28838

Естественно-научная парадигма в русской психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Роль психологии вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души направить развитие нравственности морального поведения человека. Когда рефлекс обрывается не перейдя в движение не получив внешнего выражения завершающая часть рефлекса а она несет в качестве движения познавательную нагрузку уходит вовнутрь превращается в мысль хотя и незримую но продолжающую служить организатором поведения. Поэтому в механизме поведения реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Павлова: предмет и...

Русский

2013-08-20

74 KB

1 чел.

24. Естественно-научная парадигма в русской психологии.

Изменение социальной ситуации в конце XIX века.

Мировоззренческие причины произошедших изменений. 

Изменения в идеологических и научных установках ученых. Две группы интеллигенции, которая занималась проблемами гуманитарных наук.

В 60-70-е годы - либерально-народнические взгляды, ориентирующие Россию на общечеловеческий, с европейским уклоном, путь развития. с 80-х годов - на первый план вышла противоположная позиция (охранительные тенденции), нацеливающие Россию на поиски самобытных, присущих только ей путей развития (интерес к искусству, упадок общественной жизни, поворот к религии). Два направления в проблеме человека. Необходимо было разработать методологию новой науки, понять, какой ей надлежит быть – естественной (физиология, начал Чернышевский) или гуманитарной (философия, Соловьев).

В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.  Это были годы расцвета естественных наук в России (материализм), на которых сосредоточился главный интерес общества и где происходили основные научные достижения. Главное – обобщение и синтез предыдущих теорий, поиски в них нового.

Антропологический принцип Н.Г. Чернышевского.

Философ, политолог, революционерАнтропологический принцип – человеческий фактор, им можно объяснить всё. Человек имеет свой субъективный мир и со своей позиции оценивает весь мир, других людей. Разработал свою политическую философию. Считает, что человек – централен, нужно учитывать его потребности, ценности. Он первым поставил вопрос о предмете, методах психологии.. Предпосылкой понимания природы человека согласно этому принципу является отклонение от дуализма Декарта (разделение души и тела), душа и тело связано. Говорил о социальной обусловленности психического развития, телесное и духовное связаны. Психология – объективная наука, должны изучаться законы протекания психических процессов а значит психику можно оценить объективными методами. Идеи антропологического принципа привели к новой науке о поведении – на объективном методе. Использовал понятие о рефлексе (рефлекторной дуги) для рассмотрения психических процессов.

 

Программа развития психологии К.Д. Кавелина.

К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики. Константин Дмитриевич Кавелин был профессором права Московского и Петербургского университетов. Основная тема научных исследований: нравственность в разных ее аспектах. Говорит, что личность самоценна. Нравственная личность – показатель всей общественной жизни людей, позволяет личности реализоваться в жизни. Занимался этнопсихологией, говорит, что психику можно исследовать объективными методами.

Роль психологии - вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души, направить развитие нравственности, морального поведения человека. Большое внимание Кавелин уделял исследованию культуры – как ее этическим аспектам, так и ее национальным особенностям. Программа Кавелина: психология – наука, в которой должны соединиться физиология и философия, так как в отдельности они не могут объяснить всей сложности человеческой природы (напр, творчество). Психику нельзя свести к физиологии, она первооснова психических явлений. Без свободы воли нет личности, так как она формируется в борьбе с внешними обстоятельствами. Душа - живая психическая реальность, на которую оказывает влияние мораль общества. Был против понимания психологии только как естественной науки, доказывая необходимость ее связи с философией. 

Программа развития психологии И.М. Сеченова.

Программа развития психологии И.М. Сеченова учение о рефлекторной природе психики.

В начале 60-х годов XIX века в книжке журнала для врачей "Медицинский вестник" появилась статья Сеченого "Рефлексы головного мозга".

Вызвала много шума потому что: Применив хорошо известное слово "рефлекс", Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.

