28818

Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг.

Доклад

История и СИД

Власть и командные высоты в экономике крупная и средняя промышленность внешняя торговля финансовая системы транспорт оставались в руках большевиков которые не отказывались от конечной цели социализма шли к ней не прямым политики военного коммунизма а обходным путем с помощью товарноденежных отношений. Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров СНК который присвоил себе не только исполнительную но и законодательную власть. Особое внимание уделялось формированию аппарата...

Русский

2013-08-20

20.72 KB

8 чел.

Вопрос№30) Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг.

Основные элементы политики «военного коммунизма»:

  1.  централизация и национализация промышленности (крупной - зимой 1918 г., средней и мелкой - с лета 1918 г.);
  2.  утверждение политики продовольственной диктатуры (переход от системы продотрядов и комбедов к продразверстке с января 1919 г., а также насаждение коммун-совхозов;
  3.  полное официальное запрещение свободы торговли, устранение безрыночных отношений между городом и деревней;
  4.  натурализация хозяйственных отношений (государственное распределение продуктов сельского хозяйства и промышленности по классовому принципу);
  5.  уравнительность в системе оплаты труда, бесплатное пользование коммунальными услугами, жильем, и пр.;
  6.  введение трудовой повинности и «милитаризация» труда; в 1920 г. создаются трудовые армии;
  7.  установление монопартийной диктатуры с июля 1918 г., фактическое подчинение Советов на местах власти парткомов;
  8.  абсолютизация насилия и чрезвычайных мер в хозяйственной и политической сферах жизни общества.

Основными элементами новой экономической политики были следующие:

  замена продразверстки продналогом, размер которого был в два раза меньше по сравнению с продразверсткой (решение было принято в марте 1921 г. на Х съезде РКП(Б). В результате этого:

  стали восстанавливаться рыночные отношения;

  появилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда;

  в деревне стали развиваться различные формы кооперации;

  появилась возможность приобретения мелких промышленных и торговых предприятий, т.е. проводилась реставрация частной собственности в городе;

  была ослаблена чрезмерная централизация крупной промышленности, проведена реформа системы хозяйственного управления, тресты и синдикаты переведены на хозрасчет;

  принято решение о развитии госкапиталистических предприятий (концессии, смешанные общества);

  была проведена денежная реформа;

  упразднялась уравнительная оплата труда;   
в деревне в ограниченных размерах стала допускаться аренда и использование наемной рабочей силы.

В целом, НЭПовская экономика, по мнению исследователей, носила рыночно-административный характер. Власть и «командные высоты» в экономике (крупная и средняя промышленность, внешняя торговля, финансовая системы, транспорт) оставались в руках большевиков, которые не отказывались от конечной цели - социализма, шли к ней не прямым (политики «военного коммунизма»), а обходным путем, с помощью товарно-денежных отношений.

Каковы же были итоги новой экономической политики? В чем состояли внутренние противоречия НЭПа, которые привели к его ликвидации?
Реальными результатами НЭПа стали следующие:

  1.  восстановление экономики (в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг., а в 1927 г. промышленное производство достигло довоенного уровня);
  2.  произошло улучшение условий жизни;
  3.  была достигнута относительная социальная и политическая стабильность.

Вместе с тем, к концу 1920-х гг. наблюдается стагнация сельскохозяйственного производства, сокращается товарное производство хлеба, что приводит к кризису хлебозаготовок и трудностям в снабжении города. Нависает реальная угроза союзу между рабочим классом и крестьянством, что могло вызвать потрясения государственной системы. Растет безработица и число недовольных политикой НЭПа как в рядах партии, так и среди беднейших слоев крестьянства, малоквалифицированных рабочих и служащих.

Провозглашение Съезда Советов высшим законодательным органом страны не получило полного воплощения на практике. Была ограничена также роль Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Местное управление сосредоточивалось в губернских и уездных Советах. Для контроля за их деятельностью создавались революционные комитеты (ревкомы), состоявшие исключительно из сторонников большевиков.

Особое внимание уделялось формированию аппарата, призванного защищать власть большевиков. В конце октября (11 ноября – по новому стилю) 1917 г. для охраны общественного порядка начали организовывать рабоче-крестьянскую милицию. В ноябре декретом СНК учреждались народные суды в составе председателя и народных заседателей. Политические дела рассматривались в революционных трибуналах, подчиненных Народному комиссариату юстиции. В декабре 1917 г. при СНК была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Она получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством страны.

