28829

Глубинная психология

Доклад

Психология и эзотерика

Во втором периоде 1906 1918 фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях Я Оно СверхЯ Я и Оно 1923. Структура личности функции Ид Эго Суперэго Ид располагается в бессознательном слое является энергетической основой личности в ид содержаться врожденные бессозн инстинкты инстинкт жизни и смерти; исключительно примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности. Развитие личности стадии Фундамент...

Русский

2013-08-20

72.5 KB

0 чел.

13. Глубинная психология.

Глубинная психология - выдвинула идею о независимости психики от сознания: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты.

Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ 3. Фрейда.

(Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга)   

Предпосылки теории Фрейда.

Еще до Фрейда: философские теории: Лейбниц (монадология, Монады - единичные элементы реальности, отличные от физических атомов, некая психическая сущность. Активность монад, протекающая в сфере психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Гербарт (сформулировал концепцию порога сознания. Порог сознания - уровень психической деятельности, ниже которого идеи оказываются бессознательными)

- В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному — не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии.

- Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики (Ж. Шарко и И. Бернгейма).

- Использование гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвел большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции.

- Решающим моментом в становлении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям

Фрейд нашел другие пути (толковании сновидений, свободно всплывающие ассоциации, оговорки, забывания и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом— новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

В его учении три периода. Первый период (1897—1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений»,   в   которой   излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение.   В   ней выделяются три уровня — сознательное,   предсознательное   и   бессознательное с цензурой между ними. Во втором   периоде   (1906—1918)   фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание   психических   процессов   с трех точек зрения — динамической, топической и экономической. В 3-м, последнем, периоде  концепция   3. Фрейда   претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях — «Я», «Оно», «Сверх-Я» («Я и Оно», 1923). Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями буржуазной философии.

Структура психики

- Сознательное - имеет свойство переживания.

- Предсознательное—это скрытое   (латентное)   бессознательное, потенциально сознательное:  может проникнуть   в    сознание, т. е. имеет  способность сознания.

- Бессознательное— это вытесненная бессознательная психика,    не    обладает   способностью проникнуть в сознание: это может   только   представитель вытесненной бессознательной психики. Это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом.

Структура личности, функции Ид, Эго, Супер-эго

Ид – располагается в бессознательном слое, является энергетической основой личности, в ид содержаться врожденные бессозн инстинкты (инстинкт жизни и смерти); исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Главный - принцип удовольствия.

Эго – является врожденной и располагается в сознательном слое и предсознании. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Главный - принцип реальности, нужно найти социально приемлемые способы удовлетворения ПТ.

Супер-эго – не врожденное, формируется в процессе жизни. Это своеобразный цензор.  Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации» посредством формирования суперэго (ребёнок зависим от родителей – они его С-Эго, затем самоконтроль).

Защитные механизмы

От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.

Вытеснение - непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.

Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.

Замещение - смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. - срыв гнева на более слабом.)

Проекция - приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п.. («Никому нельзя доверять, - говорит человек, не всегда честный в своих поступках).

Рационализация - позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.

Изоляция - удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.

В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако, если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.

Развитие личности, стадии

Фундамент личности закладывается до пяти лет. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

1. Оральная стадия (первый год жизни). Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов). Результат фиксации - получение удовольствия от курения, сарказма. Также - оральная агрессия, чувство зависимости от других.

2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой). Фиксация - выражается в двух типах индивид. особенностей: первый - подавление импульсов - ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй - протест - гнев, агрессивность, бунтарство.

3. Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия (отсутствия пениса). Эрогенная зона - гениталии. Переживание конфликта - Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.

4. Латентная стадия (5-6-лет). Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.

5. Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта). Частные влечения подчиняются либидо.

Невроз

По мнению Фрейда, определенные симптомы, черты характера и манеры поведения, совокупность которых принято именовать “неврозами”, не являются “заболеваниями”, обусловленными соматическими патологическими процессами, а представляют собой результат особой психической переработки интрапсихических конфликтов.

Причина неврозов – невротический конфликт – является универсальным способом выражения противоречий индивида и общества. Между различными инстанциями. (между Эго/Супер-Эго и Ид) или влечениями (между сексуальными влечениями и влечениями Эго). Прототипом невротического конфликта является противоречие между естественными сексуальными или агрессивными потребностями и законами общества.

Лечение: Аналитическая ситуация, Перенос и контрперенос, Негативная терапевтическая реакция(Улучшение состояния здесь может  неосознанно связываться с усилением чувства вины), Отреагирование, Интерпретация, Инсайт.

Значение теории Фрейда

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой куль туры – не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Переняли последователи: 1. понимание психического развития как мотивационного, личностного; 2. представление о развитии как адаптации к среде; 3. представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных; идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает.

Критика: Пансексуализм – все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями; Переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной, практически не учитывал и роль социальных и индивидуальных различий => стереотипизация человека, превращение его в биологического индивида; Произвольность в толковании бессознательного противоречит объективности и научности, обязательным для научной теории.

Аналитическая психология Юнга

Критика Фрейда: содержание бессознательного – не просто подавленное либидо, в б/с – глубокие корни. Либидо — это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм; энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Анализ культур, материалов фольклора, мифов, религий народов мира Юнг использовал в построении психологической концепции бессознательного – аналитическая теория.

