28844

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

Доклад

Психология и эзотерика

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля как субъекта деятельности ввёл в психологических обиход сам термин деятельность. Анализируя психологическое содержание поведенческого акта деятельности; действия он предпочитает рассматривать его с позиций известной бихевиористической схемы S – R.

Русский

2013-08-20

44 KB

9 чел.

30. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.

Ученые: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

Признанным первооткрывателем понятия «деятельность» в психологии является Михаил Яковлевич Басов. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля (как субъекта деятельности), ввёл в психологических обиход сам термин «деятельность». Анализируя психологическое содержание поведенческого акта (деятельности; действия), он предпочитает рассматривать его с позиций известной бихевиористической схемы S – R.

Басов - Специалист по педагогической психологии, педологии. Создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработчик экспериментального изучения внутрипсихических функций. Активно использовал психологический термин «деятельность», за которым предлагал рассматривать особым структурным явлением. В частности, условные рефлексы видел частью деятельности человеческого организма.

Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деят-ть. Сознание. Личность».

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. 

В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — Серг.Леонид. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируется и проявляется в деятельности. Деятельность и сознание - образуют единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: "Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним." Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

По Леонтьеву:

Деятельность – процесс направленный на достижение мотива.

Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности.

Потребность – это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Деят-ть – жизненная активность чел-ка, направленная на преобразование окружающих объектов, она состоит из нескольких слоев или уровней: верхний уровень – особенных деятельностей-совокупность действий, кот вызываются одним мотивом (игровая, учебная, трудовая); затем уровень – действий,;затем – операций и низший – психофизиологических функций.

Действие -  основная единица деятельности; процесс направленный на реализацию цели.

Цель – это образ желаемого результата, т е того рез-та который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.  Характеризуя понятие действия можно выделить 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2.Действие это одновременно и акт поведения; 3. Через понятие действия теория деят-ти утверждает принцип активности (исходная точка анализа деят-ти: внутри организма);4.Понятие действия выводит деят-ть чел-ка в предметный и соц-ный мир.

Операция – способ выполнения действий. Цель данная в определенных условиях в теории деят-ти называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия и операции реализующие их. О действии без операции возможно говорить только на этапе планирования.

Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, моторной функциях)

Потребность – Мотив – Цель – Задачи (условия реализации цели).

Механизмы развития: сдвига мотива на цель (другой вариант его названия –механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

Единство строения внешней и внутренней деятельности: С ее анализа и началась разработка теории деятельности. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности. 

*внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с материальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

*внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного воспроизведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия. Во внутреннем плане внешняя деятельность сокращается.

Функции внутренних действий:

- подготавливают внешние действия.

- экономят человеческие усилия, можно быстро выбрать нужное действие.

- дают человеку возможность избежать  ошибок.

Принципы теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания).

2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. (принцип единства сознания и поведения).

3.Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4.Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12993. Авіаційні геоінформаційні комплекси 357 KB
  РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА навчальної дисципліни Авіаційні геоінформаційні комплекси ВСТУП Метою навчальної дисципліни є вивчення теоретичних основ методів та засобів побудови авіаційних геоінформаційних комплексів. Головною задачею дисципліни Авіацій
12994. Вступ до предмету Інформатика 305.5 KB
  Лекція №1 Вступ до предмету Інформатика План 1. Вступ. Про цифрове проектування. 2. Відношення між аналоговим і цифровим. 3. Роль програмування в проектуванні цифрових пристроїв. 1. Вступ. Про цифрове проектування. В настоящий момент ...
12995. Представлення чисел в цифрових системах 217.5 KB
  Лекція №2. Представлення чисел в цифрових системах . План 1. Позиційна система числення. 2. Восьмирічні та шістнадцятирічні числа. 3. Переведення чисел з однієї системи числення в іншу. Цифровые системы строятся на основе схем в которых происх...
12996. Простейшие узлы вычислительной техники 400.5 KB
  Лекция №3 Тема Простейшие узлы вычислительной техники ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Понятие о логической функции и логическом устройстве. Диоднорезисторные схемы. ТРИГГЕРЫ. Классификация триггеров. Асинхронные триггеры. Син
12997. СЧЕТЧИКИ. Суммирующие двоичные счетчики 138.5 KB
  Лекція № 4 Тема СЧЕТЧИКИ 1. СЧЕТЧИКИ. Общие сведения. 2. Суммирующие двоичные счетчики. 3. Вычитающий и реверсивный счетчики. 1.СЧЕТЧИКИ. Общие сведения. Счетчик цифровое устройство осуществляющее счет числа появлений на входе определенного логического уро...
12998. Шифратори, дешифратори 2.04 MB
  Тема: Шифратори дешифратори. 1. Шифратори 2. Дешифраторы 3. Линейный дешифратор. 4. Прямоугольный дешифратор. 5. АЦП и ЦАП. Принцип аналогоцифрового преобразования информации. 6. Дискретизация непрерывных сигналов. 7. Цифроаналоговые преобразователи. 7.1Схема ЦА
12999. Сумматоры Одноразрядный двоичный сумматор. 151.5 KB
  СУММАТОРЫ Одноразрядный двоичный сумматор. Из рассмотренного принципа сложения многоразрядных двоичных чисел следует что в каждом из разрядов производятся однотипные действий: определяется цифра суммы путем сложения по модулю 2 цифр слагаемых и поступающего в...
13000. Оперативные запоминающие устройства - ОЗУ(RAM). Постоянные запоминающие устройства (ПЗУ) 1.23 MB
  Лекция №7 Оперативные запоминающие устройства ОЗУRAM. Постоянные запоминающие устройства ПЗУ В радиоаппаратуре часто требуется хранение временной информации значение которой не важно при включении устройства. Такую память можно было бы построить на микросхе...
13001. Комбинированный программно-аппаратный метод представления эволюций сложных пространственных перемещений символов объектов 237 KB
  Лекция №8 Комбинированный программноаппаратный метод представления эволюций сложных пространственных перемещений символов объектов Ужесточение требований отображения множества разнотипных движущихся сложных символов объектов часто представленных матрицами 32