Модель рефлекса Сеченова: Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. 1. внешний толчок – раздражение центростремительного нерва, которое передается в 2. мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово "рефлекс" и означает "отражение") по другому нерву (центробежному) к 3. мышцам. Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый:

1 блок:  согласно новой сеченевской схеме, началом является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становится чувствованием – сигналом, то есть рефлекс начинается с различения внешних условий в которых совершается ответное действие, т.е. организм при внешнем раздражители не пассивен и находится во взаимосвязи с внешней средой (получает от неё информацию)

2 блок нервы - головной мозг. В данном блоке Сеченов открыл – центральное торможение. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Организм может противостоять внешним условиям, действовать согласно своей собственной программе. Открытие центрального торможения использовалось Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она несет в качестве движения познавательную нагрузку) "уходит вовнутрь", превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом

3 блок Мышца, по Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга. Мышца – такова важнейшая мысль Сеченова – служит также органом познания. В ней нервные и сенсорные окончания получают информацию о характере внешнего мира (н. пространстве, расстоянии)

4 блок Познавательные эффекты: работы мышцы передаются "обратно" в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде (по типу обратной связи). Поведение становится психически регулируемым. Сигнал преобразуется в образ восприятия предмета, т.е. в психический образ.

Т.о. рефлекторная деятельность мозга — это тот «механизм», посредством которого осуществляется связь с внешним миром организма, обладающего нервной системой.

И Сеченов, опираясь на разработанное им учение о поведении, предлагает свой проект создания новой, объективной психологии.

Он пишет трактат "Кому и как разрабатывать психологию?" (1873). Сеченов взялся за него, поскольку решил ответить на обвинения, выдвинутые против рефлекторной теории К.Д.Кавелиным в книге "Задачи психологии". Он доказал, что не отрицает психологию, которую назвал "родной сестрой физиологии".

Это был первый в истории план построения психологии как объективной науки, которая не может ограничиваться тем, что "нашептывает обманчивый голос самосознания".

Значение: Сеченовым была создана научная школа. Такая школа у него была в течение нескольких лет, когда совместно с группой учеников он экспериментально доказал, вопреки критикам, что существует феномен центрального торможения. Программа была исчерпана. Убедительные доказательства гипотезы получены. Его вчерашние сотрудники занялись другими темами.

В разработке науки о поведении и объективной психологии Сеченов пошел дальше своим путем, в одиночку - выросла особая школа. Идеи школы Сеченова – в учении  И.П.Павлова о высшей нервной деятельности (поведении).

Из учения Сеченова возникло исследовательское направление, разработку которого продолжил Павлов.

Учение о ВНД И.П. Павлова: предмет и методы исследований, механизмы и факторы формирования поведения, виды рефлексов, учение о сигнальных системах, понятие о типах ВНД.

И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности.

Иван Петрович Павлов создал огромный коллектив, к которому примыкали ученые из многих стран. Им была создана интернациональная школа.

Предшественники: Сеченовская идея нераздельности организма и среды и сигнальной регуляции отношений между ними.

Нововведения:

  1.  Павлов изобрел множество экспериментальных моделей, на которых изучалось, каким образом организм приобретает новые формы поведения, перестраивает которые уже есть. Живое существо постоянно действует в среде, в которой – множество раздражителей, но не все онистановятся сигналами для организма. Раздражители: безусловные (типа реакции зрачка на свет, отдергивания руки от горячего предмета и т.п.) и условные (указывают на условия, которых следует избегать или к которым нужно стремиться путем соответствующих действий  - рефлексов).
  2.  Для возникновения условного рефлекса нужно подкрепление. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения.
  3.  Воспринимаемые органами чувств сигналы вызывают в организме не только нервные, физиологические процессы. Полезное и вредное выступает в виде психических образов (первым сигналам соответствуют ощущения и восприятия). Поэтому сигнальная функция придает рефлексу двойственный характер – он и психологический, и физиологический .
  4.  Павлов ставил свои эксперименты над животными, сначала собаками, затем – обезьянами. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (понятия). Если сигнал ведет к успеху (подкрепляется, то есть удовлетворяет потребность организма), то между ним и реакцией на него организма устанавливается связь. Организм постоянно учится различать сигналы, отграничивать полезные и вредные от бесполезных (дифференцировка). Открыл законы высшей нервной деятельности. Биологические и социальные основы формирования условных рефлексов. Условный рефлекс возникает на основе безусловного.
  5.  Павлова интересовали движущие  силы поведения, его мотивов. Биологическое понятие о рефлексе Павлов "примерял" к социальным явлениям. Ввел понятие «рефлекс цели» - мотивация, через которую должно объясняться поведение.

