28847

Психологические учения античности

Доклад

Психология и эзотерика

Психологические учения античности Понимание души в донаучных представлениях о переселении душ орфической и тотемной религии их влияние на античную психологию: понятия анимизма гилозоизма. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души а его успокоение во сне или в смерть ее отсутствием; сон или транс временное а смерть постоянное отсутствие души. анима душа дух одухотворение окружающего мира утверждение что за всеми явлениями реальности живыми и неживыми стоят духи души. Начало понимания связи...

Русский

2013-08-20

66 KB

24 чел.

2. Психологические учения античности

Понимание души в донаучных представлениях о переселении душ, орфической и тотемной религии, их влияние на античную психологию: понятия анимизма, гилозоизма.

Орфическая религия – мистический культ. Верили в переселение душ, загробную жизнь. В Др. Греции. Исчез в Античности

Тотемная религия – религиозный культ и социо-культурная система, в основе поклонение определённому кругу явлений или животных (напр. Дождя или орла). Привело к возникновению разных табу, жертвоприношений.

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Интерес к душе проявлялся в народном творчестве (поэзия, сказки) и в религии.  Душа – нечто  сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерть - ее отсутствием; сон или транс - временное, а смерть—постоянное отсутствие души.

Основной чертой мифологического миропонимания выступал антропоморфизм - весь мир объяснялся по подобию с человеком, н. человекоподобные божества (потому что небылознаний о себе и окр мире, не знали, как еще объяснить).

Основные характеристики антропоморфизма:

1. анимизм (от лат. "анима" - "душа", "дух") - "одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) стоят духи (души). Древние греки называли душу "псюхе", которое и дало имя нашей науке. Начало понимания связи души с физической и органической основой.

2.  гилозоизм (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), состоящий в "оживотворении" окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Вся природа наделена жизнью.

Появление первых научных концепций души.

к 8-3 в до н.э. легенды и мифы отходят на 2й план, развиваетс соц-экон строя др Греции, появляются города-полисы, развивается математика, астрономия, география. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Возникает новая картина мира и человека. Психологическая мысль античности приобретает рациональный характер.

Этапы развития античной психологии. Первые научные концепции.

1 этап "Протофилософский" этап развития античной психологии (материалисты)

Милетская школа (Фалес- основатель,  Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до н.э.

Основное положение: у всех вещей и явлений окружающего мира – единое происхождение, а многообразие мира - это различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии. По разному понимали первооснову:

Фалес – первооснова вода (так имеет все три состояния) Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Распространял псих на всю природу (гилозоизм). Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела.

Гераклит - вершина милетской школы - Основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения: "Наши тела и души текут как ручьи"; "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Ввёл термин Логос – то есть определённый закон развития мира.

Он - один из первых исследователей собственно психической деятельности. Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, назвал его “психея”. Название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. (в 18 в. Христ.Вольф его употребил)

2 этап  Античная натурфилософская психологическая мысль – 5 в до н.э. (материалисты)

= философия природы.

Гиппократ - "отец медицины", один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Он изучал устройство человеческого организма, исследовал причины его болезней. Организм  - смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня) в определенной пропорции. Вариации стихий лежат в основе различий между людьми по их подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь). По преобладанию жидкость – 4 типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей.

Демокрит – атомистическая концепция мира. Первооснова мира – атомы (мельчайшие неделимые частицы, различаются по размеру, форме и находятся в постоянном течении). Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных. Душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Демокрит - автор учения о первичных (твёрдость, плотность, тяжесть) и вторичных качествах (восприятие  - запах, цвет, вкус).

Механизм возникновения чувственных образов: попадание в организм через чувствительные поры тонких пленок (копий, "идолов") воздействующих на него объектов. ОСН ИДЕЯ материальность процесса познания, его механистический характер.сенсуалистическая теория познания. Демокрит выделяет 2 уровня познания: чувственное (недостоверное) и рациональное (мышление – м.постичь истину). Демокрит первый сказал - человек не может совершенно правильно,познать окружающий его мир. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине -  детерминизм.

