28834

Французская социологическая школа

Доклад

Психология и эзотерика

Говорил о существовании коллективного сознания – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов верований убеждений чувств ценностей. исследовал структуру сознания и личности Изучая структуру сознания Жане подчеркивал что все высшие проявления духа строятся на основе низших где действие чувство и разум слиты воедино. Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения затем память а на ней базируется Я или личность. Ввёл в психологию понятие – поле сознания это наибольшее число простых или относительно...

Русский

2013-08-20

46.5 KB

7 чел.

18. Французская социологическая школа

Понятие о коллективном сознании, специфика представлений о развитии психики, понятие интериоризации в теории Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1857-1917) французский социолог, основатель французской социологической школы. Основные идеи:

Социология:  четкая концепция предмета социологии – социальная действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Психологические идеи: - Социальная реальность должна объясняться социальными фактами и не может быть объяснена с точки зрения человеческой индивидуальности (преодоление психологизма) -> установка на позитивное изучение социальных явлений и продуктов в различных общественно-исторических условиях (позитивная - это та психология которая основана на объективных методах, то есть что результаты можно доказать). Социальные факты - это образы действий, способы мышления и чувствования, существующие в обществе (объективно), они побуждают человека выполнять правила соц взаимодействия, которые затем интериоризуются.  

Говорил о существовании коллективного сознания – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей.

Теория солидарности: Индивиды притягиваются к друг другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. От солидарности зависит состояние общества. Ввёл понятие – аномия (патология общества). Изучал самоубийства – статистические данные – пришёл к выводу, что самоубийства имеют не географические, климатические, психологические причины, как считалось раньше (Гельмгольц), а социологические, выделил различные виды самоубийств.

Значение концепции Дюркгейма: Идеи Дюркгейма легли в основу социальной психологии – вопросы о роли коллективных представлений в регуляции поведения, возможность изучения социальной реальности с помощью анализа коллективных представлений, проблема формирования социальных норм и их влияние на индивида.

Культантропологические исследования Л. Леви-Брюля: первобытное и логическое  мышление.

Л. Леви-Брюль развил идем Дюркгейма . Он использовал богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на разных этапах социокультурного развития.

Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «коллективные представления», Леви-Брюль утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. 

Теория о двух типах мышления - первобытном и логическом.

Первобытное мышление мистическое по содержанию (дологическое);  по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

Леви-Брюль подчеркивал, что «пралогическое» и «логическое» мышления не сменяющие друг друга стадии, а существующие вместе типы мышления.  Пралогическое мышление сохраняется у современного человека -  в религии, морали, обрядах. Таким образом, в процессе исторического развития изменяется соотношение между первобытным и логическим мышлением, причем доля последнего увеличивается.

Патопсихологические исследования П. Жане

П.Жане: экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Утверждал, что болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам, так как при болезни наблюдается лишь усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном состоянии.

Основные проблемы:  

1.  разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; 2. исследовал структуру сознания и личности

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые действия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции.

Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или личность.  Память  - воспроизводит всё познанное ранее (движение, ощущения), обеспечивает единство - > в основе личности человека лежит ПАМЯТЬ

Таким образом, Жане указывал на иерархичность психических явлений, причём  это не просто смена одной ступени другой, а процесс сложного взаимодействия, синтеза психических образов.

Под воздействие разл-х факторов (н. усталости) выполнение высших функций например волевых затруднено, особенно сложно общение с другими людьми. То есть данные функции заменяются более низкими по иерархии.

Соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики.

Ввёл в психологию понятиеполе сознания это наибольшее число простых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании.

Сужение поля сознания - это психическая слабость, состоящая в уменьшении числа осознаваемых явлений (для больных людей и детей) – соответствует уровню рудиментарной психики - > Изучение вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике.

Изучение людей с псих заболеваниями показало:

- психические расстройства влияют на возбуждение определенных функций, при этом наблюдается диссоциация (распад, разложение) либо недавно образовавшейся функции, либо древней.

- В условиях диссоциации древняя функция (подсознание), остается почти нетронутой.

- функции, находящиеся в области бессознательного, отделены от личного сознания.

Иными словами, под бессознательным действием понимается такой акт, который обладает всеми признаками психического акта, за исключением того, что он никогда не осознается выполняющим его субъектом. (Например, воспоминание остается, несмотря на амнезию, речь и хождение обнаруживаются во сне, несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования)

Общим с другими французскими социологами является и подход к проблеме становления внутреннего мира человека, который, по мнению Жане, строится в результате принятия внешних правил и норм поведения - социализации.

Вывод: в рамках французской школы впервые применялись новые методы исследования (клинические и кросс культурные исследования), то есть это опять же попытки найти новый предмет и методы в психологии.

Общее: 1.Предмет психологии включает не только бессознательное, но и коллективную психику. 2.Центр изучения всех представителей французской социологической школы коллективное сознание, как источник индивидуального. 3.Культура, историческое развитие общества –фактор, влияющий на становление психики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60151. Внеклассное мероприятие по информатике и литературе. Творческая лаборатория «Я всё могу» 118.5 KB
  Пушкина развивать устную речь учащихся логическое мышление внимание наблюдательность умение анализировать информацию воспитывать любви к искусству к русской словесности воспитывать ответственности за порученное дело чувства коллективизма гуманизма...
60152. ЗИМУ ЯК ПРОЖИТИ БЕЗ ПРОБЛЕМ? 243 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з видовим різноманіттям зимуючих птахів своєї місцевості;надати учням знання з біології птахів аспектів їх підгодівлі. Обладнання: плакати з зображеннями птахів матеріали для конкурсів маски птахів листівки агітаційного змісту.
60153. Дружба – велика сила 193.5 KB
  Очікуванні результати: Після заняття учні зможуть: сформулювати поняття дружба; практикувати навички взаємодопомоги при вирішенні різних проблем; критично ставитися до себе і своїх особистих якостей вчинків; знати прислів’я та приказки про дружбу.
60154. Інтелектуальна гра «Я ЛЮБЛЮ УКРАЇНСЬКУ» 152 KB
  Стимулювати інтерес учнів до удосконалення мовної компетентності та збагачення свого словникового запасу; розвивати швидкість мислення та память; прищеплювати здоровий дух змагання; через міжпредметні звязки виховувати пізнавальні інтереси любов і повагу...
60155. Европейский день языков и межкультурного диалога 120.5 KB
  Слово учителя 26 сентября каждого года празднуется Европейский день языков. И в первый год 21 века произошло и первое празднование Европейского дня языков. В настоящее время в Европе сосуществуют свыше 70 национальных и региональных языков.
60156. Біологічна інтелектуальна гра «Зоряний час» 77 KB
  Перші 3 тури складаються з запитань завдань на які пропонується 4 варіанти відповідей із яких ви вибираєте правильну і відповідь на запитання даєте за допомогою карточки з відповідною цифрою. Право на відповідь мають і основний учасник та його помічник.
60158. Конкурс «Кмітливих, веселих та розумних математиків» 141.5 KB
  Отже розпочинаємо наш конкурс Кмітливих веселих та розумних математиків 1 завдання конкурсу: Математичні розвідники 10 хвилин В далеку давнину люди складали прислів’я та приказки які дойшли і нині до нас. 2 завдання конкурсу...
60159. «Усе в твоїх руках…» Проект з основ здоров’я 100.5 KB
  Навчальний план проекту з основ здоров’я для учнів 4 класу Тема проекту: Усе в твоїх руках Ключове питання: Чи впливає характер людини на її здоров’я Тематичні питання: Чи справді наше здоров’я у наших руках Для здоров’я краще...