28843

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Доклад

Психология и эзотерика

Филосовская основа Марксизм: Считалось что Человек природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....

Русский

2013-08-20

48 KB

6 чел.

29. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов.

В творчестве Л.С. Выготского выделяют два аспекта:

1) основал школу психологов-практиков. Его гипотезы подтверждаются в исследованиях его последователей, его методики и найденные им психологические факты считаются психологической классикой.

2)  Теоретико-методологический аспект. Являясь одним из крупнейших психологов-теоретиков ХХ в., он опередил свое время и его труды остаются актуальными до сих пор. Его конкретные практические исследования были лишь первым этапом реализации его же теоретико-методологической программы.

Эпоха времени: Перемены: смена объекта исследований, изменение методологических оснований науки, “раздробление” на множество школ и направлений способствовало тому, что старая субъективно-эмпирическая психология сознания все больше сходила на нет. Российская психология того времени остро нуждалась в изменениях.

Филосовская основа – Марксизм: Считалось, что Человек – природное существо, но его природа - социальна, и поэтому человека, его психику, новообразования нужно рассматривались как продукт общественно-исторического развития. Выготский опирался на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием.  

Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности".

Проблема сознания.

Проблема сознания стала центральной для всей истории советской психологии.

Выготский был первым, кто поставил вопрос о необходимости конкретно-психологического изучения сознания. Сознание необходимо рассматривать не как “сцену”, на которой выступают психические функции, как психологическую реальность, играющую важнейшую роль во всей жизнедеятельности человека.

Л. С. Выготский определил область своего исследования как "вершинную психологию" (психологию сознания), которая противостоит двум другим - "поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились.

Проблемы отношения высших и низших психических функций:

 Низшие, элементарные психические функции (механическая память, непроизвольное внимание, образное мышление) связываются с фазой натуральных психических процессов (первый уровень), это непосредственные психич функции, ими нельзя управлять..

Высшие психические функции (абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение)с фазой опосредованных, “культурных” психических процессов (второй уровень). Высшие, опосредованные психические функции – произвольные. Главное влияние оказывают знаки - все они созданы человеком искусственно и представляют собой элементы культуры, - первоначально все стимулы-средства были “повернуты” вовне, к партнеру, и лишь затем “оборачиваются” на себя, то есть становятся для человека средствами управления собственными психическими процессами (интериоризация).

Знаки усваиваются ребёнком в общении со взрослым, переходят из внешнего плана во внутренний, в сознание. Каждая ВПФ появляется на сцене дважды: один раз – как внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая.

Знаки несут на себе отпечаток культуры, социума, в кот развивается ребёнок. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Таким образом, По Выготскому, человеческое сознание только и складывается в процессе интериоризации, никакого “изначально асоциального” сознания не существует ни филогенетически, ни онтогенетически.

          Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором выделяются высшие и натуральные психические процессы, Выготский разработал новую периодизацию. Два критерия - динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.

Законы психического развития  ребенка:

1) Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

2) Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). Против функционализма: человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Перестройка сознания возможно только через речь (развивается обобщение)

3) Закон развития высших психических функций. 

ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.

 Отличительные признаки высших психических функций: - опосредованность, - осознанность, - произвольность, - системность; - они формируются прижизненно; -  они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; - развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов.

Общение со взрослым – первая формирующаяся потребность ребенка. Также Выготский экспериментально показал, что эгоцентрическая речь, вопреки Пиаже, исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

Введение понятия “зоны ближайшего развития” составляет крупнейшую заслугу Выготского перед педагогикой. ЗБР – разница между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя.

До Выготского вопросы обучения и развития рассматривались по отдельности, причем главенствующая роль отдавалась то одному, то другому процессу. Выготский был первым, кто в своей концепции не противопоставлял эти два процесса, а рассматривал их во взаимосвязи и взаимодействии, показал реальные возможности влиять на развитие ребенка при помощи обучения. Он считает, что обучение способствует дальнейшему умственному развитию ребенка. Обучение, если оно идет впереди развития, вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. 

Разрабатывал дефектологию (дети с нарушениями слуха, зрения).

Выготский ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Сущность метода - в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В эксперименте создавалась такая ситуация, когда ребенок встал бы перед задачей овладеть процессами своего внимания при помощи внешних стимулов-средств (эксперименты с орешком и чашками). Сущность этих опытов заключается в том, что ребенок ставился перед задачей, требующей от него длительного напряжения внимания, сосредоточения на определенном процессе

- Идеи Выготского наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Они получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии

- Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей.

Работы Л.С. Выготского:

- "Исторический смысл психологического кризиса"(1927),

- "Развитие высших психических функций (1931г),

- «Мышление и речь» (1934г). В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей.

Особенности работ:

- высокая методологическая культура.

-изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16020. Охоронний апарат Української Держави квітень – грудень 1918 2.92 MB
  Незважаючи на кризовий соціально-економічний, політичний і правовий стан країни на момент приходу П. Скоропадського до влади, голові Української Держави та його урядовому оточенню вдалося розробити державну охоронну концепцію та здійснити низку заходів з її нормативно-організаційного забезпечення. Проте за умов поширеного правового нігілізму, анархічних наслідків російської революції у П. Скоропадського не було історичних шансів виводу держави з кризової ситуації, наведення порядку в країні...
16022. Международное право. Учебник 2.27 MB
  МВД Украины Университет внутренних дел Л.Д.ТИМЧЕНКО МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Рекомендовано ГУРЛС МВД Украины в качестве учебника для юридических специальностей вузов МВД ХАРЬКОВ Консум 1999 Светлой помят своего Учител Михаила Владимировича Яновског посвяще...
16023. Иностранное право в судебной практике 862.5 KB
  ИНОСТРАННОЕ ПРАВО В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ Ю.А. Тимохов Волтерс Клувер 2004 Оглавление КОММЕНТАРИЙ Предисловие Глава I. ПРИМЕНЕНИЕ СУДАМИ ИНОСТРАННОГО ПРАВА 1. Российское законодательство об иностранном праве 2. Применение иностранного права в случае предусм
16024. Уголовно-исполнительная система России цифры факты и события 1.21 MB
  В.Г.Тимофеев Уголовноисполнительная система России: цифры факты и события Министерство образования Российской Федерации Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова Тимофеев В. Г. Уголовноисполнительная система России: цифры факты и с
16025. История законодательства о праве поземельной собственности в России с IX по начало XX века 579 KB
  Тесля А. А. История законодательства о праве поземельной собственности в России с IX по начало XX века. Учебное пособие. 2004. Тесля Андрей Александрович преподаватель кафедры Правоведение Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Данн
16026. Взаимодействие следователя с иными подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений 316.5 KB
  Тертышник B.M. Слинько С.В. Взаимодействие следователя с иными подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений. Харьков: Унт внутр. дел. 1995 . 66 с. ВВЕДЕНИЕ все действия следователя должны быть направлены к достижению цели следствия состоящей в т...
16027. Юридические основания к суждению о силе доказательств и мысли из речей Председательствующего по уголовным делам 958.5 KB
  Терновский Н.А. Юридические основания к суждению о силе доказательств и мысли из речей Председательствующего по уголовным делам Пособие для юристовпрактиков и присяжных заседателей. Тула Типография В.Н. Соколова 1901 г. Юридические основания к суждению о силе доказа...