28827

Становление детской психологии в конце 19 н 20 в.

Доклад

Психология и эзотерика

Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики разработка идей развития в психологии появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. Бюлера биогенетический закон периодизации психического развития. Эволюция как основа психологического развития. В основе развития психики лежит биогенетический закон.

Русский

2013-08-20

48.5 KB

7 чел.

11. Становление детской психологии в конце 19 н 20 в.

Основные проблемы детской психологии. 

Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики, разработка идей развития в психологии, появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. В конце 19 начале 20 веков развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Стенли Холлом.

Биогенетический подход в детской психологии: работы С. Холла, Э. Меймана, Э. Клапареда, К. Бюлера, биогенетический закон, периодизации психического развития. 

Стенли Холл (1846-1924) ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ

Основные идеи:

1. Эволюция как основа психологического развития. Нормальное психическое развитие предполагает ряд эволюционных стадий. В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста.

МЕТОДЫ: Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Изучал  детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.   

Значит - Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последовательность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жизнь в пещерах  охота  строительство  скотоводство  растеневодство  меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами. В основе развития психики лежит биогенетический закон. Онтогенетическое развитие повторят все стадии филогенетического.- теория рекапитуляции.  

Идеи педологии привели к объединению отраслей знания, занимающихся проблемами детского развития. Популярность педологии привела к массовому развитию педологического движения в Америке и Европе, представителями данной науки были Мэйман и Клапаред.

Э. Мейман педагогическая психологияприкладной аспект детской психологии и педологии трехтомник "Лекции по экспериментальной педагогике"- энциклопедия педагогической психологии, в которой не только было собрано все накопленное к тому времени этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития.

Предложил свою периодизацию, критерий - этапы интеллектуального развития. Детская психология должна изучать не только возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, детскую одаренность и отсталость, врожденные склонности детей (в соот с этим и обучение – должно учитывать склонности, способности). При лаборатории Неймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет и где разрабатывались различные программы обучения детей.

Эдуард Клапаред: идея саморазвития - поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке – педологии, не принимал его интерпретации биогенетического закона.

Сходство в фило и отногенезе объясняется общей логикой, а не тем, что заложены в психике рб древние стадии.  Поэтому в развитии ребенка нет всеобщей предопределённости, и внешние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и даже частично изменить направление.

Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития являются игра и подражание. В центре проблем – мышление (как и в дальнейшем Пиаже) = психическое развитие. Открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, т.е нерасчленённость детских переживаний. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С.Выготский, оспаривая утверждение В.Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.

К. Бюлер ТЕОРИЯ ТРЕХ СТУПЕНЧАТОГО РАЗВИТИЯ

Главное внимание он уделял творческому мышлению, моменту инсайта -> интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени процесс творчества (Проводил эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки)

Изучал процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием: сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами.  Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал "ага-переживание". Такое схватывание отношений есть процесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Мышление связано с творчеством -> рисование оказывает влияние на интеллектуальное развитие детей (рисунок облегчает познание абстрактных идей). Разделяя идею Клапареда о саморазвитии психики, Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. 

Бюлер создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, а изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи – это цепь открытий.

Исходя из необходимости обучения для полноценного психического развития, выделил  три основных стадии психического развития: 1. инстинкт; 2. дрессура (образование условных рефлексов);3. интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации).

При переходе от стадии к стадии помимо интеллекта развиваются и эмоции.

Так, на стадии инстинкта сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара). И, наконец, при интеллекте человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от общения с другом, еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде.

Значение игровой деятельности: игровая деятельность не имеет предмета, так удовольствие приносит сам процесс игры (мотивация игровой деятельности). Игра служит для отработки навыков и формирования чувств. 

Таким образом, работы этих учёных послужили формированию возрастной психологии как науки о закономерностях этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. 

АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ развития психики ребенка Дж. Селли.

Д. Селли - ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, составляющие основу главных образующих психики ума, чувства и воли. В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, в представление или понятие.

Хотя в теоретическом плане существенных открытий теория Селли не представляла, но его  труды имели большое значение для практической детской психологии и педологии. Селли исследовал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в, процессе психического развития детей и выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ В. Штерна. 

