28832

Развитие необихевиоризма. Изменение представлений о структуре поведенческого акта

Доклад

Психология и эзотерика

принципы поведения организмов стоящих на более низких ступенях развития аналогичны таковым принципам поведения организмов стоящих на более высоких ступенях развития. особое значение анализу поведения единичных организмов психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма. концепция оперантного поведения: Люди да и животные в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R – респондентное поведение или обусловливанием типа С стимульным. Последствия...

Русский

2013-08-20

56.5 KB

1 чел.

16. Развитие необихевиоризма.

Изменение представлений о структуре поведенческого акта.

Теория Б.Ф. Скиннера

- общая цель естеств наук– предсказать и проконтролировать изучаемое явление (в данном случае – поведение человека).

- принципы поведения организмов, стоящих на более низких ступенях развития, аналогичны таковым принципам поведения организмов, стоящих на более высоких ступенях развития.

- особое значение - анализу поведения единичных организмов - психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма.

- Основной закон - закон причинно-следственных отношений между условиями окружающей среды (стимулами) и открытым поведением (реакцией) организма.

- Практическая цель науки - возможность манипулирования переменными окружающей среды с целью изменения поведенческой реакции организма.

- концепция оперантного поведения: Люди (да и животные) в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R – респондентное поведение или обусловливанием типа С (стимульным).  Чаще организм активно воздействует на свое окружение, с целью добиться желаемого положения вещей – оперантное поведение - определяется событиями, которые следуют за реакцией организма (обусловливание типа Р). Последствия поведения изменяют тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия «+» - вероятность повторения данного поведения в будущем увеличивается - произошло подкрепление реакции. Если последствия «-» - вероятность появления данного поведения в будущем уменьшается. Поведение определяется подкреплением.

- Скорость приобретения опер повед-я зависит от режима подкрепления. Режим подкрепления – это правило, устанавливающее вероятность, с которой будет происходить подкрепление. Скиннер выделял несколько режимов подкрепления.

1) непрерывное подкрепление - появление подкрепления каждый раз, когда организм демонстрирует желаемую реакцию.- быстрое закрепление желаемой реакции в поведении, но неосуществим или неэкономичен.

2) прерывистое подкрепление - альтернатива режиму непрерывного подкрепления. Выделяют несколько видов прерывистого подкрепления.

• Режим подкрепления с постоянным соотношением - подкрепление после совершения заранее определенного числа желаемых реакций - позволяет быстро закрепить в поведении желаемую реакцию, а также добиться высокой частоты ее проявления.

• Режим подкрепления с постоянным интервалом - подкрепление через заранее установленные временные интервалы - низкая частота появления желаемой реакции срезу после подкрепления.

• Режим подкрепления с вариативным соотношением - подкрепляется после совершения варьирующего вокруг определенного среднего числа реакций - медленное закрепление в поведении желаемой реакции, но также и медленное его угасание в случае отсутствия подкрепления.

• Режим подкрепления с вариативным интервалом - подкрепляется через неопределенный временной интервал - Частота появления желаемой реакции зависит от  длины интервала: частое подкрепление порождает частое реагирование, а редкое подкрепление – редкое реагирование - реакция угасает медленно  в случае отсутствия подкрепления.

- С. обращал особое внимание на различные типы подкрепления и их сравнительную эффективность: два вида подкрепления – первичное и вторичное. Первичное подкрепление – это любое событие или объект, само по себе способное удовлетворять потребности организма. Его ценностное значение абсолютно и не зависит от научения.  Вторичное (условное) подкрепление – это событие или объект, которые приобрели способность подкреплять поведение  организма в результате тесной ассоциации с первичным подкреплением. В жизни современного человека условное подкрепление является основным видом подкрепления при научении социальному поведению и контроле за ним.

- рассматривал позитивное и негативное наказание. Позитивное наказание происходит тогда, когда поведение приводит к появлению аверсивного (вредного, - любой стимул, в ответ на который организм вырабатывает реакцию, ведущую к избеганию или предотвращению этого стимула). Негативное наказание имеет место тогда, когда поведение приводит к устранению (возможного) позитивного стимула. По аналогии с наказанием, подкрепление также может быть позитивным (предъявление положительно стимула) и негативным (удаление аверсивного стимула).

- наказание – неэффективное средство контроля

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена и К. Халла.

Бихевиоризм Э. Ч. Толмена - целенаправленный бихевиоризм.

- предложил свое понимание поведения, которое он считал молярным или связанным процессом.

- Единица поведения - целенаправленный акт. Каждый акт строится из мускульных движений, организованных вокруг цели и направляемых когнитивными элементами.

- когнитивные элементы - наличие внутренних когнитивных процессов, которые “вклиниваются” между классическими S и R и детерминируют поведение. Формула S-R таким образом, превратилась в формулу S-О-R , где О – организм.

- концепция научения: предлагает когнитивную теорию научения - предполагает, что организм учится устанавливать смысловые связи  между  ситуациями (стимулами) и реакциями. Таким путем организм (животное или человек) познает окружающий мир. Результат научения - смысловые связи – «гештальт-знаки» - вырабатываются в результате многократного повторения какого-либо действия в определенной ситуации. В результате научения организм вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам (ситуациям) выбора. Сеть гештальт-знаков - когнитивная карта.

