28801

Государство Киевская Русь и его цивилизационные особенности (социально-политический строй, экономика, законодательство, культура)

Доклад

История и СИД

на Руси распространялись славянские азбуки кириллица и глаголица созданные Кириллом и Мефодием. На Руси широкое распространение получила грамотность также ставшая результатом принятия христианства и появления литературы на славянском языке. Было принято христианство означавшее включение Руси в христианский мир. Для Киевской Руси характерно было слабое юридическое развитие недостаточность развития государственных начал отсутствие единства приведшее к последующему распаду.

Русский

2013-08-20

16.04 KB

29 чел.

Вопрос№7:Государство Киевская Русь и его цивилизационные особенности (социально-политический строй, экономика, законодательство, культура).

Раннефеодальное государство Киевская Русь была страной с самобытной культурой. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному складывался эпос

На рубеже IX и Х вв. на Руси распространялись славянские азбуки – кириллица и глаголица, созданные Кириллом и Мефодием. С принятием христианства и созданием азбуки Русь приобщается к византийской и славянской христианским культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной.

На Руси широкое распространение получила грамотность, также ставшая результатом принятия христианства и появления литературы на славянском языке. Ярким свидетельством этого являются найденные "берестяные грамоты" – письма на бересте разнообразного содержания.

Во второй половине ХI-начале XII вв. возник цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и "Житие" игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

В древнерусской литературе важное место занимает жанр летописи, его появление относится к концу Х в. В Киево-Печерском монастыре в начале XII в. было создано выдающееся произведение средневековой литературы – "Повесть временных лет". Его автором принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают его авторство. В "Повести" описывается русская история, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной, точнее библейской и римско-византийской. Использованы византийские источники, устные легенды - об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и др. "Повесть" начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами.

Что касается цивилизационных характеристик, то Киевская Русь имела предпосылки развития по европейскому пути. Она считает, что Киевская Русь была ориентирована в основном на Европу, и ее особенности были вполне совместимы с прогрессивным типом развития: государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Бояре являлись вассалами князя и сами имели вассалов, менее знатных. При князе существовал высший совет – Боярская дума, символизирующая права и автономию вассалов. Было принято христианство, означавшее включение Руси в христианский мир.

Киевская Русь имела и отличительные черты от Запада. Здесь основной ячейкой социального устройства была община, господствовало общинное управление. Большими правами обладало народное вече. Для Киевской Руси характерно было слабое юридическое развитие, недостаточность развития государственных начал, отсутствие единства, приведшее к последующему распаду.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье-объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Это не только сбор дани, но и способ управления страной. Дружина на Руси была главным органом государственной власти и управления, они выполняли административные и судебные функции, получая за это часть от дани. Городской представительный орган-вече. Оно играло важную политическую роль: проводило денежные реформы, решало вопросы обороны. С конца 10 вглавным направлением политики становится защита русских земель от кочевников. В результате на Руси стало складываться традиционное общество феодального типа –со следующими признаками:

1) в экономике –земельная собственность феодалов

2) в социально-политических отношениях –иерархия сословий  

3) в общественном сознании и культуре – господство церковно-религиозного мировоззрения.

Основными чертами внешней политики Киевской Руси были:

1. Развитие политических и культурных связей с Византийской империей

Постоянная борьба с кочевниками , совершавшими разорительные набеги на русские земли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78909. Философия как интегральная форма научных знаний. Статус СГН 28.5 KB
  Статус СГН Первоначально философия выступала как интегральная форма научного знания поэтому знания об обществе культуре истории и человеке носили до конца XVIII в. С одной стороны они так же как законы естествознания носят объективный характер то есть появляются на исторической сцене функционируют на ней и сходят с нее независимо от воли и сознания людей будучи причинно обусловленными соответствующими объективными обстоятельствами. Это отличие отнюдь не отменяет тесной связи социальногуманитарного знания с практикой в особенности...
78910. Зависимость СГН от социокультурного контекста 28 KB
  в науке преобладала классическая рациональность которая реализовывалась по схеме: Субъект познания Способы познания Объект познания. ни способы которыми он пользуется не оказывают влияния на искомый результат познания и мы получаем образ объекта в чистом виде на схеме это обозначено скобками. Второй этап характеризующийся формированием неклассической рациональности начинается тогда когда науки переходят к исследованию объектов воздействие на которые способов познания является неустранимым и сказывается на результате...
78911. Науки о природе и обществе их сходства и различия 30.5 KB
  Проблема разграничения наук о природе и социальногуманитарных наук и определение предмета гуманитарного знания которым посвящен первый вопрос является важнейшей методологической проблемой современного наукознания. Сложность ее решения связана с тем что относительно предмета социальногуманитарных наук не существует единства мнений. Чаще всего различные исследователи пытаются выделить среди этих наук какуюто ключевую дисциплину вокруг которой можно было бы объединить все другие науки о духе.
78912. Специфика объекта СГП 21.5 KB
  Вовторых в структуру и содержание объекта социальногуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. Объективация предмета познания оказывается в этом случае неполной и сопряжена с большими методологическим трудностями. Втретьих исследование объекта осуществляется в социальногуманитарном знании с ценностных позиций поскольку субъект познания будучи сам частью социальной системы оказывается нагруженным идеологическими предпосылками предрассудками некритически воспринятыми установками и т.
78913. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 25 KB
  Прежде всего речь идет о различении социальных наук как наук об обществе и гуманитарных наук как наук в фокусе которых находится человек индивидуальная и социальная психология этика и т. Разделение наук по предмету о чем речь уже шла выше. Разделение наук по методу: в социальных науках используется метод объяснения тогда как в гуманитарных базовой методологической процедурой выступает понимание сразу же заметим что такое разделение грешит противопоставлением понимания объяснению. Разделение наук одновременно по предмету и методу...
78914. Конвергенция естественно-научного и СГН в современой науке 24 KB
  Логику развития методологии гуманитарного познания можно представить следующим образом: сначала проблематика методологии гуманитарных наук развивалась в направлении выявления и обоснования их специфики по сравнению с науками о природе. Главной на этом этапе является проблема идентификации социальногуманитарных наук и их демаркации от наук естественных. Обоснованию специфики социальногуманитарного познания посвящены работы Дильтея Описательная психология Гадамера Истина и метод Фуко Слова и вещи Рикера Герменевтика и...
78915. Специфика научной картины мира в СГН 31.5 KB
  Специфика научной картины мира в СГН Научная картина мира исторична она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний соответствующих конкретноисторическому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие чем образ мира или видение мира. В научную картину мира входят знания отвечающие критериям научности.
78916. Специфика субъекта СГП 34 KB
  В сфере познания субъект определяет предмет исследования выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта а также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познаваемого предмета. В современном познании субъект проектирует ряд условий познания данного предмета проходит основные этапы процесса познания опираясь на те методы которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам и самой природе познаваемого объекта. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды отдельные исследователи...
78917. Кантовские представления о диалектике теоретического и практического разума 27 KB
  Правда на сами эти предпосылки Кант не покушается: более того он увековечивает их как прирожденные свойства разума. Резкий метафизический разрыв теоретического и практического разума опытных и априорных суждений анализа и синтеза общего и единичного целого и части весь комплекс противоречий к которым неизбежно приходит метафизическое мышление Кант выставил перед философией как решающую проблему. Их можно только мыслить как условия возможности и науки и нравственности как гарантии теоретического и...