28833

Гештальтпсихология

Доклад

Психология и эзотерика

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.

Русский

2013-08-20

82.38 KB

5 чел.

17. Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. Gestalt целостная форма или структура) школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1910 году. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. 

Гештальт психология (ГП): становление и развитие в 20 в. 

В начале 20 в. Ψ пережила методологический кризис при поиске объективных методов исслед-я психики. К 20 м г 20 в (кризис) психология разделилась на отдельные школы, у кот. были свои концепции о содержании и структуре психики, отсюда 3 вед. напрв-ябихевиоризм, гештальт псих-я, глубинная псих-я, каждая имела свой предмет и метод исследования псих. 

Гештальтисты стремились заполнить «белые пятна» в наукене было точного экспериментального анализа высших психических процессов, изучали отдельные сенсорные элементы и по принципу ассоциаций.  

Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико - математического, отличала гештальтизм от других феноменологических концепций. Келер имел наряду с психологической хорошую физико математическую подготовку. Также естественными науками был заинтересован Вертгеймер, дружил с Эйнштейном, даже принимавшим участие (в качестве интервьюируемого) в вертгеймеровских опытах.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Формировался взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели

Возникло в Германии.  ГП исследовала целостные структуры, из к-рых состоит псих. поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. 

Предметом является исследование содержания псих., познавательных процессов, структуру динамики развития личности. Идея школы: в основе псих. лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигурыгештальты. 

Отрешение от прошлого опыта, принцип «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения, восприятия и др. когнитивных ф-ций, раскрыты важные механизмы творческого мышления.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

- Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

- Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

- Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

- Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

М. Вертгеймер. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия. Основнойпринцип целостности. Главный постулатпервичные данныецелостные структурыгештальты, не выводимые из образующих их компонентов. Изучая врожденные перцептивные процессы коры ГМ, он к выводу об изоморфизме (т.е. взаимооднозначное соответствие м/д физич., физиолог. и психол. системами) Открыл термин реорганизация, группировка, центрирование. От адекватности схем зависит правильность решения. На образном, а не на вербальном материале легче воспринимается предмет (использование схем). Восприятие явл-ся ведущим психическим процессом. 

Схема опытов Вертгеймера была проста. Через две щели - вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов - пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд - одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом.

Коффка. Процесс псих-го развития делится на 2 параллельных проц-са: созревание и обучение. Открыл закон транспозиции - трансдукция ( люди воспринимают не сами цвета, но их отношения). Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько на боров "фигура-фон". Это неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное - окрашенное холодное и т. д. Таким образом, единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном - зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Келлер. Открытие инсайта (озарения) –спонтанное понимание решения проблемы. Мышление не зав-т от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. При опред-х условиях обучение м. способствовать развитию мышления, это связано с созданием условий способствующих инсайту. Изоморфизмидея подобия систем. Внешним гештальтам соответствуют нейро-физиологические, с к-рыми связаны образы и понятия.  

Принцип "транспозиции" иллюстрирует следующий модельный эксперимент, проведенный Келером над курами, у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на соотношение светлое (на "более светлое"). Их реакция, по Келеру, определялась законом "транспозиции".

Закон значения(предметности восприятия), закон транспозицииотносительного восприятия цветов в паре. 

Левин. Его теория сложилась под влиянием точных наук, изучал личность ч., а не когнитивные процессы, свою теорию назвал теорией психол. поля. Личность живет, развивается в психол. поле окружающих её предметов, к-рые имеют свой энергетический заряд (+-ые илиые). они вызывают напряжение у ч., он стремится к разрядке, т. е. удовлетворению собственных потребностей 

Выделял 2 вида потребностей: 1.биолог-е и 2.соц-е (квазипотребности). Возможность коммуникации делает поведение ч. более гибким позволяет разрешить конфликты, преодолеть различные барьеры. Исследовал формир-е замещающих действий. Нереализованные потребности лучше запоминаются. 

