28841

Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии – в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке – создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...

Русский

2013-08-20

51.5 KB

33 чел.

27. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века

Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом, и психологии – в частности. Большинство известных психологов заняли нейтральную позицию по отношению к новой власти. Основной критике подвергался запрет на инакомыслие. Уже к началу 20-х гг. ситуация в Советской России принципиально меняется: решается вопрос о власти, возникает “пролетарская интеллигенция”. Появляются сообщения о высылке из страны “контрреволюционных элементов” - профессоров, врачей, литераторов. Это нанесло мощный удар по науке, привело к разрыву преемственности в развитии культурных процессов. В то же время ряд ученых позитивно восприняли социальные преобразования (Бехтерев, Корнилов).

С другой стороны, молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке – создаются институты с исследовательскими лабораториями

Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии. Политич.задачи психологии: 1.реорганизация производства, 2.воспитание нового советского человека 3. пересмотреть основные открытия дореволюционной психологической науки и соединить с теорией марксизма. Поэтому психологич направления объед-ся в 2 утилитарные дисциплины: психогенетика и педология.

Принципы материалистич диалектики: Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика - продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза. 2 принципа: 1. принцип материального единства мира 2. принцип развития.

Ед-но верной методологией построен всех наук – учение Маркса, в к/м утвержд-ся матер-зм, сенс, детерминизм. Положения марк-зма, реализов в пси: 1) материальное первично по отношен к идеальн (бытие определ сознание). В пси 2 принц: *пр-п психофизич монизма (псих-ка св-во высокорганизов материи), *псих-ка – продукт не только биол, но и соц развития. 2) Мир нах-ся в непрерывном развитии, кот осущ-ся путем перехода количеств изменений в качеств-ые, механизм развития – внутреннее противоречие. В пси: пр-п развития (генетический). 3) Мир есть система, единство противоположностей, взаимосвязанных и взаимообусл-щих др др. В пси- пр системности. В последствии эти методол-ие пр-пы были преобразованы в пр-пы пси.

Развитие рефлексологического подхода в России:

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга. Они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно – целостное поведение. Поскольку теперь вместо ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под названием рефлексологии.

И.П.Павлов: продолжатель учения Сеченова о рефлексах. Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, повлияло на физиологию, психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке. Разработанное Павловым  учение о поведении повлияло на возникновение многих зарубежных и отечественных течений, крупнейшим из которых был бихевиоризм.

Основные положения учения Павлова

1. Существует тесная связь между живым существом и средой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он дает реакцию.

2. Существуют две категории раздражителей, и отсюда вытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раздражители: - безусловные рефлексы (раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию) и – условные рефлексы (безусловные раздражители, указывающие на те условия среды, которые могут принести пользу или вред организму, и поэтому он может не сразу на них реагировать).

3. Для формирования условного рефлекса необходимо подкрепление реакции как правильной или неправильной (соот, + или – подкрепление). Подкрепление обусловливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в этой среде.

4. Поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка условного рефлекса.

В.М.Бехтерев: Одновременно с Павловым. Разрабатывал свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, при этом не отвергал сознание. Т.о. предметом рефлексологии – поведение+сознание. В отличие от бихев-ов включал сознание в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Исходил из того, что рефлексологич иссл-я, в т.ч. рефлексологич эксп-т, дополняют данные, полученные при психологических иссл-ях, анкетировании и самонаблюдении. Считал, что все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов, но всю сложность психич жизни рефлексы не объсняют. Одно из основных положений: отдельные жизненные проявления организма обусловлены биологически и выполняются механически, нужны для адаптации в среде.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Доказывает тем, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность, а значит, именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни.

Реактология К.Н.Корнилова: Предложил свою модификацию науки о поведении, в кот-й стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав методологической основой диалектический материализм.

Основным элементом психики предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от рефлекса реакция неразрывно связана с активностью живого существа – это не отдельная составляющая поведения, а отражение его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Пов-е раасм-л как совок-ть реакций на биологич и соц-ые раздражители.

