28818

Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг.

Доклад

История и СИД

Власть и командные высоты в экономике крупная и средняя промышленность внешняя торговля финансовая системы транспорт оставались в руках большевиков которые не отказывались от конечной цели социализма шли к ней не прямым политики военного коммунизма а обходным путем с помощью товарноденежных отношений. Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров СНК который присвоил себе не только исполнительную но и законодательную власть. Особое внимание уделялось формированию аппарата...

Русский

2013-08-20

20.72 KB

8 чел.

Вопрос№30) Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг.

Основные элементы политики «военного коммунизма»:

  1.  централизация и национализация промышленности (крупной - зимой 1918 г., средней и мелкой - с лета 1918 г.);
  2.  утверждение политики продовольственной диктатуры (переход от системы продотрядов и комбедов к продразверстке с января 1919 г., а также насаждение коммун-совхозов;
  3.  полное официальное запрещение свободы торговли, устранение безрыночных отношений между городом и деревней;
  4.  натурализация хозяйственных отношений (государственное распределение продуктов сельского хозяйства и промышленности по классовому принципу);
  5.  уравнительность в системе оплаты труда, бесплатное пользование коммунальными услугами, жильем, и пр.;
  6.  введение трудовой повинности и «милитаризация» труда; в 1920 г. создаются трудовые армии;
  7.  установление монопартийной диктатуры с июля 1918 г., фактическое подчинение Советов на местах власти парткомов;
  8.  абсолютизация насилия и чрезвычайных мер в хозяйственной и политической сферах жизни общества.

Основными элементами новой экономической политики были следующие:

  замена продразверстки продналогом, размер которого был в два раза меньше по сравнению с продразверсткой (решение было принято в марте 1921 г. на Х съезде РКП(Б). В результате этого:

  стали восстанавливаться рыночные отношения;

  появилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда;

  в деревне стали развиваться различные формы кооперации;

  появилась возможность приобретения мелких промышленных и торговых предприятий, т.е. проводилась реставрация частной собственности в городе;

  была ослаблена чрезмерная централизация крупной промышленности, проведена реформа системы хозяйственного управления, тресты и синдикаты переведены на хозрасчет;

  принято решение о развитии госкапиталистических предприятий (концессии, смешанные общества);

  была проведена денежная реформа;

  упразднялась уравнительная оплата труда;   
в деревне в ограниченных размерах стала допускаться аренда и использование наемной рабочей силы.

В целом, НЭПовская экономика, по мнению исследователей, носила рыночно-административный характер. Власть и «командные высоты» в экономике (крупная и средняя промышленность, внешняя торговля, финансовая системы, транспорт) оставались в руках большевиков, которые не отказывались от конечной цели - социализма, шли к ней не прямым (политики «военного коммунизма»), а обходным путем, с помощью товарно-денежных отношений.

Каковы же были итоги новой экономической политики? В чем состояли внутренние противоречия НЭПа, которые привели к его ликвидации?
Реальными результатами НЭПа стали следующие:

  1.  восстановление экономики (в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг., а в 1927 г. промышленное производство достигло довоенного уровня);
  2.  произошло улучшение условий жизни;
  3.  была достигнута относительная социальная и политическая стабильность.

Вместе с тем, к концу 1920-х гг. наблюдается стагнация сельскохозяйственного производства, сокращается товарное производство хлеба, что приводит к кризису хлебозаготовок и трудностям в снабжении города. Нависает реальная угроза союзу между рабочим классом и крестьянством, что могло вызвать потрясения государственной системы. Растет безработица и число недовольных политикой НЭПа как в рядах партии, так и среди беднейших слоев крестьянства, малоквалифицированных рабочих и служащих.

Провозглашение Съезда Советов высшим законодательным органом страны не получило полного воплощения на практике. Была ограничена также роль Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Местное управление сосредоточивалось в губернских и уездных Советах. Для контроля за их деятельностью создавались революционные комитеты (ревкомы), состоявшие исключительно из сторонников большевиков.

Особое внимание уделялось формированию аппарата, призванного защищать власть большевиков. В конце октября (11 ноября – по новому стилю) 1917 г. для охраны общественного порядка начали организовывать рабоче-крестьянскую милицию. В ноябре декретом СНК учреждались народные суды в составе председателя и народных заседателей. Политические дела рассматривались в революционных трибуналах, подчиненных Народному комиссариату юстиции. В декабре 1917 г. при СНК была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Она получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством страны.

В ноябре – декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших советскую власть. Старая армия демобилизовывалась. В январе 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольной основе.

Деятельность большевистского правительства вызвала сопротивление многих социальных слоев (помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства). В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Левые эсеры заняли выжидательную позицию, так как не хотели порывать с социалистическими партиями и в то же время боялись потерять доверие народных масс. Они поддержали идею Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель) создать многопартийное социалистическое правительство и сместить В.И. Ленина с поста Председателя Совнаркома. Это предложение породило серьезные разногласия среди руководства большевистской партии. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Милютин, В.П. Ногин в первых числах ноября вышли из состава ЦК, часть наркомов – из правительства. Возникший конфликт В.И. Ленину удалось разрешить: Л.Б. Каменева на посту председателя ВЦИК заменили Я.М. Свердловым, в СНК ввели Г.И. Петровского, П.И. Стучку, А.Д. Цюрупу и др. В середине ноября было достигнуто соглашение с левыми эсерами и в декабре их представители вошли в Совет народных комиссаров (в том числе И.З. Штейнберг, П.П. Пропаян, АЛ. Колегаев, В.А. Карелин).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66055. Антикризисная политика Франции 42.5 KB
  Налоговые льготы бизнесу и наиболее обеспеченным французам: налоговый щит максимальный уровень налога на доходы на уровне 50 от всех доходов физического лица вместо существовавших 60 и отмена налога на доходы на недвижимость постоянного проживания...
66056. Бюджетный дефицит 21.29 KB
  Бюджетный дефицит превышение расходов бюджета над его доходами Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация это дефицит бюджета т. Дефицит рассматривается как временный если имеются перспективы его преодоления и он...
66057. Группа «большая семерка» - G-7 52 KB
  В G7 или большую семерку ведущих стран мира входят Канада Франция Германия Италия Япония Соединенное Королевство и США. На долю этих стран взятых вместе приходится две трети объема мирового производства. Первая встреча представителей этих стран состоялась в 1975 году в Рамбуйе Франция.
66061. Региональные финансы Омской области 2007-2011года 47 KB
  Расходы капитального характера в текущем году оцениваются в 207 от общих расходов областного бюджета. Минфин региона отчитался об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2008 года На заседании регионального Правительства Министерство финансов региона представило отчет об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2008 года.