28849

Особенности психологических воззрений в новое время

Доклад

Психология и эзотерика

встаёт проблема соотношения физического и психического опыт – становится основным методом изучения природы в том числе и человека. Задача науки – это покорение природы и усовершенствование человека. Он отверг душу как силу организующую поведение и управляющую им открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. интуитивное знание – истинное объективное содержаться в разуме и открываются интуитивно Спиноза утверждал существование единой неделимой и вечной субстанции преодоление дуализма Декарт – Бога или Природы.

Русский

2013-08-20

55 KB

9 чел.

4. Особенности психологических воззрений в новое время

Вся Европа 17 века была пропитана духом механицизма:  разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений. Часовой механизм, названный одним из историков «матерью всех машин», оказал наибольшее влияние на умы.

Базовой идеей культуры 17 века – философии и психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. (ФИЗИКА НЬЮТОНА)

Наблюдение и эксперимент, и точные количественные методы стали неотъемлемыми чертами науки. Благодаря метафоре мира как часов появилась идея детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. 

Появление автоматовучёным казалось что они могут искусственно воссоздать жизнь.

В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались к трудам Аристотеля, к догматике, к библии. В 17 же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования

Основными чертами психологии в 17 -19 веке становятся:

- представление о живом теле (в том числе о человеке) как о механистической системе, которая не нуждается в душе (бритва оккама - стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего)

- уточнение предмета психологии, которая становилась наукой о сознании

- основные проблемы, которые изучала психология: проблема познания, содержание и функции сознания, а также страстях и аффектах – как одних из регуляторов поведения человека, что, несомненно приводило к включению в предмет психологии поведения и движущих сил.

-оформление двух основных концепций познания: рационализма и сенсуализма.

- встаёт проблема соотношения физического и психического

- опыт – становится основным методом изучения природы, в том числе и человека.

2 противоположных течения: эмпиризм и рационализм

Ф. Бэкон — основатель эмпиризма..

Основные идеи:   «Новый Органон». – книга. Эмпиризм Бэкона, в отличии от сенсуализма (чувственное познание) предполагал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте.(самое главное в эмпиризме).  Задача науки – это покорение природы и усовершенствование человека.

Основным методом познания является  научная индукция. Выявил правила перехода от частного к общему. Т.е. новое знание получается в ходе систематизации старого, эксперимента.

Знание нельзя получить в готовом виде, для более объективного познания необходимо преодоление идолов (или призраков) – заблуждений человеческого ума:

- идолы рода (недостатки органов чувств)

- идолы пещеры (субъективность познания)

- идолы рынка (использование слов не адекватных реальности)

- идолы театра (преклонение перед ложными авторитетами)

 Психика, по мнению Бэкона также подвластна подлинному научному изучению.

В учении о душе Бэкон придерживается концепции двойственной истины:

- божественная

- научная, философская.

Душа имеет двойственную природу:

1) Душа боговдохновенная (разумная, рациональная)- изучает теология

2) Душа чувственная (созданная) – изучают психология и философия

Чувственная душа общая у человека и животных, но у человека она – орган мыслящей души.

 Таким образом, психология должна изучать способности души: разум, воображение, память, волю, влечения, эффекты, а также произвольные движения, раздражимость и ощущения. Бэкон начинает этап развития психологии как НАУКИ О СОЗНАНИИ + введение эксперимента

Рационализм в психологии Нового времени.

Основные идеи:

Декарт считал, что существуют две самостоятельные субстанции: душа и тело (ДУАЛИЗМ).

Атрибуты души и тела: Основное свойство души - мышление. Основное свойство тела – протяжение, распространённость. Рационалистическая теория познания: в отличие от сенсуализма, рационализм основан на приоритете разума перед ощущением, так как чувства нас обманывают (то есть можно ошибиться в цвете, в запахе), то ИМЕННО РАЗУМ ДАЁТ ИСТИННЫЕ ЗНАНИЯ.

Чувства и опыт - основной источник ошибок и заблуждений. В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Отсюда вывод Декарта: « я мыслю; следовательно, существую». То есть, единственное что не может быть подвергунто сомнению – это наша мысль, отсюда и есть рационалистическая концепция.

Рефлекторная теория: В отличие от человека животные лишены души – все физиологические процессы Декарт объяснял телесными функциями. В результате Декарт приходит к объяснению движения живых тел с помощью рефлекса. Термин рефлекс не использует, но он описал основные компоненты рефлекторной дуги: Воздействие -> чувства -> мозг -> нервы -> мышцы - > ДВИЖЕНИЕ.

Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты, - относились Декартом к чисто телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода)

Теория эмоций Р. Декарта: учение о страстях души. Страсти, согласно Декарту, - не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души", возникающие тогда, когда мозг сотрясают "животные духи", которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти возникают в результате воздействия на организм объекта и являются переживаниями движения "животных духов". Это не только мышечные реакции (рефлексы), по и различные психические состояния, которые производятся телом, а не душой.

Страсти подразделяются на 3 группы:

1. Чисто физиологические - от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).

2. Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом - это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.

3. Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них - щедрость).

