28833

Гештальтпсихология

Доклад

Психология и эзотерика

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.

Русский

2013-08-20

82.38 KB

5 чел.

17. Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. Gestalt целостная форма или структура) школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1910 году. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. 

Гештальт психология (ГП): становление и развитие в 20 в. 

В начале 20 в. Ψ пережила методологический кризис при поиске объективных методов исслед-я психики. К 20 м г 20 в (кризис) психология разделилась на отдельные школы, у кот. были свои концепции о содержании и структуре психики, отсюда 3 вед. напрв-ябихевиоризм, гештальт псих-я, глубинная псих-я, каждая имела свой предмет и метод исследования псих. 

Гештальтисты стремились заполнить «белые пятна» в наукене было точного экспериментального анализа высших психических процессов, изучали отдельные сенсорные элементы и по принципу ассоциаций.  

Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико - математического, отличала гештальтизм от других феноменологических концепций. Келер имел наряду с психологической хорошую физико математическую подготовку. Также естественными науками был заинтересован Вертгеймер, дружил с Эйнштейном, даже принимавшим участие (в качестве интервьюируемого) в вертгеймеровских опытах.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Формировался взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели

Возникло в Германии.  ГП исследовала целостные структуры, из к-рых состоит псих. поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. 

Предметом является исследование содержания псих., познавательных процессов, структуру динамики развития личности. Идея школы: в основе псих. лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигурыгештальты. 

Отрешение от прошлого опыта, принцип «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения, восприятия и др. когнитивных ф-ций, раскрыты важные механизмы творческого мышления.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

- Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

- Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

- Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

- Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

М. Вертгеймер. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия. Основнойпринцип целостности. Главный постулатпервичные данныецелостные структурыгештальты, не выводимые из образующих их компонентов. Изучая врожденные перцептивные процессы коры ГМ, он к выводу об изоморфизме (т.е. взаимооднозначное соответствие м/д физич., физиолог. и психол. системами) Открыл термин реорганизация, группировка, центрирование. От адекватности схем зависит правильность решения. На образном, а не на вербальном материале легче воспринимается предмет (использование схем). Восприятие явл-ся ведущим психическим процессом. 

Схема опытов Вертгеймера была проста. Через две щели - вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов - пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд - одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом.

Коффка. Процесс псих-го развития делится на 2 параллельных проц-са: созревание и обучение. Открыл закон транспозиции - трансдукция ( люди воспринимают не сами цвета, но их отношения). Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько на боров "фигура-фон". Это неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное - окрашенное холодное и т. д. Таким образом, единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном - зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Келлер. Открытие инсайта (озарения) –спонтанное понимание решения проблемы. Мышление не зав-т от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. При опред-х условиях обучение м. способствовать развитию мышления, это связано с созданием условий способствующих инсайту. Изоморфизмидея подобия систем. Внешним гештальтам соответствуют нейро-физиологические, с к-рыми связаны образы и понятия.  

Принцип "транспозиции" иллюстрирует следующий модельный эксперимент, проведенный Келером над курами, у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на соотношение светлое (на "более светлое"). Их реакция, по Келеру, определялась законом "транспозиции".

Закон значения(предметности восприятия), закон транспозицииотносительного восприятия цветов в паре. 

Левин. Его теория сложилась под влиянием точных наук, изучал личность ч., а не когнитивные процессы, свою теорию назвал теорией психол. поля. Личность живет, развивается в психол. поле окружающих её предметов, к-рые имеют свой энергетический заряд (+-ые илиые). они вызывают напряжение у ч., он стремится к разрядке, т. е. удовлетворению собственных потребностей 

Выделял 2 вида потребностей: 1.биолог-е и 2.соц-е (квазипотребности). Возможность коммуникации делает поведение ч. более гибким позволяет разрешить конфликты, преодолеть различные барьеры. Исследовал формир-е замещающих действий. Нереализованные потребности лучше запоминаются. 

