28847

Психологические учения античности

Доклад

Психология и эзотерика

Психологические учения античности Понимание души в донаучных представлениях о переселении душ орфической и тотемной религии их влияние на античную психологию: понятия анимизма гилозоизма. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души а его успокоение во сне или в смерть ее отсутствием; сон или транс временное а смерть постоянное отсутствие души. анима душа дух одухотворение окружающего мира утверждение что за всеми явлениями реальности живыми и неживыми стоят духи души. Начало понимания связи...

Русский

2013-08-20

66 KB

25 чел.

2. Психологические учения античности

Понимание души в донаучных представлениях о переселении душ, орфической и тотемной религии, их влияние на античную психологию: понятия анимизма, гилозоизма.

Орфическая религия – мистический культ. Верили в переселение душ, загробную жизнь. В Др. Греции. Исчез в Античности

Тотемная религия – религиозный культ и социо-культурная система, в основе поклонение определённому кругу явлений или животных (напр. Дождя или орла). Привело к возникновению разных табу, жертвоприношений.

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Интерес к душе проявлялся в народном творчестве (поэзия, сказки) и в религии.  Душа – нечто  сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерть - ее отсутствием; сон или транс - временное, а смерть—постоянное отсутствие души.

Основной чертой мифологического миропонимания выступал антропоморфизм - весь мир объяснялся по подобию с человеком, н. человекоподобные божества (потому что небылознаний о себе и окр мире, не знали, как еще объяснить).

Основные характеристики антропоморфизма:

1. анимизм (от лат. "анима" - "душа", "дух") - "одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) стоят духи (души). Древние греки называли душу "псюхе", которое и дало имя нашей науке. Начало понимания связи души с физической и органической основой.

2.  гилозоизм (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), состоящий в "оживотворении" окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Вся природа наделена жизнью.

Появление первых научных концепций души.

к 8-3 в до н.э. легенды и мифы отходят на 2й план, развиваетс соц-экон строя др Греции, появляются города-полисы, развивается математика, астрономия, география. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Возникает новая картина мира и человека. Психологическая мысль античности приобретает рациональный характер.

Этапы развития античной психологии. Первые научные концепции.

1 этап "Протофилософский" этап развития античной психологии (материалисты)

Милетская школа (Фалес- основатель,  Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до н.э.

Основное положение: у всех вещей и явлений окружающего мира – единое происхождение, а многообразие мира - это различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии. По разному понимали первооснову:

Фалес – первооснова вода (так имеет все три состояния) Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Распространял псих на всю природу (гилозоизм). Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела.

Гераклит - вершина милетской школы - Основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения: "Наши тела и души текут как ручьи"; "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Ввёл термин Логос – то есть определённый закон развития мира.

Он - один из первых исследователей собственно психической деятельности. Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, назвал его “психея”. Название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. (в 18 в. Христ.Вольф его употребил)

2 этап  Античная натурфилософская психологическая мысль – 5 в до н.э. (материалисты)

= философия природы.

Гиппократ - "отец медицины", один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Он изучал устройство человеческого организма, исследовал причины его болезней. Организм  - смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня) в определенной пропорции. Вариации стихий лежат в основе различий между людьми по их подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь). По преобладанию жидкость – 4 типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей.

Демокрит – атомистическая концепция мира. Первооснова мира – атомы (мельчайшие неделимые частицы, различаются по размеру, форме и находятся в постоянном течении). Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных. Душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Демокрит - автор учения о первичных (твёрдость, плотность, тяжесть) и вторичных качествах (восприятие  - запах, цвет, вкус).

Механизм возникновения чувственных образов: попадание в организм через чувствительные поры тонких пленок (копий, "идолов") воздействующих на него объектов. ОСН ИДЕЯ материальность процесса познания, его механистический характер.сенсуалистическая теория познания. Демокрит выделяет 2 уровня познания: чувственное (недостоверное) и рациональное (мышление – м.постичь истину). Демокрит первый сказал - человек не может совершенно правильно,познать окружающий его мир. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине -  детерминизм.

3 этап Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли

В    5   вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальниками которого являются Сократ и Платон. Поворот от натурфилософии к проблемам человека

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии – раскрытие того, как людям следует жить. Нет ничего важнее исследования человеческой души (антропоцентризм)

Душа – источник разума и нравственности человека, а не источник активности тела. Душа – психическое свойство индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам -> ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДУШУ

Человек познавая нравственные идеалы, познаёт самого себя «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (выражение Сократа). В человеке заложены изначально абсолютные, истинные знания, которые можно раскрыть с помощью метода сократической беседы (диалектики) в основе наводящие на размышления вопросы – ЭТО ПЕРВАЯ попытка разработки технологию проблемного обучения. 

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности.

Знание – есть основа развития человека     

  

4 этап Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии

Платон - ученик Сократа. (в афинах Академия Платона)Платон - основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы.

