28818

Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг.

Доклад

История и СИД

Власть и командные высоты в экономике крупная и средняя промышленность внешняя торговля финансовая системы транспорт оставались в руках большевиков которые не отказывались от конечной цели социализма шли к ней не прямым политики военного коммунизма а обходным путем с помощью товарноденежных отношений. Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров СНК который присвоил себе не только исполнительную но и законодательную власть. Особое внимание уделялось формированию аппарата...

Русский

2013-08-20

20.72 KB

12 чел.

Вопрос№30) Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг.

Основные элементы политики «военного коммунизма»:

  1.  централизация и национализация промышленности (крупной - зимой 1918 г., средней и мелкой - с лета 1918 г.);
  2.  утверждение политики продовольственной диктатуры (переход от системы продотрядов и комбедов к продразверстке с января 1919 г., а также насаждение коммун-совхозов;
  3.  полное официальное запрещение свободы торговли, устранение безрыночных отношений между городом и деревней;
  4.  натурализация хозяйственных отношений (государственное распределение продуктов сельского хозяйства и промышленности по классовому принципу);
  5.  уравнительность в системе оплаты труда, бесплатное пользование коммунальными услугами, жильем, и пр.;
  6.  введение трудовой повинности и «милитаризация» труда; в 1920 г. создаются трудовые армии;
  7.  установление монопартийной диктатуры с июля 1918 г., фактическое подчинение Советов на местах власти парткомов;
  8.  абсолютизация насилия и чрезвычайных мер в хозяйственной и политической сферах жизни общества.

Основными элементами новой экономической политики были следующие:

  замена продразверстки продналогом, размер которого был в два раза меньше по сравнению с продразверсткой (решение было принято в марте 1921 г. на Х съезде РКП(Б). В результате этого:

  стали восстанавливаться рыночные отношения;

  появилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда;

  в деревне стали развиваться различные формы кооперации;

  появилась возможность приобретения мелких промышленных и торговых предприятий, т.е. проводилась реставрация частной собственности в городе;

  была ослаблена чрезмерная централизация крупной промышленности, проведена реформа системы хозяйственного управления, тресты и синдикаты переведены на хозрасчет;

  принято решение о развитии госкапиталистических предприятий (концессии, смешанные общества);

  была проведена денежная реформа;

  упразднялась уравнительная оплата труда;   
в деревне в ограниченных размерах стала допускаться аренда и использование наемной рабочей силы.

В целом, НЭПовская экономика, по мнению исследователей, носила рыночно-административный характер. Власть и «командные высоты» в экономике (крупная и средняя промышленность, внешняя торговля, финансовая системы, транспорт) оставались в руках большевиков, которые не отказывались от конечной цели - социализма, шли к ней не прямым (политики «военного коммунизма»), а обходным путем, с помощью товарно-денежных отношений.

Каковы же были итоги новой экономической политики? В чем состояли внутренние противоречия НЭПа, которые привели к его ликвидации?
Реальными результатами НЭПа стали следующие:

  1.  восстановление экономики (в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг., а в 1927 г. промышленное производство достигло довоенного уровня);
  2.  произошло улучшение условий жизни;
  3.  была достигнута относительная социальная и политическая стабильность.

Вместе с тем, к концу 1920-х гг. наблюдается стагнация сельскохозяйственного производства, сокращается товарное производство хлеба, что приводит к кризису хлебозаготовок и трудностям в снабжении города. Нависает реальная угроза союзу между рабочим классом и крестьянством, что могло вызвать потрясения государственной системы. Растет безработица и число недовольных политикой НЭПа как в рядах партии, так и среди беднейших слоев крестьянства, малоквалифицированных рабочих и служащих.

Провозглашение Съезда Советов высшим законодательным органом страны не получило полного воплощения на практике. Была ограничена также роль Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Местное управление сосредоточивалось в губернских и уездных Советах. Для контроля за их деятельностью создавались революционные комитеты (ревкомы), состоявшие исключительно из сторонников большевиков.

Особое внимание уделялось формированию аппарата, призванного защищать власть большевиков. В конце октября (11 ноября – по новому стилю) 1917 г. для охраны общественного порядка начали организовывать рабоче-крестьянскую милицию. В ноябре декретом СНК учреждались народные суды в составе председателя и народных заседателей. Политические дела рассматривались в революционных трибуналах, подчиненных Народному комиссариату юстиции. В декабре 1917 г. при СНК была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Она получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством страны.

В ноябре – декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших советскую власть. Старая армия демобилизовывалась. В январе 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольной основе.

Деятельность большевистского правительства вызвала сопротивление многих социальных слоев (помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства). В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Левые эсеры заняли выжидательную позицию, так как не хотели порывать с социалистическими партиями и в то же время боялись потерять доверие народных масс. Они поддержали идею Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель) создать многопартийное социалистическое правительство и сместить В.И. Ленина с поста Председателя Совнаркома. Это предложение породило серьезные разногласия среди руководства большевистской партии. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Милютин, В.П. Ногин в первых числах ноября вышли из состава ЦК, часть наркомов – из правительства. Возникший конфликт В.И. Ленину удалось разрешить: Л.Б. Каменева на посту председателя ВЦИК заменили Я.М. Свердловым, в СНК ввели Г.И. Петровского, П.И. Стучку, А.Д. Цюрупу и др. В середине ноября было достигнуто соглашение с левыми эсерами и в декабре их представители вошли в Совет народных комиссаров (в том числе И.З. Штейнберг, П.П. Пропаян, АЛ. Колегаев, В.А. Карелин).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...
58011. Герб и его символика 49 KB
  Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...
58012. ES HERBSTET SCHON 365.5 KB
  Цілі уроку: Практична: опрацювати нову лексику по темі «Пори року», активізувати лексичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про погоду восени, описувати осінній ліс, розвивати навички читання і аудіювання. Освітня: розширити знання учнів про природу рідного краю.
58013. Гидросфера. Обобщающий урок 80.5 KB
  Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
58014. Гістотехнології. Основні напрямки біотехнології 80.5 KB
  Мета: розглянути один з нових напрямів біотехнології який займається створенням біологічних замісників тканин і органів; формувати поняття тканинна інженерія розвивати інтелектуальні здібності логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до живих організмів та власного здоровя...
58016. ГЛОБАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ЛЮДСТВА 30.5 KB
  Також з являється страшна проблема озброєння і збереження миру на Землі проблема збільшення чисельності населення на планеті проблеми з виробництвом та використанням все більших і більших обсягів енергії продуктів харчування тощо.
58017. ГРАФІЧНИЙ СПОСІБ РОЗВ’ЯЗУВАННЯ РІВНЯНЬ 197 KB
  Алгоритм графічного способу розвязування рівнянь; вигляд і властивості функцій; означення коренів рівняння; що означає розвязати рівняння. Визначати вид функції та її графіка; будувати графіки функцій; розвязувати рівняння графічним способом; аналізувати порівнювати робити висновки щодо розвязків рівняння.
58018. Графіки - джерело інформації 81.5 KB
  Мета уроку: закріпити знання учнів про зміст поняття «графік залежності» та спосіб побудови графіків руху та зміни температур; продовжити роботу по формуванню вмінь будувати графіки з залежності величин за даними таблиці, робити опис деяких властивостей залежності за графіком...