28849

Особенности психологических воззрений в новое время

Доклад

Психология и эзотерика

встаёт проблема соотношения физического и психического опыт – становится основным методом изучения природы в том числе и человека. Задача науки – это покорение природы и усовершенствование человека. Он отверг душу как силу организующую поведение и управляющую им открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. интуитивное знание – истинное объективное содержаться в разуме и открываются интуитивно Спиноза утверждал существование единой неделимой и вечной субстанции преодоление дуализма Декарт – Бога или Природы.

Русский

2013-08-20

55 KB

10 чел.

4. Особенности психологических воззрений в новое время

Вся Европа 17 века была пропитана духом механицизма:  разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений. Часовой механизм, названный одним из историков «матерью всех машин», оказал наибольшее влияние на умы.

Базовой идеей культуры 17 века – философии и психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. (ФИЗИКА НЬЮТОНА)

Наблюдение и эксперимент, и точные количественные методы стали неотъемлемыми чертами науки. Благодаря метафоре мира как часов появилась идея детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. 

Появление автоматовучёным казалось что они могут искусственно воссоздать жизнь.

В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались к трудам Аристотеля, к догматике, к библии. В 17 же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования

Основными чертами психологии в 17 -19 веке становятся:

- представление о живом теле (в том числе о человеке) как о механистической системе, которая не нуждается в душе (бритва оккама - стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего)

- уточнение предмета психологии, которая становилась наукой о сознании

- основные проблемы, которые изучала психология: проблема познания, содержание и функции сознания, а также страстях и аффектах – как одних из регуляторов поведения человека, что, несомненно приводило к включению в предмет психологии поведения и движущих сил.

-оформление двух основных концепций познания: рационализма и сенсуализма.

- встаёт проблема соотношения физического и психического

- опыт – становится основным методом изучения природы, в том числе и человека.

2 противоположных течения: эмпиризм и рационализм

Ф. Бэкон — основатель эмпиризма..

Основные идеи:   «Новый Органон». – книга. Эмпиризм Бэкона, в отличии от сенсуализма (чувственное познание) предполагал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте.(самое главное в эмпиризме).  Задача науки – это покорение природы и усовершенствование человека.

Основным методом познания является  научная индукция. Выявил правила перехода от частного к общему. Т.е. новое знание получается в ходе систематизации старого, эксперимента.

Знание нельзя получить в готовом виде, для более объективного познания необходимо преодоление идолов (или призраков) – заблуждений человеческого ума:

- идолы рода (недостатки органов чувств)

- идолы пещеры (субъективность познания)

- идолы рынка (использование слов не адекватных реальности)

- идолы театра (преклонение перед ложными авторитетами)

 Психика, по мнению Бэкона также подвластна подлинному научному изучению.

В учении о душе Бэкон придерживается концепции двойственной истины:

- божественная

- научная, философская.

Душа имеет двойственную природу:

1) Душа боговдохновенная (разумная, рациональная)- изучает теология

2) Душа чувственная (созданная) – изучают психология и философия

Чувственная душа общая у человека и животных, но у человека она – орган мыслящей души.

 Таким образом, психология должна изучать способности души: разум, воображение, память, волю, влечения, эффекты, а также произвольные движения, раздражимость и ощущения. Бэкон начинает этап развития психологии как НАУКИ О СОЗНАНИИ + введение эксперимента

Рационализм в психологии Нового времени.

Основные идеи:

Декарт считал, что существуют две самостоятельные субстанции: душа и тело (ДУАЛИЗМ).

Атрибуты души и тела: Основное свойство души - мышление. Основное свойство тела – протяжение, распространённость. Рационалистическая теория познания: в отличие от сенсуализма, рационализм основан на приоритете разума перед ощущением, так как чувства нас обманывают (то есть можно ошибиться в цвете, в запахе), то ИМЕННО РАЗУМ ДАЁТ ИСТИННЫЕ ЗНАНИЯ.

Чувства и опыт - основной источник ошибок и заблуждений. В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Отсюда вывод Декарта: « я мыслю; следовательно, существую». То есть, единственное что не может быть подвергунто сомнению – это наша мысль, отсюда и есть рационалистическая концепция.

Рефлекторная теория: В отличие от человека животные лишены души – все физиологические процессы Декарт объяснял телесными функциями. В результате Декарт приходит к объяснению движения живых тел с помощью рефлекса. Термин рефлекс не использует, но он описал основные компоненты рефлекторной дуги: Воздействие -> чувства -> мозг -> нервы -> мышцы - > ДВИЖЕНИЕ.

Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты, - относились Декартом к чисто телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода)

Теория эмоций Р. Декарта: учение о страстях души. Страсти, согласно Декарту, - не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души", возникающие тогда, когда мозг сотрясают "животные духи", которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти возникают в результате воздействия на организм объекта и являются переживаниями движения "животных духов". Это не только мышечные реакции (рефлексы), по и различные психические состояния, которые производятся телом, а не душой.

Страсти подразделяются на 3 группы:

1. Чисто физиологические - от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).

2. Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом - это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.

3. Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них - щедрость).

ВЫВОДЫ:

Декарт явился  1. создателем рефлекторного учения. 2. Он отверг душу как силу, организующую поведение и управляющую им, открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. 3. В то же время психическое рассматривалось им как непосредственно переживаемое и осознаваемое субъектом; таким образом утверждалось рационалистическое, интроспективное понимание предмета и метода психологии. Психология определялась как наука о сознании. 4. Декарт - сторонник дуализма, противопоставивший душу и тело как две независимые, автономно существующие субстанции.