Центральное содержание составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

 Коллективное бессознательное (главное) — это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний.

Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и, символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Он описал несколько фигур архетипической природы, которые называл: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Индивидуальная психология Адлера

Разногласия с Фрейдом: отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов; По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека.

Основная посылка адлерианской теории - человек является единым самосогласующимся организмом, представляющим собой единство тела и мозга, с одной стороны, и разных уровней психической жизни, с другой.

Адлер отметил, что у каждого человека существуют органы, от рождения менее развитые, чем другие, “неполноценные”; каждый человек стремится компенсировать присущий ему комплекс неполноценности и зачастую достигает на этом пути выдающихся успехов.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности возникает в детстве. Каждый ребенок появляется на свет слабым и беспомощным, неспособным понять окружающий мир и тем более управлять им. Для того чтобы выжить, он должен быть окружен заботой и опекой родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокое переживание неполноценности по сравнению с другими членами семьи, более взрослыми и сильными. Взрослея, ребенок пытается компенсировать свое чувство неполноценности, добиваясь успехов в игре, учебе, позднее – в работе. Таким образом, согласно Адлеру, буквально все, что делают люди, направлено на преодоление ощущения собственной неполноценности.

Однако у некоторых людей ощущение неполноценности может стать чрезмерным. В результате возникает комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида источников, могущих привести к возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение родителями.

Социальный интерес.  

Адлер стремится к целостному видению природы человека, и он считает, что невозможно “отрывать” человека от общества и рассматривать его вне социума; все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы раскрывается только через социальные отношения.

Рассматривал человеческое общество как арену борьбы индивидов за возможность доминировать друг над другом. Позднее он учел, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. Люди подчиняют свои потребности общественно-полезному делу и способны отказаться от собственных эгоистических целей во имя достижения целей социума. Данный феномен Адлер назвал “социальным интересом”. Социальный интерес – это врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества, а также чувство идентификации с человечеством и сходства с другими людьми.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными, поэтому каждый человек – социальное существо.

Источники соц.интереса:

  •  Социальный интерес возникает во взаимоотношениях ребенка с матерью. Ее любовь к ребенку и другим членам семьи является для ребенка моделью ролевого поведения, реализующегося впоследствии. Мать также может поощрять проявления социального интереса и направлять его за пределы их взаимоотношений.
  •  отец. Он должен обладать позитивным отношением к семье и работе, а также сам иметь сформированный социальный интерес и проявлять его в отношениях с детьми.
  •  отношения между родителями. Несчастный брак не способствует развитию у детей стремления к людям; они видят деформированную модель отношений, любви и конфликтов, и в результате учатся играть не в команде, а за себя – и против другого.

Адлер считает социальный интерес критерием оценки психического здоровья индивида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16093. Деятельность экспертно-криминалистических подразделений ОВД при раскрытии и расследовании преступлений 852 KB
  Изложены правовые и организационные основы деятельности экспертно-криминалистических подразделений в новых условиях. Даны практические рекомендации по участию экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.
16094. Уголовно-исполнительное право 1.4 MB
  Курс лекций отражает современный уровень развития науки уголовно-исполнительного права, практики исполнения уголовных наказаний. Он подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-исполнительное право» для юридических вузов. Состоит из 2 частей: Общей и Особенной. В Общей части рассматриваются общие положения уголовно уголовно-исполнительного права, правовое положение осужденных, система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
16095. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России 3.52 MB
  Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы тенденции перспективы Предисловие Современные экономические реалии России требуют интенсивного создания инфраструктур обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. С
16096. Хрестоматия по истории средних веков 3.2 MB
  ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ в трех томах под редакцией Академика С. Л. СКАЗКИНА ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТОМ I Раннее средневековье Издательство социально экономической литературы Впервые в Хрестоматию вошли исто
16097. Уголовный сыск России в X - начале XX веках 627 KB
  Уголовный розыск является одним из важнейших элементов российской правоохранительной системы, которая сегодня переживает трудный период и нуждается в существенном реформировании в связи с появлением новых ориентиров и сложившимися реалиями, связанными с процессами демократизации российского общества
16098. Право социального обеспечения в Украине 1.48 MB
  Право социального обеспечения в Украине На основе текста учебника автора И. М. Сирота 2000. Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава I ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Теоретические основы социального обеспечения или социальной защиты нетру
16099. Загальнотеоретичні проблеми адвокатології 1.05 MB
  Навчальний курс Адвокатура України є необхідною складовою частиною вивчення загальнотеоретичних дисциплін для формування особистості майбутнього юриста. Мета вивчення ціп дисципліни - формування системи знань зі специфіки адвокатської діяльності як прикладної галузі юридичної спеціальності. Але у вітчизняній навчальній юридичній літературі підходи у дослідженні теорії адвокатології ще не відповідають сучасним умовам і відстають від правових реалій
16100. Адвокатура України 587 KB
  Глава І Поняття та сутність інституту адвокатури Слово адвокатура походить від латинського кореня advocare advocatus закликати запрошений1. На перших ступенях юридичного розвитку людського суспільства адвокатура в тому вигляді у якому вона існує сьогодні у єв