В ноябре – декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших советскую власть. Старая армия демобилизовывалась. В январе 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольной основе.

Деятельность большевистского правительства вызвала сопротивление многих социальных слоев (помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства). В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Левые эсеры заняли выжидательную позицию, так как не хотели порывать с социалистическими партиями и в то же время боялись потерять доверие народных масс. Они поддержали идею Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель) создать многопартийное социалистическое правительство и сместить В.И. Ленина с поста Председателя Совнаркома. Это предложение породило серьезные разногласия среди руководства большевистской партии. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Милютин, В.П. Ногин в первых числах ноября вышли из состава ЦК, часть наркомов – из правительства. Возникший конфликт В.И. Ленину удалось разрешить: Л.Б. Каменева на посту председателя ВЦИК заменили Я.М. Свердловым, в СНК ввели Г.И. Петровского, П.И. Стучку, А.Д. Цюрупу и др. В середине ноября было достигнуто соглашение с левыми эсерами и в декабре их представители вошли в Совет народных комиссаров (в том числе И.З. Штейнберг, П.П. Пропаян, АЛ. Колегаев, В.А. Карелин).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52690. Підприємницький дохід 58 KB
  Прибуток є основним стимулом створення і діяльності підприємства адже за рахунок нього окуповуються витрати на виробництво та збут товару оплачується робота працівників. Давайте пригадаємо формулу прибутку: Прибуток = доход – витрати З неї випливає що добиватися збільшення прибутку можна двома способами: зменшуючи витрати на виробництво збільшуючи доход від реалізації продукції Отже слід ретельно вивчити обидва способи. Що таке витрати Виробничі витрати це фактичні витрати виробника на придбання й використання всіх необхідних...
52691. Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся 57.5 KB
  Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного...
52692. Правовое воспитание младших школьников 41.5 KB
  Вечная задача педагогики воспитание умного доброго честного и сильного человека сегодня как никогда остро встает перед школой. Начальная школа это время формирования человекаличности. Основываясь на положения следующих государственных нормативноправовых актов: Общая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Украины; Национальная программа Дети Украины . основной целью можно считать: познакомить учащихся младших классов с основными...
52693. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 68.5 KB
  А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...
52694. Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів 78.5 KB
  Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів В останні десятирічча в центрі уваги психолого-педагогічної науки знаходиться вивчення особливостей і можливостей людини умов цілеспрямованої дії на розвиток її творчого потенціалу створення повноцінного навчаючого і розвиваючого середовища. Вона допомагая сформувати в учнів життєво важливі основи технологічних знань і вмінь залучити їх до різних видів практичної діяльності з...
52695. Новое время: встреча Америки и Европы. 4-й класс 44 KB
  – Зачем люди отправлялись в путешествия ответы детей– Что вы знаете об открытии Америки ответы детей слайд 1 см. На пути Колумба оказалась земля которую он принял за Индию слайд 2. Фернан Магеллан был португальцем слайд 3. Даниэль Дефо 1660–1731 написал знаменитый приключенческий роман “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо†восславивший труд и волю к жизни слайд 4.
52696. Венерические болезни и меры профилактики 31.5 KB
  Проблемное обучение Тема: Венерические болезни и меры профилактики. Цель: сформировать понятия венерические болезни гонорея сифилис генитальный герпес знание мер профилактики симптомов возбудителей болезни. Планируемый результат: знать понятия венерические болезни гонорея сифилис генитальный герпес знание мер профилактики симптомов возбудителей болезни. На всем Земном шаре люди сталкиваются независимо от их желания с такой проблемой как венерические болезни а столкнувшись с ней не очень компетентны в данной области.
52697. Сценарій свята, присвяченого останньому дзвонику «Хай доля ваша буде дзвінка та крилата»! 111 KB
  Хай відкривають двері у майбутнє. На все життя запам’ятайте мить чудову Ми радо запрошуємо на свято 53 випуск Манвелівської середньої загальноосвітньої школи щоб їх благословити на доросле життя В Під рушниками – оберегами Хай перший ваш проляже шлях Хай біжить він не по тернах по квітучих вже полях випускники зупиняються В. Побажаємо щастя хай доля стелиться їм світлим полотном танцюристи передають рушники батькам які роблять почесний коридор.