загрузка...

28828

Кризис в психологии в начале XX века

Доклад

Психология и эзотерика

Кризис в психологии в начале XX века Причины и значение открытого кризиса в психологии поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований а порой оказывалась и просто неадекватной им привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социальнополитических противоречий в буржуазном обществе.

Русский

2013-08-20

53.5 KB

38 чел.

12. Кризис в психологии в начале XX века

Причины и значение «открытого кризиса» в психологии, поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики.

К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому, это был кризис методологических основ психологии.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии.   Были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках.  В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Философия также переживала в этот момент идейный кризис. 1 –я мировая война – жестокость, агрессия.

Кризис возник в результате не состоятельности психологии сознания, то есть предмет расширился (поведение, мышление, воля и т.д), а объяснить прежние теории этого не могли. Плюс к этому главной чертой кризиса явился поиск объективных методов изучения психики. И этим методом разные школы считали совершенно разные методы. Надо было менять либо предмет, либо методы.

В результате возникли различные школы: функционализм, структурализм, вюрцбурсакая: но их методы были далеки от объективных.

Это был тот кризис, который вёл к развитию, хотя многие учёные считали «открытый кризис» периодом упадка науке. В итоге к 20 г 20 века психология разделилась на отдельные школы, к-е по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики. В качестве предмета психологии выделяли различные феномены: Познавательные – Гештальт, Мотивационная сфера – глубинная псих, Поведение – бихевиоризм. Во вт пол 20 в: гуманистическая и когнитивная психология

Вюрцбургская школа (О. Кульпе К. Марбе, Ах, Уагт)

Освальд Кюльпе – был последователем Вундта, но позже возглавил группу студентов выступавших против ограниченности Вундта.

Основные расхождения с Вундтом:

1.  изменение инструкции интроспекции – концентрация не на результате, а на процессе (то есть ответить надо было не только, что тяжелее, но и какие процессы происходили в сознании). Раньше в ассоциативном эксперименте и измерении скорости реакции – волновало только само слово, само различие между ощущениями, а теперь ПСИХИЧЕСКИЕ АКТЫ. Стало изучаться состояние испытуемого перед ответом на раздражитель -> стало возможно:

2. применение экспериментального метода к сложным псих явлениям – мышление. К мышления - свои свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных (А РАНЬШЕ БЫЛО - ПСИХИКА СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ АССОЦИАЦИЙ)

метод систематической экспериментальной интроспекции (ретроспективное описание пережитого – упор на Сб-ые, качественные и подробные описания мыслительного процессе)

Основные положения: В сознание есть не только сенсорные компоненты, а еще и умственные, а не чувственные образы). содержание сознания = ощущения + умственные  образы.

Мышление стало пониматься не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и конец.

Закономерности протекания мышления:

1. установка – определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей (бессознательная направленность на решение задачи – аналог современной мотивации)

2. В псих появилась новая категория: значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Зельц – исследовал зависимость мышления от структуры решаемой задачи. Главное открытие – антиципаторная схема (возможность предвидеть решение идей уже в начале мыслительной Д)

Главное значение Вюрц школы: распространение экспериментального метода на изучение сложных псих актов, на ВПФ (мышление и волю). Изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

Структурализм (Э. Титченер)

Структурализм (произошёл  от вундта) система Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным, зависимым от индивидуального опыта.

Основные положения:

1. Предмет психологии – содержание сознания упорядоченное в определённую структуру, безотносительно к тому, как эта структура работает. Психология – зависит от Сб (например восприятие жары)

2. Главные задачи структурализма: 1) точное определение содержания психики + связь с физиологическими процессами 2) выделение исходных ингридиентов этого содержания 3) выделение законов по к-м они объединяются в структуры.

Титченер выступал против всех прикладных областей (структурализм не имел практического значения)

3. Всё что за пределами сознания – физиология

Сознание - человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, можно обнаружить с пом спец интроспекции, можно оценить качества, интенсивности, длительности и отчетливости(ясности).

Суть системы: не синтез, а разложение сложного осознанного опыта на составляющие, т.е. основная часть исследований была посвящены: обнаружению элементов сознания.

Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере  практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

Американский функционализм (У. Джемс) 

В.Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований.

Основной вопрос – сознание. Идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания. (Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он")

Свойства сознания: непрерывность, изменчивость (постоянно меняется, тк происходит смена ощущений), селективность, избирательность (принятие или отклонение предметов)

Главная задача психологии: исследование законов по к-м происходит принятие или отвержение (те протекает выбор)

В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и Титченером. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки. 

Психика – помогает человеку, повышает его шансы на успех в любой деятельности (те практическое значение психики). Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой.