Основной постулат - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира.

Мир состоит из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий - воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие). Высшая идея - идея "блага" - составляет мировую душу. Вторая мировая душа - зла. Эти две идеи дают начало всему. Кроме них, есть души звезд, планет, людей, животных. Душа управляет; она имеет активную функцию.- душа как часть «космической души». То есть часть общей мировой души – составляет душу человека

Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, противопоставлены друг другу (душа – жизнь, добро, тело – смертно, зло).

Строение души - троично, т.е. состоит из 3-х частей: 1) высшая разумная часть; 2) низшая благородная часть, или "пылкая" (аффективные состояния и стремления); 3) нижняя вожделеющая часть души (потребности, влечения, страсти). (МЕТАФОРА КОЛЕСНИЦЫ – один конь вожделеет к земле, второй к небу, но управляются разумом) – роль разума в регуляции поведения

Единственный путь совершенствования души - через знания. Душа не производит знания, она припоминает, то есть приобщается к мировой душе, к миру идей  – теория воспоминания (н. раб не знал ответа на геометрическую задачу, но ответил )

5 этап Монистическое учение о душе Аристотеля (естественнонаучное направление)

Аристотель - основоположник психологии как науки (трактат «О душе»)Ученик Платона – но создаёт свой подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания.

Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, тело и душа – единство.

Душа- форма живой материи. Это активное, деятельное начало.  Душа не может существовать без тела и не является телом. Объективным содержанием и источником психического является внешний мир. По мнению Аристотеля, чувственный образ - это не тот самый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно оттиску печати на воске или бумаге. Для восприятия необходимо три главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности.

Схема: Органы чувств  ->  чувственные образы (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) -> «общее чувствилище» (единый орган куда направляются все впечатления, возникшие при взаимодействии с предметами внешнего мира – соотносятся, группируются и тд с помощью ассоциаций) -> мышление -> НУС (всеобщий разум= коллективное бессознательное, это накопленный опыт)

Способности души:  (душа неделима, но проявляется в 2х способностях) Развитие психики происходит от животного к человеку путём прибавления новых функций.

1. Растительные обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Развитие формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

2. Чувствующие способности - первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Благодаря развитию у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д.

3. Разумные способности – основа формирования ума и понятий (после смерти разумная часть души переходит во всеобщий разум). Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Важнейшее место – разум и интеллект, но также важен опыт, упражнение и научение поступкам.

6 этап  Эллинистическая психологическая мысль

Проблема свободы воли в трудах Эпикура и стоиков. Название по месту создания.

Стоики  IV в. до н, э. (Зенон, Хризипп, Сенека).

Близки к учению Аристотеля. Полагали, что все явления космоса связаны единством своего происхождения в результате взаимодействия двух мирообразующих начал -  пассивного (материя) и активного (пневма). Пневма – составляет душу (то есть она материальная).

Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе. Свобода человека заключается в том, чтобы достойно сносить то что преподносит ему судьба.

Разная степеь развития пневмы -> разные способности:  способность к размножению и росту, способность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления,понятия, волевые и побудительные акты.

Эпикур

Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека. Исходными элементами всего сущего являются атомы. Душа - это то, что придает движение. Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души - разрушается. (похоже на теорию Демокрита).

Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природы вещей, свободу выбора.

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.

1. психофизиологическая проблема – о соотношении материального и нематериального

2. проблема познания – сенсуализм и рационализм, пути познания, ощущения и т.д.

3. проблема развития психики

4. проблема регуляции поведения

Несколько слов о различии материалистов и идеалистов: основное, что материалисты считали что у души есть материальное начало , только различались сами эти начала (вода, огонь, пневма), главная цель души – это движение тела, идеалисты представляли душу как активное идеальное начало, она не просто придаёт пассивному телу движение, но и является основой разума и нравственности.

ЗНАЧЕНИЕ:

1. Были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе психологии, развивается сам предмет психологии

2. Разрабатывались ведущие проблемы психологии: движущие силы и механизмы психического развития, регуляции поведения человека, качественные отличия психички человека от животных, проблема познания, которая стала ведущей для психологов последующих поколений

3. закладывается категориальный аппарат психологии: образ, мотив, переживание, поведение, личность

4. объяснение процессов происходящих в организме существованием души

5. Возникают предпосылки для развития психологии как науке о сознании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51021. Анализ финансового состояния предприятия ООО “Вожегалес” 211.5 KB
  Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи...
51022. Проверка независимости момента сил трения Мтр. от угловой скорости вращения блока 114.5 KB
  Пусть мы измерили t1 движения груза массой m на заданном перемещении Н при радиусе намотке r1, а затем время t2 движения того же груза на том же перемещении при радиусе намотки r2. Положение грузов в обоих случаях не менялось. Тогда при постоянстве Мтр получим...