28843

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Доклад

Психология и эзотерика

Филосовская основа Марксизм: Считалось что Человек природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....

Русский

2013-08-20

48 KB

6 чел.

29. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов.

В творчестве Л.С. Выготского выделяют два аспекта:

1) основал школу психологов-практиков. Его гипотезы подтверждаются в исследованиях его последователей, его методики и найденные им психологические факты считаются психологической классикой.

2)  Теоретико-методологический аспект. Являясь одним из крупнейших психологов-теоретиков ХХ в., он опередил свое время и его труды остаются актуальными до сих пор. Его конкретные практические исследования были лишь первым этапом реализации его же теоретико-методологической программы.

Эпоха времени: Перемены: смена объекта исследований, изменение методологических оснований науки, “раздробление” на множество школ и направлений способствовало тому, что старая субъективно-эмпирическая психология сознания все больше сходила на нет. Российская психология того времени остро нуждалась в изменениях.

Филосовская основа – Марксизм: Считалось, что Человек – природное существо, но его природа - социальна, и поэтому человека, его психику, новообразования нужно рассматривались как продукт общественно-исторического развития. Выготский опирался на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием.  

Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности".

Проблема сознания.

Проблема сознания стала центральной для всей истории советской психологии.

Выготский был первым, кто поставил вопрос о необходимости конкретно-психологического изучения сознания. Сознание необходимо рассматривать не как “сцену”, на которой выступают психические функции, как психологическую реальность, играющую важнейшую роль во всей жизнедеятельности человека.

Л. С. Выготский определил область своего исследования как "вершинную психологию" (психологию сознания), которая противостоит двум другим - "поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились.

Проблемы отношения высших и низших психических функций:

 Низшие, элементарные психические функции (механическая память, непроизвольное внимание, образное мышление) связываются с фазой натуральных психических процессов (первый уровень), это непосредственные психич функции, ими нельзя управлять..

Высшие психические функции (абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение)с фазой опосредованных, “культурных” психических процессов (второй уровень). Высшие, опосредованные психические функции – произвольные. Главное влияние оказывают знаки - все они созданы человеком искусственно и представляют собой элементы культуры, - первоначально все стимулы-средства были “повернуты” вовне, к партнеру, и лишь затем “оборачиваются” на себя, то есть становятся для человека средствами управления собственными психическими процессами (интериоризация).

Знаки усваиваются ребёнком в общении со взрослым, переходят из внешнего плана во внутренний, в сознание. Каждая ВПФ появляется на сцене дважды: один раз – как внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая.

Знаки несут на себе отпечаток культуры, социума, в кот развивается ребёнок. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Таким образом, По Выготскому, человеческое сознание только и складывается в процессе интериоризации, никакого “изначально асоциального” сознания не существует ни филогенетически, ни онтогенетически.

          Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором выделяются высшие и натуральные психические процессы, Выготский разработал новую периодизацию. Два критерия - динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.

Законы психического развития  ребенка:

1) Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

2) Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). Против функционализма: человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Перестройка сознания возможно только через речь (развивается обобщение)

3) Закон развития высших психических функций. 

ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.

 Отличительные признаки высших психических функций: - опосредованность, - осознанность, - произвольность, - системность; - они формируются прижизненно; -  они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; - развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов.

Общение со взрослым – первая формирующаяся потребность ребенка. Также Выготский экспериментально показал, что эгоцентрическая речь, вопреки Пиаже, исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

Введение понятия “зоны ближайшего развития” составляет крупнейшую заслугу Выготского перед педагогикой. ЗБР – разница между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя.

До Выготского вопросы обучения и развития рассматривались по отдельности, причем главенствующая роль отдавалась то одному, то другому процессу. Выготский был первым, кто в своей концепции не противопоставлял эти два процесса, а рассматривал их во взаимосвязи и взаимодействии, показал реальные возможности влиять на развитие ребенка при помощи обучения. Он считает, что обучение способствует дальнейшему умственному развитию ребенка. Обучение, если оно идет впереди развития, вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. 

Разрабатывал дефектологию (дети с нарушениями слуха, зрения).

Выготский ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Сущность метода - в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В эксперименте создавалась такая ситуация, когда ребенок встал бы перед задачей овладеть процессами своего внимания при помощи внешних стимулов-средств (эксперименты с орешком и чашками). Сущность этих опытов заключается в том, что ребенок ставился перед задачей, требующей от него длительного напряжения внимания, сосредоточения на определенном процессе

- Идеи Выготского наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Они получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии

- Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей.

