28827

Становление детской психологии в конце 19 н 20 в.

Доклад

Психология и эзотерика

Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики разработка идей развития в психологии появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. Бюлера биогенетический закон периодизации психического развития. Эволюция как основа психологического развития. В основе развития психики лежит биогенетический закон.

Русский

2013-08-20

48.5 KB

6 чел.

11. Становление детской психологии в конце 19 н 20 в.

Основные проблемы детской психологии. 

Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики, разработка идей развития в психологии, появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. В конце 19 начале 20 веков развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Стенли Холлом.

Биогенетический подход в детской психологии: работы С. Холла, Э. Меймана, Э. Клапареда, К. Бюлера, биогенетический закон, периодизации психического развития. 

Стенли Холл (1846-1924) ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ

Основные идеи:

1. Эволюция как основа психологического развития. Нормальное психическое развитие предполагает ряд эволюционных стадий. В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста.

МЕТОДЫ: Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Изучал  детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.   

Значит - Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последовательность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жизнь в пещерах  охота  строительство  скотоводство  растеневодство  меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами. В основе развития психики лежит биогенетический закон. Онтогенетическое развитие повторят все стадии филогенетического.- теория рекапитуляции.  

Идеи педологии привели к объединению отраслей знания, занимающихся проблемами детского развития. Популярность педологии привела к массовому развитию педологического движения в Америке и Европе, представителями данной науки были Мэйман и Клапаред.

Э. Мейман педагогическая психологияприкладной аспект детской психологии и педологии трехтомник "Лекции по экспериментальной педагогике"- энциклопедия педагогической психологии, в которой не только было собрано все накопленное к тому времени этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития.

Предложил свою периодизацию, критерий - этапы интеллектуального развития. Детская психология должна изучать не только возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, детскую одаренность и отсталость, врожденные склонности детей (в соот с этим и обучение – должно учитывать склонности, способности). При лаборатории Неймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет и где разрабатывались различные программы обучения детей.

Эдуард Клапаред: идея саморазвития - поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке – педологии, не принимал его интерпретации биогенетического закона.

Сходство в фило и отногенезе объясняется общей логикой, а не тем, что заложены в психике рб древние стадии.  Поэтому в развитии ребенка нет всеобщей предопределённости, и внешние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и даже частично изменить направление.

Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития являются игра и подражание. В центре проблем – мышление (как и в дальнейшем Пиаже) = психическое развитие. Открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, т.е нерасчленённость детских переживаний. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С.Выготский, оспаривая утверждение В.Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.

К. Бюлер ТЕОРИЯ ТРЕХ СТУПЕНЧАТОГО РАЗВИТИЯ

Главное внимание он уделял творческому мышлению, моменту инсайта -> интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени процесс творчества (Проводил эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки)

Изучал процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием: сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами.  Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал "ага-переживание". Такое схватывание отношений есть процесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Мышление связано с творчеством -> рисование оказывает влияние на интеллектуальное развитие детей (рисунок облегчает познание абстрактных идей). Разделяя идею Клапареда о саморазвитии психики, Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. 

Бюлер создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, а изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи – это цепь открытий.

Исходя из необходимости обучения для полноценного психического развития, выделил  три основных стадии психического развития: 1. инстинкт; 2. дрессура (образование условных рефлексов);3. интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации).

При переходе от стадии к стадии помимо интеллекта развиваются и эмоции.

Так, на стадии инстинкта сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара). И, наконец, при интеллекте человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от общения с другом, еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде.

Значение игровой деятельности: игровая деятельность не имеет предмета, так удовольствие приносит сам процесс игры (мотивация игровой деятельности). Игра служит для отработки навыков и формирования чувств. 

Таким образом, работы этих учёных послужили формированию возрастной психологии как науки о закономерностях этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. 

АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ развития психики ребенка Дж. Селли.

Д. Селли - ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, составляющие основу главных образующих психики ума, чувства и воли. В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, в представление или понятие.

Хотя в теоретическом плане существенных открытий теория Селли не представляла, но его  труды имели большое значение для практической детской психологии и педологии. Селли исследовал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в, процессе психического развития детей и выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ В. Штерна. 

В. Штерн методы: Наблюдение, биографический метод.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.  

Педология: предмет, принципы, достоинства, недостатки.

Педология (наука о ребёнке) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем П. признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию;

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположником российской П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

Предмет (чётко выработан не был так как туда относилось всё на свете) педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Главная цель: формирование активной, творческой личности и реализации индивидуального подхода к Рб (ТАКАЯ ЦЕЛЬ НЕ СООТВЕТСОВАЛА СОЦ СИТ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ- отчасти из этого начались гонения)

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип (прим – эгоц речь в понимании Выготского)

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Достоинства: комплексный, индивидуальных подход, практическая направленность, Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики.

Недостатки: разница в теоретических и практических исследования, механистичность (то есть применение наук к изучению Рб механистически – физиологии, медицины, педагогики – по русски как бы вместе и по отдельности), ненадёжные диагностические методики.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38136. Концептуальні засади соціального і гуманітарного забезпечення та виховної роботи в Збройних Силах України 188 KB
  Актуальність вивчення даної теми полягає в тому, що знання командиром (начальником) концептуальних засад гуманітарного та соціального забезпечення, змісту і основних напрямків соціальної і гуманітарної політики, основ морально-психологічного забезпечення, на сучасному етапі розвитку ЗС України виступає важливою передумовою ефективного навчання та виховання особового складу в підрозділі (частині).
38137. Організація морально-психологічного забезпечення окремих видів бойової підготовки підрозділів 157 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування,
38138. Організація заходів морально-психологічного забезпечення виконання миротворчих завдань 149 KB
  Географія міжнародних миротворчих операцій є практично необмеженою, оскільки жоден населений регіон світу не можна вважати абсолютно стабільним. Тому військові підрозділи, що призначаються для здійснення миротворчих операцій, мають бути готовими до дій у будь-яких географічних і кліматичних умовах. Водночас не викликає сумніву потреба диференційованої підготовки миротворчих підрозділів до дій в особливих умовах (наприклад, гірських або тропічних).
38139. Організація психологічної підготовки в збройних силах країн – членів НАТО 107.5 KB
  Організація моральнопсихологічного забезпечення Заняття №16: Організація психологічної підготовки в збройних силах країн членів НАТО Час: 2 години Мета заняття: 1. У бундесвері концепцію виховного впливу формує цілий Апарат ідеологічної роботи збройних сил безпосередньо підпорядкований міністру оборони країни. На вищому рівні цим...
38140. Морально-психологічне забезпечення основних видів бою Сухопутних військ ЗС України 133.5 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування...
38141. Завдання органів з виховної роботи на сучасному етапі розвитку Збройних Сил України 159.5 KB
  Морально-психологічне забезпечення діяльності військ – це система заходів, спрямованих на формування і підтримання високого морального духу армії, МПС і дисципліни особового складу, правопорядку військового, на згуртування військових колективів і протидію інформаційно-психологічному впливу противника.
38142. Плануюча і звітна документація з питань морально-психологічного забезпечення виконання миротворчих завдань 104 KB
  Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: виховної роботи це визначення напрямів шляхів змісту засобів методів і форм щодо реалізації цілей виховної роботи прийняття конкретних адресних обґрунтованих рішень що стосуються реалізації заходів виховної роботи їх...