Принципиально новое в тот период: внимание к Личности – как интегративному целому

Описание самооценки (самодовольства и недовольства собой) – впервые вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания. Самоуважение = успех/притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс говорил, что "мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим", т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям -.> несмотря на парадоксальность хорошо применяется в психотерапии.

ВЫВОД:

Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом. Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с телесным действием как инструментом приспособления к среде и с особенностями личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.

Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Описательная психология: В. Дильтей, науки о природе и науки о духе, предмет и метод психологии, учение о ценностях Э. Шпрангера.

Вильгельм Дильтей

Основные идеи:

Разделил психологию на 2 дисциплины:

  1.  естественнонаучная  - изучает механику сознания на основе его элементов
  2.  описательная - имеет дело с непосредственной психической деятельностью - переживанием. Основные свойства переживаний- целостность и целенаправленность.

Переживания воплощаются в творениях культуры. Таким образом, они выступают не как элементы сознания, а в виде внутренней связи, неотделимой от её воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Т.о. индивидуальное сознание соотносится с миром социально-исторических ценностей.

Связующее звено между культурой и человеком, а также отдельными науками – герменевтика (учение об истолковании).

Дильтей выступал против перенесения эмпирических методов в психологию. Так как дать точное объяснение собственных переживаний не возможно, у психологии должен быть свой метод.

Метод описательной психологии – понимание, постижение (внутренне интуитивное). Постижение основано на анализе непосредственных переживаний Я. В отличии от интроспекции, постижение открывает и бессознательные переживания.

Критика - > так именно в это время возможности науки позволяли экспериментально изучать психологические явления. Но в тоже время концепция Дельтея содержала рациональный момент: она соотносила структуру отдельной личности, с духовными ценностями, создаваемыми народом, с формами культуры. Эту идею развивал его ученик Шпрангер.

Эдуард Шпрангер

Основные идеи: 1. Метод исследования духовной жизни – понимание, 2. Предмет изучения – духовная активность Я, в которой реализуются смысловые связи с содержанием определённой культуры, выраженные в системе ценностей отдельного человека.

 Задача психологии:  исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», т.е изучение основных типов направленности личности, которые он назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит ценностная ориентация личности, на основе которой человек познаёт мир.

6 форм познания мира (типология личности):

1) теоретический человек тот, кто стремится к познанию

2) экономический ищущий пользу в познании

3) эстетический стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме

4) социальный тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям

5) политический, стремящийся к духовной власти над другими

6) религиозный, ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

В каждом человеке могут быть представлены все типы, но в разной пропорции. Для улучшения образования необходимо угадать форму жизни в ребёнке и в соответствии с этим строить его обучение.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд- карта интересов). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Основные выводы: Описательная психология показала возможность построения психологии как гуманитарной науки и вскрыла недостатки естественнонаучной психологии.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19786. Компоненти керування – Button, RadioButtonGroup, CheckBox, etc 28 KB
  Компоненти керування – Button RadioButton/Group CheckBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчасті
19787. Компоненти списків ListBox, ComboBox 22 KB
  Компоненти списків ListBox ComboBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонент...
19788. Робота з текстом. Клас TStrings 16.16 KB
  При роботі з інформацією текстом потрібно виконувати її відображення введення і редагування. Підкреслимо що ми розглядаємо поняття текстав широкому сенсі припускаючи що до складу тексту можуть входити літери іціфри. При роботі з текстовими даними вони можуть об'єдну
19789. Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники види, об’явлення, операції 34.5 KB
  4.Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники: види об’явлення операції. Вказівником називається змінна яка містить в собі певниу адресу мається на увазі адресу в оперативній пам'яті. Як правило вказівники містять адресу деякої іншої змінної або виділеної д
19790. Створення меню. Компоненти MainMenu та PopupMenu 28 KB
  1.Створення меню. Компоненти MainMenu та PopupMenu. MainMenu невізуальний на відміну від візуальних компонентів TEdit і TLabel в точності відповідних своєму зовнішньому вигляду в працюючій програмі. Це означає що хоча його видно на формі як невеликий квадрат у вікні створеної програми ...
19792. Текстові компоненти Label, Edit, Memo 26.5 KB
  Текстові компоненти Label Edit Memo Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонен
19793. Файловий ввід/вивід. Поняття потока. Класс TFileStream 27 KB
  Файловий ввід/вивід. Поняття потока. Класс TFileStream. Файловий вводвивод реалізується по поточним стандартам.Наприклад Мова Сі абстрагує всі файлові операції перетворюючи їх на операції з потоками байтів які можуть бути як потоками введення так і потоками виведе
19794. Требования, предъявляемые к современным вычислительным сетям 17.73 KB
  Требования предъявляемые к современным вычислительным сетям Главным требование обеспечение пользователям потенциальной возможности доступа к разделяемым ресурсам всех компьютеров объединенных в сеть. Все остальные требования производительность надежность сов