28842

Педология в Советской России: основные направления работы достижения

Доклад

Психология и эзотерика

Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...

Русский

2013-08-20

44.5 KB

9 чел.

28. Педология в Советской России: основные направления работы достижения.

Педология (наука о детях) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатель - Стенли Холл, создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию.

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположник российской П. -  А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять в его развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Пример: по Выг, эгоцентр речь переходит во внутреннюю.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической

Общие моменты развития педологии

В россии начала распространяться в нач 20 в., перед октябрьской революцией (Нечаев, Россолимо, Поварнин).  После 1917 года бурно развивается. Задача построения новой, марксистской детской психологии (Залкинд, Блонский, Корнилов), помочь в воспитании нового человека нового общества.

В педологической науке было два основных направления – социогенетическое и биогенетическое. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды, но и насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда может на них воздействовать. Сам факт воздействия среды, как и связь этих воздействий с нервной системой, не отрицался ни одним направлением.

Биогенетический подход, концепция П.П. Блонского.

Предмет: поведение в его развитии, как особый исторический процесс, зависящий от социальных воздействий.  Особое значение он придавал практической направленности психологии. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Методы: наблюдение

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения (соот-е обучения созреванию Рб – то есть нельзя давать то что не подходит ему по возрасту) – этот метод обеспечивает естественность развития детского сознания. Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.

Роль наследственности: ведущие факторы развития – это рост и созревание. Наследственность является движущей силой развития Рб (н. особенности роста, болезни). Среда – может только стимулировать или тормозить заданный рост. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, чем культурно насыщеннее среда, тем лучше.

Периодизация: сводится им в основном к биологическим признакам (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). В основе периодизации лежат конституциональные особ-ти и св-ва темперамента: 3 этапа (критерий –смена зубов): 1. Детство, 2. Размножение, 3. Угасание.

Социогенетический подход (А.Б. Залкинд), роль социума в развитии личности.

Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Нервная система человека - продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.

Социогенетики не отрицали влияние наследственности, но влияние среды важнее. Эта теория отвечала социальному заказу общества – в недолгий исторический срок преодолеть наследие капитализма и сформировать «нового человека». Основное положение:  при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении.

Причины «разгрома педологии».

Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 – начале 1929 года. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Появились новые концепции - Басов, Выготский – новое понимание психического развития.  20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых.  Но уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мнимыми ошибками.

Основная критика:

- отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях

-  теоретические положения педологии – ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.

Основная причина разгрома педологии: в условиях жёсткого тоталитарного режима в Сов государстве (Сталин) – не нужна была индивидуальность, личность творческая, а именно такую личность стремились сформировать педологи. Все это привело к директивному "закрытию" педологии (1936 год). Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Вместе с ошибками было отброшено всё позитивное, сделанное наукой, было прервано развитие школ.

Развитие психотехники: работы Н.И. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна, направления исследований, достижения, причины «разгрома».

20-30-е гг. широко развивалась психотехника. Была очень популярна. Не просто прикладная дисциплина, а масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

       Предпосылки и задачи:    

1 в 20-е гг. движение за научную организацию труда (так называемое НОТовское движение),

2. задачи повышения производительности труда, рост темпов производственного строительства,

3. влияние психотехнического движения зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX в. в Европе и Америке, и прежде всего работы Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др.

 Шпильрейн и его сотрудник (соратник и тд –всё вместе разрабатывали) знакомится с трудами зарубежных психологов  и начинает разработку данного напр в России.

  В 1923 г. организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике.

Объекты исследований психотехники: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профотбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д.

По сути, речь шла о широкой программе участия психологов в социалистическом строительстве, в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях обобществленного экономического механизма. Сформировалась сеть профконсультационных служб, психотехнических и психофизиологических лабораторий на транспорте, производстве, в армии.

Вклад: изучение индивидуальности человека – можно практически применить это (как лучше работать конкретному типу), изучались проф способности, мастерство, главное – ориентация на практический результат!


Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.
          Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л.С. Выготский в 30-е гг. отмечал, что психотехническая практика "пробила брешь" в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73815. Проектирование простейших цифровых электронных схем 390.5 KB
  Проектирование простейших логических схем Протестируем функцию в статическом режиме с подключением на входах и выходах светодиодов. Элемент Шеффера представляет собой полный базис и выполняет функцию ИНЕ. Схемы реализующие функцию при помощи элементов Шеффера. Элемент Вебба представляет собой полный базис и выполняет функцию ИЛИНЕ.
73816. Анализ устройств цифровой электроники на структурном уровне представления в системах моделирования VLSI-SIM и MODELSIM 2.26 MB
  Как видно из результатов моделирования схемы в VLSI-SIM и ModelSim, временные диаграммы совпадают. За исключением небольших скачков, которые наблюдались в VLSI-SIM, а в ModelSim они пропали.
73817. Изучение функционирования триггеров на моделях в системах VLSI_SIM и ModelSim 242 KB
  Как видно из результатов моделирования схемы в VLSI-SIM и ModelSim, временные диаграммы совпадают. Это говорит правильности составленной модели. При моделировании на поведенческом уровне на схеме отсутствуют задержки при переключении элементов.
73818. Учет денежных средств и расчетов 36.07 KB
  Счета раздела «Денежные средства» предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах, открытых на территории РФ и за ее пределами, а также ценных бумаг и денежных документов.
73819. Учет основных средств и нематериальных активов 36.42 KB
  Понятие и классификация ОС и НМА ОС – совокупность материально-вещественных ценностей используемых в качестве средств труда и действующих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по мере их использования в сфере материального производства и непроизводственной сфере. Оценка основных средств и НМА Во всех случаях независимо от ведомственной принадлежности форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств и НМА. В экономике различают 4 оценки ОС и НМА: аморти зация...
73820. Учет финансовых вложений. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений 19.22 KB
  Для принятия к БУ активов в качестве ФВ необходимо единовременное выполнение следующих условий: Наличие надлежаще оформленных документов подтверждающих существование права у организации на ФВ и ан получение д с или др.активов вытекающее из этого права; Переход к организации фин.; Способность приносить организации экономические выгоды доход в будущем в форме процентов дивидендов либо прироста их стоимости в виде разницы между ценой продажи погашения ФВ его покупной стоимостью в результате его обмена использования при погашении...
73821. Учет труда и его оплаты 29.23 KB
  Учет труда и его оплаты Нормативная база Федеральный закон от 24 июля 2009 г. Виды формы и системы оплаты труда Существует основная и дополнительная оплата труда. Основная оплата труда – оплата начисляемая работникам за отработанное время кол-во и качество выполненных работ; оплата по сдельным расценкам тарифным ставкам окладам премии сдельщикам и повременщикам доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы за работу в ночное время за сверхурочные за бригадирство оплата простоев не по вине рабочих и т. Дополнительная...
73822. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) 73.5 KB
  Учет затрат на производство продукции работ услуг Нормативная база. Расходы обуславливаются затратами относимыми на себестоимость продукции работ услуг и выплатами из прибыли предприятия. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов использованных в определенных целях и трансформируются в себестоимость продукции работ услуг.
73823. Проблемы обеспечения устойчивости каналов радиоуправления 48 KB
  Кроме систем связи институт разрабатывает автоматизированные системы управления и средства радио-противодействия как в интересах народного хозяйства так и силовых структур. В современных условиях безопасность страны и её граждан зависит не только от количества и качества ВВП приходящемся на душу населения вооружений которым обладают силовые структуры но и от качества системы управления которая состоит из органов управления командиров пунктов управления технических средств связи и средств автоматизированного управления. Создание АСУ...