28848

Характеристика психологических учений средневековья

Доклад

Психология и эзотерика

Главное качество души единство ввёл принцип холизма душа и разум едины. Бог поставляет в мировой разум идеи душа получает идеи и передает человеку в материю материя чувственный мир. Душа производит все живые существа вдохнув в них жизнь. Душа человека находится в связи с Душой божественной и чувственным миром.

Русский

2013-08-20

67 KB

22 чел.

3. Характеристика психологических учений средневековья

Зарождение сакрального подхода в психологии. Учение о душе в неоплатонизме, подход Плотина к проблеме рефлексии. 

Плотин – основоположник неоплатонизма (развивал идеи Платона – идеалист, мир идей первичен). Теория Плотина переходная от античности к средневековью (собственно поэтому и зарождение сакрального подхода = священного).

Основные идеи:

1. Основа всего сущего – божественное. Природа создаётся из материи через проникновение в неё божественного (идеализм).

2. Главное качество души – единство (ввёл принцип холизма -  душа и разум едины).

Иерархия бытия:

Эманация – истечение (высшее благо переполняется), высшее благо от бога спускается вниз – доходит до души. Бог – поставляет в мировой разум идеи – душа (получает идеи и передает человеку в материю) – материя (чувственный мир). Душа – производит «все живые существа вдохнув в них жизнь». Душа человека находится в связи с Душой божественной и чувственным миром. Цель земной жизни – отрешиться от телесности и возвратиться к первоначальной жизни (созерцание идей). Путь  - совершенствование нравственной жизни.

3 пути познания:

1. обращение к телу, природе посредством ощущений – это основа формирования новых знаний и опыта

2. обращение к мировому разуму (путём слияния с ним) – знания мирового разума становятся достоянием индивидуальной души

3. возможность души обращаться к самой себе – получать знания о своей духовной жизни (Впервые: возможность самонаблюдения -> основания для метода интроспекции) Первые две были у Платона (душа не только может воспринимать окружающую информацию, но и черпать из себя – рефлексия, осмысливать саму себя, изучить себя – тревоги, страсти).

Общая характеристика развития психологии Средневековья.

В 3 веке н.э.  начинается падение Античной цивилизации, это связано с переходом к феодальному обществу. Постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения, постоянно – набеги варваров.

 Начало Средневековья – 5 век, после падения римской империи. Продлился до 15 века (открытие Америки, возрождение искусства,  переход к светской науке). Эпоха средневековья очень противоречива. В это время проходили рыцарские турниры, крестовые походы, инквизиторские костры, строились роскошные феодальные замки, от голода умирали целые деревни и города. Века с 4 по 10 историки называют «тёмными годами» - нет стабильности, постоянные эпидемии, войны. В это же время возникает алхимия, кабалистика, астрономия. Церковь – единственно стабильная, центр науки. В монастырях  хранились книги, единственными грамотными людьми были священники. Феодалы не умели читать и писать.

Основные характеристики психологии в средние века:

1.Тесная связь с религией. Возникают основные мировые религии: ислам, буддизм, христианство.

Внецерковной науки в это время не существовало.

2. К 6 веку были закрыты большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура)

3.Появление сакральности (всё, что связано с обрядами и культами). Психология в это время носит мистический характер. И изучение душевной жизни подчинено задачам богословия.

4. Основной вопрос психологии – связь и взаимовлияние знания и веры

Основным методом познания считалось откровение (=интуиция).

Основным принципом – детерминизм (всё подчинено божественному проведению). Мир изучался не таким, какой он есть, а в соответствии с божественными идеалами и догматами веры.

Этапы развития психологии были связаны с развитием религиозной мысли:

Этап апологетики (II-VI вв.) -  это время церковь жестоко осуждала любое инакомыслие, сомнение в догматах было неприемлемо. Именно в это время появляется высказывание Тертуллиана «верую ибо это абсурдно». Тем самым подчеркнув что вере не нужны никакие доказательства. И знание и вера не совместимы.

Этап патристики (IV-VIII вв.) – учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям накопленным в античности (в монастырях)

Схоластика (XI-XIV) – этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. Предпосылками возникновения этого направления является учение Плотина и Фомы Аквинского.

Понимание внутреннего мира человека в теории Августина.

Августин (354-430). Во многом идет за Плотином. Мир создан богом. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела.
Новым в психологии Августина является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях. Воля выполняет следующие функции: а) управляет всеми душевными актами; б)Направляет душу к самой себе; в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг. Благодаря функциям воли душа способна воспринимать как собственную деятельность, так и недоступны внешнему взору продукты этой деятельности. Т.О. Душа – орудие, которое правит телом, её основу составляет воля, а не разум. Августин становится основателем волюнтаризма.
Истина может быть установлена только через знание человека о самом себе. Объектом познания, по Августину, является  собственный душевный мир, а способ, которым человек может познавать его - это внутреннее чувство и разум, управляемые волей. Теория Августина положила начало возникновению психологии как науке о сознании и выделению основных функций сознания: мемория (память), интеллектус , волюнтус (воля).

