28828

Кризис в психологии в начале XX века

Доклад

Психология и эзотерика

Кризис в психологии в начале XX века Причины и значение открытого кризиса в психологии поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований а порой оказывалась и просто неадекватной им привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социальнополитических противоречий в буржуазном обществе.

Русский

2013-08-20

53.5 KB

74 чел.

12. Кризис в психологии в начале XX века

Причины и значение «открытого кризиса» в психологии, поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики.

К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому, это был кризис методологических основ психологии.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии.   Были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках.  В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Философия также переживала в этот момент идейный кризис. 1 –я мировая война – жестокость, агрессия.

Кризис возник в результате не состоятельности психологии сознания, то есть предмет расширился (поведение, мышление, воля и т.д), а объяснить прежние теории этого не могли. Плюс к этому главной чертой кризиса явился поиск объективных методов изучения психики. И этим методом разные школы считали совершенно разные методы. Надо было менять либо предмет, либо методы.

В результате возникли различные школы: функционализм, структурализм, вюрцбурсакая: но их методы были далеки от объективных.

Это был тот кризис, который вёл к развитию, хотя многие учёные считали «открытый кризис» периодом упадка науке. В итоге к 20 г 20 века психология разделилась на отдельные школы, к-е по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики. В качестве предмета психологии выделяли различные феномены: Познавательные – Гештальт, Мотивационная сфера – глубинная псих, Поведение – бихевиоризм. Во вт пол 20 в: гуманистическая и когнитивная психология

Вюрцбургская школа (О. Кульпе К. Марбе, Ах, Уагт)

Освальд Кюльпе – был последователем Вундта, но позже возглавил группу студентов выступавших против ограниченности Вундта.

Основные расхождения с Вундтом:

1.  изменение инструкции интроспекции – концентрация не на результате, а на процессе (то есть ответить надо было не только, что тяжелее, но и какие процессы происходили в сознании). Раньше в ассоциативном эксперименте и измерении скорости реакции – волновало только само слово, само различие между ощущениями, а теперь ПСИХИЧЕСКИЕ АКТЫ. Стало изучаться состояние испытуемого перед ответом на раздражитель -> стало возможно:

2. применение экспериментального метода к сложным псих явлениям – мышление. К мышления - свои свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных (А РАНЬШЕ БЫЛО - ПСИХИКА СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ АССОЦИАЦИЙ)

метод систематической экспериментальной интроспекции (ретроспективное описание пережитого – упор на Сб-ые, качественные и подробные описания мыслительного процессе)

Основные положения: В сознание есть не только сенсорные компоненты, а еще и умственные, а не чувственные образы). содержание сознания = ощущения + умственные  образы.

Мышление стало пониматься не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и конец.

Закономерности протекания мышления:

1. установка – определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей (бессознательная направленность на решение задачи – аналог современной мотивации)

2. В псих появилась новая категория: значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Зельц – исследовал зависимость мышления от структуры решаемой задачи. Главное открытие – антиципаторная схема (возможность предвидеть решение идей уже в начале мыслительной Д)

Главное значение Вюрц школы: распространение экспериментального метода на изучение сложных псих актов, на ВПФ (мышление и волю). Изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

Структурализм (Э. Титченер)

Структурализм (произошёл  от вундта) система Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным, зависимым от индивидуального опыта.

Основные положения:

1. Предмет психологии – содержание сознания упорядоченное в определённую структуру, безотносительно к тому, как эта структура работает. Психология – зависит от Сб (например восприятие жары)

2. Главные задачи структурализма: 1) точное определение содержания психики + связь с физиологическими процессами 2) выделение исходных ингридиентов этого содержания 3) выделение законов по к-м они объединяются в структуры.

Титченер выступал против всех прикладных областей (структурализм не имел практического значения)

3. Всё что за пределами сознания – физиология

Сознание - человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, можно обнаружить с пом спец интроспекции, можно оценить качества, интенсивности, длительности и отчетливости(ясности).

Суть системы: не синтез, а разложение сложного осознанного опыта на составляющие, т.е. основная часть исследований была посвящены: обнаружению элементов сознания.

Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере  практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

Американский функционализм (У. Джемс) 

В.Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований.

Основной вопрос – сознание. Идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания. (Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он")

Свойства сознания: непрерывность, изменчивость (постоянно меняется, тк происходит смена ощущений), селективность, избирательность (принятие или отклонение предметов)

Главная задача психологии: исследование законов по к-м происходит принятие или отвержение (те протекает выбор)

В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и Титченером. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки. 

Психика – помогает человеку, повышает его шансы на успех в любой деятельности (те практическое значение психики). Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой.

Принципиально новое в тот период: внимание к Личности – как интегративному целому

Описание самооценки (самодовольства и недовольства собой) – впервые вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания. Самоуважение = успех/притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс говорил, что "мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим", т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям -.> несмотря на парадоксальность хорошо применяется в психотерапии.

ВЫВОД:

Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом. Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с телесным действием как инструментом приспособления к среде и с особенностями личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.

Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Описательная психология: В. Дильтей, науки о природе и науки о духе, предмет и метод психологии, учение о ценностях Э. Шпрангера.

Вильгельм Дильтей

Основные идеи:

Разделил психологию на 2 дисциплины:

  1.  естественнонаучная  - изучает механику сознания на основе его элементов
  2.  описательная - имеет дело с непосредственной психической деятельностью - переживанием. Основные свойства переживаний- целостность и целенаправленность.

