28841

Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...

Русский

2013-08-20

51.5 KB

35 чел.

27. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века

Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом, и психологии – в частности. Большинство известных психологов заняли нейтральную позицию по отношению к новой власти. Основной критике подвергался запрет на инакомыслие. Уже к началу 20-х гг. ситуация в Советской России принципиально меняется: решается вопрос о власти, возникает “пролетарская интеллигенция”. Появляются сообщения о высылке из страны “контрреволюционных элементов” - профессоров, врачей, литераторов. Это нанесло мощный удар по науке, привело к разрыву преемственности в развитии культурных процессов. В то же время ряд ученых позитивно восприняли социальные преобразования (Бехтерев, Корнилов).

С другой стороны, молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке – создаются институты с исследовательскими лабораториями

Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии. Политич.задачи психологии: 1.реорганизация производства, 2.воспитание нового советского человека 3. пересмотреть основные открытия дореволюционной психологической науки и соединить с теорией марксизма. Поэтому психологич направления объед-ся в 2 утилитарные дисциплины: психогенетика и педология.

Принципы материалистич диалектики: Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика - продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза. 2 принципа: 1. принцип материального единства мира 2. принцип развития.

Ед-но верной методологией построен всех наук – учение Маркса, в к/м утвержд-ся матер-зм, сенс, детерминизм. Положения марк-зма, реализов в пси: 1) материальное первично по отношен к идеальн (бытие определ сознание). В пси 2 принц: *пр-п психофизич монизма (псих-ка св-во высокорганизов материи), *псих-ка – продукт не только биол, но и соц развития. 2) Мир нах-ся в непрерывном развитии, кот осущ-ся путем перехода количеств изменений в качеств-ые, механизм развития – внутреннее противоречие. В пси: пр-п развития (генетический). 3) Мир есть система, единство противоположностей, взаимосвязанных и взаимообусл-щих др др. В пси- пр системности. В последствии эти методол-ие пр-пы были преобразованы в пр-пы пси.

Развитие рефлексологического подхода в России:

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга. Они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно – целостное поведение. Поскольку теперь вместо ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под названием рефлексологии.

И.П.Павлов: продолжатель учения Сеченова о рефлексах. Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, повлияло на физиологию, психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке. Разработанное Павловым  учение о поведении повлияло на возникновение многих зарубежных и отечественных течений, крупнейшим из которых был бихевиоризм.

Основные положения учения Павлова

1. Существует тесная связь между живым существом и средой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он дает реакцию.

2. Существуют две категории раздражителей, и отсюда вытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раздражители: - безусловные рефлексы (раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию) и – условные рефлексы (безусловные раздражители, указывающие на те условия среды, которые могут принести пользу или вред организму, и поэтому он может не сразу на них реагировать).

3. Для формирования условного рефлекса необходимо подкрепление реакции как правильной или неправильной (соот, + или – подкрепление). Подкрепление обусловливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в этой среде.

4. Поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка условного рефлекса.

В.М.Бехтерев: Одновременно с Павловым. Разрабатывал свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, при этом не отвергал сознание. Т.о. предметом рефлексологии – поведение+сознание. В отличие от бихев-ов включал сознание в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Исходил из того, что рефлексологич иссл-я, в т.ч. рефлексологич эксп-т, дополняют данные, полученные при психологических иссл-ях, анкетировании и самонаблюдении. Считал, что все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов, но всю сложность психич жизни рефлексы не объсняют. Одно из основных положений: отдельные жизненные проявления организма обусловлены биологически и выполняются механически, нужны для адаптации в среде.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Доказывает тем, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность, а значит, именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни.

Реактология К.Н.Корнилова: Предложил свою модификацию науки о поведении, в кот-й стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав методологической основой диалектический материализм.

Основным элементом психики предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от рефлекса реакция неразрывно связана с активностью живого существа – это не отдельная составляющая поведения, а отражение его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Пов-е раасм-л как совок-ть реакций на биологич и соц-ые раздражители.

Став директором Психологического института, начал широкомасштабное исследование реакций, в т.ч. психические процессы. Фактически же были выявлены скорость и сила разных реакций, а также проанализированы различия между сенсорными и моторными реакциями в динамике протекания и индивидуальных проявлениях. Подобный подход не мог привести к значительным успехам, а потому программа через некоторое время была исчерпана, тем более что появились другие, более перспективные пути построения новой психологии, предложенные Выготским, Блонским, Лурией и другими психологами.