Работы Л.С. Выготского:

- "Исторический смысл психологического кризиса"(1927),

- "Развитие высших психических функций (1931г),

- «Мышление и речь» (1934г). В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей.

Особенности работ:

- высокая методологическая культура.

-изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21683. Параметры передачи цепей воздушных и кабельных линий 280 KB
  Первичные параметры цепи; 2. Первичными параметрами цепи называются индуктивность активное сопротивление проводов цепи емкость между проводами цепи а также проводимость изоляции между проводами отнесённые к единице длины линии километру и равномерно распределённые по всей длине линии. Индуктивность проводов L Гн км характеризует способность цепи накапливать энергию в магнитном поле а также определяет связь между током в проводах цепи и сцепленным с ним магнитным потоком: . Емкость C Ф км характеризует способность цепи накапливать...
21684. Оптимальное соотношение между первичными параметрами кабельных цепей 263 KB
  Уравнение однородной линии; 2.Уравнение однородной линии При определённых условиях первичные параметры полностью характеризуют электрические свойства линейных цепей связи. Однако в отличии от сосредоточенных параметров они распределены по всей длине линии.Вторичные параметры цепи Из приведённых выше формул следует что распространение энергии по линии ток и напряжение в любой точке цепи обусловлены в первую очередь параметрами и .
21685. Физические процессы в линия связи на оптических волокнах 224.5 KB
  Апертура волоконного световода; 3.Критическая частота и критическая длина волны воло конного световода; 5.Затухание сигнала в волоконных световодах. Отличие от радиоканалов состоит в том что волна распространяется не в свободном пространстве а концентрируется в самом объеме световода и передаётся по нему в заданном направлении.
21686. Предельно-допустимые значения опасных и мешающих влияний и меры защиты 257.5 KB
  Повышение тока вызывает у человека дрожание пальцев рук сокращение мускулов боли и судороги а при I  10 мА создаётся опасность для его жизни. При кратковременном прохождении I через тело человека опасность поражения снижается и тем больше чем меньше время действия тока. Чтобы оценить воздействие токов различных частотах принято сравнивать их акустическое воздействие с акустическим воздействием тока такой же амплитуды но с f = 800 Гц которая является в технике связи расчётной для каналов НЧ. Отношение акустического воздействия тока в...
21687. Меры защиты от взаимных влияний 177 KB
  При скрещивании цепи токи влияния поступающие в нагрузки включенные на концах цепей с каждых двух соседних участков имеют противоположное направление и общее влияние между цепями уменьшается. При скрещивании обеих цепей в одном месте уменьшение влияния не будет так как K0 и Kl дважды изменяют свой знак. Однако полная компенсация токов влияния скрещиванием все таки невозможна так как токи влияния на ближний конец с отдельных участков отличаются по амплитуде и фазе. Взаимные влияния возникают в результате наличия между цепями...
21688. ПОСТРОЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 70 KB
  3 а также об объектах 4го порядка. Рассмотрим систему объектов 1го порядка связанную универсальным интерфейсом и рассмотрим её в виде полносвязного ориентированного графа. Вершины графа означают объекты 1го порядка рёбра объекты 2го порядка. Направление стрелки на ребре указывает от какого объекта 1го порядка к какому передаётся взаимодействие.
21689. НЕЙРОННЫЕ СЕТИ 394 KB
  НЕЙРОННЫЕ СЕТИ Нейронные сети начали активно распространяться 20 лет назад они позволяют решать сложные задачи обработки данных. Нейронные сети названы так потому что их архитектура в некоторой степени имитирует построение биологической нервной ткани из нейронов в мозге человека. Первый шаг был сделан в 1943 году с выходом статьи нейрофизиолога Уоррена Маккалоха и математика Уолтера Питтса про работу искусственных нейронов и представления модели нейронной сети на электрических схемах.htm Итак нейронные сети появились как результат...
21690. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 181 KB
  Он составляет основу для большинства схем нейронного управления. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Во многих реальных системах имеются нелинейные характеристики сложные для моделирования динамические элементы неконтролируемые шумы и помехи а также множество обратных связей и другие факторы затрудняющие реализацию стратегий управления. За последние два десятилетия новые стратегии управления в основном развивались на базе современной и классической теорий управления. Как современная в частности адаптивное и оптимальное управление так и...
21691. Расширение последовательной схемы нейронного управления 106 KB
  Простая процедура обучения для эмулятора выглядит так: {рис. 109} Целью обучения является минимизация ошибки предсказания . 109} Для ускорения сходимости процесса обучения можно использовать другую модель эмулятора: {рис.