28827

Становление детской психологии в конце 19 н 20 в.

Доклад

Психология и эзотерика

Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики разработка идей развития в психологии появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. Бюлера биогенетический закон периодизации психического развития. Эволюция как основа психологического развития. В основе развития психики лежит биогенетический закон.

Русский

2013-08-20

48.5 KB

6 чел.

11. Становление детской психологии в конце 19 н 20 в.

Основные проблемы детской психологии. 

Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики, разработка идей развития в психологии, появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. В конце 19 начале 20 веков развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Стенли Холлом.

Биогенетический подход в детской психологии: работы С. Холла, Э. Меймана, Э. Клапареда, К. Бюлера, биогенетический закон, периодизации психического развития. 

Стенли Холл (1846-1924) ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ

Основные идеи:

1. Эволюция как основа психологического развития. Нормальное психическое развитие предполагает ряд эволюционных стадий. В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста.

МЕТОДЫ: Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Изучал  детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.   

Значит - Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последовательность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жизнь в пещерах  охота  строительство  скотоводство  растеневодство  меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами. В основе развития психики лежит биогенетический закон. Онтогенетическое развитие повторят все стадии филогенетического.- теория рекапитуляции.  

Идеи педологии привели к объединению отраслей знания, занимающихся проблемами детского развития. Популярность педологии привела к массовому развитию педологического движения в Америке и Европе, представителями данной науки были Мэйман и Клапаред.

Э. Мейман педагогическая психологияприкладной аспект детской психологии и педологии трехтомник "Лекции по экспериментальной педагогике"- энциклопедия педагогической психологии, в которой не только было собрано все накопленное к тому времени этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития.

Предложил свою периодизацию, критерий - этапы интеллектуального развития. Детская психология должна изучать не только возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, детскую одаренность и отсталость, врожденные склонности детей (в соот с этим и обучение – должно учитывать склонности, способности). При лаборатории Неймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет и где разрабатывались различные программы обучения детей.

Эдуард Клапаред: идея саморазвития - поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке – педологии, не принимал его интерпретации биогенетического закона.

Сходство в фило и отногенезе объясняется общей логикой, а не тем, что заложены в психике рб древние стадии.  Поэтому в развитии ребенка нет всеобщей предопределённости, и внешние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и даже частично изменить направление.

Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития являются игра и подражание. В центре проблем – мышление (как и в дальнейшем Пиаже) = психическое развитие. Открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, т.е нерасчленённость детских переживаний. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С.Выготский, оспаривая утверждение В.Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.

К. Бюлер ТЕОРИЯ ТРЕХ СТУПЕНЧАТОГО РАЗВИТИЯ

Главное внимание он уделял творческому мышлению, моменту инсайта -> интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени процесс творчества (Проводил эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки)

Изучал процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием: сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами.  Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал "ага-переживание". Такое схватывание отношений есть процесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Мышление связано с творчеством -> рисование оказывает влияние на интеллектуальное развитие детей (рисунок облегчает познание абстрактных идей). Разделяя идею Клапареда о саморазвитии психики, Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. 

Бюлер создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, а изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи – это цепь открытий.

Исходя из необходимости обучения для полноценного психического развития, выделил  три основных стадии психического развития: 1. инстинкт; 2. дрессура (образование условных рефлексов);3. интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации).

При переходе от стадии к стадии помимо интеллекта развиваются и эмоции.

Так, на стадии инстинкта сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара). И, наконец, при интеллекте человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от общения с другом, еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде.

Значение игровой деятельности: игровая деятельность не имеет предмета, так удовольствие приносит сам процесс игры (мотивация игровой деятельности). Игра служит для отработки навыков и формирования чувств. 

Таким образом, работы этих учёных послужили формированию возрастной психологии как науки о закономерностях этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. 

АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ развития психики ребенка Дж. Селли.

Д. Селли - ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, составляющие основу главных образующих психики ума, чувства и воли. В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, в представление или понятие.

Хотя в теоретическом плане существенных открытий теория Селли не представляла, но его  труды имели большое значение для практической детской психологии и педологии. Селли исследовал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в, процессе психического развития детей и выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ В. Штерна. 

