28848

Характеристика психологических учений средневековья

Доклад

Психология и эзотерика

Главное качество души – единство ввёл принцип холизма душа и разум едины. Бог – поставляет в мировой разум идеи – душа получает идеи и передает человеку в материю – материя чувственный мир. Душа – производит все живые существа вдохнув в них жизнь. Душа человека находится в связи с Душой божественной и чувственным миром.

Русский

2013-08-20

67 KB

18 чел.

3. Характеристика психологических учений средневековья

Зарождение сакрального подхода в психологии. Учение о душе в неоплатонизме, подход Плотина к проблеме рефлексии. 

Плотин – основоположник неоплатонизма (развивал идеи Платона – идеалист, мир идей первичен). Теория Плотина переходная от античности к средневековью (собственно поэтому и зарождение сакрального подхода = священного).

Основные идеи:

1. Основа всего сущего – божественное. Природа создаётся из материи через проникновение в неё божественного (идеализм).

2. Главное качество души – единство (ввёл принцип холизма -  душа и разум едины).

Иерархия бытия:

Эманация – истечение (высшее благо переполняется), высшее благо от бога спускается вниз – доходит до души. Бог – поставляет в мировой разум идеи – душа (получает идеи и передает человеку в материю) – материя (чувственный мир). Душа – производит «все живые существа вдохнув в них жизнь». Душа человека находится в связи с Душой божественной и чувственным миром. Цель земной жизни – отрешиться от телесности и возвратиться к первоначальной жизни (созерцание идей). Путь  - совершенствование нравственной жизни.

3 пути познания:

1. обращение к телу, природе посредством ощущений – это основа формирования новых знаний и опыта

2. обращение к мировому разуму (путём слияния с ним) – знания мирового разума становятся достоянием индивидуальной души

3. возможность души обращаться к самой себе – получать знания о своей духовной жизни (Впервые: возможность самонаблюдения -> основания для метода интроспекции) Первые две были у Платона (душа не только может воспринимать окружающую информацию, но и черпать из себя – рефлексия, осмысливать саму себя, изучить себя – тревоги, страсти).

Общая характеристика развития психологии Средневековья.

В 3 веке н.э.  начинается падение Античной цивилизации, это связано с переходом к феодальному обществу. Постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения, постоянно – набеги варваров.

 Начало Средневековья – 5 век, после падения римской империи. Продлился до 15 века (открытие Америки, возрождение искусства,  переход к светской науке). Эпоха средневековья очень противоречива. В это время проходили рыцарские турниры, крестовые походы, инквизиторские костры, строились роскошные феодальные замки, от голода умирали целые деревни и города. Века с 4 по 10 историки называют «тёмными годами» - нет стабильности, постоянные эпидемии, войны. В это же время возникает алхимия, кабалистика, астрономия. Церковь – единственно стабильная, центр науки. В монастырях  хранились книги, единственными грамотными людьми были священники. Феодалы не умели читать и писать.

Основные характеристики психологии в средние века:

1.Тесная связь с религией. Возникают основные мировые религии: ислам, буддизм, христианство.

Внецерковной науки в это время не существовало.

2. К 6 веку были закрыты большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура)

3.Появление сакральности (всё, что связано с обрядами и культами). Психология в это время носит мистический характер. И изучение душевной жизни подчинено задачам богословия.

4. Основной вопрос психологии – связь и взаимовлияние знания и веры

Основным методом познания считалось откровение (=интуиция).

Основным принципом – детерминизм (всё подчинено божественному проведению). Мир изучался не таким, какой он есть, а в соответствии с божественными идеалами и догматами веры.

Этапы развития психологии были связаны с развитием религиозной мысли:

Этап апологетики (II-VI вв.) -  это время церковь жестоко осуждала любое инакомыслие, сомнение в догматах было неприемлемо. Именно в это время появляется высказывание Тертуллиана «верую ибо это абсурдно». Тем самым подчеркнув что вере не нужны никакие доказательства. И знание и вера не совместимы.

Этап патристики (IV-VIII вв.) – учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям накопленным в античности (в монастырях)

Схоластика (XI-XIV) – этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. Предпосылками возникновения этого направления является учение Плотина и Фомы Аквинского.

Понимание внутреннего мира человека в теории Августина.

Августин (354-430). Во многом идет за Плотином. Мир создан богом. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела.
Новым в психологии Августина является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях. Воля выполняет следующие функции: а) управляет всеми душевными актами; б)Направляет душу к самой себе; в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг. Благодаря функциям воли душа способна воспринимать как собственную деятельность, так и недоступны внешнему взору продукты этой деятельности. Т.О. Душа – орудие, которое правит телом, её основу составляет воля, а не разум. Августин становится основателем волюнтаризма.
Истина может быть установлена только через знание человека о самом себе. Объектом познания, по Августину, является  собственный душевный мир, а способ, которым человек может познавать его - это внутреннее чувство и разум, управляемые волей. Теория Августина положила начало возникновению психологии как науке о сознании и выделению основных функций сознания: мемория (память), интеллектус , волюнтус (воля).

