28801

Государство Киевская Русь и его цивилизационные особенности (социально-политический строй, экономика, законодательство, культура)

Доклад

История и СИД

на Руси распространялись славянские азбуки кириллица и глаголица созданные Кириллом и Мефодием. На Руси широкое распространение получила грамотность также ставшая результатом принятия христианства и появления литературы на славянском языке. Было принято христианство означавшее включение Руси в христианский мир. Для Киевской Руси характерно было слабое юридическое развитие недостаточность развития государственных начал отсутствие единства приведшее к последующему распаду.

Русский

2013-08-20

16.04 KB

34 чел.

Вопрос№7:Государство Киевская Русь и его цивилизационные особенности (социально-политический строй, экономика, законодательство, культура).

Раннефеодальное государство Киевская Русь была страной с самобытной культурой. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному складывался эпос

На рубеже IX и Х вв. на Руси распространялись славянские азбуки – кириллица и глаголица, созданные Кириллом и Мефодием. С принятием христианства и созданием азбуки Русь приобщается к византийской и славянской христианским культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной.

На Руси широкое распространение получила грамотность, также ставшая результатом принятия христианства и появления литературы на славянском языке. Ярким свидетельством этого являются найденные "берестяные грамоты" – письма на бересте разнообразного содержания.

Во второй половине ХI-начале XII вв. возник цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и "Житие" игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

В древнерусской литературе важное место занимает жанр летописи, его появление относится к концу Х в. В Киево-Печерском монастыре в начале XII в. было создано выдающееся произведение средневековой литературы – "Повесть временных лет". Его автором принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают его авторство. В "Повести" описывается русская история, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной, точнее библейской и римско-византийской. Использованы византийские источники, устные легенды - об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и др. "Повесть" начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами.

Что касается цивилизационных характеристик, то Киевская Русь имела предпосылки развития по европейскому пути. Она считает, что Киевская Русь была ориентирована в основном на Европу, и ее особенности были вполне совместимы с прогрессивным типом развития: государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Бояре являлись вассалами князя и сами имели вассалов, менее знатных. При князе существовал высший совет – Боярская дума, символизирующая права и автономию вассалов. Было принято христианство, означавшее включение Руси в христианский мир.

Киевская Русь имела и отличительные черты от Запада. Здесь основной ячейкой социального устройства была община, господствовало общинное управление. Большими правами обладало народное вече. Для Киевской Руси характерно было слабое юридическое развитие, недостаточность развития государственных начал, отсутствие единства, приведшее к последующему распаду.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье-объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Это не только сбор дани, но и способ управления страной. Дружина на Руси была главным органом государственной власти и управления, они выполняли административные и судебные функции, получая за это часть от дани. Городской представительный орган-вече. Оно играло важную политическую роль: проводило денежные реформы, решало вопросы обороны. С конца 10 вглавным направлением политики становится защита русских земель от кочевников. В результате на Руси стало складываться традиционное общество феодального типа –со следующими признаками:

1) в экономике –земельная собственность феодалов

2) в социально-политических отношениях –иерархия сословий  

3) в общественном сознании и культуре – господство церковно-религиозного мировоззрения.

Основными чертами внешней политики Киевской Руси были:

1. Развитие политических и культурных связей с Византийской империей

Постоянная борьба с кочевниками , совершавшими разорительные набеги на русские земли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59981. ГЕОМЕТРИЧНІ ФІГУРИ І ВСЕСВІТ. БІНАРНИЙ УРОК 175 KB
  Учитель фізики. Учитель математики. Учитель починає вправу словами: посміхніться один одному передайте хорошу енергію своєму другу.
59982. КОНСПЕКТ ІНТЕГРОВАНОГО ЗАНЯТТЯ ДЛЯ ДІТЕЙ СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ВІКУ «ПОДОРОЖ У ВСЕСВІТ» 54.5 KB
  Розширити та закріпити знання дітей про супутник Землі Місяць вправляти у визначенні фаз місяця називати народні прикмети про місяць. Що вночі горить а вдень гасне Відгадали загадки Звісно всі вони про Місяць вічний супутник Землі.
59983. Получение тетрахлороцинката аммония и изучение его свойств 134 KB
  Тетрахлорцинкат аммония ((NH4)2[ZnCl4]) относится к ацидокомплексам и представляет собой блестящие ромбические пластинчатые кристаллы с температурой плавления 150°С.
59984. КРОСВОРДИ НА УРОКАХ АСТРОНОМІЇ 27 KB
  Кросворди можна розподілити за темами і використовувати як окремі завдання при опитуванні чи при повторенні закріпленні матеріалу. Залюбки учні розвязують кросворди на уроках замінах. Кросворди можна креслити тушшю на великих листках кольорового паперу а заповнювати крейдою.
59985. Фінансова оцінка та економічний ефект бізнес-проекту 399.5 KB
  В Україні на даному етапі існує потреба в активізації бізнес-освіти, впровадженні новітніх програм, завданням яких є формування навичок для ефективної діяльності в ринкових умовах.
59987. «Гіркий корінь навчання» має бути солодким 32.5 KB
  Ушинський розглядав мовлення у невідємному звязку з формуванням особистості дитини визначав основні завдання зміст методику навчання мовлення акцентував увагу на вивченні рідної мови. Він зауважував що вивчення мови має три мети.
59988. Вуглеводи 225.5 KB
  Обладнання: мультимедійний проектор; мікроскопи; зразки крохмалю глюкози целюлози фруктози цукрози молока цукрурафінаду соку; чашки Петрі зі зразками картоплі ковбаси сиру цибулі піпетки розчин йоду фільм Вуглеводи.
59989. Вулканізм і вулкани. Джерела, гейзери 81.5 KB
  А девізом нашого уроку нехай будуть слова Михайла Казимирчука: Напружуй нерв напружуй мозок Сприймай збагни і зрозумій А щоб все вдалося як радять психологи треба налаштуватися тільки на успіх тільки на позитив.