65 мест. Представительство правых партий и октябристов увеличилось до 54 мест, но в целом II Дума оказалась значительно левее предыдущей. Главным в ее работе снова стало обсуждение аграрного вопроса. Кадеты несколько смягчили свои требования, но в целом и они и трудовики продолжали придерживаться своих прежних проектов. Но правительство уже приняло Указ 6 ноября 1906 г., положивший начало столыпинской аграрной реформе, и не могло смириться с принципом принудительного отчуждения. Поэтому 3 июня 1907 г. оно вновь распустило Думу, использовав в качестве предлога обвинение депутатов - социал-демократов в заговоре.

Одновременно с роспуском Думы был изменен избирательный закон. Городская курия была разделена на два разряда: крупных предпринимателей и мелкую буржуазию. По новому закону усилилось неравенство избирательного права:

1 голос помещика = 4 голоса крупных буржуа = 68 голосов мелких буржуа = 260 голосов крестьян = 543 голоса рабочих.

Были созданы и другие препятствия для избрания в Думу неугодных правительству депутатов. Так, землевладельческая курия практически превратилась в дворянскую. Увеличилась многоступенчатость выборов. Кого именно от избранных по куриям избрать в Думу, решали теперь губернские избирательные собрания, в которых землевладельцы обладали большинством.

Принятие избирательного закона единоличной волей царя явилось нарушением Манифеста 17 октября, по существу - государственным переворотом. Третьеиюньский переворот означал поражение революции. Он стал возможен потому, что революционный натиск масс на царский режим к середине 1907 г. значительно ослабел.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56330. Информационные технологии. Программное обеспечение и базы данных 1.52 MB
  Обмен информацией, ее обработка и хранение — одна из важнейших задач, которую решает человечество. Информатизация общества привела к фундаментальным изменениям в занятости, организационных структурах и стиле жизни людей. Наступила эра информационного общества.
56331. Der Tagesablauf 38 KB
  Der Lehrer gibt den Schülern Kärtchen. Auf jedem Kärtchen ist ein Tag der Woche geschrieben. Die Kinder bekommen auch die Kärtchen mit verschiedenen Bildern (z.B.: der Junge schwimmt, fährt Rad u.s.w. Die Kinder hören dem Gedicht zu und suchen zu jedem Wochentag ein passendes Bild.
56332. Святкування Талаки греками на Україні 37.5 KB
  МЕТА: Познайомити дітей з грецькими народними традиціями, пов’язаними з дозвіллям молоді, трудовими звичаями; виховувати повагу до традицій грецького народу, культури.
56333. Талант - це здібність збудувати свою власну долю. Творча Донеччина - майбутнє держави 44 KB
  Прагнення щасливого успішного життя це на нашу думку головна рушійна сила життєвої активності. І виходячи з почутого можна висловити припущення що щасливе життя це життя яке передбачає саморозвиток і самореалізацію здійснюється особистістю в динамічній гармонії з собою та світом життя активне...
56334. My Favourite Tale 31.5 KB
  The Wolf runs up to Grandmother and wants to catch her up, but she runs away. The Wolf puts on Grandmother's dress and cap and lies bed. Soon Little Red Riding Hood appears near Grandmother house.
56335. Урок „talk-show”– ефективно чи ні? 47 KB
  Актуальною є проблема розвитку в учнів пізнавальних інтересів, виховання потреби в знаннях і самоосвіти, формування вміння працювати з джерелами наукової інформації, відбирати необхідну для свого загального розвитку і майбутньої професійної діяльності.
56336. ВИКОРИСТАННЯ ТАКИХ ПОНЯТЬ ЯК «МЕТОД» ТА «МЕТОДОЛОГІЯ» У СУЧАСНОМУ НАУКОВОМУ ПІЗНАННІ 25.04 KB
  Поняття «методологія» звичайно визначається як вчення про методи науково-пізнавальної діяльності. Однак методологію не можна зводити тільки до дослідження методів (операцій). Більш широке розуміння цього поняття зводиться до того