ВЫВОДЫ:

Декарт явился  1. создателем рефлекторного учения. 2. Он отверг душу как силу, организующую поведение и управляющую им, открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. 3. В то же время психическое рассматривалось им как непосредственно переживаемое и осознаваемое субъектом; таким образом утверждалось рационалистическое, интроспективное понимание предмета и метода психологии. Психология определялась как наука о сознании. 4. Декарт - сторонник дуализма, противопоставивший душу и тело как две независимые, автономно существующие субстанции.

Учение Б. Спинозы

Основные идеи: Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии.

Считал что опытное знание = мнение, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. Достоверное знание достигается на основе логического мышления и выступает в форме "общих понятий". К нему он относит, в первую очередь, математические понятия. (ЭТО И ЕСТЬ СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ, ТО ЕСТЬ ОПЫТ ЕСТЬ НО ВСЁ ЖЕ ОН ОШИБОЧЕН -ОСНОВНОЕ  ЭТО ИНТУИЦИЯ, РАЗУМ)

Сущность человеческой души – познание.

Выделял три вида идей:

1. мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте (не истинны, субъективны)

2. рассудок или разум – знания, на основе умозаключений (общие понятия – точные и ясные)

3. интуитивное знание – истинное, объективное (содержаться в разуме и открываются интуитивно)

Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции (преодоление дуализма Декарт) – Бога или Природы. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов (неотъемлемых, качественно определенных свойств), модусы (вещи природы, выражающие состояния субстанции, ее фрагменты) конечны, пребывают в движении. Человек – один из модусов, компонент природы.

Человеческому разуму открыты только два основных атрибута природы - протяженность (тело) и мышление (душа). Таким образом, душа и тело – свойства единой неделимой субстанции. (ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, это и есть монизм)

Теория аффектов (страстей): Аффекты – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. (Таким образом, аффекты стали рассматриваться – как естественные побудители человеческого поведения). РАНЬШЕ – С АФФЕКТАМИ НАДО БЫЛО БОРОТЬСЯ, ТЕПЕРЬ ОНИ ИМЕЮТ + ЗНАЧЕНИЕ

Аффект вызывается взаимодействием с окружающем миром – поведение человека жёстко детерминировано внешними причинами (человек раб своей природы) – истоки бихевиоризма.

Три главных аффекта:

1. Влечения (желание) – проявление сущности человеческой природы и стремление к самосохранению.

2. Аффект удовольствия (радость) – увеличивает способность тела к действию

3. Аффект неудовольствия (печаль) – уменьшает способность тела к действию.

  Других аффектов Спиноза не признавал.

Спиноза отрицал свободу воли (ЧЕЛОВЕК НЕ СВОбОДЕН - ОН ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, НА НЕГО ДЕЙСТВУЕТ ОКР МИР). Спиноза считал, что нужно следовать согласно разуму на основе своей природы –> а именно стремиться к аффекту удовольствия («всё полезное дозволено»).

Таким образом, 3 основных положения:

1. единая субстанция (Бог, природа), 2. рационализм – вера в то, что истину можно познать силой человеческого мышления. 3. распространение механистических принципов на духовные явления и страсти-> отрицание свободы воли. Эти положения сыграли важную роль в становлении психологи эмоций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8374. Велика Китайська стіна 24.5 KB
  Велика Китайська стіна - символ Китаю, одна із найграндіозніших споруд усіх часів і народів. Стіна починається недалеко від Ляодунської затоки і проходить по горах через Північний Китай і пустелю Гобі, довжина стіни зі сходу на захід - 6700 км....
8375. Первый властелин единого Китая 72 KB
  Первый властелин единого Китая 1. Вопросы для повторения. Определите словесно с помощью корты местоположение Китая. Докажите, что в Китае были все необходимые условия для занятия земледелием? Какие трудности приходилось преодолевать китай...
8376. Книгораспространение в Китае 26.27 KB
  Книгораспространение в Китае Книжное дело в Китае занимает одну из ведущих позиций на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения конъюнктуры рынка информационных технологий. Ве...
8377. Происхождение и история китайской письменности 73.5 KB
  Происхождение и история китайской письменности Место письменности в истории китайского языка Письменность является выразителем языка. Древние люди письменность и язык ставили на одну доску. Изменение звука речи они ошибочно принимали за изменение пр...
8378. Периодизация истории китайского языка 38 KB
  Периодизация истории китайского языка Количественные и качественные факторы языковых изменений Значение периодизации истории китайского языка заключается в том, что она ставит своей целью ещё более чётко выявить нить исторического развития языка, ещ...
8379. Тайцзи цюань - китайская традиционная гармонизирующая гимнастика 63.5 KB
  Тайцзи цюань - китайская традиционная гармонизирующая гимнастика, позволяющая достичь гармонии между телом, разумом и энергией вселенной. Это эффективное средство лечения болезней, укрепления здоровья, профилактики заболеваний и до...
8380. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект 89.5 KB
  Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект О гендерном аспекте литературоведения. Фактически под гендерными литературоведческими исследованиями порой понимается изучение женского творчества, произведений женщин-писательниц, особенно, лите...
8381. Политическое и государственное устройство Китая. Собрание статей 157 KB
  Статья 1. Система государственного управления Согласно Конституции КНР в Китае на центральном уровне имеются шесть властных структур: Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет, Председатель КНР, Государственный Совет, Це...
8382. Религии и культы Древнего Китая 83 KB
  Религии и культы Древнего Китая Введение Актуальность и научная значимость исследования религий и культов Древнего Китая обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия религий и культов. Это объясняется тем, что наст...