Дальнейшее развитие науки в средневековье и схоластики связано с укреплением государства, появлением в XIIXIII веках первых университетов, открывались также первые школы, но главным предметом оставалось богословие.

Особенности развития европейской психологии.

Универсалии – наиболее общие понятия вещей. Спор заключался в разных подходах: номинализм и реализм.

1.Реализм (Платон, А. Кентберийский) – общие понятия существуют РЕАЛЬНО до вещей в уме Бога. Умеренный реализм (Аквинский) – общие понятия есть в вещах, до них в уме Бога, и после них в разуме человека

2.Номинализм (У.Оккам) – общие понятия есть только «дуновение голоса» - слово, которым фиксирую группу предметов для удобства общения

3. Концептуализм (примыкает к номиналисту)– (П.Абеляр) – общие понятия существуют и вне вещей в уме человека (слово не только звук, но и значение)

В начале XIII в. идеи арабских мыслителей начинают проникать в Европу. На Востоке же в связи с усилением церкви естественнонаучная разработка проблем психики приостанавливается. Через арабскую философию Европа знакомится с учением Аристотеля. Первым, кто попытался осмыслить учение Аристотеля в традициях богословской догматики был Фома Аквинсикй

РЕАЛИЗМ. Фома Аквинский (13 в) – философ и теолог, учитель церкви, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

В своей системе (томизм), Аквинский пытался примирить богословие и науку. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща, подарена человку богом; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. Душа человека бессмертна. (Похоже на Аристотеля)

Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. Главное свойство души – мышление – без него она не может существовать. От души животного душа человека отличается наличием не только разума, но и сознательности (в отличии от не сознательных проявлений других существ).

Познание —самая благородная деятельность человека: можно познать Бога.

Три вида познания:1) ум — вся сфера духовных способностей.2) интеллект — способность умственного познания.3) разум — способность к рассуждению.

3 формы души: низшая, животная, высшая. 2 пути познания: естественный –сенсуалистический –посредствам органов чувств (органы чувств – образы –сохранение –мышление = познание) и сверхъестественный –рационалистический –познание через озарение. Всем правит божественная воля, но есть выбор или к Богу (свобода) или к греху (несвобода).     

Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей – наиболее общие понятия, определение, суть вещей) существуют трояко:

- «до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).

в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм) – Ф.Аквинский считал что универсалии есть и в вещах, и до них (в уме Бога) и после них – в разуме человека

- «после вещей» — общие понятия не существуют  в реальности – это только имя, которым назвал человек группу схожих предметов

+ Общие понятия существуют и вне вещей в уме человека- то есть слово не только звук, но и значение которое передаётся людьми (концептуализм)

В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий - существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления.

НОМИНАЛИЗМ

Ульям Оккам (1285-1349)-  английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления («бритва Оккама»).

Утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь «имена» – содержащиеся в уме «понятия» и «слова» устной или письменной речи.

Всякое подлинное объяснение (а стало быть – любая теологическая или философская спекулятивная система) должно быть предельно простым. Этот принцип «экономии мышления» получил название «бритвы Оккама». Сам Оккам формулировал его следующим образом: «сущности не следует умножать без необходимости». Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро – злом. Оккам – один из наиболее влиятельных английских философов, теологов и политических мыслителей эпохи позднего Средневековья. Его номинализм проложил дорогу эмпиризму и позитивизму Нового времени.

Особенности развития арабоязычной психологии, концепции Ибн-Сины, Ибн-Рушда.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, новая религия – ислам. Ислам в отличии от христианства был более терпим к инакомыслию, поэтому на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Особое значение приобретает развитие медицины. Таким образом, психология основывалась не только на философских науках о душе, но и на данных естественных наук, накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни.

Среди арабских учёных наибольший вклад в психологию внесли:

Ибн Сина (Авиценна)(980-1037)

Основные идеи:

1)Исходными положениями были представления Аристотеля о материи и форме. Душа трактовалась как форма тела, без которой тело разрушается. Физиологический механизм деятельности психики Ибн Сина связывает с кровообращением. Сначала венозная кровь попадает в печень, потом в сердце (в сердце аффективные, страстные начала души), и специальная мозговая кровь идет в мозг - осуществляет разумную деятельность.

2)Авиценна разрабатывает теорию двух истин – существует две независимые параллельные истины – вера и знания, таким образом, сформировалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно – научное, что позволило отделить предмет психологии от богословия. ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ

3) Особое значение имеет его положение о зависимости психических явлений от физиологических. Эта идея подкреплялась проведением им первых психологических опытов (зарождение психосоматики).

Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198) –

Душа - функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи глазу. Разделил разум и душу: душа и так есть в человеке она не отделима от организма, а разум божественный, раньше разум был функцией души.

Развитие науки, искусства, педагогики и медицины в эпоху Возрождения, их влияние на понимание души и ее функций. Концепция души Дж. Бруно.

