28840

Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России. Формирование современной объективной психологии было основной целью которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал Психология без всякой метафизики 1917 подчеркивая этим и необходимость и возможность построения объективной психологии. Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии соединяя воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии а также различных способов...

Русский

2013-08-20

73.69 KB

9 чел.

26. Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России.

Вопрос о соотношении теории и эксперимента был связан с оценкой теоретической и практической значимости материалов, полученных в экспериментальных исследованиях в различных областях психологической науки и особенно в ее прикладных отраслях. 

А. Введенский «Психология без всякой метафизики». 

Введенский доказывал, что психика может быть экспериментально исследована (с помощью как измерительных приборов, так и естественных неизмерительных методов), и стремился сделать ее теоретической, а не прикладной наукой, проверяя все психологические постулаты логикой. Он рассматривал психологию как рациональную, а не интуитивную науку. 

Введенский хотел приблизить отечественную психологию к европейской, сохранив свои особенности. Формирование современной объективной психологии было основной целью, которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал – "Психология без всякой метафизики" (1917), подчеркивая этим и необходимость, и возможность построения объективной психологии. 

Основным положением своей психологической теории ученый считал "психофизический закон Введенского". Он считал, что одушевленность или неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием. 

Исследуя проблему мышления, Введенский разделял понятия интуитивного мышления (существует безусловно) и интуитивизма (чувства, без опоры на знание). Одной из центральных психологических проблем для Введенского было соотношение знания и веры. Он считал, что метафизика должна быть оставлена вере, в то время как науке позволительно пользоваться ею только в виде рабочих гипотез. 

Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии, соединяя воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии, а также различных способов исследования психикисубъективных и объективных. 

Экспериментальная психология Г.И. Челпанова: специфика определения предмета психологии, возможности экспериментального метода, влияние В. Вундта. 

Огромное влияние на формирование его научной позиции, прежде всего на возникновение интереса к экспериментальной психологии, оказал Н. Я. Грот, который в это время заведовал кафедрой философии. Грота и Вундта Челпанов считал своими учителями.

После стажировки в лаборатории В. Вундта в Германии Челпанов в 1897 г. организовал при университете психологический семинарий (изучали психол литературу и методы иссл) - Г.Г.Шпет, В.В.Зеньковский и П.П.Блонский. Организовал работу Моск Психологического института, учились многие известные учёные.

Основные идеи: психология, как математика, физика и другие положительные науки, должна быть вне любой философии. Он доказывал, что психология - независимая, самостоятельная экспериментальная наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые так же реальны, как и любые другие явления внешнего мира. Таким образом, Челпанов считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них.

Предметом его размышлений были главным образом вопросы, связанные с теорией познания, гносеологией (связывает психологию и философию).

Близок к неокантианствусчитал, что человек рождается с априорными идеями, о которых узнает из самонаблюдения (понятия пространства, времени, причинности  и т.д.).  

Задача психологического исследования - в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, с помощью эксперимента и самонаблюдения.главный методсамонаблюдение. В психике он видел два полюса - материю, головной мозг, с одной стороны, и субъективные переживания, с другой (ДУАЛИЗМ)

Исследования искусства основывались на принципах, которые были установлены Челпановым при изучении личности, души человека. Им предложен особый метод познания личности (а позже искусства) - метод «вчуствования». Сущность его в том, чтобы не наблюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить, пропустить их через себя. Если развитие сознания, по его мнению, связано с восприятием окружающего мира, то развитие самосознания формируется при осознании человеком своего внутреннего мира, причем активную роль в этом процессе Челпанов отводил воле. 

По его мнению, именно при осуществлении произвольного движения происходит осознание того, что это движение связано с собственным желанием, т.е. «тело осознается моим потому, что оно подчиняется моему «Я». Расширенный образ «Я», в котором соединяется представление о внутреннем мире с представлением о теле, и является, по мнению Челпанова, личностью. 

Значение: самое главноесоздание им школы.

