28835

Генетическая психология

Доклад

Психология и эзотерика

Генетическая психология Швейцарский психолог Жан Пиаже 18961980 – один из наиболее известных ученых чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд Введение в генетическую эпистемологию возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.

Русский

2013-08-20

54.5 KB

15 чел.

20. Генетическая психология

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) – один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике.

Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг. Также наблюдал за своими детьми. Создал концепцию когнитивного развития детей – это  постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. В дальнейшем дополняет свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей.

В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд "Введение в генетическую эпистемологию", возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. В начале своей научной Д Ж.Пиаже постулировал, что мысль ребёнка происходит из действия, также для понимания мышления необходимо анализировать детскую речь, в которой отражается логика действия. Ведущий фактор развития ребёнка – его социализация.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием организма со средой. Эта активность – необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Одним из любимых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации происх-т пост-но, при этом реб-к исп-ет 2 мех-ма постр-я схемы –

  •  ассимиляция (жесткая схема, чел все внешние изменения впихивает в нее) и
  •  аккомодация (изменение готовой схемы при измен-и сит).

Развитие – это чередование процессов ассимиляции и аккомодации.

Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий, основными для   Пиаже   становятся    исследования систем операций интеллекта. На базе   этих    исследований    им   была предложена операциональная теория интеллекта.   

Важнейшее открытие Пиаже - открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции, и как следствие - своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире.

Феномены Пиаже:

1. Реализм – Дети не отделяют своего "Я" от окружающего мира, от вещей. Абсолютность. Всё воспринимается непосредственно. Всё маленькое = лёгкое. Думают, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Бывает интеллектуальный (ветки деревьев делают ветер) и моральный (судит о поступке по внешнему эффекту). 2. Анимизм (всё одушевлено), 3. Антификализм (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), 4. Синкретизм (связывание всего со всем), 5. Соположение (отсутствие связи между суждениями), 6. Трансдукция (переход в рассуждении от частного к частному, минуя общее положение)

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой (со взрослыми – выше, с ровесниками – ниже). От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое - осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе - координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами (схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т.д.) Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Развитие психики, по Пиаже, — это смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, каждая из них необходима для формирования последующей, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной (в зависимости от благоприятных или обедненных возможностей приобретения опыта, от качества культурной и образовательной среды).

Стадии интеллектуального развития, их характеристика.

Пиаже выделяет три главных периода развития:

1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на следующей стадии).

Стремился соединить экспер-й, лабораторный метод с методом беседы (психоанализ) для изучения мышления детей - метод клинической беседы. это свободная беседа с ребенком, нестандартизированная. Содержание общения экспериментатора и ребенка касалось природных явлений, снов, нравственных норм и др. Вопросы были такие, какие сами дети часто задают взрослым в повседневной жизни: «Откуда на небе солнце? Почему солнце не падает? Как оно держится? Почему светит солнце?», «Отчего дует ветер? Как получается ветер?», «Как люди видят сны?».

Клинический метод — это тщательно проводимая констатация фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Исследователь задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит от предыдущего ответа ребенка. Он рассчитывает выяснить, что определяет позицию ребенка и какова структура его познавательной деятельности. Есть опасность неправильно интерпретировать!

Анри Валлон

не нашел в концепции Ж. Пиаже ответа на вопрос: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание, хотя, как известно, Ж. Пиаже пытался ответить и на этот вопрос.

Считал, что необходимо изучать конфликты, противоречия в ходе развития ребенка. Поэтому, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: "эмоция", "моторика", "подражание", "социум". 

1. Эмоции у А. Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением. (например, плачь ребёнка – сообщает о своих неуд потребностях).

2. Движения (моторика) помогают исследовать внешний мир. Постепенно знание, составленное на основе действий переходит в сознание, интериоризируется. Важнейшим фактором перехода служит подражание. 

3. Подражание - дети подражают взрослым и начинают осознавать разницу м/д собой и предметом взаимодействия.

4. переход от действия к мысли через подражание.

Таким образом, на примере имитации видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает А. Валлон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически.

