28843

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Доклад

Психология и эзотерика

Филосовская основа Марксизм: Считалось что Человек природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....

Русский

2013-08-20

48 KB

6 чел.

29. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов.

В творчестве Л.С. Выготского выделяют два аспекта:

1) основал школу психологов-практиков. Его гипотезы подтверждаются в исследованиях его последователей, его методики и найденные им психологические факты считаются психологической классикой.

2)  Теоретико-методологический аспект. Являясь одним из крупнейших психологов-теоретиков ХХ в., он опередил свое время и его труды остаются актуальными до сих пор. Его конкретные практические исследования были лишь первым этапом реализации его же теоретико-методологической программы.

Эпоха времени: Перемены: смена объекта исследований, изменение методологических оснований науки, “раздробление” на множество школ и направлений способствовало тому, что старая субъективно-эмпирическая психология сознания все больше сходила на нет. Российская психология того времени остро нуждалась в изменениях.

Филосовская основа – Марксизм: Считалось, что Человек – природное существо, но его природа - социальна, и поэтому человека, его психику, новообразования нужно рассматривались как продукт общественно-исторического развития. Выготский опирался на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием.  

Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности".

Проблема сознания.

Проблема сознания стала центральной для всей истории советской психологии.

Выготский был первым, кто поставил вопрос о необходимости конкретно-психологического изучения сознания. Сознание необходимо рассматривать не как “сцену”, на которой выступают психические функции, как психологическую реальность, играющую важнейшую роль во всей жизнедеятельности человека.

Л. С. Выготский определил область своего исследования как "вершинную психологию" (психологию сознания), которая противостоит двум другим - "поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились.

Проблемы отношения высших и низших психических функций:

 Низшие, элементарные психические функции (механическая память, непроизвольное внимание, образное мышление) связываются с фазой натуральных психических процессов (первый уровень), это непосредственные психич функции, ими нельзя управлять..

Высшие психические функции (абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение)с фазой опосредованных, “культурных” психических процессов (второй уровень). Высшие, опосредованные психические функции – произвольные. Главное влияние оказывают знаки - все они созданы человеком искусственно и представляют собой элементы культуры, - первоначально все стимулы-средства были “повернуты” вовне, к партнеру, и лишь затем “оборачиваются” на себя, то есть становятся для человека средствами управления собственными психическими процессами (интериоризация).

Знаки усваиваются ребёнком в общении со взрослым, переходят из внешнего плана во внутренний, в сознание. Каждая ВПФ появляется на сцене дважды: один раз – как внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая.

Знаки несут на себе отпечаток культуры, социума, в кот развивается ребёнок. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Таким образом, По Выготскому, человеческое сознание только и складывается в процессе интериоризации, никакого “изначально асоциального” сознания не существует ни филогенетически, ни онтогенетически.

          Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором выделяются высшие и натуральные психические процессы, Выготский разработал новую периодизацию. Два критерия - динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.

Законы психического развития  ребенка:

1) Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

2) Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). Против функционализма: человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Перестройка сознания возможно только через речь (развивается обобщение)

3) Закон развития высших психических функций. 

ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.

 Отличительные признаки высших психических функций: - опосредованность, - осознанность, - произвольность, - системность; - они формируются прижизненно; -  они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; - развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов.

Общение со взрослым – первая формирующаяся потребность ребенка. Также Выготский экспериментально показал, что эгоцентрическая речь, вопреки Пиаже, исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

Введение понятия “зоны ближайшего развития” составляет крупнейшую заслугу Выготского перед педагогикой. ЗБР – разница между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя.

До Выготского вопросы обучения и развития рассматривались по отдельности, причем главенствующая роль отдавалась то одному, то другому процессу. Выготский был первым, кто в своей концепции не противопоставлял эти два процесса, а рассматривал их во взаимосвязи и взаимодействии, показал реальные возможности влиять на развитие ребенка при помощи обучения. Он считает, что обучение способствует дальнейшему умственному развитию ребенка. Обучение, если оно идет впереди развития, вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. 

Разрабатывал дефектологию (дети с нарушениями слуха, зрения).

Выготский ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Сущность метода - в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В эксперименте создавалась такая ситуация, когда ребенок встал бы перед задачей овладеть процессами своего внимания при помощи внешних стимулов-средств (эксперименты с орешком и чашками). Сущность этих опытов заключается в том, что ребенок ставился перед задачей, требующей от него длительного напряжения внимания, сосредоточения на определенном процессе

- Идеи Выготского наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Они получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии

- Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей.

Работы Л.С. Выготского:

- "Исторический смысл психологического кризиса"(1927),

- "Развитие высших психических функций (1931г),

- «Мышление и речь» (1934г). В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей.

