28836

Гуманистическая психология

Доклад

Психология и эзотерика

Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...

Русский

2013-08-20

47.5 KB

14 чел.

Гуманистическая психология

После кризиса 20х гг – 3 направления – бихевиоризм, психоанализ, гуманизм.

Как самост направление -  60-х гг., основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию.

Представители:  Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Возникновение гуманистической психологии связано с появлением культуры хиппи, индивид провозглашается центральной ценностью.  Цель гуманистов – создать «жизненную»  психологию, т. е. более полезную для жизни. Предмет -  исследования понимание здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности - самоактуализация (А. Маслоу). Важна любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность,. смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия.

Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека (экзистенциальная философия), предмет и методы исследований

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:

а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) лучше, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Г. Олпорт - Л является открытой и саморазвивающейся системой, человек - прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Считал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.(КАК У МАСЛОУ)

Общество движет человеком. И их отношения взаимосвязаны- не будет общества не будет человека (личности), а не будет человека не будет и общества. Но!опять же развитие это не просто животная адаптация к среде, это ее изменение, и  развитие личности за счет изменение среды. Человек не приспособлененц, человек творец.

Ядро личности составляют мотивы деятельности. Для объяснения характера мотивации, Г. Олпорт ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого человека функционально не связана с его детскими впечатлениями. (еще одно противопоставление психоанализу!) Мотивы поведения взрослых людей нельзя, по Олпорту, выводить из их детских намерений и представлений. Эти цели определяются нынешней ситуацией и нынешними намерениями.

Функциональная автономия: по мысли Олпорта, мотивы поведения взрослых людей не зависят от их детских переживаний.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека, т.к. чел является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.

Эти черты личности он разделял на основные (стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими) и инструментальные (оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями).

Набор этих черт и составляет ядро личности. 3 типа черт: 1) кардинальные черты - им подчинены эмоции и чувства, управляющие повседневной деятельностью человека; 2) центральные черты - доминирующие типы поведения, например, агрессия или сентиментальность; 3) вторичные черты - проявляются не столь устойчиво и регулярно, как прочие черты характера. Чем взрослее человек, тем более четкие, косные у него черны личности, кот. не поддаются коррекции.

Для характеристики личности человека Олпорт использует латинский термин proprium (свойственный, присущий). Проприум –неотемлемая собственность. Личность - это то, что принадлежит, присуще каждому из нас.

Г. Олпорт разработал методы системного исследования психики человека. Создал опросник Миннесотского университета (ММPI), для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

А. Маслоу

не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но считает, что нужно развивать их теории, нельзя абсолютизировать

Недостаток психоанализа: тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. =>  Самоактуализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Стремление к самоактуализации является наивысшей человеческой потребностью,   это основа развития человека и общества.

Для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные.

Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Когда достиг самоактуализации: нонконформизм, полное самопринятие, творческий подход к жизни и т.д.

Механизмы психического развития: идентификациям и отчуждение: общество одновременно и необходимо человеку что бы самоактуализироваться, но и препятствует ему в этом (общество стремится сделать всех людей одинаковыми, по шаблону, конформными). Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

К. Роджерс

Опыт, который возникает у человека в процессе жизни, К. Роджерс называл его "феноменальным полем", индивидуален и уникален.

Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.

Конгруэнтностьэто степень тождественности этого поля реальной действительности.

Высокая степень конгруэнтности – то что происходит и то что осознается человеком совпадает.  Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации.

Это стремление носит врожденный характер, но его развитию могут способствовать или  препятствовать детские переживания и научение. Самое важное – отношения с матерью, любовь которой должна быть безусловной (безусловное позитивное внимание)!

Самоактуализация -  наивысший уровень психического здоровья личности. 

Концепция Роджерса похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для маслой – это стабильное состояние, для Роджерса – динамическое (подчёркивал постоянный рост человека).

Подчёркивал значение настоящего, а не будущего или прошлого.

Метод: личностно-ориентированная терапия: психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. То есть ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Это позволяет достичь высокого уровня конгруэнтности.

Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

ОБЩЕЕ ПО ГУМАНИСТАМ:

- идея ценности и уникальности человеческой личности.

- занимались частной практикой, все ориентированы на практику, а не создание теорий.

- опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполняет огромную роль в обеспечении базиса для теоретических построений

- оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей в условиях буржуазной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84457. Зміна прикметників за зразком «один-багато» 147.5 KB
  Мета: активізувати знання учнів про прикметник. Формувати поняття про прикметник на основі істотних ознак (питання, значення, роль у реченні). Розвивати фонематичний слух, орфографічну грамотність. Виховувати любов до рідного краю, спадщини предків, пошани до народних традицій.
84458. Перевірка мовних знань і вмінь з теми «Іменник» 71 KB
  Послухайте вірш і зловіть зимові іменники хлопками. Чим цікаві виписані іменники повязані з зимовою порою Як вони називаються близькі за значенням 2 вручення сніжинки з буквою о Наступне завдання яке пропонує сніговичок це Робота в групах Гра Проціди крізь сито Розписати слова у 3 колонки.
84459. Закріплення знань про слова, які вказують на предмети 47 KB
  Мета. Закріпити знання учнів про слова, які означають назву предмета. Вчити розпізнавати іменники в тексті, будувати з ними речення. Формувати навички правильного написання словникових слів. Розвивати логічне мислення, творчу уяву, самостійність під час сприймання матеріалу.
84460. Поняття про фразеологізми та їх лексичне значення 55.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про фразеологізми; вчити пояснювати значення фразеологізмів правильно використовувати їх у мовленні; ознайомити із фразеологічним словником української мови; розвивати культуру мовлення образне мислення; виховувати бажання здобути знання.
84461. Апостроф. Литовська народна казка «Чому кіт умивається після сніданку?» 840 KB
  Мета: вчити дітей правильно вимовляти та писати слова з апострофом; формувати вміння ставити апостроф у словах; розвивати зв;язне мовлення навички свідомого виразного читання вміння спостерігати порівнювати; поповнювати словниковий запас; прищеплювати інтерес до усної народної творчості...
84463. Закріплення знань про головні та другорядні члени речення. Встановлення зв’язку слів у реченнях 52.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про члени речення; формувати вміння визначати в реченнях головні й другорядні члени речення встановлювати звязок слів у реченні за допомогою питань; розвивати звязне мовлення; виховувати любов до природи.
84464. Встановлення зв’язку іменника з прикметником 44 KB
  Мета: формувати в учнів ключові компетентності, а саме: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії, планувати свої дії, доводити роботу до кінця; загальнокультурну компетентність – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту...
84465. Синоніми – слова, близькі за значенням 45 KB
  Мета. Виробляти вміння добирати синоніми використовувати їх у мовленні. А називають ці слова синоніми. Синоніми допоможуть зробити нашу мову виразнішою багатшою точнішою і краще допоможуть висловлювати свою думку уникати частого повторення одних і тих самих слів.