28842

Педология в Советской России: основные направления работы достижения

Доклад

Психология и эзотерика

Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...

Русский

2013-08-20

44.5 KB

10 чел.

28. Педология в Советской России: основные направления работы достижения.

Педология (наука о детях) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатель - Стенли Холл, создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию.

Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».На Западе П. занимались С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Мегшан, В. Прейер и др. Основоположник российской П. -  А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, Блонский, Залкинд, Выготский и др.  

4 основных принципа:

1. Ребенок — целостная система.

2. Ребенка можно понять в его развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Пример: по Выг, эгоцентр речь переходит во внутреннюю.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической

Общие моменты развития педологии

В россии начала распространяться в нач 20 в., перед октябрьской революцией (Нечаев, Россолимо, Поварнин).  После 1917 года бурно развивается. Задача построения новой, марксистской детской психологии (Залкинд, Блонский, Корнилов), помочь в воспитании нового человека нового общества.

В педологической науке было два основных направления – социогенетическое и биогенетическое. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды, но и насколько биологические механизмы, лежащие в основе психического развития, пластичны и гибки, т.е. насколько среда может на них воздействовать. Сам факт воздействия среды, как и связь этих воздействий с нервной системой, не отрицался ни одним направлением.

Биогенетический подход, концепция П.П. Блонского.

Предмет: поведение в его развитии, как особый исторический процесс, зависящий от социальных воздействий.  Особое значение он придавал практической направленности психологии. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Методы: наблюдение

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения (соот-е обучения созреванию Рб – то есть нельзя давать то что не подходит ему по возрасту) – этот метод обеспечивает естественность развития детского сознания. Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.

Роль наследственности: ведущие факторы развития – это рост и созревание. Наследственность является движущей силой развития Рб (н. особенности роста, болезни). Среда – может только стимулировать или тормозить заданный рост. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, чем культурно насыщеннее среда, тем лучше.

Периодизация: сводится им в основном к биологическим признакам (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). В основе периодизации лежат конституциональные особ-ти и св-ва темперамента: 3 этапа (критерий –смена зубов): 1. Детство, 2. Размножение, 3. Угасание.

Социогенетический подход (А.Б. Залкинд), роль социума в развитии личности.

Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Нервная система человека - продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.

Социогенетики не отрицали влияние наследственности, но влияние среды важнее. Эта теория отвечала социальному заказу общества – в недолгий исторический срок преодолеть наследие капитализма и сформировать «нового человека». Основное положение:  при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении.

Причины «разгрома педологии».

Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 – начале 1929 года. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Появились новые концепции - Басов, Выготский – новое понимание психического развития.  20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых.  Но уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мнимыми ошибками.

Основная критика:

- отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях

-  теоретические положения педологии – ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.

Основная причина разгрома педологии: в условиях жёсткого тоталитарного режима в Сов государстве (Сталин) – не нужна была индивидуальность, личность творческая, а именно такую личность стремились сформировать педологи. Все это привело к директивному "закрытию" педологии (1936 год). Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Вместе с ошибками было отброшено всё позитивное, сделанное наукой, было прервано развитие школ.

Развитие психотехники: работы Н.И. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна, направления исследований, достижения, причины «разгрома».

20-30-е гг. широко развивалась психотехника. Была очень популярна. Не просто прикладная дисциплина, а масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

       Предпосылки и задачи:    

1 в 20-е гг. движение за научную организацию труда (так называемое НОТовское движение),

2. задачи повышения производительности труда, рост темпов производственного строительства,

3. влияние психотехнического движения зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX в. в Европе и Америке, и прежде всего работы Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др.

 Шпильрейн и его сотрудник (соратник и тд –всё вместе разрабатывали) знакомится с трудами зарубежных психологов  и начинает разработку данного напр в России.

  В 1923 г. организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике.

Объекты исследований психотехники: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профотбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д.

По сути, речь шла о широкой программе участия психологов в социалистическом строительстве, в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях обобществленного экономического механизма. Сформировалась сеть профконсультационных служб, психотехнических и психофизиологических лабораторий на транспорте, производстве, в армии.

Вклад: изучение индивидуальности человека – можно практически применить это (как лучше работать конкретному типу), изучались проф способности, мастерство, главное – ориентация на практический результат!


Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.
          Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л.С. Выготский в 30-е гг. отмечал, что психотехническая практика "пробила брешь" в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42979. Двухэтажный 6-квартирный жилой дом со стенами из силикатного кирпича 88.5 KB
  Объемнопланировочное решение здания. Конструктивные решения здания. Характеристика района строительства Место расположения будущего здания в городе Орел. Климатические условия района строительства: среднегодовая температура 49 0С минимальная зафиксированная температура 350С максимальная зафиксированная температура 380С продолжительность периода со среднесуточной температурой  0 0С составляет 138 суток количество осадков за год 571мм средняя месячная относительная влажность воздуха: наиболее холодного месяца...
42980. Проект производственного здания с административно-бытовым корпусом для строительства в г.Томск 111.5 KB
  Основными конструктивными элементами ячейкового промышленного здания являются: колонны которые передают нагрузки на фундаменты; конструкции покрытия которые состоят из несущей части фермы; Вертикальные ограждающие конструкции стены перегородки конструкции остекления причем конструкции стен опираются на фундаментные и обвязочные балки; Двери и ворота для движения людей и транспорта; Окна обеспечивающие необходимый световой режим в помещении Основные характеристики: По...
42981. Проектирование промышленного здания в г. Омск 97 KB
  Краткое изложение задания Характеристика района строительства Объемно-планировочное решение Конструктивное решение Теплотехнический расчет стенового ограждения и покрытия Расчет административно бытовых помещений Литература Краткое изложение задания Универсальный корпус предназначен для размещения в нем некоторых производств легкого и среднего машиностроения не требующих применения тяжелых кранов. Фахверковые колонны жёстко заделывают в фундаменты и сверху шарнирно соединяют с элементами покрытия....
42982. ОДНОЭТАЖНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗДАНИЕ В г. ЧИТА 107 KB
  Фахверковые колонны жёстко заделывают в фундаменты и сверху шарнирно соединяют с элементами покрытия. Шарнирное крепление выполняют так чтобы оно передавало ветровую нагрузку на каркас здания и исключало возможность передачи вертикальных нагрузок от покрытия на фахверковые колонны т. В качестве главных несущих конструкций покрытия приняты сборные железобетонные фермы подстрапильные для зданий с плоским покрытием пролёт 24м и 18м. Фермы покрытия соединяют с колоннами анкерными болтами выпущенными из колонн и проходящими через опорный...
42983. Производство листового стекла флоат-способом формования на расплаве олова 6.62 MB
  Целью данного дипломного проекта было запроектировать производство листового стекла флоатспособом формования на расплаве олова и усовершенствовать его. В работе рассмотрены различные технологии производства листового стекла пути и средства его совершенствования. Технология производства стекла флоатспособом. Научнотехнический прогресс в производстве стекла позволил значительно расширить области его эффективного применения.
42984. Расчет соосного вертикального цилиндрического редуктора 542.93 KB
  Частота вращения приводного вала. nв частота вращения выходного вала: В итоге Согласуя диаметр выходного конца быстроходного вала редуктора с диаметром выходного конца вала электродвигателя принимаем
42985. Конструкция цепного траншейного экскаватора с баровым рабочим оборудованием для VII категории грунта 1.44 MB
  В настоящее время выпуском баровых грунторезных машин занимаются такие предприятия как Амкодор, МРМЗ (Михневкий ремонтно-механический завод), КМЗ (Копейский машиностроительный завод), ДЭЗ (Дмитровский экскаваторный завод) и др. В большинстве случаев в качестве базового тягача для этих машин используют пневмоколесные тракторы МТЗ-80(82) “Беларус” или гусеничные Т-170, Т-130, ДТ-75, которые часто спереди оборудуются бульдозерным отвалом.
42987. Контроль технологических процессов при изготовлении интегральных схем 2.57 MB
  Интегральные микросхемы в настоящее время являются одними из самых массовых изделий современной микроэлектроники. Тестовые интегральные микросхемы. Удобство контроля достигается либо последовательным либо параллельным включением в электрическую цепь элементов микросхемы. Тестовые микросхемы состоят из набора нескольких сотен однотипных элементов диодов транзисторов резисторов переходов со слоя на слой пересечений проводников и др.