28833

Гештальтпсихология

Доклад

Психология и эзотерика

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.

Русский

2013-08-20

82.38 KB

5 чел.

17. Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. Gestalt целостная форма или структура) школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1910 году. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. 

Гештальт психология (ГП): становление и развитие в 20 в. 

В начале 20 в. Ψ пережила методологический кризис при поиске объективных методов исслед-я психики. К 20 м г 20 в (кризис) психология разделилась на отдельные школы, у кот. были свои концепции о содержании и структуре психики, отсюда 3 вед. напрв-ябихевиоризм, гештальт псих-я, глубинная псих-я, каждая имела свой предмет и метод исследования псих. 

Гештальтисты стремились заполнить «белые пятна» в наукене было точного экспериментального анализа высших психических процессов, изучали отдельные сенсорные элементы и по принципу ассоциаций.  

Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико - математического, отличала гештальтизм от других феноменологических концепций. Келер имел наряду с психологической хорошую физико математическую подготовку. Также естественными науками был заинтересован Вертгеймер, дружил с Эйнштейном, даже принимавшим участие (в качестве интервьюируемого) в вертгеймеровских опытах.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Формировался взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели

Возникло в Германии.  ГП исследовала целостные структуры, из к-рых состоит псих. поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. 

Предметом является исследование содержания псих., познавательных процессов, структуру динамики развития личности. Идея школы: в основе псих. лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигурыгештальты. 

Отрешение от прошлого опыта, принцип «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения, восприятия и др. когнитивных ф-ций, раскрыты важные механизмы творческого мышления.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

- Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

- Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

- Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

- Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

М. Вертгеймер. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия. Основнойпринцип целостности. Главный постулатпервичные данныецелостные структурыгештальты, не выводимые из образующих их компонентов. Изучая врожденные перцептивные процессы коры ГМ, он к выводу об изоморфизме (т.е. взаимооднозначное соответствие м/д физич., физиолог. и психол. системами) Открыл термин реорганизация, группировка, центрирование. От адекватности схем зависит правильность решения. На образном, а не на вербальном материале легче воспринимается предмет (использование схем). Восприятие явл-ся ведущим психическим процессом. 

Схема опытов Вертгеймера была проста. Через две щели - вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов - пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд - одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом.

Коффка. Процесс псих-го развития делится на 2 параллельных проц-са: созревание и обучение. Открыл закон транспозиции - трансдукция ( люди воспринимают не сами цвета, но их отношения). Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько на боров "фигура-фон". Это неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное - окрашенное холодное и т. д. Таким образом, единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном - зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Келлер. Открытие инсайта (озарения) –спонтанное понимание решения проблемы. Мышление не зав-т от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. При опред-х условиях обучение м. способствовать развитию мышления, это связано с созданием условий способствующих инсайту. Изоморфизмидея подобия систем. Внешним гештальтам соответствуют нейро-физиологические, с к-рыми связаны образы и понятия.  

Принцип "транспозиции" иллюстрирует следующий модельный эксперимент, проведенный Келером над курами, у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на соотношение светлое (на "более светлое"). Их реакция, по Келеру, определялась законом "транспозиции".

Закон значения(предметности восприятия), закон транспозицииотносительного восприятия цветов в паре. 

Левин. Его теория сложилась под влиянием точных наук, изучал личность ч., а не когнитивные процессы, свою теорию назвал теорией психол. поля. Личность живет, развивается в психол. поле окружающих её предметов, к-рые имеют свой энергетический заряд (+-ые илиые). они вызывают напряжение у ч., он стремится к разрядке, т. е. удовлетворению собственных потребностей 

Выделял 2 вида потребностей: 1.биолог-е и 2.соц-е (квазипотребности). Возможность коммуникации делает поведение ч. более гибким позволяет разрешить конфликты, преодолеть различные барьеры. Исследовал формир-е замещающих действий. Нереализованные потребности лучше запоминаются. 

Система наказаний по Левину увеличивают напряженность и агрессивность детей, поощряя вызывает положительные эмоции, что позволяет детям выполнять неприятные задания, 

открыл понятия Уровень притязаний и аффект неадект-ти, подчерк-л, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, т. к. в обоих случаях наруш-ся возможность установления устой-го равновесия со средой. Он описал стили общ-я: демократический, авторитарный, попустительский , а также исследовал условия, спос-е выделению лидеров, основа  групп-й динамике в соц. психол.

 Работы ГП-гов заложили н-вые подходы к разнооб-м проб-м от творческого мшл-я до активности личности. Мнообраз-е исслед-я псих. позволили понять, з-номер-ти воспр-я мышл-я и лич-ти, сфор-ть отлич-е от преж-х экспер-е мет-ки, идеи ГП не были широко расспрос-ны в амер. науч-м мире, их знач-е осоз-сь ч/з 30 лет, если бы разв-е ГП шло естест-м путем, ее станов-е и модиф-ция продол-сь бы до наст. времени, обоготив пстихол. нов-ми, знач-ми открыт-ми, Эта школа влияет на мнение в совр. теории кон-пии, но и в приклад-й психол. (ГТерапия Перлза).

  Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82531. Память. Виды памяти 72.5 KB
  Виды памяти Память – психический познавательный процесс направленный на запечатление сохранение воспроизведение и забывание той или иной информации. В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание воспроизведение сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Запоминание процесс памяти обеспечивающий удержание материала путём связывания новой информации с прошлым опытом. Запоминание Механическое зубрёжка Осмысленное логическое...
82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.
82538. Мышление, его виды и мыслительные операции 35 KB
  В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...