3 этап Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли

В    5   вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальниками которого являются Сократ и Платон. Поворот от натурфилософии к проблемам человека

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии – раскрытие того, как людям следует жить. Нет ничего важнее исследования человеческой души (антропоцентризм)

Душа – источник разума и нравственности человека, а не источник активности тела. Душа – психическое свойство индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам -> ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДУШУ

Человек познавая нравственные идеалы, познаёт самого себя «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (выражение Сократа). В человеке заложены изначально абсолютные, истинные знания, которые можно раскрыть с помощью метода сократической беседы (диалектики) в основе наводящие на размышления вопросы – ЭТО ПЕРВАЯ попытка разработки технологию проблемного обучения. 

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности.

Знание – есть основа развития человека     

  

4 этап Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии

Платон - ученик Сократа. (в афинах Академия Платона)Платон - основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы.

Основной постулат - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира.

Мир состоит из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий - воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие). Высшая идея - идея "блага" - составляет мировую душу. Вторая мировая душа - зла. Эти две идеи дают начало всему. Кроме них, есть души звезд, планет, людей, животных. Душа управляет; она имеет активную функцию.- душа как часть «космической души». То есть часть общей мировой души – составляет душу человека

Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, противопоставлены друг другу (душа – жизнь, добро, тело – смертно, зло).

Строение души - троично, т.е. состоит из 3-х частей: 1) высшая разумная часть; 2) низшая благородная часть, или "пылкая" (аффективные состояния и стремления); 3) нижняя вожделеющая часть души (потребности, влечения, страсти). (МЕТАФОРА КОЛЕСНИЦЫ – один конь вожделеет к земле, второй к небу, но управляются разумом) – роль разума в регуляции поведения

Единственный путь совершенствования души - через знания. Душа не производит знания, она припоминает, то есть приобщается к мировой душе, к миру идей  – теория воспоминания (н. раб не знал ответа на геометрическую задачу, но ответил )

5 этап Монистическое учение о душе Аристотеля (естественнонаучное направление)

Аристотель - основоположник психологии как науки (трактат «О душе»)Ученик Платона – но создаёт свой подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания.

Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, тело и душа – единство.

Душа- форма живой материи. Это активное, деятельное начало.  Душа не может существовать без тела и не является телом. Объективным содержанием и источником психического является внешний мир. По мнению Аристотеля, чувственный образ - это не тот самый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно оттиску печати на воске или бумаге. Для восприятия необходимо три главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности.

Схема: Органы чувств  ->  чувственные образы (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) -> «общее чувствилище» (единый орган куда направляются все впечатления, возникшие при взаимодействии с предметами внешнего мира – соотносятся, группируются и тд с помощью ассоциаций) -> мышление -> НУС (всеобщий разум= коллективное бессознательное, это накопленный опыт)

Способности души:  (душа неделима, но проявляется в 2х способностях) Развитие психики происходит от животного к человеку путём прибавления новых функций.

1. Растительные обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Развитие формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

2. Чувствующие способности - первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Благодаря развитию у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д.

3. Разумные способности – основа формирования ума и понятий (после смерти разумная часть души переходит во всеобщий разум). Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Важнейшее место – разум и интеллект, но также важен опыт, упражнение и научение поступкам.

6 этап  Эллинистическая психологическая мысль

Проблема свободы воли в трудах Эпикура и стоиков. Название по месту создания.

Стоики  IV в. до н, э. (Зенон, Хризипп, Сенека).

Близки к учению Аристотеля. Полагали, что все явления космоса связаны единством своего происхождения в результате взаимодействия двух мирообразующих начал -  пассивного (материя) и активного (пневма). Пневма – составляет душу (то есть она материальная).

Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе. Свобода человека заключается в том, чтобы достойно сносить то что преподносит ему судьба.

Разная степеь развития пневмы -> разные способности:  способность к размножению и росту, способность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления,понятия, волевые и побудительные акты.

Эпикур

Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека. Исходными элементами всего сущего являются атомы. Душа - это то, что придает движение. Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души - разрушается. (похоже на теорию Демокрита).

Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природы вещей, свободу выбора.

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.

1. психофизиологическая проблема – о соотношении материального и нематериального

2. проблема познания – сенсуализм и рационализм, пути познания, ощущения и т.д.