В. Штерн методы: Наблюдение, биографический метод.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.  

Педология: предмет, принципы, достоинства, недостатки.

Педология (наука о ребёнке) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем П. признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию;

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположником российской П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

Предмет (чётко выработан не был так как туда относилось всё на свете) педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Главная цель: формирование активной, творческой личности и реализации индивидуального подхода к Рб (ТАКАЯ ЦЕЛЬ НЕ СООТВЕТСОВАЛА СОЦ СИТ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ- отчасти из этого начались гонения)

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип (прим – эгоц речь в понимании Выготского)

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Достоинства: комплексный, индивидуальных подход, практическая направленность, Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики.

Недостатки: разница в теоретических и практических исследования, механистичность (то есть применение наук к изучению Рб механистически – физиологии, медицины, педагогики – по русски как бы вместе и по отдельности), ненадёжные диагностические методики.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59516. Як ми знаємо творчість Т.Г.Шевченка 70.5 KB
  Добрий день юні шанувальники творчості Кобзаря дорогі глядачі вболівальники судді Сьогодні ми присутні з вами на конкурсі знавців творчості Тараса Григоровича Шевченка. Кожна команда повинна за 10 хвилин розповісти про Тараса Шевченка...
59517. Свято Андрія 43 KB
  Добрий вечір хазяєчко А чи можна до вас на вечорниці Господиня: Заходьте заходьте дівчата. 2 Дівчина. Чули щось грюкнуло за дверима 3 Дівчина. Всі: Дівчаточка відпустіть мене Що хочете зроблю будьяке бажання виконаю 1 Дівчина: Відгадай загадку...
59518. Палац культурної людини (мовний етикет) 53.5 KB
  Обладнання: Картки правил поведінки; картки завдань для команд; музика; картина. Продовжувати мандрівку від однієї зупинки до іншої можна тільки тоді коли чергова команда виконає всі завдання зупинки.
59519. Виготовлення новорічних ялинкових прикрас (гірлянди “Сніговики”, “Ялинки”, “Дзвоники”, “Зірочки”) 54 KB
  Організація дітей до роботи Привітання Сьогодні до нас на заняття діти завітали гості. Вступна бесіда Чи вірите ви діти у дива Відповідь учнів Я запитала про дива саме тому бо сьогоднішнє заняття наше буде незвичайним. Ми діти знаємо що в передноворічні...
59520. Інтелектуальна гра “Чи знаєш ти свій край” 55 KB
  Обладнання: історія України портрет гетьманів України. Для того щоб їхня участь у змаганні дала бажані результати їм треба знати: а український алфавіт; б міста гори ріки та озера природоохоронні зони України...
59521. Виховна година: “Батькова криниця” 42 KB
  Учитель. Вітцівська хата, мамина пісня, дідусева казка, бабусина вишиванка, незамулена батькова криниця, з якої пив воду філософ чи мандрівник; старі жорна, що годували в тяжке лихоліття дітей, портрет на стіні найдорожчої людини...
59522. Свято козацького роду (у дошкільному закладі) 79.5 KB
  Гостей дорогих ми вітаємо щиро Покозацьки стрічаємо з хлібом і миром. 2й учень: Для гостей відкрита Наша хата біла Тільки б чужа кривда До нас не забігла. 3й учень: Хліб духмяний в хаті Сяють очі щирі Хай живеться в правді Хай живеться в мирі.
59523. Сценарій до Дня української писемності й мови: “Рідна мова чиста, як роса” 70.5 KB
  1й учень О слово рідне Пращура молитво Громи Перука Велеса поля Софія Київська творіння Ярослава Словяномовна праведна земля. 2й учень В мені в тобі Бояна віщим співом Воно живе здолавши тьму віків Воно Мстиславича Романа голос і ратний клич Данилових полків.
59524. Сценарій КВК до дня правових знань 31 KB
  Познайомити учнів середніх класів з основними правознавства. Виховувати у дітей почуття відповідальності за свої вчинки популяризувати правові закони формувати правову культуру школярів.