28846

История психологии как наука

Доклад

Психология и эзотерика

История психологии как наука Предмет История психологии – это особая отрасль знания имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. В истории психологии изучается не сама психическая реальность а представления о ней какими они были на разных этапах развития науки. История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались.

Русский

2013-08-20

52 KB

15 чел.

1. История психологии как наука

Предмет

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах развития науки.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История   психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались.

Предмет ИП – деятельность людей, занятых познанием психического мира. (Ярошевский)

За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении (Ждан)

Т.О предмет психологии:  попытки осмыслить процесс психологического познания, описать его содержание и структуру (совокупность взглядов, идей, подходов, направлений и течений, категорий и понятий), его институциональные и персонально-личностные аспекты, а также закономерности и этапы развития

Задачи истории психологии: (Ярошевский)

1. Изучить закономерности развития знаний о психике.

2. раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

3. выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, т. е. от запросов общества

4. изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Методологические проблемы:

1. Проблема объективности (не все источки сохранились…)

2. Проблема методов исследования. Основной метод – теоретическая реконструкция описания и критический анализ научных систем прошлого (Категориальный подход Ярошевского – в различны истор-ие эпохи конкретные категории психологии наполнялись различным содержанием).

Методологические принципы истории психологии: (можно сказать что основные – это историзма и детерминизма)

Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов, История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов         

 1. Принцип детерминизма - понимание учеными способов объяснения процесса становления и развития психологического познания. В основе любого историко-психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины.         

 2. Принцип единства логического и исторического - взаимосвязь теории и истории психологии, изучение содержания знания (логики)  с анализом процесса его развития (т.е. исторического), также связь познания с историческими условиями.

 3. Принцип системности – предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений со всех сторон: 1) фундаментальный и прикладной уровни, 2) обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания, 3) научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода, 4) многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса).

4. Принцип объективности историко-психологического исследования - важно учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени)

5. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой)

7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего - связан с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, и с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки.

 8. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества.

Условия развития психологических знаний

По Ярошевскому – когнитивный аспект, социальный и личностный

1)  Логика развития науки (Например, смена материалистического детерминизма биологическим – Ч. Дарвин). В любой эпохе существует определённый стиль научного мышления, именно он определяет картину психической жизни (напр. В новое время метафора механизма-> и психическая жизнь представляется с точки зрении материализма - Декарт)

2) Общение – координата науки как деятельности – то есть в каждой эпохе есть определённые социальные нормы, которые влияют на деятельность научного сообщества. При общении учёных между собой происходит не просто обмен информацией, а может происходит рождение нового знания, поэтому нельзя изучать теорию изолированно

3) Личность ученого не смотря на то, что на развитие науки влияют соц и когн аспект, без творческой личности учёного оно было бы не возможно. Оценивается как личный вклад учёного,  так и создание им школы. При её анализе явно виден весь процесс научного творчества, в таких условиях особое значение приобретает программа. Именно благодаря программе развивается научная школа, прогнозируются результаты и позволяет идеям учёного жить в трудах его последователей)

Научные школы – будь то исследовательская группа, будь то направление в науке - входят в научное сообщество данной эпохи, в котором есть свои нормы и принципы, т.е имеют общую "парадигму", который указывает на те задачи и методы их решения, которые сообщество ученых считает обязательными для всех, кто в него входит. Парадигма объединяет когнитивное и социальное.

 Условия развития психологических знаний (Ждан)

- борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.

- направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в.,.

Этапы развития психологии как науки

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

Два больших периода:

1)  психологические знания развиваются в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; (VI в. до н. э.— середина XIX в.)

2) психология развивается  как самостоятельная наука (середина XIX в.— настоящее время).

Дробная периодизация этих периодов м.б различной:

-по формальным признакам — хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии,-XVIII в. и т. п.),

-пространственно-территориальному (история психологии в Германии, история психологии в Англии и т. п.),

- периодизация «мировой» и отечественной психологии.

Один из возможных вариантов (критерий- содержание психологической мысли)

 Методы истории психологииосновная задача изыскание материала, а затем его систематитзация. Многие методы заимствованы – > ист псих им междисциплинарный характер

1. Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого.

Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета (пример, изучение научных школ)

2. Изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т. п.

3. Метод интервьюирования – беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования (Пример, беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом))

4. Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда.

5. Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и .динамики научных иследовании ограничена, поскольку ♦частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном –сообществе. Названный прием может использоваться в историческом .исследовании только в совокупности с другими методами.

Источники истории психологии - все материалы, которые  отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

1) общественная практика — медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. ( Например, Е. А. Будилова проанализировала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, Русского географического общества и т.д.)

2) другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.

Значение и место в системе современной псих науки

История психологии  влияет на развитие современных идей и проблем, всё новое рождается на базе чего-то либо старого, противопоставляется старому.

Ист псих изначально развивалась во взаимосвязи с другими науками: в них накапливались знания о псих явлениях (н. астрономия – скорость реакции), использовались методы этих наук (н. эксперимент из физиологии), использование научной методологии (раз механики 17 в - > механистические основы пов. Животных и частично человека)

Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что «будущее психологии — это прежде всего ее собственное развитие».

Изучение истории психологии позволяет уяснить ее роль в великой семье наук и обстоятельства, под влиянием которых она изменялась. Не только психология зависела от достижений других наук, но и эти последние – будь то биология или социология – изменялись в зависимости от информации, которая добывалась благодаря изучению различных сторон психического мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69478. Отношения России и Запорожской Сечи после воссоединения Украины с Россией 31.5 KB
  Когда Юрий Хмельницкий перешёл на сторону поляков, Запорожье уже от себя выставило кандидатом в гетманы И. Брюховецкого и отдало ему гетманскую булаву на т. н. «чёрной раде» в Нежине (1668). Первые годы этого гетманства были вместе с тем и годами наибольшего влияния Запорожья на дела Малороссии...
69479. Б.Л. Пастернак (1890-1960) 51.5 KB
  Пастернак надеялся раскрыть тайну лермонтовской сущности; сам он полагал что ему это удалось сделать в романе Доктор Живаго. Эти мысли обретут особый смысл в творческой судьбе поэта зимой 19451946 годов когда он приступит к написанию романа Доктор Живаго.
69480. Педагогическое мастерство. Педагогическая деонтология 484.5 KB
  Нормативные документы регламентирующие содержание правового образования. Эти функции сохраняются во все времена меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования...
69482. Отопление и вентиляция жилого четырёхэтажного здания 1.16 MB
  Расчетные параметры наружного воздуха; Расчетные параметры внутреннего воздуха; Теплотехнический расчет ограждающих конструкций: Теплотехнический расчет стены; Теплотехнический расчет чердачного перекрытия; Теплотехнический расчет перекрытия над не отапливаемым подвалом Расчет окна...
69484. Розробка системи транспортного обслуговування металургійного комбінату з річним об’ємом випуску товстого листа 0,6 млн. т 1.56 MB
  До основних цехів металургійного заводу з повним металургійним циклом належать доменний, сталеплавильний, кілька прокатних, до допоміжних цехів належать ремонтні й енергетичні, а також цех залізничного транспорту і автотранспортний цех або управління.