Дальнейшее развитие науки в средневековье и схоластики связано с укреплением государства, появлением в XIIXIII веках первых университетов, открывались также первые школы, но главным предметом оставалось богословие.

Особенности развития европейской психологии.

Универсалии – наиболее общие понятия вещей. Спор заключался в разных подходах: номинализм и реализм.

1.Реализм (Платон, А. Кентберийский) – общие понятия существуют РЕАЛЬНО до вещей в уме Бога. Умеренный реализм (Аквинский) – общие понятия есть в вещах, до них в уме Бога, и после них в разуме человека

2.Номинализм (У.Оккам) – общие понятия есть только «дуновение голоса» - слово, которым фиксирую группу предметов для удобства общения

3. Концептуализм (примыкает к номиналисту)– (П.Абеляр) – общие понятия существуют и вне вещей в уме человека (слово не только звук, но и значение)

В начале XIII в. идеи арабских мыслителей начинают проникать в Европу. На Востоке же в связи с усилением церкви естественнонаучная разработка проблем психики приостанавливается. Через арабскую философию Европа знакомится с учением Аристотеля. Первым, кто попытался осмыслить учение Аристотеля в традициях богословской догматики был Фома Аквинсикй

РЕАЛИЗМ. Фома Аквинский (13 в) – философ и теолог, учитель церкви, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

В своей системе (томизм), Аквинский пытался примирить богословие и науку. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща, подарена человку богом; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. Душа человека бессмертна. (Похоже на Аристотеля)

Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. Главное свойство души – мышление – без него она не может существовать. От души животного душа человека отличается наличием не только разума, но и сознательности (в отличии от не сознательных проявлений других существ).

Познание —самая благородная деятельность человека: можно познать Бога.

Три вида познания:1) ум — вся сфера духовных способностей.2) интеллект — способность умственного познания.3) разум — способность к рассуждению.

3 формы души: низшая, животная, высшая. 2 пути познания: естественный –сенсуалистический –посредствам органов чувств (органы чувств – образы –сохранение –мышление = познание) и сверхъестественный –рационалистический –познание через озарение. Всем правит божественная воля, но есть выбор или к Богу (свобода) или к греху (несвобода).     

Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей – наиболее общие понятия, определение, суть вещей) существуют трояко:

- «до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).

в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм) – Ф.Аквинский считал что универсалии есть и в вещах, и до них (в уме Бога) и после них – в разуме человека

- «после вещей» — общие понятия не существуют  в реальности – это только имя, которым назвал человек группу схожих предметов

+ Общие понятия существуют и вне вещей в уме человека- то есть слово не только звук, но и значение которое передаётся людьми (концептуализм)

В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий - существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления.

НОМИНАЛИЗМ

Ульям Оккам (1285-1349)-  английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления («бритва Оккама»).

Утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь «имена» – содержащиеся в уме «понятия» и «слова» устной или письменной речи.

Всякое подлинное объяснение (а стало быть – любая теологическая или философская спекулятивная система) должно быть предельно простым. Этот принцип «экономии мышления» получил название «бритвы Оккама». Сам Оккам формулировал его следующим образом: «сущности не следует умножать без необходимости». Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро – злом. Оккам – один из наиболее влиятельных английских философов, теологов и политических мыслителей эпохи позднего Средневековья. Его номинализм проложил дорогу эмпиризму и позитивизму Нового времени.

Особенности развития арабоязычной психологии, концепции Ибн-Сины, Ибн-Рушда.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, новая религия – ислам. Ислам в отличии от христианства был более терпим к инакомыслию, поэтому на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Особое значение приобретает развитие медицины. Таким образом, психология основывалась не только на философских науках о душе, но и на данных естественных наук, накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни.

Среди арабских учёных наибольший вклад в психологию внесли:

Ибн Сина (Авиценна)(980-1037)

Основные идеи:

1)Исходными положениями были представления Аристотеля о материи и форме. Душа трактовалась как форма тела, без которой тело разрушается. Физиологический механизм деятельности психики Ибн Сина связывает с кровообращением. Сначала венозная кровь попадает в печень, потом в сердце (в сердце аффективные, страстные начала души), и специальная мозговая кровь идет в мозг - осуществляет разумную деятельность.

2)Авиценна разрабатывает теорию двух истин – существует две независимые параллельные истины – вера и знания, таким образом, сформировалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно – научное, что позволило отделить предмет психологии от богословия. ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ

3) Особое значение имеет его положение о зависимости психических явлений от физиологических. Эта идея подкреплялась проведением им первых психологических опытов (зарождение психосоматики).

Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198) –

Душа - функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи глазу. Разделил разум и душу: душа и так есть в человеке она не отделима от организма, а разум божественный, раньше разум был функцией души.

Развитие науки, искусства, педагогики и медицины в эпоху Возрождения, их влияние на понимание души и ее функций. Концепция души Дж. Бруно.