- латентное научение  - то есть такого научение, которое нельзя наблюдать, когда оно фактически происходит, но которое сказывается на последующем поведении.  

Теория научения Халла

- научение происходит за счет того, что при каждом ответе возникает подкрепление в виде частичного удовлетворения, т.е. «редукции», потребности. Индивид учится реагировать определенным образом, если вследствие этого уменьшается влечение или потребность – например, в еде или сексе. Такая реакция становится привычкой. Согласно Халлу, привычка, становящаяся сильнее с каждым подкреплением, – основной закон научения. В отсутствие привычек и потребностей человек не станет осуществлять никаких действий, поскольку без привычки не будет знать, как действовать, а без потребности лишится мотивации к действию. Поскольку ни один из этих психодинамических факторов нельзя наблюдать непосредственно, Халл назвал их «психическими конструктами», выступающими «промежуточными переменными» между стимулом и реакцией.

Научение через подражание (А. Бандура).

 Социально-когнитивное направление. Альберт Бандура

- причины действий человека =  взаимодействие поведения, когнитивной сферы и его окружения - взаимный детерминизм - внутренние детерминанты (вера, ожидания), внешние детерминанты (поощрение и наказание) и открытое поведения являются взаимозависимыми факторами.

- многое в поведении человека приобретается посредством примера. все сложные формы  поведения могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением окружающих людей и его последствиями. Но наблюдая, можно и выстроить новую поведенческую модель. При помощи моделирования люди извлекают общие черты из различных реакций и формулируют правила поведения, позволяющие им “выходить за рамки” увиденного образца.

- подкрепление - способствует научению, но является не обязательным для него. Поведение человека зависит не только от результатов его предыдущей деятельности, но также от тех последствий, которые он ожидает или которые он создает для себя сам. Косвенное подкрепление - человек наблюдает реализацию поведенческой модели с последующим результатом, который (результат) оценивается как связанный с предшествующими действиями. Наблюдения за подкреплением поведения других людей могут регулировать наше поведение. Самоподкрепление осуществляется тогда, когда люди сами устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу.

 - вводит понятие саморегулирование - наблюдая, оценивая и поощряя свои действия, человек может выстраивать сложные линии своего поведения. Оценивая результаты своих действий, человек приходит к  определенному выводу относительно своих способностей справляться с различными ситуациями. Самооценка эффективности - самоэффективность. Самоэффективность влияет на мотивацию, выбор поведенческой модели, волевую регуляцию поведения и возникающие эмоции.  Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно ведет к хорошему результату и повышает самооценку. Низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, обычно приводит к плохому результату, и, как следствие, снижает самооценку.

 - Бандура придавал большое значение личности, с одной стороны, и социальному окружению, с другой.

. Джулиан Роттер (род. в 1916) попытался создать теорию, которая объяснила бы, как люди научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

- полагал, что поведение людей определяется их способностью думать, предвидеть  и стремиться к ожидаемым целям.

- Основное внимание - возможности прогноза человеческого поведения в сложных ситуациях. Поведение зависит от четырех переменных: потенциала поведения, ожиданий, ценности подкрепления и психологической ситуации.

Потенциал поведения -  это вероятность данного поведения в данной определенной ситуации в связи с каким-то подкреплением или подкреплениями. Каждая реакция имеет свой потенциал поведения, который будет высоким в одной ситуации, и низким в другой. Ожидание характеризует субъективную вероятность определенного подкрепления в результате специфического поведения. Ожидания основаны на прошлом опыте. По этому признаку выделяют специфические ожидания (основаны на опыте конкретной ситуации) и генерализованные ожидания (отражают опыт различных ситуаций). Ценность подкрепления отражает наши предпочтения одного подкрепления другому при равной вероятности обоих подкреплений. Она связана с оценкой человеком важности для себя той или иной деятельности и ее результатов. Хотя ценность подкрепления может меняться от ситуации к ситуации, существуют относительно устойчивые различия в предпочтениях людей. Психологическая ситуация – это ситуация, какой ее воспринимает индивид.

- Для того чтобы предсказать потенциал определенного поведения в определенной же ситуации, Роттер предлагает следующую формулу: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

- Центральный конструкт теории социального научения - понятие локуса контроля.  Локус контроля - обобщенные представления людей относительно того, в какой степени они могут контролировать результаты собственной деятельности.  Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи зависят от влияния внешних сил (везения, случая, помощи окружающих и т.п.). Люди с интернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи зависят, главным образом, от их собственных усилий и способностей.  

Влияние психоанализа на развитие необихевиоризма: теория ролей Д. Мида, теории социального научения Дж. Долларда, Р. Сирса

Джордж Мид (George Herbert Mead, 1863-1931)

Основные идеи:

1. Важнейшим фактором формирования личности ребенка является его социальное окружение, а именно его взаимодействие с окружающими.

2. Личность ребенка понимается как набор различных ролей, которые он проигрывает при взаимодействии с людьми.

