28842

Педология в Советской России: основные направления работы достижения

Доклад

Психология и эзотерика

Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...

Русский

2013-08-20

44.5 KB

10 чел.

28. Педология в Советской России: основные направления работы достижения.

Педология (наука о детях) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатель - Стенли Холл, создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию.

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположник российской П. -  А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять в его развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Пример: по Выг, эгоцентр речь переходит во внутреннюю.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической

Общие моменты развития педологии

В россии начала распространяться в нач 20 в., перед октябрьской революцией (Нечаев, Россолимо, Поварнин).  После 1917 года бурно развивается. Задача построения новой, марксистской детской психологии (Залкинд, Блонский, Корнилов), помочь в воспитании нового человека нового общества.

В педологической науке было два основных направления – социогенетическое и биогенетическое. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды, но и насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда может на них воздействовать. Сам факт воздействия среды, как и связь этих воздействий с нервной системой, не отрицался ни одним направлением.

Биогенетический подход, концепция П.П. Блонского.

Предмет: поведение в его развитии, как особый исторический процесс, зависящий от социальных воздействий.  Особое значение он придавал практической направленности психологии. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Методы: наблюдение

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения (соот-е обучения созреванию Рб – то есть нельзя давать то что не подходит ему по возрасту) – этот метод обеспечивает естественность развития детского сознания. Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.

Роль наследственности: ведущие факторы развития – это рост и созревание. Наследственность является движущей силой развития Рб (н. особенности роста, болезни). Среда – может только стимулировать или тормозить заданный рост. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, чем культурно насыщеннее среда, тем лучше.

Периодизация: сводится им в основном к биологическим признакам (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). В основе периодизации лежат конституциональные особ-ти и св-ва темперамента: 3 этапа (критерий –смена зубов): 1. Детство, 2. Размножение, 3. Угасание.

Социогенетический подход (А.Б. Залкинд), роль социума в развитии личности.

Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Нервная система человека - продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.

Социогенетики не отрицали влияние наследственности, но влияние среды важнее. Эта теория отвечала социальному заказу общества – в недолгий исторический срок преодолеть наследие капитализма и сформировать «нового человека». Основное положение:  при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении.

Причины «разгрома педологии».

Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 – начале 1929 года. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Появились новые концепции - Басов, Выготский – новое понимание психического развития.  20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых.  Но уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мнимыми ошибками.

Основная критика:

- отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях

-  теоретические положения педологии – ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.

Основная причина разгрома педологии: в условиях жёсткого тоталитарного режима в Сов государстве (Сталин) – не нужна была индивидуальность, личность творческая, а именно такую личность стремились сформировать педологи. Все это привело к директивному "закрытию" педологии (1936 год). Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Вместе с ошибками было отброшено всё позитивное, сделанное наукой, было прервано развитие школ.

Развитие психотехники: работы Н.И. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна, направления исследований, достижения, причины «разгрома».

20-30-е гг. широко развивалась психотехника. Была очень популярна. Не просто прикладная дисциплина, а масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

       Предпосылки и задачи:    

1 в 20-е гг. движение за научную организацию труда (так называемое НОТовское движение),

2. задачи повышения производительности труда, рост темпов производственного строительства,

3. влияние психотехнического движения зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX в. в Европе и Америке, и прежде всего работы Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др.

 Шпильрейн и его сотрудник (соратник и тд –всё вместе разрабатывали) знакомится с трудами зарубежных психологов  и начинает разработку данного напр в России.

  В 1923 г. организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике.

Объекты исследований психотехники: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профотбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д.

По сути, речь шла о широкой программе участия психологов в социалистическом строительстве, в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях обобществленного экономического механизма. Сформировалась сеть профконсультационных служб, психотехнических и психофизиологических лабораторий на транспорте, производстве, в армии.

Вклад: изучение индивидуальности человека – можно практически применить это (как лучше работать конкретному типу), изучались проф способности, мастерство, главное – ориентация на практический результат!


Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.
          Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л.С. Выготский в 30-е гг. отмечал, что психотехническая практика "пробила брешь" в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71444. Назначение и классификация методов пространственной аналитической фототриангуляции 25 KB
  В результате фототриангуляции определяются элементы внешнего ориентирования снимков и геодезические координаты и высоты опорных точек в системе координат объекта. В настоящее время построение фототриангуляции осуществляется только аналитическим методом а измерения...
71446. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕСТНОСТИ И СНИМКОВ ЗАДАННЫХ ПАРАМЕТРОВ 97 KB
  Для вычисления координат точек макетного снимка обычно используются уравнения коллинеарности. При этом подбираются такие элементы ориентирования снимков и координаты точек местности при которых геометрические параметры создаваемых макетов соответствуют заданным.
71447. МЕТОД ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 41.5 KB
  Сущность это метода состоит в построении так называемой имитационной модели исследуемого объекта и в целенаправленном экспериментировании с такой моделью для получения ответов на те или иные вопросы. Оперирование с математической моделью осуществляется при этом подобно...
71448. Точность определения координат точек объекта по стереопаре снимков 44 KB
  Для предрасчета точности определения координат точек местности по стереопаре аэрофотоснимков учитывая что углы наклона снимков не превышают 1 3 а базис фотографирования практически горизонтален воспользуемся формулами связи координат точек местности и координат...
71450. Определение элементов внешнего ориентирования модели по опорным точкам 22.5 KB
  Значения коэффициентов уравнений поправок i bi ci вычисляют по известным значениям координат ХМ YM ZM и X Y Z и приближенным значениям неизвестных. Полученную таким образом систему уравнений поправок решают методом последовательных приближений.
71451. Внешнее ориентирование модели. Элементы внешнего ориентирования модели 33 KB
  А точка объекта АМ соответствующая точке А объекта точка фотограмметрической модели. Векторы определяют положение начала системы координат модели ОМХМYMZM и точки А местности относительно начала системы координат объекта OXYZ.
71452. Построение фотограмметрической модели 25 KB
  Построение фотограмметрической модели заключается в определении координат точек объекта по измеренным на стереопаре снимков координатам их изображений в системе координат модели ОМХМYMZM. Определение координат точек модели производится по формулам прямой фотограмметрической засечки см.