Система наказаний по Левину увеличивают напряженность и агрессивность детей, поощряя вызывает положительные эмоции, что позволяет детям выполнять неприятные задания, 

открыл понятия Уровень притязаний и аффект неадект-ти, подчерк-л, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, т. к. в обоих случаях наруш-ся возможность установления устой-го равновесия со средой. Он описал стили общ-я: демократический, авторитарный, попустительский , а также исследовал условия, спос-е выделению лидеров, основа  групп-й динамике в соц. психол.

 Работы ГП-гов заложили н-вые подходы к разнооб-м проб-м от творческого мшл-я до активности личности. Мнообраз-е исслед-я псих. позволили понять, з-номер-ти воспр-я мышл-я и лич-ти, сфор-ть отлич-е от преж-х экспер-е мет-ки, идеи ГП не были широко расспрос-ны в амер. науч-м мире, их знач-е осоз-сь ч/з 30 лет, если бы разв-е ГП шло естест-м путем, ее станов-е и модиф-ция продол-сь бы до наст. времени, обоготив пстихол. нов-ми, знач-ми открыт-ми, Эта школа влияет на мнение в совр. теории кон-пии, но и в приклад-й психол. (ГТерапия Перлза).

  Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44407. Производство шеколада 1.26 MB
  Стоит так же отметить, что шоколад – это не просто лакомство. С недавних пор медики уверяют своих пациентов, что небольшие количества этого продукта очень полезны для здоровья. Проведенные недавно исследования доказали, что шоколад благотворно действует на сердечно-сосудистую систему, предохраняя ее от атеросклероза.
44410. Разработка мероприятий по безопасности жизнедеятельности при строительстве и эксплуатации производственного объекта 374.5 KB
  Подсчитываем усилие действующее на полиспаст: кгс 1.1где масса поднимаемого груза кг; масса захватного устройства траверса кг; кгс. Определяем усилие действующее на верхний неподвижный блок полиспаста по формуле: кгс...
44411. Соосный редуктор 2.38 MB
  1 Кинематический и силовой расчёт привода Кинематический расчёт привода состоит из выбора электродвигателя установления общего передаточного числа привода распределения этого числа между редуктором и другой какойлибо передачей входящей в привод разбивка передаточного числа редуктора по ступеням определения крутящих моментов и частот вращения на валах. Затем определяем необходимую частоту вращения приводного вала 1.1 Передача Твёрдость Быстроходная в соосных редукторах НВ до 350 10 Тихоходная и промежуточная во всех редукторах НВ до...
44412. Водоснабжение, канализация и санитарно-техническое оборудование продуктового магазина 317.5 KB
  Расчет холодного водопровода Определяем вероятность действия сантех приборов. Вероятность действия для участков 2ВВ определяем как общий через Вероятность действия для участка...
44414. Разработка производственного процесса лесопильного цеха на базе вертикальных однопильных ленточнопильных станков 1011 KB
  Величина пифагорической зоны определяется по формуле: 1 где d диаметр бревна в вершине мм; диаметр бревна в комле мм. Величина пифагорической зоны для полупостава определяется по формуле: 2 Параболической зона зона бревна из которой выпиливаемые доски укорачиваются по длине эта зона находится за пифагорической зоной. Предельный охват бревна поставом определяется по формуле: 3 где С сбег бревна см м; минимальная длина доски м; минимальная...
44415. Разработка конструкцию многоступенчатого мотор-редуктора с цилиндрическими зубчатыми колёсами 342.5 KB
  Целью курсового проекта является разработать конструкцию многоступенчатого моторредуктора с цилиндрическими зубчатыми колёсами в соответствии с предложенными техническими требованиями и кинематической схемой. Расчет кинематических параметров многоступенчатого редуктора. Метод разбивки передаточного общего отношения редуктора по ступеням.910 Расчет конструктивных параметров многоступенчатого редуктора Расчет крутящих моментов на валах...