Став директором Психологического института, начал широкомасштабное исследование реакций, в т.ч. психические процессы. Фактически же были выявлены скорость и сила разных реакций, а также проанализированы различия между сенсорными и моторными реакциями в динамике протекания и индивидуальных проявлениях. Подобный подход не мог привести к значительным успехам, а потому программа через некоторое время была исчерпана, тем более что появились другие, более перспективные пути построения новой психологии, предложенные Выготским, Блонским, Лурией и другими психологами.

Предпосылки деятельностного подхода в работах М.Я.Басова:человек как активный деятель в среде, предмет и методы психологии, стр-ра поведенч акта, развитие пов-я: Признанным первооткрывателем понятия «деятельность» в психологии является Михаил Яковлевич Басов. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля (как субъекта деятельности), ввёл в психологических обиход сам термин «деятельность». Анализируя психологическое содержание поведенческого акта (деятельности; действия), он предпочитает рассматривать его с позиций известной бихевиористической схемы S – R.

Специалист по педагогической психологии, педологии. Создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработчик экспериментального изучения внутрипсихических функций. Активно использовал психологический термин «деятельность», за которым предлагал рассматривать особым структурным явлением. В частности, условные рефлексы видел частью деятельности человеческого организма.

Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деят-ть. Сознание. Личность».

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. 

Психология социального бытия Г.Г.Шпета: Еще одна попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксистской психологии, так и науке о поведении.

Психология социального бытия предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование, проблемы психологических основ культуры.

Считал, что именно в искусстве соединяются действительность и наука.  Психология не может обойтись без философии и эксперимента. Изучение культуры человечества, его социального развития может строиться на основе анализа языка. Язык-это метод изучения личности, эмоций и социального окружения человека, его культуры. Главное: соотношение языка с мышлением, с самосознанием субъекта.

Сознание индивида носит культурно-исторический характер, его важнейшим элементом является слово, при усвоении его в виде знака, который индивид интерпретирует в процессе социального общения. Этнопсихология: ее предмет раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной нации. Национальное самосознание является особым переживанием, в основе кот.лежит присвоение себе известных исторических и социальных событий и взаимоотношений и противопоставление их другим народам. Оно субъективно и изменчиво, тем самым объясняет динамику развития самого народа и его отношения к другим этносам. Самоидентификация – субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к конкретному этносу.

Стремился к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук.  Но попытка построения еще одной психологической школы была резко пресечена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55473. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА 47.5 KB
  Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических педагогических и методических работ Н. Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности.
55476. В. Сосюра. Зима 42 KB
  Особливості управління учитель-менеджер: до аналізу поетичного тексту були залучені всі учні завдяки наявності у системі запитань завдань пошукового характеру виконання яких передбачало ретельну роботу зі строфічною композиції вірша...
55477. Володимир Вербицький. Вірш «Гімн» 55 KB
  Мета: ознайомитись та вивчити біографічні відомості про Івана Липу; проаналізувати вірш Гімн розкрити її моральноетичне значення; навчати учнів розказувати на пам’ять звертаючи увагу на особливість авторської оповіді...
55478. Свято сімейного вогнища 101.5 KB
  Виховувати: Здатність любити і поважати свою сімю родинуцінувати один одного; допомагати єднатися для досягнення спільної мети. Очікуваний результат: свято чудовий настрій учасників гостей радість від спілкування укріплення дружніх стосунків в сім’ї.
55479. Зустріч птахів 94.5 KB
  З далеких країв повертаються наші пернаті друзі птахи. Летять птахи Вже весна прийшла в оселі Розквітла земля рясний садок І летять веселі Зграї радісних пташок. Ведуча: Птахи дуже рано відчувають весну. Ведучий: Відчули весну і інші птахи.
55480. Розмноження і розвиток птахів 941 KB
  Мета: розкрити особливості розмноження і розвитку птахів розвивати цікавість учнів до звичаїв і обрядів наших предметів виконувати шанобливе ставлення до природи до братів наших менших.
55481. Птицы весной. Оригами 77.5 KB
  Расширить знания учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; формировать навыки наблюдения в природе; развивать навыки работы в группах логическое мышление память речь познавательные способности умение рассуждать делать выводы выделять главное творческие способности;...