28809

Подготовка и осуществление коренного перелома в ВОВ. Путь к победе. Какие события позволяют судить о решающем вкладе СССР в победу над Германией

Доклад

История и СИД

Наибольшего размаха и напряжения военные действия достигли на советскогерманском фронте где летом в вооруженной борьбе принимало участие с обеих сторон более 700 расчетных дивизий до 12 млн. К осени протяженность советскогерманского фронта достигла почти 6200 км максимальной величины за всю войну. В результате героического сопротивления советских войск наступление противника на южном крыле советскогерманского фронта было остановлено. Несмотря на то что на большинстве участков наступление противника было остановлено положение на южном...

Русский

2013-08-20

18.15 KB

7 чел.

Вопрос№41) Подготовка и осуществление коренного перелома в ВОВ. Путь к победе.  Какие  события позволяют судить о решающем вкладе СССР в победу над Германией?

Стратегическая обстановка осенью 1942г.

Обстановка на фронтах мировой войны определялась результатами вооруженной борьбы, развернувшейся летом и осенью 1942 г., военно-политическими целями воюющих государств, их возможностями в наращивании сил и средств, а также специфическими особенностями каждого театра военных действий.

Наибольшего размаха и напряжения военные действия достигли на советско-германском фронте, где летом в вооруженной борьбе принимало участие с обеих сторон более 700 расчетных дивизий (до 12 млн. человек), около 130 тыс. орудий и минометов, многие тысячи танков и самолетов. К осени протяженность советско-германского фронта достигла почти 6200 км — максимальной величины за всю войну.

В результате героического сопротивления советских войск наступление противника на южном крыле советско-германского фронта было остановлено. Наступательные возможности ударных группировок вражеских войск иссякли. Стратегический план немецко-фашистского командования на лето 1942 г. потерпел крах. Главное командование вермахта вынуждено было 14 октября 1942 г. издать оперативный приказ № 1 о временном переходе к стратегической обороне. Однако в Сталинграде, а также в районах Нальчика и Туапсе активные боевые действия продолжались.

Несмотря на то что, на большинстве участков наступление противника было остановлено, положение на южном крыле советско-германского фронта оставалось тяжелым. Под ударами врага оказалась важнейшая водная артерия страны — Волга, последняя коммуникация, непосредственно связывавшая центральные районы с Закавказьем. Не была снята угроза прорыва немецко-фашистских войск через перевалы Главного Кавказского хребта на побережье Кавказа к последним базам Черноморского флота и к важнейшему нефтеносному району страны — Баку.

"Никогда еще на советско-германском фронте не находилось столько вражеских соединений, как к ноябрю 1942 г.—266 дивизий, из них 193,5 немецких, 18 финских, 26 румынских, 11,5 итальянских, 14 венгерских, 2 словацкие и 1 испанская. Неприятельские сухопутные войска поддерживались крупными силами авиации. Против Советского Союза действовали и значительные силы флота. Для борьбы на северных коммуникациях в конце 1942 г. были привлечены основные силы надводного флота Германии, подводные лодки и до 300 самолетов. В Балтийском и Черном морях находились преимущественно легкие силы неприятельского флота.

Более 80 процентов основных сил противника были сконцентрированы в группах армий "Север", "Центр" и "Б" на фронте от финского залива до Сталинграда. На северном участке советско-германского фронта от Баренцева моря до Финского залива действовали 20-я немецкая армия и финские войска, на Северном Кавказе — группа армий "А".

Главные силы Советской Армии также были сконцентрированы между Финским заливом и Астраханью. Здесь развернулись десять фронтов:

Ленинградский, Волховский, Северо-Западный — на северо-западном направлении; Калининский, Западный и Московская зона обороны — на западном направлении;

Брянский, Воронежский, вновь образованный Юго-Западный, Донской, Сталинградский — на юго-западном направлении. На северном фланге стратегического фронта действовали Карельский фронт и 7-я отдельная армия, на южном — Закавказский фронт."