Предпосылки деятельностного подхода в работах М.Я.Басова:человек как активный деятель в среде, предмет и методы психологии, стр-ра поведенч акта, развитие пов-я: Признанным первооткрывателем понятия «деятельность» в психологии является Михаил Яковлевич Басов. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля (как субъекта деятельности), ввёл в психологических обиход сам термин «деятельность». Анализируя психологическое содержание поведенческого акта (деятельности; действия), он предпочитает рассматривать его с позиций известной бихевиористической схемы S – R.

Специалист по педагогической психологии, педологии. Создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработчик экспериментального изучения внутрипсихических функций. Активно использовал психологический термин «деятельность», за которым предлагал рассматривать особым структурным явлением. В частности, условные рефлексы видел частью деятельности человеческого организма.

Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деят-ть. Сознание. Личность».

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. 

Психология социального бытия Г.Г.Шпета: Еще одна попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксистской психологии, так и науке о поведении.

Психология социального бытия предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование, проблемы психологических основ культуры.

Считал, что именно в искусстве соединяются действительность и наука.  Психология не может обойтись без философии и эксперимента. Изучение культуры человечества, его социального развития может строиться на основе анализа языка. Язык-это метод изучения личности, эмоций и социального окружения человека, его культуры. Главное: соотношение языка с мышлением, с самосознанием субъекта.

Сознание индивида носит культурно-исторический характер, его важнейшим элементом является слово, при усвоении его в виде знака, который индивид интерпретирует в процессе социального общения. Этнопсихология: ее предмет раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной нации. Национальное самосознание является особым переживанием, в основе кот.лежит присвоение себе известных исторических и социальных событий и взаимоотношений и противопоставление их другим народам. Оно субъективно и изменчиво, тем самым объясняет динамику развития самого народа и его отношения к другим этносам. Самоидентификация – субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к конкретному этносу.

Стремился к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук.  Но попытка построения еще одной психологической школы была резко пресечена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11325. Сигнальный процессор 144 KB
  Занятие 5 Сигнальный процессор Учебные и воспитательные цели: Изучить устройство и принципы функционирования сигнального процессора. Прививать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала. Прививать интерес к дисцип
11326. Маркетингове дослідження ринку дезінфектантів та антисептиків 776 KB
  Антисептичні засоби для профілактики і лікування місцевих інфекційних захворювань (гнійних ран, опіків, пролежнів, виразок, фурункулів і т. п.) використовувалися з давніх часів. Гіппократ і Ібн Сіна, Парацельс і Гален застосовували в цих цілях бальзамічні мазі, винний і яблучний оцет, вапно, мурашину кислоту і різні спирти.
11327. Локальные вычислительные сети. Сети с шиной и кольцевой структурой 91 KB
  Локальные вычислительные сети. Учебные и воспитательные цели. Изучить и систематизировать знания по основным понятиям локальных вычислительных сетей.. Прививать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала...
11328. Глобальная сеть Internet 209 KB
  Занятие 2. Глобальная сеть Internet. Учебные и воспитательные цели: 1. Изучить и систематизировать знания по глобальной сети Internet. 2. Прививать навыки активного и целенаправленного изучения учебного материала. 3. Воспитывать высокую воинскую дисциплину исполнительност
11329. Защита информации 151.5 KB
  Лекция 12 Защита информации Проблема защиты информации от несанкционированного неразрешенного доступа НСД заметно обострилась в связи с широким распространением локальных и особенно глобальных компьютерных сетей. Защита информации необходима для уменьшения в
11330. Глобальные сети 73.5 KB
  Глобальные сети Глобальные сети объединяют территориально рассредоточенные компьютеры которые могут находиться в различных городах и странах. Так как прокладка высококачественных линий связи на большие расстояния обходится очень дорого в глоб
11331. Операционные системы. Понятие операционной системы 152 KB
  Операционные системы 1. Понятие операционной системы Назначением ЭВМ является выполнение программ. Каждая программа представляет собой набор команд которые определяют порядок действий ЭВМ. Совокупность программ образует программное обеспечение ПО ПК. По функциона...
11332. Лекция. Windows ОС. Основные технологические принципы Windows 117 KB
  Лекция 9 ОС Windows В течение многих лет фирма MS развивала новый технологический подход к обработке данных основанный на работе с данными в графическом режиме. ОС семейства Windows основаны на объектно-ориентированном подходе к работе с данными. Это среда управления событи
11333. Системные утилиты 108.5 KB
  Лекция 10. Системные утилиты Системные утилиты предоставляют пользователю средства для обслуживания компьютера и его ПО. Они обеспечивают выполнение следующих действий: обслуживание магнитных дисков; обслуживание файлов и каталогов; архивация файлов;