28846

История психологии как наука

Доклад

Психология и эзотерика

История психологии как наука Предмет История психологии это особая отрасль знания имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. В истории психологии изучается не сама психическая реальность а представления о ней какими они были на разных этапах развития науки. История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались.

Русский

2013-08-20

52 KB

17 чел.

1. История психологии как наука

Предмет

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах развития науки.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История   психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались.

Предмет ИП – деятельность людей, занятых познанием психического мира. (Ярошевский)

За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении (Ждан)

Т.О предмет психологии:  попытки осмыслить процесс психологического познания, описать его содержание и структуру (совокупность взглядов, идей, подходов, направлений и течений, категорий и понятий), его институциональные и персонально-личностные аспекты, а также закономерности и этапы развития

Задачи истории психологии: (Ярошевский)

1. Изучить закономерности развития знаний о психике.

2. раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

3. выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, т. е. от запросов общества

4. изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Методологические проблемы:

1. Проблема объективности (не все источки сохранились…)

2. Проблема методов исследования. Основной метод – теоретическая реконструкция описания и критический анализ научных систем прошлого (Категориальный подход Ярошевского – в различны истор-ие эпохи конкретные категории психологии наполнялись различным содержанием).

Методологические принципы истории психологии: (можно сказать что основные – это историзма и детерминизма)

Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов, История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов         

 1. Принцип детерминизма - понимание учеными способов объяснения процесса становления и развития психологического познания. В основе любого историко-психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины.         

 2. Принцип единства логического и исторического - взаимосвязь теории и истории психологии, изучение содержания знания (логики)  с анализом процесса его развития (т.е. исторического), также связь познания с историческими условиями.

 3. Принцип системности – предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений со всех сторон: 1) фундаментальный и прикладной уровни, 2) обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания, 3) научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода, 4) многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса).

4. Принцип объективности историко-психологического исследования - важно учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени)

5. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой)

7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего - связан с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, и с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки.

 8. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества.

Условия развития психологических знаний

По Ярошевскому – когнитивный аспект, социальный и личностный

1)  Логика развития науки (Например, смена материалистического детерминизма биологическим – Ч. Дарвин). В любой эпохе существует определённый стиль научного мышления, именно он определяет картину психической жизни (напр. В новое время метафора механизма-> и психическая жизнь представляется с точки зрении материализма - Декарт)

2) Общение – координата науки как деятельности – то есть в каждой эпохе есть определённые социальные нормы, которые влияют на деятельность научного сообщества. При общении учёных между собой происходит не просто обмен информацией, а может происходит рождение нового знания, поэтому нельзя изучать теорию изолированно

3) Личность ученого не смотря на то, что на развитие науки влияют соц и когн аспект, без творческой личности учёного оно было бы не возможно. Оценивается как личный вклад учёного,  так и создание им школы. При её анализе явно виден весь процесс научного творчества, в таких условиях особое значение приобретает программа. Именно благодаря программе развивается научная школа, прогнозируются результаты и позволяет идеям учёного жить в трудах его последователей)

Научные школы – будь то исследовательская группа, будь то направление в науке - входят в научное сообщество данной эпохи, в котором есть свои нормы и принципы, т.е имеют общую "парадигму", который указывает на те задачи и методы их решения, которые сообщество ученых считает обязательными для всех, кто в него входит. Парадигма объединяет когнитивное и социальное.

 Условия развития психологических знаний (Ждан)

- борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.

- направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в.,.

Этапы развития психологии как науки

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

Два больших периода:

1)  психологические знания развиваются в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; (VI в. до н. э.— середина XIX в.)

2) психология развивается  как самостоятельная наука (середина XIX в.— настоящее время).

Дробная периодизация этих периодов м.б различной:

-по формальным признакам — хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии,-XVIII в. и т. п.),

-пространственно-территориальному (история психологии в Германии, история психологии в Англии и т. п.),

- периодизация «мировой» и отечественной психологии.

Один из возможных вариантов (критерий- содержание психологической мысли)

 Методы истории психологииосновная задача изыскание материала, а затем его систематитзация. Многие методы заимствованы – > ист псих им междисциплинарный характер

1. Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого.

Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета (пример, изучение научных школ)

2. Изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т. п.

3. Метод интервьюирования – беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования (Пример, беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом))

4. Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда.

5. Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и .динамики научных иследовании ограничена, поскольку ♦частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном –сообществе. Названный прием может использоваться в историческом .исследовании только в совокупности с другими методами.

Источники истории психологии - все материалы, которые  отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

1) общественная практика — медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. ( Например, Е. А. Будилова проанализировала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, Русского географического общества и т.д.)

2) другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.

Значение и место в системе современной псих науки

История психологии  влияет на развитие современных идей и проблем, всё новое рождается на базе чего-то либо старого, противопоставляется старому.

Ист псих изначально развивалась во взаимосвязи с другими науками: в них накапливались знания о псих явлениях (н. астрономия – скорость реакции), использовались методы этих наук (н. эксперимент из физиологии), использование научной методологии (раз механики 17 в - > механистические основы пов. Животных и частично человека)

Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что «будущее психологии — это прежде всего ее собственное развитие».

Изучение истории психологии позволяет уяснить ее роль в великой семье наук и обстоятельства, под влиянием которых она изменялась. Не только психология зависела от достижений других наук, но и эти последние – будь то биология или социология – изменялись в зависимости от информации, которая добывалась благодаря изучению различных сторон психического мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53993. British lifestyle 53 KB
  Мета: Учити учнів спілкуватися за темою вживаючи нову лексику. Розвивати та розширювати уявлення учнів про традиції англійців. 190 Для перевірки домашнього завдання учні обмінюються зошитами. Учні в парах читають вірші здогадуються про які свята йдеться та заповнюють пропуски назвами свят.
53994. Environmental problems 46.5 KB
  In my opinion, rubbish is the biggest problem. People put a lot of rubbish into rubbish dumps. This pollutes the ground and the water. My family tries to help the environment. At home we recycle most of our rubbish. We put paper, glass and plastic into special containers outside our house. In my view, this is a great system because it really helps the environment.
53995. The Best Place for Holidays 81.5 KB
  Today at the lesson we’ll speak about the best place for holidays, listen to the dialogue about visiting Malta, revise and identify the past tenses, put the verbs in brackets into the correct tense, read Vicky’s letter about her holidays in Madrid, in groups write the letter to a pen friend according to the plan, get to know if you “can taste the flower seeds”.
53996. Modern Inventions. The Internet 68 KB
  Communication in social networks was chosen as the object of our lesson because communication has always been an important part of young people's lives. Today they can choose between traditional and new ways of communication. Traditionally the young meet after classes with their school friends, make parties and go to the movies or disco clubs to have fun, relax and acquire new friends.
53997. CLOTHES ACCORDING TO THE SEASON 189 KB
  Now children, listen to me and guess: what season it is. 1. It often rains. The leaves are falling. They are red and brown. 2. It is hot and sunny. There are many flowers. They are red, yellow, pink and white. 3. It is warm. There are small green leaves on the trees. The birds are singing.
53998. Our Fafourite Holidays 81.5 KB
  Today we’re going to discuss very pleasant and interesting things. We’ll speak about holidays. We do love holidays, don’t we? By the end of the lesson you should be able to actively use the target vocabulary in your talk about some holidays’ celebrations.
53999. It Often Rains 58.5 KB
  Express your opinion in a chain. Mind the colour of your card. If you’ve got a green card you tell us about good points of the rainy weather; if your card is red you tell us about bad points of it.
54000. Science and Inventions “Scientists and their Contributions to the World Science” 134 KB
  Glad to hear that. The more so because I am going to give you some food for thought. As at the previous lessons we spoke about science and how it is important in our life, I think it won`t be difficult for you to understand and explain the meaning of the following words which were once said by a famous writer B.Shaw...
54001. Sports. Plural (irregular nouns) 223.5 KB
  On February we’ll have the world sport competitions which called the Olympic Games. There are winter and summer Olympic Games. The last summer Olympic Games were in Perkin in China. The next winter Olympic Games will take part in Vancouver in Canada. The team of our country will take part in these competitions.