В. Штерн методы: Наблюдение, биографический метод.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.  

Педология: предмет, принципы, достоинства, недостатки.

Педология (наука о ребёнке) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем П. признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию;

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположником российской П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

Предмет (чётко выработан не был так как туда относилось всё на свете) педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Главная цель: формирование активной, творческой личности и реализации индивидуального подхода к Рб (ТАКАЯ ЦЕЛЬ НЕ СООТВЕТСОВАЛА СОЦ СИТ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ- отчасти из этого начались гонения)

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип (прим – эгоц речь в понимании Выготского)

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Достоинства: комплексный, индивидуальных подход, практическая направленность, Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики.

Недостатки: разница в теоретических и практических исследования, механистичность (то есть применение наук к изучению Рб механистически – физиологии, медицины, педагогики – по русски как бы вместе и по отдельности), ненадёжные диагностические методики.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55026. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ В РЕАЛІЗАЦІЇ ДЕРЖАВНОЇ МОВНОЇ ПОЛІТИКИ 209 KB
  Сьогодні в Україні мовна проблема є однією з найактуальніших. Однак проблема функціонування української мови чомусь досі не зникає. Саме тому статтю присвячено розглядові основних напрямків української мовної політики а саме: основних проблем реалізації Концепції державної мовної політики на сучасному етапі...
55027. Політичний і соціальний устрій Київської Русі. Розвиток господарства 47 KB
  МЕТА: охарактеризувати особливості політичного і соціального устрою Київської Русі; ознайомити учнів з розвитком землеробства ремесел та торгівлі на Русі; розвивати вміння працювати з текстом робити висновки критично мислити. Чому вас народ Київської Русі назвав Мудрим.
55028. Процес політизації українського суспільства 71.5 KB
  Мета. Дати уявлення про умови та методи формування українських політичних партій. Показати на прикладі західноєвропейського та російського суспільно–політичних рухів процес формування українського національно–політичного руху. Розвивати уміння учнів працювати з різними джерелами інформації;
55029. Pollution of the environment 44.5 KB
  We have identified that the world is not only beautiful, but also everything is connected on the Earth. The harmony is the main feature of our life and only if the harmony exists we can live happily. But the situation is not perfect now. Listen to some sayings and tell me what the problem is.
55030. Роль государства в рыночной экономике. Экономические функции государства 20.99 KB
  Государство всегда участвовало и участвует в настоящее время в экономике, поскольку осуществляет важнейшие свои функции путем регулирования деятельности и финансирования ключевых для жизнедеятельности страны институтов, субъектов и объектов
55031. Заповідна краса Полтавщини 105 KB
  А чи є необхідністю для людини зривати букети польових та лісових квітів ламати та палити дерева забруднювати береги річок та галявини лісів і нарешті стріляти в беззахисних птахів на світанні Слід памятати що благословенна земля ця не діталася нам у спадщину від батьків ми взяли її в борг у нащадків.
55032. Портфель вчителя 70 KB
  Професійний розвиток вчителя це зростання становлення інтеграція і реалізація в педагогічному працю професійних значущих якостей та здібностей професійних знань і умінь але головне формування у нього здатності до самооцінки рефлексії. Цьому сприяє технологія обєднана під назвою Портфель вчителя...
55033. Портфоліо вчителя або тека досягнень 82 KB
  Робота в методичному обєднанні, співпраця з міським методичним центром, вузами і іншими установами. Участь в професійних і творчих педагогічних конкурсах. Участь в методичних і тижнях. Організація і проведення семінарів, «круглих столів», майстер-класів і т.п. Проведення наукових досліджень.
55034. Портфоліо учня початкових класів 38 KB
  Безумовна цінність портфоліо полягає у тому, що саме портфоліо сприяє підвищенню самооцінки учня, максимальному розкриттю індивідуальних можливостей кожного учня та розвитку мотивації подальшого творчого зростання. Тому вкрай важливо усвідомити для себе і пояснити дитині, що складання портфоліо – це не гонка за дипломами і усілякими грамотами!