Учение Б. Спинозы

Основные идеи: Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии.

Считал что опытное знание = мнение, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. Достоверное знание достигается на основе логического мышления и выступает в форме "общих понятий". К нему он относит, в первую очередь, математические понятия. (ЭТО И ЕСТЬ СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ, ТО ЕСТЬ ОПЫТ ЕСТЬ НО ВСЁ ЖЕ ОН ОШИБОЧЕН -ОСНОВНОЕ  ЭТО ИНТУИЦИЯ, РАЗУМ)

Сущность человеческой души – познание.

Выделял три вида идей:

1. мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте (не истинны, субъективны)

2. рассудок или разум – знания, на основе умозаключений (общие понятия – точные и ясные)

3. интуитивное знание – истинное, объективное (содержаться в разуме и открываются интуитивно)

Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции (преодоление дуализма Декарт) – Бога или Природы. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов (неотъемлемых, качественно определенных свойств), модусы (вещи природы, выражающие состояния субстанции, ее фрагменты) конечны, пребывают в движении. Человек – один из модусов, компонент природы.

Человеческому разуму открыты только два основных атрибута природы - протяженность (тело) и мышление (душа). Таким образом, душа и тело – свойства единой неделимой субстанции. (ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, это и есть монизм)

Теория аффектов (страстей): Аффекты – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. (Таким образом, аффекты стали рассматриваться – как естественные побудители человеческого поведения). РАНЬШЕ – С АФФЕКТАМИ НАДО БЫЛО БОРОТЬСЯ, ТЕПЕРЬ ОНИ ИМЕЮТ + ЗНАЧЕНИЕ

Аффект вызывается взаимодействием с окружающем миром – поведение человека жёстко детерминировано внешними причинами (человек раб своей природы) – истоки бихевиоризма.

Три главных аффекта:

1. Влечения (желание) – проявление сущности человеческой природы и стремление к самосохранению.

2. Аффект удовольствия (радость) – увеличивает способность тела к действию

3. Аффект неудовольствия (печаль) – уменьшает способность тела к действию.

  Других аффектов Спиноза не признавал.

Спиноза отрицал свободу воли (ЧЕЛОВЕК НЕ СВОбОДЕН - ОН ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, НА НЕГО ДЕЙСТВУЕТ ОКР МИР). Спиноза считал, что нужно следовать согласно разуму на основе своей природы –> а именно стремиться к аффекту удовольствия («всё полезное дозволено»).

Таким образом, 3 основных положения:

1. единая субстанция (Бог, природа), 2. рационализм – вера в то, что истину можно познать силой человеческого мышления. 3. распространение механистических принципов на духовные явления и страсти-> отрицание свободы воли. Эти положения сыграли важную роль в становлении психологи эмоций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5173. Формы и особенности международной интеграции производства 77.5 KB
  Формы и особенности международной интеграции производства Базовые стратегии развития бизнеса. Межфирменная интеграция и диверсификация производства. Формы и уровни международной интеграции производства. 1 Базовые стратегии развития...
5174. Предмет, задачи и методы генетики. 756 KB
  Предмет, задачи и методы генетики. Генетика - наука об основных закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность - это свойство живых организмовприобретать в процессе онтогенеза признаки сходные с родительскими организмами и п...
5175. Понятия, ген, генотип и фенотип. Фенотипическая и генотипическая изменчивость, мутации 247.5 KB
  Понятия, ген, генотип и фенотип. Фенотипическая и генотипическая изменчивость, мутации. При изучении закономерностей наследования обычно скрещивают особи, отличающиеся друг от друга альтернативными признаками, например желтый и зеленый цвет, гладкая...
5176. Концепции клеточного строения и функционирования живой материи 699 KB
  Концепции клеточного строения и функционирования живой материи I. История открытия клеточного строения живых организмов Все живые организмы построены из клеток. Одноклеточные организмы (бактерии, простейшие, многие водоросли и грибы) состоят из одно...
5177. Закон гомологических рядов 37.5 KB
  Закон гомологических рядов Обработка обширного материала наблюдений и опытов, детальное исследование изменчивости многочисленных линнеевских видов (линнеонов), огромное количество новых фактов, полученных главным образом при изучении культурных раст...
5178. Генетика бактерий. Особенности морфологической организации ядерного аппарата бактерий 67 KB
  Генетика бактерий На модели бактерий и вирусов были открыты все основные закономерности генетики. 1.Особенности морфологической организации ядерного аппарата бактерий: - не имеет ядерной мембраны, ядрышка, носит название нуклеоид - носителем ...
5179. Основы генетики 92.5 KB
  Основы генетики. Генетика - наука о наследственности и изменчивости. Наследственность - это свойство дочерних организмов быть похожими на своих родителей морфологическими, физиологическими, биохимическими и другими признаками и особенностями...
5180. Характеристика генетического аппарата бактерий 4.97 MB
  Характеристика генетического аппарата бактерий Организация генома. Генетический аппарат бактерий представлен бактериальной хромосомой, внехромосомными факторами наследственности - плазмидами, а также входящими в их состав мобильными генетическ...
5181. Генетика и биополитический конфликт в 20 веке. Евгеника 50.5 KB
  Евгеника В 1883 году англичанин Фрэнсис Гальтон – кузен Чарльза Дарвина - заложил основы евгеники. Он считал, что большинство признаков у человека являются наследственными, и их можно улучшить путём контролируемых браков. В позитивной гене...