28842

Педология в Советской России: основные направления работы достижения

Доклад

Психология и эзотерика

Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...

Русский

2013-08-20

44.5 KB

13 чел.

28. Педология в Советской России: основные направления работы достижения.

Педология (наука о детях) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатель - Стенли Холл, создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию.

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположник российской П. -  А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять в его развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Пример: по Выг, эгоцентр речь переходит во внутреннюю.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической

Общие моменты развития педологии

В россии начала распространяться в нач 20 в., перед октябрьской революцией (Нечаев, Россолимо, Поварнин).  После 1917 года бурно развивается. Задача построения новой, марксистской детской психологии (Залкинд, Блонский, Корнилов), помочь в воспитании нового человека нового общества.

В педологической науке было два основных направления – социогенетическое и биогенетическое. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды, но и насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда может на них воздействовать. Сам факт воздействия среды, как и связь этих воздействий с нервной системой, не отрицался ни одним направлением.

Биогенетический подход, концепция П.П. Блонского.

Предмет: поведение в его развитии, как особый исторический процесс, зависящий от социальных воздействий.  Особое значение он придавал практической направленности психологии. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Методы: наблюдение

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения (соот-е обучения созреванию Рб – то есть нельзя давать то что не подходит ему по возрасту) – этот метод обеспечивает естественность развития детского сознания. Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.

Роль наследственности: ведущие факторы развития – это рост и созревание. Наследственность является движущей силой развития Рб (н. особенности роста, болезни). Среда – может только стимулировать или тормозить заданный рост. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, чем культурно насыщеннее среда, тем лучше.

Периодизация: сводится им в основном к биологическим признакам (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). В основе периодизации лежат конституциональные особ-ти и св-ва темперамента: 3 этапа (критерий –смена зубов): 1. Детство, 2. Размножение, 3. Угасание.

Социогенетический подход (А.Б. Залкинд), роль социума в развитии личности.

Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Нервная система человека - продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.

Социогенетики не отрицали влияние наследственности, но влияние среды важнее. Эта теория отвечала социальному заказу общества – в недолгий исторический срок преодолеть наследие капитализма и сформировать «нового человека». Основное положение:  при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении.

Причины «разгрома педологии».

Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 – начале 1929 года. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Появились новые концепции - Басов, Выготский – новое понимание психического развития.  20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых.  Но уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мнимыми ошибками.

Основная критика:

- отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях

-  теоретические положения педологии – ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.

Основная причина разгрома педологии: в условиях жёсткого тоталитарного режима в Сов государстве (Сталин) – не нужна была индивидуальность, личность творческая, а именно такую личность стремились сформировать педологи. Все это привело к директивному "закрытию" педологии (1936 год). Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Вместе с ошибками было отброшено всё позитивное, сделанное наукой, было прервано развитие школ.

Развитие психотехники: работы Н.И. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна, направления исследований, достижения, причины «разгрома».

20-30-е гг. широко развивалась психотехника. Была очень популярна. Не просто прикладная дисциплина, а масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

       Предпосылки и задачи:    

1 в 20-е гг. движение за научную организацию труда (так называемое НОТовское движение),

2. задачи повышения производительности труда, рост темпов производственного строительства,

3. влияние психотехнического движения зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX в. в Европе и Америке, и прежде всего работы Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др.

 Шпильрейн и его сотрудник (соратник и тд –всё вместе разрабатывали) знакомится с трудами зарубежных психологов  и начинает разработку данного напр в России.

  В 1923 г. организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике.

Объекты исследований психотехники: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профотбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д.

По сути, речь шла о широкой программе участия психологов в социалистическом строительстве, в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях обобществленного экономического механизма. Сформировалась сеть профконсультационных служб, психотехнических и психофизиологических лабораторий на транспорте, производстве, в армии.

Вклад: изучение индивидуальности человека – можно практически применить это (как лучше работать конкретному типу), изучались проф способности, мастерство, главное – ориентация на практический результат!


Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.
          Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л.С. Выготский в 30-е гг. отмечал, что психотехническая практика "пробила брешь" в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24131. Проблема смысла жизни, цели жизни, счастья 15.82 KB
  Проблема смысла жизни цели жизни счастья. Вопрос о смысле жизни это очень человеческий вопрос. С незапамятных времен вопрос о смысле жизни занимал человека. Когда же речь заходит о самом человеке и его жизни то уже ставится вопрос: Зачем Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воззрениях как оптимизм пессимизм и скептицизм.
24132. Проблема смерти и бессмертия. Основные концепции бессмертия 14.36 KB
  Бессмертие идея о том что очевидный закон жизни что всё живое смертно может нарушаться. Понятие бессмертие следует отличать от понятий характеризующих возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нём или существовать дольше обычных сроков существования для подобных организмов. В понятие бессмертие входят: бессмертие души представление о том что человеческая душа живёт вечно независимо от тела. бессмертие физического тела представление о вечно живущем человеке.
24133. Культура и цивилизация. Причины духовного кризиса современной цивилизации 14.31 KB
  Культура и цивилизация. Культура и цивилизация Цивилизация это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов а культура это внутреннее достояние самого человека оценка его духовного развития его подавленности или свободы его полной зависимости от окружающего соц. Если культура с этой точки зрения формирует совершенную личность то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация Ц это синоним культуры В социальной философии...
24134. Понятие глобальных проблем: виды и взаимосвязь, пути их решения 18.5 KB
  Глобальные проблемы это совокупность проблем человечества которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации и следовательно требующие согласованных международных действий для их решения. Эти проблемы характеризуются динамизмом возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Стало очевидным глобальные проблемы...
24135. Классификация глобальных проблем. Демографическая, экологическая проблемы 14.81 KB
  Демографическая проблема глобальная проблема человечества связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли опережающим рост экономического благосостояния в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы угрожающие жизни населения в этих странах. Глобальные экологические проблемы делят на несколько групп тесно связанных друг с другом: демографическая проблема негативные последствия роста численности населения в 20м в.; энергетическая проблема дефицит энергии порождает поиск новых ее источников и...
24136. Научно – техническая революция и судьбы цивилизации Будущее человечества. Методы его прогнозирования 14.97 KB
  Там где объекты неуправляемы особенно в естественных науках имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых большей частью социальныхявлений на оценку вероятного при условии заранее заданных норм состояние объекта с целью оптимизации принимаемых решений. Типовая методика прогнозирования содержит следующие основные этапы исследования: предпрогнозная ориентация определение объекта предмета рабочих гипотез методов...
24137. Специфика философского понимания человека 14.47 KB
  Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Свобода же отражает развитие появление нового разнообразного новых возможностей. Необходимость выражает наличное показывает каков мир есть а свобода отражает будущее каким мир должен быть. Свобода многолика но сущность ее одна наличие разнообразных возможностей следовательно она наибольшая ценность.
24138. Новгородская феодальная республика 28.47 KB
  Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Некоторые историки полагают что вече собрание не всего мужского населения а собрание только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы утверждало договоры рассматривало вопросы войны и мира избирало городские власти: посадника тысяцкого выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вече приглашало князя который возглавлял дружину.
24139. Политическая специфика Северо-Западной Руси 24.89 KB
  Такая ситуация дала основание историкам классифицировать политический режим Новгорода как республиканский. Корни возникновения олигархической формы власти Новгорода имеют иной характер. А псковичи в условиях постоянной военной опасности со стороны Швеции от помощи Новгорода тоже не спешили отказываться.