В действующей армии имелось 390 стрелковых и кавалерийских дивизий, 254 стрелковые, отдельные танковые и механизированные бригады, 30 укрепленных районов, 17 танковых и механизированных корпусов. Готовясь к крупным операциям, Ставка Верховного Главнокомандования формировала и стратегические резервы.

Значительную помощь советским войскам оказывала всенародная борьба в тылу врага. Численность только партизанских сил достигала более 125 тыс. человек. Они нарушали коммуникации противника и вели разведку в интересах действующей армии.

Северный, Краснознаменный Балтийский и Черноморский флоты имели в своем составе 2 линкора, 6 крейсеров, 4 лидера, 27 эсминцев и миноносцев, 87 подводных лодок, 757 боевых самолетов. Осенью 1942 г. флоты действовали в сложных условиях. Краснознаменный Балтийский флот мог использовать лишь базы в Кронштадте и Ленинграде, а Черноморский — на побережье Кавказа. Флоты выполняли задачи по защите своих коммуникаций и нарушению морских перевозок противника, наносили удары по его портам и береговым объектам, оказывали содействие сухопутным войскам на приморских направлениях. Важные задачи выполняли также Ладожская, Волжская и Каспийская военные флотилии.

По масштабам и результатам вооруженной борьбы советско-германский фронт к началу нового этапа войны оставался главным фронтом второй мировой войны. Именно здесь подвергались истощению ударные силы фашистского блока. Из всех потерь, понесенных вооруженными силами Германии за вторую половину 1942 г., 96 процентов составляли потери на восточном фронте.

С ноября 1942г, т.е. с начала победоносного наступления советских войск под Сталинградом, начался второй период Великой Отечественной войны ( ноябрь 1942-декабрь 1943г),вошедший в историю как период коренного перелома в ходе войны.

Сталинградская битва.

Битва на курской дуге.

роль СССР в достижении победы признавали в годы войны и в Лондоне, и в Вашингтоне. Тогдашний премьер-министр Великобритании У. Черчилль 27 сентября 1944 г. в послании И. В. Сталину писал, что «именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и... сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника». Он также признавал, что «сопротивление русских сломало хребет германских армий». Не менее характерно также свидетельство начальника генерального штаба американской армии в годы войны генерала Д. Маршалла, который в июне 1945 г. в двухгодовом отчете военному министерству США писал, что героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии, в особенности победа советских войск под Сталинградом, спасла американский народ от вторжения гитлеровских орд на территорию самих Соединенных Штатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15540. Цели настоящего Федерального закона 43.5 KB
  Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства реализация п
15541. Сфера применения настоящего Федерального закона 76.5 KB
  Сфера применения настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.2. Настоящий Федеральный закон не...
15542. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 71 KB
  Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законеВ целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1 реклама – информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопреде
15543. Законодательство Российской Федерации о рекламе 37 KB
  Законодательство Российской Федерации о рекламе Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения возникающие в процессе производства размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в с
15544. Общие требования к рекламе 138.5 KB
  5. Общие требования к рекламе1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.2. Недобросовестной признается реклама которая:1 содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обо...
15545. Защита несовершеннолетних в рекламе 25.5 KB
  6. Защита несовершеннолетних в рекламеВ целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:1 дискредитация родителей и воспитателей подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;2 побуждение несовершеннолетних к то
15546. Товары, реклама которых не допускается 84 KB
  7. Товары реклама которых не допускаетсяНе допускается реклама:1 товаров производство и или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;2 наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров;3 взрывчатых веществ и материалов за исклю
15547. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи 18.5 KB
  8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажиВ рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического ли...
15548. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий 14.5 KB
  9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятийВ рекламе сообщающей о проведении стимулирующей лотереи конкурса игры или иного подобного мероприятия условием участия в которых является приобретение определенного товара далее – стимулирующее мероприятие должны б...