28837

Когнитивная психология

Доклад

Психология и эзотерика

психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии чем открытиями конкретных ученых тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов восприятия памяти мышления речи и проводили анализ их генезиса. Положительное в метафоре компьютера то что интеллект не рассматривается как набор последовательных малосвязанных этапов переработки информации...

Русский

2013-08-20

54 KB

38 чел.

22. Когнитивная психология

Ещё в 50-е гг. в США стал повышаться интерес к когнитивным процессам. Появляются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов: Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы SR и вводит в психологию  понятие познания как важной детерминанты поведения; Гештальт-психология вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями  и в терминологической, и в методологическом плане; работы Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания.

Когн.психология была направлена против бихевиористического исключения психического компонента из анализа поведения. Методология когнитивизма позаимствована у бихевиоризма, предмет – поведение, но главный фактор поведения – когнитивные/познавательные процессы.

В КП психика - как система когнитивных реакций, связанных не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными (самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д.) Главный принцип: аналогия когнитивной системы человека с компьютером, т.е. психика - система, предназначенная для переработки информации. Свойства, присущие познавательной активности: избирательность (определяется опытом познающего субъекта), определяемость средой (предметами физического мира и социальным опытом, культурой); неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью. Метод анализа функционирования этой системы - микроструктурный анализ психических процессов. Достоинство КП - точность и конкретность полученных данных, что приближает её к объективным наукам. Однако точность достигается за счёт упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Возникновение когн.психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии, чем открытиями конкретных ученых, тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению.

Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи и проводили анализ их генезиса). Миллер развивал подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации Миллер и другие когнитивисты ориентировались на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру и его книге «Когнитивная психология» (1967). Как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов предложил термины: «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработал методы их изучения - визуальный поиск и селективное наблюдение. Первоначально он также занимался исследованием «искусственного интеллекта», но позже критиковал (за узость) - недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек.

Положительное в метафоре компьютера то, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, малосвязанных этапов переработки информации, как традиционной психологии (вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д.), а рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру.

Многие исследования были направлены на изучение этой структуры. Среди них необходимо отметить изучение преобразований, которые происходят с сенсорной информацией с момента её попадания на рецептор и до получения ответной реакции. Полученные данные доказывали, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов => теория обнаружения сигнала.

Работы Бродбента (модель ранней селекции), Нормана (модель поздней селекции) и других ученых показали, что фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое приобрело совершенно новую трактовку в когнитивной психологии. Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучалось содержания долговременной памяти, и избирательной реакции при одновременной конфликтной подаче информации (в правое ухо - одна информация, в левое - другая) – была показана роль неосознаваемой переработки. Когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память. Некоторые ученые считают, что практически все сигналы запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда (из-за незначительности, а не в силу асоциальности, как считал Фрейд).

Основные положения когнитивной психологии.

 Основные направления исследований:

а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной;

б) изучение атрибутивных процессов;

в) изучение процессов памяти;

г) изучение построения когнитивной картины мира;

д) изучение бессознательного познания и восприятия;

е) изучение познания у животных и т.д.

Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент.

Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных – ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, иначе возникает стремление изменить это состояние.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Основное положение: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Основная схема теории: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект),  Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет когнитивное поле, и задача психолога в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома  распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает,  у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение.

П.Линдсей и Д.Норман рассматривали человека как преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий. Основная задача – описать, как происходит процесс решения задач. Идея о «состоянии осведомлённости» => решение задач – это уменьшение разрыва м/у предыдущим и последующим «состоянием осведомлённости». Этот переход осуществляется через операторы (алгоритмы решения и с другой стороны – эвристические приёмы).

Саймон считал, что человек – решатель задач. Идеи: человек, как поведенческая система, прост как муравей; кажущаяся сложность лишь отражает сложность окр.среды.

В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии полурярны символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности. В социальной психологии всё большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72001. Таблиці додавання і віднімання числа 4. Додавання і віднімання за допомогою числового відрізка. Складання і розв’язування задач за коротким записом 42 KB
  Мета: Скласти таблицю додавання і віднімання 4; вправляти учнів у розв’язуванні прикладів на додавання й віднімання чисел 3 і 4; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати мислення. Обладнання: таблиця «Додавання і віднімання числа 4»; предметні малюнки; картки для роботи в парах...
72002. Урок-сказка «Новые приключения Красной Шапочки» 67 KB
  Цели: совершенствовать вычислительные навыки детей и умения решать задачи; развивать внимание, логическое мышление и воображение детей; воспитывать интерес к предмету. Оборудование: картонные фигурки главных героев сказки, полоски из бумаги, таблицы, часы.
72003. Нахождение неизвестной части по целому и известной части 64 KB
  Цели урока. Выделить и зафиксировать неизвестную величину. Сконструировать способ нахождения части по известному целому и другой части. Обучать учащихся составлению моделей различных видов. Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах.
72004. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини і товщини предметів 64 KB
  МЕТА. Розкрити зміст поняття число і цифра 3;ознайомити учнів з утворенням числа 3, учити писати цифру 3, порівнювати числа в межах трьох; порівнювати предмети за товщиною, користуючись словами: «товстий», «тонкий», «товщий», «тонший», «однакові».
72005. Узагальнення навичок розв’язувати приклади в межах 10. Задачі на знаходження суми 41.5 KB
  Мета: узагальнювати вміння учнів розв’язувати приклади в межах 10, порівнювати число і вираз, знаходити невідомий доданок, зменшуване, від’ємник; розв’язувати задачі на знаходження суми, порівнювати числа та вираз, визначати одиниці виміру рідини, довжини, маси...
72006. Составление и решение выражений на сложение 122.5 KB
  Цель: закрепить умение составлять и вычислять выражения на сложение; упражнять в написании цифр, счете в пределах 9, сравнении чисел, распознавании многоугольников; развивать наблюдательность, зри тельную память, сообразительность, формировать познавательный интерес...
72007. Прибавление числа 9 с переходом через десяток 85.5 KB
  Цель. Познакомить с прибавлением числа 9 с переходом через десяток; продолжать формировать вычислительные навыки; повторить решение задач на нахождение уменьшаемого; повторить геометрические фигуры, правила дорожного движения; развивать логическое мышление; прививать любовь к математике.