Особенности работ:

- высокая методологическая культура.

-изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20403. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В МВД РОССИИ 2.52 MB
  Сложность информационного обеспечения процессов принятия решений часто связана с ограниченностью информации ее вероятностным характером негарантированной достоверностью отсутствием у субъекта управления необходимого времени. Информатизация управления преследует следующие цели: повышение научной обоснованности и качества принимаемых решений благодаря использованию математических методов и моделей; повышение гибкости управления его способности реагировать на изменения условий деятельности органов внутренних дел; повышение...
20404. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ, ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ 573 KB
  66 M67 ІВ книге рассматриваются научные основы и современное состояние экспертной практики криминалистического исследования материалов веществ и изделий с помощью комплекса аналитических методов спектральных рентгенографических хроматографических и других. ВИТАЛИЙ СТЕПАНОВИЧ МИТРИЧЕВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ ИБ 568 Редактор Л. Советская криминалистика опираясь на достижения естественных и технических наук призвана вооружать следователей самыми современными и эффективными научными приемами...
20405. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США (досудебные стадии) 840.5 KB
  Пешков УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США досудебные стадии УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва ЗАО Бизнесшкола ИнтелСинтез 1998 махов В. У26 Уголовный процесс США досудебные стадии. Через структуру досудебных стадий уголовного процесса США авторы рассматривают в книге проблемы защиты конституционных прав личности механизм действия ареста и обыска правовой статус и полномочия государственного обвинителя прокурора электронное наблюдение и прослушивание институт сделки о признании вины в уголовном процессе США. На большом фактическом материале проведен...
20406. Вызовы и угрозы ОДКБ 57 KB
  Выявить вызовы и угрозы, с которыми сталкивается ОДКБ на современном этапе своего развития. О нестройности политических действий ОДКБ, которые должны были бы быть совместными (в названии ясно фигурирует «о коллективной…») и взаимосогласованными, говорят много примеров
20407. Международное частное право и нотариальная деятельность 1.66 MB
  Вопервых это особенности правоприменительного процесса в котором особое содержание приобретают такие его традиционные стадии как квалификация материального правоотношения выбор применимых норм права и собственно их применение гл. В этом смысле деятельность нотариуса при столкновении с правовой ситуацией имеющей связь с иностранным правопорядком включает несколько стадий: ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Квалификация правовой ситуации как включающий иностранный элемент │...
20408. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 324 KB
  Медведев УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Уфа 2001 Контрольный листок сроков возврата Книга должна быть возвращена не позже указанного здесь срока кол. пред выдяч МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Учебное пособие в схемах и определениях Медведев Ю. Уголовноисполнительное право: Учебное пособие в схемах и определениях Изде Башкир унта. ISBN 5747705075 С учетом последних изменений и дополнений законодательства в учебном пособии поновому рассматриваются...
20409. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. Консультации образцы документов судебная практика 3.9 MB
  Серия Справочник адвоката ISBN 5840100099 В справочнике подробно рассмотрены особенности работы адвоката начиная с составления необходимых документов в стадии доследственной проверки заявления и заканчивая подачей жалобы о принесении протеста в порядке надзора а также ведения дела в Международном суде по правам человека. Не случайно уголовные дела прекращаются по различным основаниям как говорят следователи разваливаются чаще всего именно на стадии предварительного следствия а не в судебной инстанции хотя казалось бы все...
20410. Складання процесуальних актів у кримінальних справах 974 KB
  БУРЛАКОВ заслужений юрист України НАУКОВИЙ РЕЦЕНЗЕНТ: Г.Михайленко 1996 Юрінком редакція Бюлетеня законодавства і юридичної практики України 1996 ПЕРЕДМОВА Українською державою приділяється велика увага підготовці висококваліфікованих спеціалістів для державного господарського і соціальнокультурного будівництва які мають володіти ґрунтовними теоретичними знаннями і практичним досвідом. Так КПК України' передбачає складання понад 130 різних постанов 80 ухвал 40 протоколів і т. Даний посібник підготовлений на основі...
20411. Складання процесуальних актів у кримінальних справах. Навчальний посібник 1.12 MB
  ПК України1 передбачає складання понад 130 різних постанов 80 ухвал 40 протоколів і т. Даний посібник підготовлено на основі кримінальнопроцесуального законодавства України містить теоретичні і методичні розробки а також зразки кримінальнопроцесуальних документів які торкаються всіх стадій кримінального судочинства. Він написаний з врахуванням вимог КПК і КК Украї Надалі мається на увазі КПК України якщо не зазначено інше. Це ускладнює використання зразків документів які в них містяться рекомендацій щодо їх складання органами...