Учение о доминанте А.А. Ухтомского.

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) – один из самых выдающихся русских физиологов.

Предшественники: Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И.П.Павлов, и не на двигательной, как В.М.Бехтерев.

Нововведения:

  1.  Разработал важнейшую категорию как физиологической, так и психологической науки – понятие о доминанте. Позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.
  2.  Доминанта - системное образование («орган»), сочетание сил, приводящее к одним результатам. Каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. Мозг рассматривался как орган "предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды". Доминанта - господствующий очаг возбуждения: 1. накапливает импульсы, идущие в нервную систему; 2. подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. Это не единый центр возбуждения, а "комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности". В психологическом плане доминанта - мотивационный потенциал поведения.
  3.  Практическое применение учения о доминанте: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.
  4.  Человеческая мотивация имеет социальную природу и наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого". Только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого.
  5.  Концепция "оперативного покоя". Нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. В состоянии покоя организм удерживает неподвижность с целью детального распознавания среды и адекватной реакции на нее.

Последствия: Идеи, развитые Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине и педагогике.

Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна.

Социальная ситуация:

Бернштейну приходилось вести исследования в сложных условиях идеологического преследования со стороны тех философов и физиологов, которые инкриминировали ему ≪идеализм≫, ≪космополитизм≫, ≪механицизм≫ и тому подобные ≪извращения≫. Эти преследования привели к тому, что Бернштейна лишили лаборатории, но он не отрекся от своих убеждений и, продолжая развивать новаторскую концепцию, привлек к работе большую группу научной молодежи. Бернштейна преследовали также за критическое отношение к учению Павлова, которое в те годы было догматизировано и крайне примитивно истолковано теми, кто объявил себя его последователями. Он, действительно, не соглашался с рядом положений Павлова, но при этом придерживался строго научных принципов критики.

Предшественники: Если Павлов и Бехтерев в основном интересовались схемой формирования и подкрепления определенных форм поведения, то Н. А. Бернштейн (1896-1966), обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов построения движения. Были открыты подходы к современной трактовке поведения, новые области в нейрофизиологии и учении о психической регуляции движения живых существ.

Нововведения:

  1.  Работа в Центральном институте труда, где создал биомеханику. Если ограничиться давним представлением о «рефлекторной дуге», согласно которому мышцы автоматически исполняют команды, посылаемые нервными центрами, то сложную структуру реального движения наука постичь не способна. В своем процессе движение непрерывно корректируется. Это происходит благодаря тому, что между тем, что совершается на мышечном уровне, с одной стороны, и в глубине нервных центров - с другой, существует циклическая связь. Из центров поступают на периферию сигналы (Бернштейн назвал их сенсорными коррекциями), которые опережают соответственно изменяющейся ситуации итоговый результат.
  2.  Изобрел и усовершенствовал ряд экспериментальных методов (кимоциклографию и циклограмметрию), позволивших под новым углом зрения изучить движения человека в процессе труда, при занятиях спортом, при игре на музыкальных инструментах, при пользовании протезами и др. Полученные данные позволили радикально изменить трактовку таких важнейших форм поведения, как навыки, показав ограниченность взгляда на них как на стереотипные, автоматизированные действия, дублирующие один и тот же набор двигательных реакций. Организм, работая, решает двигательную задачу. Когда мы говорим о решении задачи, то обычно понимаем под этим умственную работу, но оказывается, что все признаки задачи присущи и нашим движениям.
  3.  Доказал и выразил в строго математической форме то обстоятельство, что существуют различные уровни построения движения (этих уровней он выделил пять). На каждом уровне имеются свои ≪афферентные синтезы≫. В нервных центрах закодирована информация, содержащая сведения о внешнем мире, в котором предстоит произвести тот или иной класс движений. Поэтому к понятию об отражении (передача из внешнего мира в головной мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира) присоединил термин опережающее отражение. Благодаря ему организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на раздражители. Новое понимание причин поведения живых существ: важнейшей причиной выступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия, а создание модели возможного будущего действия.
  4.  Разработка особой физиологии, которую он назвал физиологией активности.