Переживания воплощаются в творениях культуры. Таким образом, они выступают не как элементы сознания, а в виде внутренней связи, неотделимой от её воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Т.о. индивидуальное сознание соотносится с миром социально-исторических ценностей.

Связующее звено между культурой и человеком, а также отдельными науками – герменевтика (учение об истолковании).

Дильтей выступал против перенесения эмпирических методов в психологию. Так как дать точное объяснение собственных переживаний не возможно, у психологии должен быть свой метод.

Метод описательной психологии – понимание, постижение (внутренне интуитивное). Постижение основано на анализе непосредственных переживаний Я. В отличии от интроспекции, постижение открывает и бессознательные переживания.

Критика - > так именно в это время возможности науки позволяли экспериментально изучать психологические явления. Но в тоже время концепция Дельтея содержала рациональный момент: она соотносила структуру отдельной личности, с духовными ценностями, создаваемыми народом, с формами культуры. Эту идею развивал его ученик Шпрангер.

Эдуард Шпрангер

Основные идеи: 1. Метод исследования духовной жизни – понимание, 2. Предмет изучения – духовная активность Я, в которой реализуются смысловые связи с содержанием определённой культуры, выраженные в системе ценностей отдельного человека.

 Задача психологии:  исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», т.е изучение основных типов направленности личности, которые он назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит ценностная ориентация личности, на основе которой человек познаёт мир.

6 форм познания мира (типология личности):

1) теоретический человек тот, кто стремится к познанию

2) экономический ищущий пользу в познании

3) эстетический стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме

4) социальный тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям

5) политический, стремящийся к духовной власти над другими

6) религиозный, ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

В каждом человеке могут быть представлены все типы, но в разной пропорции. Для улучшения образования необходимо угадать форму жизни в ребёнке и в соответствии с этим строить его обучение.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд- карта интересов). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Основные выводы: Описательная психология показала возможность построения психологии как гуманитарной науки и вскрыла недостатки естественнонаучной психологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81651. В.Нестайко «Жевжик» 72.5 KB
  Всеволод Зіновійович Нестайко народився на Житомирщині. Тож все своє свідоме життя Всеволод Нестайко прожив у Києві. Нестайка була вчителькою Коли Всеволод Нестайко був маленьким хлопчиком він страшенно хотів швидше вирости і стати великим та дорослим.
81652. «Коли тобі сутужно – прийде на поміч дружба А. Костецький «Буває все...», «Краще — з друзями разом!», «Словник Славка» 58.5 KB
  Удосконалювати вміння виразно читати вірші визначати головну думку прочитаного; розвивати мовлення учнів уміння аналізувати віршовані твори виділяти головне висловлювати оцінні судження збагачувати словниковий запас; виховувати почуття товариськості.
81653. Поетичні картини ранньої і пізньої осені в творах Ліни Костенко 37.5 KB
  Книга природи – наймудріша книга. Спілкування з природою дає нам радість. Природа – це джерело краси, яка не може залишити байдужою навіть найнезворушливішу людину. Не випадково багато видатних мислителів і письменників, художників і поетів, зодчих і композиторів прагнули втілити у своїх творах нетлінну красу природи.
81654. Ми тебе не забули, Тарасе! 871 KB
  Шевченка виставка книг Шевченка виставка літератури про Шевченка Імя освячене любовю портфоліо Життєвий шлях плакат літопис долі Кобзаря газета Шевченко художник репродукції картин квітка памяті Вінок Заповітів Шевченка кросворд плакат Шануємо Кобзаря карта Шевченківських місць в Україні дитячі малюнки до пейзажної лірики.
81655. Краса мрій про майбутнє і нове 83 KB
  У гірській країні на схилі великої і старої гори знайшов прихисток маленький Горбик. А маленький Горбок мріяв про казки чарівні далекІ країни і чудеса які йому ніяк не вдавалося побачити самому. З усіх боків його оточували високі гори і тому Горбок міг мріючи дивитися тільки вгору на безмежно таємниче і загадкове зоряне небо.
81656. Перенос слова 36.5 KB
  Задачи: Образовательная: на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание, память, активность, грамотную речь учащихся;
81657. Людина починається з добра! Урок-спектакль за творами В.О. Сухомлинського 74 KB
  Мета: Продовжувати знайомство учнів з творами В.О. Сухомлинського; формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди допомагає іншим, поважає, піклується про стареньких, добре ставиться до рідних і друзів; навчати учнів оцінювати вчинки головних героїв оповідань, наслідувати їх позитивні риси, прагнути до самовдосконалення...
81658. Цвіркун та праця 52 KB
  Обладнання: малюнок цвіркуна мурашки торбинка запитань словникові слова картинки з написом Обвинувачі Захисники карта світу. За що боровся сірійський народ Що цікавого можна розповісти про про автора Які бувають цвіркуни Прочитайте рядки про весняне пробудження цвіркуна Знайдемо рядки осуду цвіркуна мурашиним родом.
81659. Аппликация из бумаги и картона. Виды бумаги и картона. Свойства картона. Последовательность действий при работе с бумагой и картоном по шаблону. Изготовление сюжетной аппликации «Ежик» 73 KB
  Сказочный персонаж ежик Шуршик стаканчики с водой полоски бумаги и картона альбомы для уроков труда бумага картон клей ножницы шаблоны салфетки. Вспомним о разновидности бумаги проведем исследовательскую работу чтобы раскрыть свойства картона и выполним практическую работу по изготовлению аппликации.