Проблемы индивидуальных особенностей в работах А.Ф. Лазурского, естественный эксперимент

1. разработал свой метод естественного эксперимента и наблюдения

2. основоположник дифференциальной психологии в России. 

3. Совместно с А. П.Нечаевым он создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. 

4. на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева.

В 1897 г. в была опубликована первая статья Лазурского, посвященная проблеме индивидуальных различий. Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. 

Считал необходимым не ограничиваться прикладными исследованиями и доказывал важность формирования основ научной теории индивидуальных различий. 

Главной задачей экспериментального исследования является построение целостной картины человека. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств человека, можно построить полную классификацию характеров, которая и составит, по мнению Лазурского, основу новой науки.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами, существовавшими в начале века, побудила Лазурского искать другие способы психологического исследования. Он выступал за естественный экспериментможно исследовать не отдельные процессы, а личность в целом. Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. 

Значение: Идеи о естественном эксперименте, о необходимости создания опытной положительной психологической науки позднее были развиты в работах его ученика М. Я. Басова.

Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге, представления об эволюции психики.

Ланге создал кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. 

Разрабатывая объективные методы исследования сознания, объясненял активность субъекта на основе анализа непроизвольных движений организма. Так как одним из главных объектов изучения сознания служил акт внимания, Ланге стал автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией Ланге полагал, что колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность на Западе.

Выступал за экспериментальный метод.

Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями нервной системы: 

1. стадию недифференцированной психики

 2. недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа

3.  стадию индивидуально приобретенного опыта 

4. качественно новую ступеньразвитие психики у человека как социокультурного существа. 

С переходом к человеку психическая регуляция поведения становится качественно иной. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутых знаний осуществляется через подражание и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Он писал, что «душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности». В связи с этим решающая роль отводится языку

Значение: Таким образом, в своей последней обобщающей книге «Психология» (1914) Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением российской экспериментальной психологии на рубеже XIX-XX вв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61794. Гімнастика (акробатика) 27.06 KB
  Розмикання на витягнуті руки. Стійка ноги нарізно руки за голову 12 підняти руки в гору підвестись на носки вдих; 34 опустити руки у в. стійка ноги нарізно руки на поясі 1 поворот тулуба праворуч руки в сторони долонями вгору...
61795. Символіка. Що це таке? 28.92 KB
  Мета: поглибити знання про символи; познайомити із різноманітністю символіки у нашому житті; поширити і збагатити знання учнів про народні символи України; виховувати повагу до символіки Батьківщини...
61796. Вік. Цифри. День народження 25.98 KB
  Мета: засвоєння нової лексики; формування вміння ставити запитання типу How old re you How old is she та відповідати на них; розширення кругозору учнів; розвиток мовної здогадки та мовленнєвої реакції учнів...
61797. Твоя країна — Україна. Символи держави 35.33 KB
  Мета: формувати уявлення про країну; ознайомити з найбільшими містами і річкам України; Розширити знання учнів про державні символи України; викохувати патріотичні почуття любов і гордість за державу.
61799. Гроші. Види та функції грошей 25.28 KB
  Мета: Узагальнити й систематизувати знання з теми, закріпити розуміння основних понять і термінів, навчити застосовувати вивчене на практиці. Розвивати абстрактно-логічне та образне мислення, інтерес до науки, проведення економічного аналізу.
61800. Школа м’яча 27.57 KB
  Руки в сторони пальці в кулак. Руки в сторони пальці в кулак. ноги разом руки до плечей. На 1 крок лівою ногою вперед руки в стороні 2 приставити ногу руки до плечей 3 нахил 4 в.
61801. Форма «рондо» 22.25 KB
  Мета: Познайомити з поняттям форма рондо з творчістю О.Бородін романс Спляча красуння Для виконання: Класне рондо В русі: В. Тип уроку: комбінований Наочно дидактичні засоби: компютер; презентація; Учень повинен знати: поняття форма рондо...