28836

Гуманистическая психология

Доклад

Психология и эзотерика

Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...

Русский

2013-08-20

47.5 KB

13 чел.

Гуманистическая психология

После кризиса 20х гг – 3 направления – бихевиоризм, психоанализ, гуманизм.

Как самост направление -  60-х гг., основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию.

Представители:  Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Возникновение гуманистической психологии связано с появлением культуры хиппи, индивид провозглашается центральной ценностью.  Цель гуманистов – создать «жизненную»  психологию, т. е. более полезную для жизни. Предмет -  исследования понимание здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности - самоактуализация (А. Маслоу). Важна любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность,. смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия.

Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека (экзистенциальная философия), предмет и методы исследований

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:

а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) лучше, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Г. Олпорт - Л является открытой и саморазвивающейся системой, человек - прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Считал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.(КАК У МАСЛОУ)

Общество движет человеком. И их отношения взаимосвязаны- не будет общества не будет человека (личности), а не будет человека не будет и общества. Но!опять же развитие это не просто животная адаптация к среде, это ее изменение, и  развитие личности за счет изменение среды. Человек не приспособлененц, человек творец.

Ядро личности составляют мотивы деятельности. Для объяснения характера мотивации, Г. Олпорт ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого человека функционально не связана с его детскими впечатлениями. (еще одно противопоставление психоанализу!) Мотивы поведения взрослых людей нельзя, по Олпорту, выводить из их детских намерений и представлений. Эти цели определяются нынешней ситуацией и нынешними намерениями.

Функциональная автономия: по мысли Олпорта, мотивы поведения взрослых людей не зависят от их детских переживаний.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека, т.к. чел является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.

Эти черты личности он разделял на основные (стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими) и инструментальные (оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями).

Набор этих черт и составляет ядро личности. 3 типа черт: 1) кардинальные черты - им подчинены эмоции и чувства, управляющие повседневной деятельностью человека; 2) центральные черты - доминирующие типы поведения, например, агрессия или сентиментальность; 3) вторичные черты - проявляются не столь устойчиво и регулярно, как прочие черты характера. Чем взрослее человек, тем более четкие, косные у него черны личности, кот. не поддаются коррекции.

Для характеристики личности человека Олпорт использует латинский термин proprium (свойственный, присущий). Проприум –неотемлемая собственность. Личность - это то, что принадлежит, присуще каждому из нас.

Г. Олпорт разработал методы системного исследования психики человека. Создал опросник Миннесотского университета (ММPI), для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

А. Маслоу

не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но считает, что нужно развивать их теории, нельзя абсолютизировать

Недостаток психоанализа: тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. =>  Самоактуализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Стремление к самоактуализации является наивысшей человеческой потребностью,   это основа развития человека и общества.

Для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные.

Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Когда достиг самоактуализации: нонконформизм, полное самопринятие, творческий подход к жизни и т.д.

Механизмы психического развития: идентификациям и отчуждение: общество одновременно и необходимо человеку что бы самоактуализироваться, но и препятствует ему в этом (общество стремится сделать всех людей одинаковыми, по шаблону, конформными). Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

К. Роджерс

Опыт, который возникает у человека в процессе жизни, К. Роджерс называл его "феноменальным полем", индивидуален и уникален.

Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.

Конгруэнтностьэто степень тождественности этого поля реальной действительности.

Высокая степень конгруэнтности – то что происходит и то что осознается человеком совпадает.  Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации.

Это стремление носит врожденный характер, но его развитию могут способствовать или  препятствовать детские переживания и научение. Самое важное – отношения с матерью, любовь которой должна быть безусловной (безусловное позитивное внимание)!

Самоактуализация -  наивысший уровень психического здоровья личности. 

Концепция Роджерса похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для маслой – это стабильное состояние, для Роджерса – динамическое (подчёркивал постоянный рост человека).

Подчёркивал значение настоящего, а не будущего или прошлого.

Метод: личностно-ориентированная терапия: психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. То есть ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Это позволяет достичь высокого уровня конгруэнтности.

Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

ОБЩЕЕ ПО ГУМАНИСТАМ:

- идея ценности и уникальности человеческой личности.

- занимались частной практикой, все ориентированы на практику, а не создание теорий.

- опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполняет огромную роль в обеспечении базиса для теоретических построений

- оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей в условиях буржуазной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5509. Аппаратная реализация системного анализа 107 KB
  Понятие модели. Классификация моделей Под аппаратной реализацией в системном анализе понимается моделирование поведения сложной системы, процессов принятия решений в ней, а так же методология (система познавательных средств, методов (способов) и ...
5510. Общие закономерности экономического развития. Основные типы экономических систем 66.5 KB
  Общие закономерности экономического развития. Основные типы экономических систем. Цель изучения данной темы - уяснить, какие экономические категории и законы являются общими для всех времен и народов, с какими экономическими проблемами сталкива...
5511. Силовой кинетостатический анализ механизмов 393.44 KB
  Силовой (кинетостатический) анализ механизмов. Общие сведения и определения Проектирование нового механизма всегда включает его силовое исследование, так как по найденным силам производится последующий расчет на прочность элементов кинематических па...
5512. Классическая древнегреческая философия: Платон и Аристотель 98 KB
  Классическая древнегреческая философия: Платон и Аристотель. Вопрос 1 Проблема соотношения материального и идеального в учении Платона. Вся европейская философская традиция - не что иное, как ряд примечаний к Платону (А. Уайтхед). Если философ ...
5513. Россия в XVII веке 74.5 KB
  Россия в XVII в. Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв. Конец династии Рюриковичей. Причины, этапы и итоги Смуты начала XVII в. Социально-экономическое устройство России в XVII в. Внешняя политика России в XVII веке. Кризис вла...
5514. Сучасна журналістика Швеції 94.5 KB
  Сучасна журналістика Швеції. Основні віхи історії шведської журналістики У Швеції, як і в інших країнах Європи, передумови до виникнення періодичного друку склалися у зв\'язку з формуванням національного ринку, зростанням мануфактури, розповсю...
5515. Приметы и традиции Нового года. Мероприятие 19.41 KB
  Приметы и традиции Нового года. Цель: познакомить детей с традициями Нового года. Задачи:1)Образовательная: Рассказать детям историю нового года. 2)Развивающая: развивать у детей воображение, проверить их чтение на практике. 3)Воспитательная: воспит...
5516. Сценарии к новому году для детей 1-11 классов 1.12 MB
  Сценарии к новому году У зайчишек Новый год Новогодний праздник 2013 для начальной школы Новогоднее представление для малышей Сценарий утренника для малышей Чудеса от деда Мороза (7-8 класс) Сценарий новогоднего праздника «Новый год в кругу друзей» ...
5517. Чудеса у новогодней елки. Сценарий новогоднего праздника 110.5 KB
  Чудеса у новогодней елки Цели: поздравить детей с наступающим Новым годом , развивать у детей творческие способности, содействовать сплочению коллектива школьников. Оборудование: костюмы для действующих лиц, призы, подарки, музыкальный центр, метла,...