Система наказаний по Левину увеличивают напряженность и агрессивность детей, поощряя вызывает положительные эмоции, что позволяет детям выполнять неприятные задания, 

открыл понятия Уровень притязаний и аффект неадект-ти, подчерк-л, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, т. к. в обоих случаях наруш-ся возможность установления устой-го равновесия со средой. Он описал стили общ-я: демократический, авторитарный, попустительский , а также исследовал условия, спос-е выделению лидеров, основа  групп-й динамике в соц. психол.

 Работы ГП-гов заложили н-вые подходы к разнооб-м проб-м от творческого мшл-я до активности личности. Мнообраз-е исслед-я псих. позволили понять, з-номер-ти воспр-я мышл-я и лич-ти, сфор-ть отлич-е от преж-х экспер-е мет-ки, идеи ГП не были широко расспрос-ны в амер. науч-м мире, их знач-е осоз-сь ч/з 30 лет, если бы разв-е ГП шло естест-м путем, ее станов-е и модиф-ция продол-сь бы до наст. времени, обоготив пстихол. нов-ми, знач-ми открыт-ми, Эта школа влияет на мнение в совр. теории кон-пии, но и в приклад-й психол. (ГТерапия Перлза).

  Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30427. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.72 KB
  Италия это классическая парламентарная республика. Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства обусловленного многопартийностью такая ответственность имеет вполне реальный действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма. Двухпалатная структура итальянского Парламента...
30428. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 15.31 KB
  В обязательном порядке каждая область имеет областной совет джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть принадлежащую области и другие функции; областная джунта исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет джунту как исполнительный орган власти главу исполнительной власти мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом в...
30429. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 16.52 KB
  В Китайской Народной Республике провозглашенной 1 октября 1949 года конституции принимались 4 раза в 1954 г. Важнейшей особенностью конституции Китая является то что по форме и по содержанию это типичная социалистическая конституция. Особого внимания заслуживает Введение к конституции. Если преамбула короткая торжественная вводная часть конституции которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы то введение это небольшой рассказ объемом в 12 книжные страницы об историческом пути...
30430. Организация центральной власти в Китае 16.31 KB
  Соответственно выборы в КНР многоступенчатые и непрямые : народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей; местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения; провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей ВСНП. Всекитайского собрания народных представителей ВСНП...
30431. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 17.23 KB
  наименовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным советом КНР. Такое положение принимает собрание народных представителей соответствующего автономного образования. Но оно нуждается в утверждении постоянного комитета вышестоящего собрания народных представителей. Это собрания народных представителей их постоянные комитеты и народные правительства.
30432. Конституционное устройство острова Тайвань (Китай) 16.3 KB
  Оно не представляет собой постоянно действующий орган а избирается и собирается в каждом случае в течение шести месяцев после принятия Законодательной палатой решения о необходимости конституционной реформы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходимости отрешить от должности Президента или Вицепрезидента. Досрочная вакансия должности Вицепрезидента замещается на оставшийся срок по предложению Президента решением Законодательной палаты. В случае одновременной вакантности...
30433. Форма правления и государственный режим в Польше, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.28 KB
  Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров и объеме определенном предписаниями Конституции и законов. Совет Кабинета образуется Советом Министров заседающим под председательством Президента Республики. Совету Кабинета не принадлежат полномочия Совета Министров. Совет Министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской Республики.
30434. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Польше 14.99 KB
  Основной единицей территориального самоуправления является община.Иные единицы регионального или местного и регионального самоуправления определяет закон. Община выполняет все задачи территориального самоуправления не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления.Единицы территориального самоуправления являются юридическими лицами.
30435. Особенности конституционного права Бразилии 15.69 KB
  Конституция 1988 г. Композиционно Конституция 1988 г. Помимо упомянутых в общем ставших традиционными в акте встречаются совершенно исключительные права и свободы не получившие еще отражения в конституциях стран Европы. Конституция 1988 г.