3. Механизмом формирования роли является игра, так как только в процессе игры ребенок впервые сталкивается с необходимостью соблюдения правил и может примерить на себя различные роли.

4. Выбор и проигрывание ребенком определенной роли обусловлен ожиданием взрослого и прошлым опытом ребенка.

Выявляется 2 вида игр, обуславливающих процесс социализации ребенка:

Сюжетные игры, задачей которых является расширение ролевого репертуара ребенка.

Игры по правилам, которые учат детей произвольному самоконтролю и поведению.

 

Джон Доллард (John Dollard, 1900—1980) и Нил Миллер (Neal Miller, р.1909) показали, что агрессия имеет социальную природу. Объясняя агрессию, используют психоаналитическое понимание природы потребностей. Организм стремится к удовольствию, не получает его => фрустрация => накапливает агрессивные импульсы.

Агрессия взрослых – результат детских фрустраций и плохого воспитания.

Теория Р. Сирса - изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа, разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.

- Действие вызывается побуждением.

- принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера.

- главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка.

Сирс выделяет три фазы развития ребенка:

фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни;

фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);

фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научении вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

- У каждого ребенка есть репертуар действий, которые в ходе развития с необходимостью заменяются.

- центральный компонент научения – это зависимость. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. Отсутствие подкрепления зависимости может привести к агрессивному поведению.

- Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «социальная среда» входит: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др.

- Обобщая результаты своих исследований, Сирс выделил пять форм зависимого поведения.

- сделал попытку выявить корреляцию между формами зависимого поведения и практикой ухода за ребенком его родителями – матерью и отцом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18093. СОЦІАЛЬНИЙ ЗАХИСТ ПРАЦІВНИКІВ 119 KB
  Тема 1.5. СОЦІАЛЬНИЙ ЗАХИСТ ПРАЦІВНИКІВ Лекція 2 години. Навчальні питання лекції: Державне соціальне страхування. Соціальний захист громадян на ринку праці. Регулювання трудових відносин Література: Законодавство України про охорону праці //...
18094. ПСИХОФІЗІОЛОГІЯ ПРАЦІ 119 KB
  Тема 2.1. ПСИХОФІЗІОЛОГІЯ ПРАЦІ Лекція 2 години. Навчальні питання лекції: Психофізіологічні аспекти праці. Критерії тяжкості та напруженості праці. Адаптація трудової діяльності людини. Література: М.П.Гандзюк Є.П.Желібо М.О.Халімовський. Основи охо
18095. ГІГІЄНА ПРАЦІ І ВИРОБНИЧА САНІТАРІЯ 56.5 KB
  Тема 2.2 ГІГІЄНА ПРАЦІ І ВИРОБНИЧА САНІТАРІЯ Практичне заняття 2 години Навчальні питання занять: Основні поняття гігієни праці і виробничої санітарії. Класифікація умов праці. Пільги і компенсації за шкідливі і важкі умови праці. Література: ...
18096. ОЗДОРОВЛЕННЯ ПОВІТРЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА 50 KB
  Тема 2.3. ОЗДОРОВЛЕННЯ ПОВІТРЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Дія шкідливих речовин на організм людини. Гігієнічне нормування повітря робочої зони. Захист працівників від шкідливих речовин у повітрі. ...
18097. ОСВІТЛЕННЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА 90.5 KB
  Тема 2.4. ОСВІТЛЕННЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Загальні вимоги до освітлення виробничого середовища. Природне освітлення та його розрахунок. Штучне освітлення та його нормування. Література: З
18098. ЗАХИСТ ВІД ШУМУ І ПРОМИСЛОВОЇ ВІБРАЦІЇ 109 KB
  Тема 2.5. ЗАХИСТ ВІД ШУМУ І ПРОМИСЛОВОЇ ВІБРАЦІЇ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Шум та його нормування. Інфразвук та ультразвук. Промислова вібрація. Література: М.П.Гандзюк. Основи охорони праці // Підручник – К.: Каравела; Л
18099. ЗАХИСТ ВІД ЕЛЕКТРОМАГНІТНОГО ВИПРОМІНЮВАННЯ 77 KB
  Тема 2.6. ЗАХИСТ ВІД ЕЛЕКТРОМАГНІТНОГО ВИПРОМІНЮВАННЯ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Фізична сутність електромагнітного випромінювання. Дія електромагнітного випромінювання на людину. Методи захисту від електромагнітного випро
18100. ВИПРОМІНЮВАННЯ ОПТИЧНОГО ДІАПАЗОНУ 63 KB
  Тема 2.7. ВИПРОМІНЮВАННЯ ОПТИЧНОГО ДІАПАЗОНУ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Сутність випромінювання оптичного діапазону. Інфрачервоне випромінювання Ультрафіолетове випромінювання Лазерне випромінювання. Література: ...
18101. ІОНІЗУЮЧЕ ВИПРОМІНЮВАННЯ 71 KB
  Тема 2.8. ІОНІЗУЮЧЕ ВИПРОМІНЮВАННЯ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Фізична сутність іонізуючого випромінювання. Одиниці виміру іонізуючого випромінювання. Дія іонізуюче випромінювання на людину. Література: М.П.Гандзюк....