28836

Гуманистическая психология

Доклад

Психология и эзотерика

Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...

Русский

2013-08-20

47.5 KB

13 чел.

Гуманистическая психология

После кризиса 20х гг – 3 направления – бихевиоризм, психоанализ, гуманизм.

Как самост направление -  60-х гг., основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию.

Представители:  Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Возникновение гуманистической психологии связано с появлением культуры хиппи, индивид провозглашается центральной ценностью.  Цель гуманистов – создать «жизненную»  психологию, т. е. более полезную для жизни. Предмет -  исследования понимание здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности - самоактуализация (А. Маслоу). Важна любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность,. смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия.

Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека (экзистенциальная философия), предмет и методы исследований

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:

а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) лучше, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Г. Олпорт - Л является открытой и саморазвивающейся системой, человек - прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Считал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.(КАК У МАСЛОУ)

Общество движет человеком. И их отношения взаимосвязаны- не будет общества не будет человека (личности), а не будет человека не будет и общества. Но!опять же развитие это не просто животная адаптация к среде, это ее изменение, и  развитие личности за счет изменение среды. Человек не приспособлененц, человек творец.

Ядро личности составляют мотивы деятельности. Для объяснения характера мотивации, Г. Олпорт ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого человека функционально не связана с его детскими впечатлениями. (еще одно противопоставление психоанализу!) Мотивы поведения взрослых людей нельзя, по Олпорту, выводить из их детских намерений и представлений. Эти цели определяются нынешней ситуацией и нынешними намерениями.

Функциональная автономия: по мысли Олпорта, мотивы поведения взрослых людей не зависят от их детских переживаний.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека, т.к. чел является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.

Эти черты личности он разделял на основные (стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими) и инструментальные (оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями).

Набор этих черт и составляет ядро личности. 3 типа черт: 1) кардинальные черты - им подчинены эмоции и чувства, управляющие повседневной деятельностью человека; 2) центральные черты - доминирующие типы поведения, например, агрессия или сентиментальность; 3) вторичные черты - проявляются не столь устойчиво и регулярно, как прочие черты характера. Чем взрослее человек, тем более четкие, косные у него черны личности, кот. не поддаются коррекции.

Для характеристики личности человека Олпорт использует латинский термин proprium (свойственный, присущий). Проприум –неотемлемая собственность. Личность - это то, что принадлежит, присуще каждому из нас.

Г. Олпорт разработал методы системного исследования психики человека. Создал опросник Миннесотского университета (ММPI), для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

А. Маслоу

не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но считает, что нужно развивать их теории, нельзя абсолютизировать

Недостаток психоанализа: тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. =>  Самоактуализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Стремление к самоактуализации является наивысшей человеческой потребностью,   это основа развития человека и общества.

Для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные.

Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Когда достиг самоактуализации: нонконформизм, полное самопринятие, творческий подход к жизни и т.д.

Механизмы психического развития: идентификациям и отчуждение: общество одновременно и необходимо человеку что бы самоактуализироваться, но и препятствует ему в этом (общество стремится сделать всех людей одинаковыми, по шаблону, конформными). Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

К. Роджерс

Опыт, который возникает у человека в процессе жизни, К. Роджерс называл его "феноменальным полем", индивидуален и уникален.

Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.

Конгруэнтностьэто степень тождественности этого поля реальной действительности.

Высокая степень конгруэнтности – то что происходит и то что осознается человеком совпадает.  Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации.

Это стремление носит врожденный характер, но его развитию могут способствовать или  препятствовать детские переживания и научение. Самое важное – отношения с матерью, любовь которой должна быть безусловной (безусловное позитивное внимание)!

Самоактуализация -  наивысший уровень психического здоровья личности. 

Концепция Роджерса похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для маслой – это стабильное состояние, для Роджерса – динамическое (подчёркивал постоянный рост человека).

Подчёркивал значение настоящего, а не будущего или прошлого.

Метод: личностно-ориентированная терапия: психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. То есть ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Это позволяет достичь высокого уровня конгруэнтности.

Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

ОБЩЕЕ ПО ГУМАНИСТАМ:

- идея ценности и уникальности человеческой личности.

- занимались частной практикой, все ориентированы на практику, а не создание теорий.

- опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполняет огромную роль в обеспечении базиса для теоретических построений

- оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей в условиях буржуазной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30898. Биомеханика спокойного вдоха и выдоха 27 KB
  Биомеханика спокойного вдоха и выдоха Биомеханика спокойного вдоха В развитии спокойного вдоха играют роль: сокращение диафрагмы и сокращение наружных косых межреберных и межхрящевых мышц. Под влиянием нервного сигнала диафрагма наиболее сильная мышца вдоха сокращается ее мышцы расположены радиально по отношению к сухожильному центру поэтому купол диафрагмы уплощается на 1520 см при глубоком дыхании на 10 см растет давление в брюшной полости. Под влиянием нервного сигнала сокращаются наружные косые межреберные и межхрящевые мышцы. У...
30899. Клинико-физиологическая оценка внешнего дыхания. Легочные объемы 36.5 KB
  Легочные объемы Анатомофизиолгические показатели легочные объемы определяются антропометрическими данными индивидуума : 1ростовесовыми показателями 2 строением грудной клетки 3 дыхательных путей 4 строением и свойствами легочной ткани эластическая тяга легких поверхностное натяжение альвеол 5 силой дыхательных мышц Легочные объёмы и ёмкости ОЕЛ ЖЕЛ РОвд ЕВвд ДО РОвыд ФОЕ ОО Коллапсный О Минимальный О Легочные объемы: Общая емкость легких ОЕЛ количество воздуха находящееся в легких после максимального вдоха. ОЕЛ состоит...
30900. Клинико-физиологическая оценка внешнего дыхания. Функциональные показатели 27.5 KB
  Минутный объем дыхания МОД объем воздуха который проходит через легкие за 1 минуту. Этот показатель можно определить двумя методами: с помощью спирографии ДО умножается на частоту дыхания и путем сбора воздуха в мешок Дугласа. МВЛ это максимальное количество воздуха которое может вдохнуть и выдохнуть пациент за 1 минуту ЧД – более 50 уд мин; N=1418. Форсированная жизненная емкость легких ФЖЕЛ количество воздуха которое пациент может выдохнуть за счет экспираторного маневра максимально быстро и полно .
30901. Газообмен в легких и тканях 34 KB
  Газовый состав вдыхаемого альвеолярного и выдыхаемого воздуха Дыхательные газы Вдыхаемый воздух Альвеолярный воздух Выдыхаемый воздух О2 мм рт. в процессе жизнедеятельности идет постоянный процесс потребления О2 и выделения СО2 это поддерживает концентрацию дыхательных газов в нем на постоянном уровне. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью.
30902. Транспорт газов кровью 280.5 KB
  В жидкой части крови растворены газы воздуха: кислород углекислый газ азот. При содержании гемоглобина 150 г л норма каждые 100 мл крови переносят 208 мл О2. Это кислородная емкость крови. Другой показательсодержание кислорода в крови взятой в различных участках сосудистого русла: артериальной 20 мл О2 100 мл крови и венозной 14 млО2 100 мл крови .
30903. Регуляция дыхания 30.5 KB
  Регуляция дыхания Главная задача регуляции дыхания чтобы потребление кислорода поставка его тканям за счет внешнего дыхания были адекватны функциональным потребностям организма. Самый эффективный способ регуляции дыхания в целом это регуляция внешнего дыхания. Интенсивность внешнего дыхания зависит от варьирования его частоты и глубины. В регуляции дыхания можно выделить 3 группы механизмов: 1.
30904. Механизмы перестройки внешнего дыхания 32 KB
  Накопление СО2 в крови гиперкапния стимулирует дыхание человек будет дышать глубже и чаще. СО2 вымывается из крови гипокапния . ещё до повышения уровня СО2 в крови. Регуляция тонуса сосудов легких 1 Ведущая роль принадлежит газовому составу крови: понижение содержания в крови СО2 приводит к повышению тонуса легочных сосудов при этом уменьшается количество крови которое успевает обогатиться в легких О2 за единицу времени; увеличение СО2 наоборот уменьшает тонус легочных сосудов а значит повышается кровоток и газообмен.
30905. Пищеварение и его значение 36.5 KB
  Методы исследования пищеварительного тракта : XVIII век начало формирования научных методов исследования пищеварительного тракта и его функций. Все методы подразделяются на: 1. Острые методы : Характерная особенность острых экспериментов результат быстро как правило однократно условия далеки от физиологических . а вивисекционный метод прижизненное вскрытие ; б метод изоляции органов или участков органов перфузия питатательными растворами чувствительность к БАВ; в методы канюлирования выводных...
30906. Виды моторики пищеварительного тракта 49 KB
  Физиологические свойства и особенности гладкой мускулатуры пищеварительной трубки Гладкая мускулатура пищеварительной трубки состоит из гладкомышечных клеток ГМК. Межклеточные контакты ГМК пищеварительной трубки обеспечивает наличие нексусов. ГМК пищеварительной трубки обладают рядом физиологических свойств: возбудимостью проводимостью и сократимостью. Особенности возбудимости ГМК пищеварительной трубки: Возбудимость ГМК пищеварительной трубки ниже чем у миоцитов поперечнополосатой мускулатуры ППМ.