28834

Французская социологическая школа

Доклад

Психология и эзотерика

Говорил о существовании коллективного сознания совокупность общих у членов одного и того же общества интересов верований убеждений чувств ценностей. исследовал структуру сознания и личности Изучая структуру сознания Жане подчеркивал что все высшие проявления духа строятся на основе низших где действие чувство и разум слиты воедино. Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения затем память а на ней базируется Я или личность. Ввёл в психологию понятие поле сознания это наибольшее число простых или относительно...

Русский

2013-08-20

46.5 KB

8 чел.

18. Французская социологическая школа

Понятие о коллективном сознании, специфика представлений о развитии психики, понятие интериоризации в теории Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1857-1917) французский социолог, основатель французской социологической школы. Основные идеи:

Социология:  четкая концепция предмета социологии – социальная действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Психологические идеи: - Социальная реальность должна объясняться социальными фактами и не может быть объяснена с точки зрения человеческой индивидуальности (преодоление психологизма) -> установка на позитивное изучение социальных явлений и продуктов в различных общественно-исторических условиях (позитивная - это та психология которая основана на объективных методах, то есть что результаты можно доказать). Социальные факты - это образы действий, способы мышления и чувствования, существующие в обществе (объективно), они побуждают человека выполнять правила соц взаимодействия, которые затем интериоризуются.  

Говорил о существовании коллективного сознания – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей.

Теория солидарности: Индивиды притягиваются к друг другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. От солидарности зависит состояние общества. Ввёл понятие – аномия (патология общества). Изучал самоубийства – статистические данные – пришёл к выводу, что самоубийства имеют не географические, климатические, психологические причины, как считалось раньше (Гельмгольц), а социологические, выделил различные виды самоубийств.

Значение концепции Дюркгейма: Идеи Дюркгейма легли в основу социальной психологии – вопросы о роли коллективных представлений в регуляции поведения, возможность изучения социальной реальности с помощью анализа коллективных представлений, проблема формирования социальных норм и их влияние на индивида.

Культантропологические исследования Л. Леви-Брюля: первобытное и логическое  мышление.

Л. Леви-Брюль развил идем Дюркгейма . Он использовал богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на разных этапах социокультурного развития.

Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «коллективные представления», Леви-Брюль утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. 

Теория о двух типах мышления - первобытном и логическом.

Первобытное мышление мистическое по содержанию (дологическое);  по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

Леви-Брюль подчеркивал, что «пралогическое» и «логическое» мышления не сменяющие друг друга стадии, а существующие вместе типы мышления.  Пралогическое мышление сохраняется у современного человека -  в религии, морали, обрядах. Таким образом, в процессе исторического развития изменяется соотношение между первобытным и логическим мышлением, причем доля последнего увеличивается.

Патопсихологические исследования П. Жане

П.Жане: экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Утверждал, что болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам, так как при болезни наблюдается лишь усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном состоянии.

Основные проблемы:  

1.  разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; 2. исследовал структуру сознания и личности

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые действия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции.

Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или личность.  Память  - воспроизводит всё познанное ранее (движение, ощущения), обеспечивает единство - > в основе личности человека лежит ПАМЯТЬ

Таким образом, Жане указывал на иерархичность психических явлений, причём  это не просто смена одной ступени другой, а процесс сложного взаимодействия, синтеза психических образов.

Под воздействие разл-х факторов (н. усталости) выполнение высших функций например волевых затруднено, особенно сложно общение с другими людьми. То есть данные функции заменяются более низкими по иерархии.

Соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики.

Ввёл в психологию понятиеполе сознания это наибольшее число простых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании.

Сужение поля сознания - это психическая слабость, состоящая в уменьшении числа осознаваемых явлений (для больных людей и детей) – соответствует уровню рудиментарной психики - > Изучение вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике.

Изучение людей с псих заболеваниями показало:

- психические расстройства влияют на возбуждение определенных функций, при этом наблюдается диссоциация (распад, разложение) либо недавно образовавшейся функции, либо древней.

- В условиях диссоциации древняя функция (подсознание), остается почти нетронутой.

- функции, находящиеся в области бессознательного, отделены от личного сознания.

Иными словами, под бессознательным действием понимается такой акт, который обладает всеми признаками психического акта, за исключением того, что он никогда не осознается выполняющим его субъектом. (Например, воспоминание остается, несмотря на амнезию, речь и хождение обнаруживаются во сне, несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования)

Общим с другими французскими социологами является и подход к проблеме становления внутреннего мира человека, который, по мнению Жане, строится в результате принятия внешних правил и норм поведения - социализации.

Вывод: в рамках французской школы впервые применялись новые методы исследования (клинические и кросс культурные исследования), то есть это опять же попытки найти новый предмет и методы в психологии.

Общее: 1.Предмет психологии включает не только бессознательное, но и коллективную психику. 2.Центр изучения всех представителей французской социологической школы коллективное сознание, как источник индивидуального. 3.Культура, историческое развитие общества –фактор, влияющий на становление психики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33586. Конфликт в организации. Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации 70 KB
  Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации. Разрешение конфликта: силой выигрыш проигрыш через сотрудничество через компромисс уход от конфликта войти в положение другой стороны. Здесь участниками конфликта являются не люди а различные психологические факторы внутреннего мира личности часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности мотивы ценности чувства и т.
33587. Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг 98.5 KB
  Формирование расходов бюджетов РФ. Бюджетная система РФ это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета бюджетов субъектов РФ местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета консолидированный бюджет не является законом. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных...
33588. Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства 88 KB
  Налоги: сущность виды функции. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные прогрессивные и регрессивные налоги. Федеральные налоги налоги членов федерации и местные налоги.
33589. Государственно-муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы 52.5 KB
  Финансовая подсистема ФКС в свою очередь делится на: 1 централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий; государственное страхование; 2 децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы кредитных организаций; финансы страховых организаций; 3 финансы домашних хозяйств. Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования...
33590. Организация как система. Организация и управления 35 KB
  Характеристики системы. Понятие системы управления. В зависимости от влияния на систему среды и наоборот различают открытые и закрытые системы. Примером закрытой системы является натуральное хозяйство.
33591. Законы организации 39.5 KB
  Законы организации. Закон внутренняя существенная устойчивая связь явлений обусловливающая их необходимое развитие. Законы носят объективный характер и не зависят от сознания людей. Закон синергии.
33592. Социально-экономические и политические процессы: сущность, классификация, особенности исследования 37 KB
  Социальноэкономические и политические процессы: сущность классификация особенности исследования Социально экономические и политические процессы. Управляемые социальноэкономические процессы. Социальноэкономические и политические процессы это изменения в обществе отображающиеся на его благосостоянии политической и экономической стабильности условиях безопасности и пр. Классификация социальных процессов Процессы функционирования обеспечивает воспроизводство качественного состояния объекта и процессы развития обуславливает...
33593. Методы исследования социально-экономических и политических процессов 52 KB
  Мыслительнологические методы исследования: дедукции индукции анализ методы классификации доказательства полемики и др. Специфические методы исследования. Методы экспертных оценок тестирования.
33594. Социологические исследования социально-экономических и политических процессов 42 KB
  Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.