3. проблема развития психики

4. проблема регуляции поведения

Несколько слов о различии материалистов и идеалистов: основное, что материалисты считали что у души есть материальное начало , только различались сами эти начала (вода, огонь, пневма), главная цель души – это движение тела, идеалисты представляли душу как активное идеальное начало, она не просто придаёт пассивному телу движение, но и является основой разума и нравственности.

ЗНАЧЕНИЕ:

1. Были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе психологии, развивается сам предмет психологии

2. Разрабатывались ведущие проблемы психологии: движущие силы и механизмы психического развития, регуляции поведения человека, качественные отличия психички человека от животных, проблема познания, которая стала ведущей для психологов последующих поколений

3. закладывается категориальный аппарат психологии: образ, мотив, переживание, поведение, личность

4. объяснение процессов происходящих в организме существованием души

5. Возникают предпосылки для развития психологии как науке о сознании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69323. Власні значення симетричних матриць 174 KB
  Остаточно маємо формули алгоритму Ланцош довільний нормований вектор; При цьому вважається, що Якщо то було випадково взято ортогональним одному з власних векторів. Тоді Т розпадається на дві тридіагональної матриці; характеристичний поліном – на добуток двох поліномів...
69324. LR-та QR-алгоритми обчислення власних значень 325.5 KB
  Цей метод базується на перетворенні подібності матриці А таким чином щоб власні значення матриці отриманої внаслідок перетворення знаходилися простіше чим для початкової матриці. Найбільш просто обчислювати власні значення трикутної матриці для якої...
69325. Інтерполяція алгебраїчними поліномами. Інтерполяційні поліноми Лагранжа та Ньютона 213 KB
  Таку заміну називають наближенням функції fx. Тоді при вирішенні задачі замість функції fx оперують з функцією φx а задача побудови функції φx називається задачею наближення. Такий спосіб наближення базується на теоремі Вейерштраса про наближення неперервної функції...
69326. Кусково-поліноміальна інтерполяція. Інтерполяція сплайнами 507 KB
  Поліном 3-го ступеня будемо називати кубічним сплайном Sx що відповідає вихідної функції fx і заданий на сітці впорядкованих вузлів =x0 x1 xn=b якщо задовольняютьсянаступні умови: а. Будемо виводити формулу для рівновіддалених вузлів коли: xi xi 1 = h Знайдемо значення функції...
69327. Збіжність і точність процесу інтерполяції. Середньоквадратичне наближення 297 KB
  Похибки інтерполяційної формули Лагранжа Різницю між функцією fx і її інтерполяційним наближенням Lnx називають залишковим членом інтерполяційноїформули або похибкою інтерполяції. 8 зрозуміло що у вузлах інтерполяції ця похибка дорівнює нулю тому похибку...
69328. Методи розв’язування нелінійних рівнянь. Збіжність методів розв’язування нелінійних рівнянь 806 KB
  Оскільки оточуючий нас світ нелінійний, математичні моделі його об'єктів і процесів визначаються переважно через нелінійні рівняння: алгебраїчні і трансцендентні для аналізу сталих станів, і диференційні для аналізу динамічних процесів. Розв’язок нелінійних алгебраїчних рівнянь...
69329. Типові ланки систем автоматичного керування 180.5 KB
  Типові ланки є ланками направленої дії: сигнали передаються ланкою в одному напрямі зі входу на вихід. Типові ланки ділять на пропорційні підсилюючі аперіодичні інерційні коливальні інтегруючі астатичні диференціюючі і форсуючі.
69330. Часові та частотні характеристики ланок САК 92.5 KB
  Для оцінювання динамічних властивостей ланок використовують часові та частотні характеристики. До часових характеристик належать перехідна функція та імпульсна перехідна функція.
69331. Передаточні функції типових з’єднань ланок. Перетворення структурних схем САК 404.5 KB
  Жорсткий зворотний зв’язок це такий зв’язок дія якого залежить тільки від відхилення величини на його вході і не є функцією часу. Гнучкий зворотний зв’язок це такий зв’язок дія якого проявляється лише в перехідних режимах.