Последствия: Полученные Бернштейном результаты и его новаторский взгляд на поведение, его регуляцию, самоорганизацию, активность оказали глубокое и плодотворное влияние на исследования в области психологии, в частности на работы по восстановлению движений после травмы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54984. «Салют, Победа!» 151.5 KB
  О минувшей войне необходимо знать все. Когда мне приходится туго ― Читаю в ночной тишине Письмо незабытого друга Который погиб на войне. У Юрия Бондарева есть роман о Великой Отечественной войне ― Горячий снег.
54985. Видоизменение побегов 657 KB
  Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.
54986. З початкової школи в основну: проблеми наступності 104 KB
  Перехідний період з початкової школи в основну позначається на всіх учасниках освітнього процесу: учнів педагогів батьків адміністрації школи фахівців психологопедагогічної служби. Скоротити перехідний період пом'якшити пов'язані з ним фактори негативного характеру допомагає педагогічному колективу спеціально розроблена програма Спадкоємність яка створена з метою координації більш ефективної організації навчальновиховного процесу і психологопедагогічного супроводу учнів випускників початкової школи при переході їх в середню...
54987. МУЗИКА ЯК МОВА ПОЧУТТІВ 138 KB
  Мета (для вчителя): збагатити художньо – естетичний досвід школярів, розвивати асоціативне мислення, формувати художньо – естетичні ціннісні орієнтири; стимулювати творче мислення учнів; вчити розрізняти елементи музичної мови, збагатити знання про музику як мову почуттів, поглибити знання про засоби музично виразності в музиці, в живописі, в літературі;...
54988. ПРЯМІ І НЕПРЯМІ ПОДАТКИ 73 KB
  Мета заняття: продовжити знайомство з податками, вивчити види податків: прямі та непрямі; розвинути інтерес до предмету і процесу навчання в цілому. Мета заняття: Освітня - розглянути сутність та види податків.
54989. ПОДАТКОВА СИСТЕМА 50 KB
  Мета заняття: Навчальна: поглибити уявлення про роль податкових методів залучення коштів до Державного бюджету України; сформувати та поглибити знання про сутність функцій, які виконують податки; навчити здійснювати аналіз податків за класифікаційними ознаками;
54990. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе 26.5 KB
  Обязательная подготовка к военной службе осуществляется при проведении военных сборов в ходе которых гражданин получает необходимые знания в области обороны. Что предусматривает добровольная подготовка гражданина к военной службе Добровольная подготовка гражданина к военной службе может включать в себя: занятия военноприкладными видами спорта; овладение военноучетными специальностями; военную подготовку в образовательных учреждениях среднего полного общего образования и в образовательных учреждениях начального и среднего...
54991. Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания 216 KB
  При проведении предлагается инструкция содержащая цель работы тему урока по которой должен быть составлен конспект критерии оценки. Время предоставляемое на написание конспекта урока составляет 3 часа. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы нового учебного материала.
54992. Потребление и сбережение. Факторы, определяющие уровень и динамику потребления, и сбережения 18.45 KB
  Изменение величины потребления вследствие изменений в доходе называется предельной склонностью к потреблению, т. е. это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменениям потребления.