28842

Педология в Советской России: основные направления работы достижения

Доклад

Психология и эзотерика

Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...

Русский

2013-08-20

44.5 KB

10 чел.

28. Педология в Советской России: основные направления работы достижения.

Педология (наука о детях) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатель - Стенли Холл, создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию.

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположник российской П. -  А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять в его развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Пример: по Выг, эгоцентр речь переходит во внутреннюю.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической

Общие моменты развития педологии

В россии начала распространяться в нач 20 в., перед октябрьской революцией (Нечаев, Россолимо, Поварнин).  После 1917 года бурно развивается. Задача построения новой, марксистской детской психологии (Залкинд, Блонский, Корнилов), помочь в воспитании нового человека нового общества.

В педологической науке было два основных направления – социогенетическое и биогенетическое. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды, но и насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда может на них воздействовать. Сам факт воздействия среды, как и связь этих воздействий с нервной системой, не отрицался ни одним направлением.

Биогенетический подход, концепция П.П. Блонского.

Предмет: поведение в его развитии, как особый исторический процесс, зависящий от социальных воздействий.  Особое значение он придавал практической направленности психологии. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Методы: наблюдение

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения (соот-е обучения созреванию Рб – то есть нельзя давать то что не подходит ему по возрасту) – этот метод обеспечивает естественность развития детского сознания. Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.

Роль наследственности: ведущие факторы развития – это рост и созревание. Наследственность является движущей силой развития Рб (н. особенности роста, болезни). Среда – может только стимулировать или тормозить заданный рост. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, чем культурно насыщеннее среда, тем лучше.

Периодизация: сводится им в основном к биологическим признакам (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). В основе периодизации лежат конституциональные особ-ти и св-ва темперамента: 3 этапа (критерий –смена зубов): 1. Детство, 2. Размножение, 3. Угасание.

Социогенетический подход (А.Б. Залкинд), роль социума в развитии личности.

Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Нервная система человека - продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.

Социогенетики не отрицали влияние наследственности, но влияние среды важнее. Эта теория отвечала социальному заказу общества – в недолгий исторический срок преодолеть наследие капитализма и сформировать «нового человека». Основное положение:  при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении.

Причины «разгрома педологии».

Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 – начале 1929 года. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Появились новые концепции - Басов, Выготский – новое понимание психического развития.  20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых.  Но уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мнимыми ошибками.

Основная критика:

- отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях

-  теоретические положения педологии – ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.

Основная причина разгрома педологии: в условиях жёсткого тоталитарного режима в Сов государстве (Сталин) – не нужна была индивидуальность, личность творческая, а именно такую личность стремились сформировать педологи. Все это привело к директивному "закрытию" педологии (1936 год). Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Вместе с ошибками было отброшено всё позитивное, сделанное наукой, было прервано развитие школ.

Развитие психотехники: работы Н.И. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна, направления исследований, достижения, причины «разгрома».

20-30-е гг. широко развивалась психотехника. Была очень популярна. Не просто прикладная дисциплина, а масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

       Предпосылки и задачи:    

1 в 20-е гг. движение за научную организацию труда (так называемое НОТовское движение),

2. задачи повышения производительности труда, рост темпов производственного строительства,

3. влияние психотехнического движения зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX в. в Европе и Америке, и прежде всего работы Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др.

 Шпильрейн и его сотрудник (соратник и тд –всё вместе разрабатывали) знакомится с трудами зарубежных психологов  и начинает разработку данного напр в России.

  В 1923 г. организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике.

Объекты исследований психотехники: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профотбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д.

По сути, речь шла о широкой программе участия психологов в социалистическом строительстве, в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях обобществленного экономического механизма. Сформировалась сеть профконсультационных служб, психотехнических и психофизиологических лабораторий на транспорте, производстве, в армии.

Вклад: изучение индивидуальности человека – можно практически применить это (как лучше работать конкретному типу), изучались проф способности, мастерство, главное – ориентация на практический результат!


Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.
          Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л.С. Выготский в 30-е гг. отмечал, что психотехническая практика "пробила брешь" в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50254. Определение длины световой волны по методу Юнга. Методическое указание 297 KB
  Совмещая перекрестие сначала с одной интерференционной полосой а затем с другой с помощью двойной риски перемещающейся по внутренней линейной шкале определяют целое число мм а по внешней круговой шкале – десятые и сотые доли мм. Отсчёты на внешней шкале барабана снимаются напротив неподвижной тонкой риски нанесённой на неподвижную часть барабана. Для этого необходимо плавно вращая барабан З установить сначала перекрестие приблизительно в центре выбранной полосы в верхней части наблюдаемого поля обычно резкое изображение...
50255. Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала 50.5 KB
  Информирование общественности о фактах действительности; пропаганда и распространение опыта; популяризация знаний; анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения)...
50256. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ВАННЫ 108.5 KB
  На этом основан метод исследования электростатических полей получивший название метода электролитической ванны. На дно ванны нанесена масштабнокоординатная сетка. На координатной сетке ванны отобразить положение электродов 2 и 3.
50257. Електромагнітне поле та електромагнітна індукцій 284.5 KB
  Експериментально встановлено (теоретично це передбачили М. Фарадей і Дж. Максвелл), що магнітне поле виникає також тоді, коли довільно змінюється напруженість електричного поля. Так, якщо з’єднати пластини зарядженого конденсатора провідником, то магнітне поле існуватиме як навколо провідника
50258. Определение производственного цикла изготовления партии отливок 652.99 KB
  Определение производственного цикла изготовления партии отливок, изучение методов определения и оценки технологичности конструкции изделия, разработка рекомендаций по разработке технологических процессов, описание структуры и продолжительности производственного цикла, организация путей сокращения производственного цикла.
50259. Разработка костюмов к спектаклю У.Шекспира «Двенадцатая ночь» 5.88 MB
  Исследовать историю эпохи Возрождения. Изучить материальную культуру и быт данной эпохи. Выявить характерные черты в костюме выбранной эпохи. Создать авторскую концепцию костюмов. Разработать художественную технику...
50260. КОРЕКЦІЙНА ПЕДАГОГІКА В СИСТЕМІ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК 290 KB
  Обєкт, предмет і завдання курсу корекційної педагогіки. Взаємозвязок корекційної педагогіки з іншими галузями знань. Методи педагогічного дослідження. Становлення і розвиток корекційної педагогіки як науки. Психолого-педагогічна суть корекційно-педагогічної діяльності...
50261. ПРАВОВІ ЗАСАДИ РОЗВИТКУ ІНФОРМАЦІЙНОГО СУСПІЛЬСТВА 47.23 KB
  Складовими поняття «інформаційне суспільство» визначають: інформаційну економіку, індустрію інформаційних послуг, сучасні інтелектуальні інформаційні технології, сучасні інтелектуальні інформаційні технології та технології зв’язку, значний потенціал науки, матеріально-технічне забезпечення різноманітних послуг.
50262. ПОНЯТТЯ ТА ВИДИ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 25.14 KB
  Інформаційна діяльність – це сукупність інформаційних дій, технічних засобів. організаційних умов і модернізаційних підходів, що ґрунтуються на ефективному використанні високих технологій, метою чого є оптимальне задоволення інформаційних потреб громадян і юридичних осіб, а також реалізація інформаційних функцій та завдань держави.