Возрождение XVI - начало XVII в.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

-Начало XIV  век в италии, эпоха возрождения ознаменовала великий расцвет цивилизации

- вновь появляется влияние античности

- утверждаются принципы гуманизма (Петрарка вводит термин человечность – свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечёт к знанию). Важнейшие черты человека – ответственность, свобода, благородство, человек существо творческое.

- церковное и мирское сливается в единстве прежде всего в рамках искусства

- важнейшее изобретение – книгопечатание

- критика алхимии, магии и мистики

- Леонардо Да Винчи, Николо Макиавелли (цель оправдывает средства: политика и моральные принципы разделены - в современной психологии понятие «макиавеллизм»- склонность манипулировать другими людьми)

- возрождение естественно-научного направления-, развитие науки

- время великих открытий в области механики, астрономии, математики

- эпоха великих географических открытий – утверждение примата опытного знания над книжным

- немецкие схоласты Р.Гокленус и О.Кассман вводят термин психология (1590)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

- ведущая проблема- исследование способностей и познания

- Широкое распространение материалистических идей

- Особое внимание Аристотелю

- Изменились представления о ребенке, это уже не продукт греха, а дар Божий

Дж. Бруно: Душа - единая первооснова мира, но она сущ-ет внутри мат-ого мира. Главная сила мировой души –универсальный разум, в каждом человеке есть мировая душа. Сенсуалист – чувственное познание, разумное познание начинается с сомнения. Чел-к свободен, должен познать мир и самого себя. Душа развивается, так как развивается весь мир. (БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАШЛА)

Итоги развития и значение средневековой психологической мысли.

  1.  отношение церкви и науки менялись на протяжении всей эпохи
  2.  Отказ, а затем возрождение трудов античных мыслителей
  3.  зарождение психофизиологии эмоций и дифференциальной психологии
  4.  изучение психологии масс и психотерапевтические попытки учёных (то есть всякие церковные собрания, обряды, праздники)

Но самое важное закладывается фундамент в разделении знания и веры, перехода к научному знанию, основанному на эмпирических данным, постепенно психология становится наукой о сознании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6413. Правоохоронна та правозахисна діяльність органів суду та прокуратури 135.5 KB
  Правоохоронна та правозахисна діяльність органів суду та прокуратури. Правоохоронна та правозахисна діяльність суду. Правоохоронна та правозахисна діяльність прокуратури. Прокурорський нагляд і судовий контроль на стадії досудового слі...
6414. Характер змісту і властивості процесу управління 633.17 KB
  Характер змісту і властивості процесу управління Основні складові частини організації. Характер змісту і властивості процесу управління. Еволюція способів координації і їхній вплив на тип організації. Основні складові частини організації Якщ...
6415. Економіка суспільства як сукупність видів економічної діяльності 82.35 KB
  Економіка суспільства як сукупність видів економічної діяльності. Економічна система: її сутність та структурні елементи. Продуктивні сили та їх структура. Типи та еволюція економічних систем. Економічні моделі. Формаційний та цивілізацій...
6416. Аналіз поведінки споживача 117 KB
  Аналіз поведінки споживача План: Бюджетна лінія: рівняння і графічна побудова. Криві байдужості та бюджетні лінії. Рівновага споживача: економічна, алгебраїчна та графічна. Зміна оптимального стану споживача в результаті змін...
6417. Електоральні соціологічні дослідження як невід’ємна складова політичного маркетингу 136.5 KB
  Електоральні соціологічні дослідження як невід'ємна складова політичного маркетингу Передумови існування політичного ринку. Етапи політичного маркетингу. Суб'єкти політичного маркетингу. Характеристики основних структурних елементів політи...
6418. Бібліотека вищого навчального закладу і правила користування її фондами 60 KB
  Бібліотека вищого навчального закладу і правила користування її фондами. Загальні відомості про бібліотеку вищого навчального закладу. Бібліотека -(від грец. biblion - книга, theke - склад ) - заклад, який організує...
6419. Часи англійських дієслів та способи їх вживання. Конспект лекцій 1007.5 KB
  Лекція № 1 Тема: Часи англійського дієслова - thePresentContinuousTense. Мета: Ознайомити з новою ГС - PresentContinuous. Навчити утворювати стверджувальні, питальні, заперечні речення в PresentContinuousта вживат...
6420. Основи охорони праці. Курс лекцій 865 KB
  Лекція № 1 Тема лекції: Теоретичні основи охорони праці План лекції: Місце охорони праці в комплексі забезпечення безпеки життєдіяльності. Предмет, структура, мета дисципліни Основи охорони праці. Основні напрямки формуванн...
6421. Історія України. Опорний конспект лекцій 1.59 MB
  Немало проблем, які має розв’язати наше суспільство зараз та у найближчі роки, мають своє коріння у минулому: далекому чи недавньому. Попередні покоління накопичили колосальний історичний досвід, ігнорування якого вкрай небезпечне. Пізнання цього досвіду – одне з практичних завдань історичної науки.