Возрождение XVI - начало XVII в.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

-Начало XIV  век в италии, эпоха возрождения ознаменовала великий расцвет цивилизации

- вновь появляется влияние античности

- утверждаются принципы гуманизма (Петрарка вводит термин человечность – свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечёт к знанию). Важнейшие черты человека – ответственность, свобода, благородство, человек существо творческое.

- церковное и мирское сливается в единстве прежде всего в рамках искусства

- важнейшее изобретение – книгопечатание

- критика алхимии, магии и мистики

- Леонардо Да Винчи, Николо Макиавелли (цель оправдывает средства: политика и моральные принципы разделены - в современной психологии понятие «макиавеллизм»- склонность манипулировать другими людьми)

- возрождение естественно-научного направления-, развитие науки

- время великих открытий в области механики, астрономии, математики

- эпоха великих географических открытий – утверждение примата опытного знания над книжным

- немецкие схоласты Р.Гокленус и О.Кассман вводят термин психология (1590)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

- ведущая проблема- исследование способностей и познания

- Широкое распространение материалистических идей

- Особое внимание Аристотелю

- Изменились представления о ребенке, это уже не продукт греха, а дар Божий

Дж. Бруно: Душа - единая первооснова мира, но она сущ-ет внутри мат-ого мира. Главная сила мировой души –универсальный разум, в каждом человеке есть мировая душа. Сенсуалист – чувственное познание, разумное познание начинается с сомнения. Чел-к свободен, должен познать мир и самого себя. Душа развивается, так как развивается весь мир. (БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАШЛА)

Итоги развития и значение средневековой психологической мысли.

  1.  отношение церкви и науки менялись на протяжении всей эпохи
  2.  Отказ, а затем возрождение трудов античных мыслителей
  3.  зарождение психофизиологии эмоций и дифференциальной психологии
  4.  изучение психологии масс и психотерапевтические попытки учёных (то есть всякие церковные собрания, обряды, праздники)

Но самое важное закладывается фундамент в разделении знания и веры, перехода к научному знанию, основанному на эмпирических данным, постепенно психология становится наукой о сознании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18030. Фрикционные муфты включения и тормоза. Конструирова-ние и расчет 2.08 MB
  Фрикционные муфты включения и тормоза. Конструирование и расчет: практическое руководство к курсовому проекту по дисциплине Теория расчеты и конструкции прессовоштамповочного оборудования для студентов специальностей I36 01 05 I36 20 02 дневной формы обучения для заочн...
18031. Сырьевая и топливная база черной металлургии. Экстракция черных металлов из природного и техногенного сырья 5.38 MB
  Братковский Е.В. Заводяный А.В. Методическое пособие для практических занятий по курсам Сырьевая и топливная база металлургии и Экстракция черных металлов из природного и техногенного сырья для студентов специальности 150101 Металлургия черных металлов. Новотроиц
18032. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 5.11 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Под общей редакцией проф. П.С. Харлашина В учебнике освещены теоретические основы металлургии стали. Изложены теории строения жидких шлаков сталеплавильного производства и расплавов на основе железа. Описаны явления на...
18033. Испытание тормозных пневматических приборов автомобилей КамАЗ: лабораторный практикум 12.49 MB
  Испытание тормозных пневматических приборов автомобилей КамАЗ: лабораторный практикум / сост. Л.Н. Бухаров. − Омск: СибАДИ 2011. − 88 с. Изложены основные положения к выполнению лабораторных работ по испытанию пневматических приборов автомобилей КамАЗ приводится опи...
18034. Применение пассивных и активных сочленённых транспортных систем 9.6 MB
  Наилучшей конструкцией транспортной системы будет считаться та, которая обеспечивает максимальную приспособленность к конкретным или специфическим для рассматриваемой транспортной системы условиям эксплуатации. Такая транспортная система будет иметь максимальную эффективность в заданных условиях эксплуатации
18035. Исследование причин возгорания автотранспортных средств 5.38 MB
  Исследование причин возгорания автотранспортных средств: Учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук А.И. Колмакова. М.: ГУ ЭКЦ МВД России 2003. 82 с. 14 табл. библиогр. Изложены методические основы экспертно-криминалистического сопровождения пр...
18036. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие по дисциплине 2.73 MB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы менеджмента В учебном пособии с соответствие с государственным образовательным стандартом изложены основы менеджмента цели и задачи организации принципы и методы управления особое внимание ...
18037. Управление и его функции. Учебное пособие 3.52 MB
  Лекция 1. УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 1. Понятие управления. . Виды управления. 3. Управленческий труд и его особенности. . Возникновение и развитие теории управления. Управление в широком смысле процесс поддержания функционирования или перевода систем...
18038. МЕХАНИКА, МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 12.37 MB
  МЕХАНИКА МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Конспект лекций для 1 семестра изучения курса Физика I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 1. Кинематика поступательного и вращательного движений материальной точки Механическим движ