Кольберг. теория разв-я нравст-ти у детей. У детей нравственное, эмоциональное развитиее, разв-е половой идентификации связано с познавательными проц.

Выделил 3 ур-ня разв-я нрав-х сужд-й:

1. доусловный (оценка действий по последствиям),

2. традиционный нрав-ти (общес-е цен-ти превалируют над лич-ми интер-ми реб-ка),

3. посттрадиционный (обоснование на основе собст-х абстрак-х принципов).

На нравственное развитие влияет уровень образования, общение со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хор. поведение.

Брунер. открытие нов-х з-номер-тей познав-го разв-я. Изучал как потребности и ценностные ориентации влияют на процесс воспитания.  . Восп-тие селективно и м. искаж-ся под действиемем внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от соц-го опыта детей. Выделил в восприятии 3 комп-та: представления об окр мире в форме действий, в форме образов и в форме слов. Док-л, что кажд. реб-к при адекватном подходе к его обучению м. овладеть люб предметом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81917. Коммуникативный процесс в менеджменте 55.81 KB
  Декодирование это перевод символов отправителя в уме получателя. Если символы избранные отправителем имеют точно такое же значение для получателя последний будет знать что именно имел в виду отправитель когда формулировалась его идея. Получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отзыва начальному отправителю который теперь играет роль получателя. Эффект коммуникационного процесса ϶ᴛᴏ изменение в поведении получателя кᴏᴛᴏᴩые происходят в результате принятия сообщения.
81918. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления в менеджменте 41.28 KB
  Содержательные барьеры проблемы в понимании смысла и значения отправленного или полученного сообщения Они делятся в свою очередь на: фонетические использование элементов из других языков и диалектов дефекты речи и дикции невнятность речи нарушения темпа речи наличие значительного количества звуков и словпаразитов; семантические вложение различного содержания использования жаргонов и слешей; стилистические несовпадение стиля речи коммуникатора отправителя с содержанием сообщения; логические различные логические системы...
81919. Стили управления в организации 38.89 KB
  Авторитарный стиль сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Авторитарный жесткий стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями а также в экстремальных ситуациях. Либеральный стиль сосредоточение на человеке стиль невмешательства в дела подчиненных безынициативность ожидание указаний сверху руководитель непоследователен в своих действиях легко поддается мнению других влиянию некомпетентен в решении вопросов его характеризует боязнь принятия решений перекладывание дел...
81920. Сущность, назначение и виды менеджмента 38.81 KB
  Функциональный специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев управление маркетингом инновациями персоналом. Управление производством – управление процессом переработки сырья материалов и полуфабрикатов поступающих на входе в организацию в продукт который организация предлагает внешней среде. Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение...
81921. Понятие и необходимость менеджмента 34.13 KB
  Необходимость менеджмента заключается в необходимости постановки организационных целей и определении путей их выполнения координации всех ресурсов необходимых для выпуска продукции организации дела позволяющей наилучшим образом раскрыться возможностям людей корректировки действий там где в этом существует необходимость.
81922. Управление в системе рыночных отношений 36.96 KB
  Функции контроля в такой экономике исполняет механизм конкуренции. Сколько и каких товаров производить по каким ценам их продавать куда вкладывать капиталы все это определяется не распоряжениями сверху а механизмом спроса и предложения прибылью курсом акций ссудным процентом курсом валют Менеджмент в рыночных условиях представляет собой средство рационального управления экономикой прежде всего экономикой в масштабах организации фирмы предприятия.
81923. Менеджмент и предпринимательство 37.56 KB
  Предпринимательство инициативная деятельность направленная на насыщение рынка товарами услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени на свой риск и ответственность. Предпринимательство предшествует менеджменту.
81924. Этапы развития и совершенствование менеджмента 39.25 KB
  Точка отсчета в накоплении знаний в области управления. обширный опыт управления государственным хозяйством был накоплен в Древнем Египте. Сформирован достаточно развитый государственный аппарат управления.
81925. Происхождение и эволюция менеджмента 39.4 KB
  За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно путём непрерывного накопления опыта отражающего изменения которые происходили в обществе экономике и всей системе социальноэкономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере.