28849

Особенности психологических воззрений в новое время

Доклад

Психология и эзотерика

встаёт проблема соотношения физического и психического опыт становится основным методом изучения природы в том числе и человека. Задача науки это покорение природы и усовершенствование человека. Он отверг душу как силу организующую поведение и управляющую им открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. интуитивное знание истинное объективное содержаться в разуме и открываются интуитивно Спиноза утверждал существование единой неделимой и вечной субстанции преодоление дуализма Декарт Бога или Природы.

Русский

2013-08-20

55 KB

10 чел.

4. Особенности психологических воззрений в новое время

Вся Европа 17 века была пропитана духом механицизма:  разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений. Часовой механизм, названный одним из историков «матерью всех машин», оказал наибольшее влияние на умы.

Базовой идеей культуры 17 века – философии и психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. (ФИЗИКА НЬЮТОНА)

Наблюдение и эксперимент, и точные количественные методы стали неотъемлемыми чертами науки. Благодаря метафоре мира как часов появилась идея детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. 

Появление автоматовучёным казалось что они могут искусственно воссоздать жизнь.

В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались к трудам Аристотеля, к догматике, к библии. В 17 же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования

Основными чертами психологии в 17 -19 веке становятся:

- представление о живом теле (в том числе о человеке) как о механистической системе, которая не нуждается в душе (бритва оккама - стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего)

- уточнение предмета психологии, которая становилась наукой о сознании

- основные проблемы, которые изучала психология: проблема познания, содержание и функции сознания, а также страстях и аффектах – как одних из регуляторов поведения человека, что, несомненно приводило к включению в предмет психологии поведения и движущих сил.

-оформление двух основных концепций познания: рационализма и сенсуализма.

- встаёт проблема соотношения физического и психического

- опыт – становится основным методом изучения природы, в том числе и человека.

2 противоположных течения: эмпиризм и рационализм

Ф. Бэкон — основатель эмпиризма..

Основные идеи:   «Новый Органон». – книга. Эмпиризм Бэкона, в отличии от сенсуализма (чувственное познание) предполагал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте.(самое главное в эмпиризме).  Задача науки – это покорение природы и усовершенствование человека.

Основным методом познания является  научная индукция. Выявил правила перехода от частного к общему. Т.е. новое знание получается в ходе систематизации старого, эксперимента.

Знание нельзя получить в готовом виде, для более объективного познания необходимо преодоление идолов (или призраков) – заблуждений человеческого ума:

- идолы рода (недостатки органов чувств)

- идолы пещеры (субъективность познания)

- идолы рынка (использование слов не адекватных реальности)

- идолы театра (преклонение перед ложными авторитетами)

 Психика, по мнению Бэкона также подвластна подлинному научному изучению.

В учении о душе Бэкон придерживается концепции двойственной истины:

- божественная

- научная, философская.

Душа имеет двойственную природу:

1) Душа боговдохновенная (разумная, рациональная)- изучает теология

2) Душа чувственная (созданная) – изучают психология и философия

Чувственная душа общая у человека и животных, но у человека она – орган мыслящей души.

 Таким образом, психология должна изучать способности души: разум, воображение, память, волю, влечения, эффекты, а также произвольные движения, раздражимость и ощущения. Бэкон начинает этап развития психологии как НАУКИ О СОЗНАНИИ + введение эксперимента

Рационализм в психологии Нового времени.

Основные идеи:

Декарт считал, что существуют две самостоятельные субстанции: душа и тело (ДУАЛИЗМ).

Атрибуты души и тела: Основное свойство души - мышление. Основное свойство тела – протяжение, распространённость. Рационалистическая теория познания: в отличие от сенсуализма, рационализм основан на приоритете разума перед ощущением, так как чувства нас обманывают (то есть можно ошибиться в цвете, в запахе), то ИМЕННО РАЗУМ ДАЁТ ИСТИННЫЕ ЗНАНИЯ.

Чувства и опыт - основной источник ошибок и заблуждений. В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Отсюда вывод Декарта: « я мыслю; следовательно, существую». То есть, единственное что не может быть подвергунто сомнению – это наша мысль, отсюда и есть рационалистическая концепция.

Рефлекторная теория: В отличие от человека животные лишены души – все физиологические процессы Декарт объяснял телесными функциями. В результате Декарт приходит к объяснению движения живых тел с помощью рефлекса. Термин рефлекс не использует, но он описал основные компоненты рефлекторной дуги: Воздействие -> чувства -> мозг -> нервы -> мышцы - > ДВИЖЕНИЕ.

Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты, - относились Декартом к чисто телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода)

Теория эмоций Р. Декарта: учение о страстях души. Страсти, согласно Декарту, - не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души", возникающие тогда, когда мозг сотрясают "животные духи", которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти возникают в результате воздействия на организм объекта и являются переживаниями движения "животных духов". Это не только мышечные реакции (рефлексы), по и различные психические состояния, которые производятся телом, а не душой.

Страсти подразделяются на 3 группы:

1. Чисто физиологические - от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).

2. Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом - это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.

3. Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них - щедрость).

ВЫВОДЫ:

Декарт явился  1. создателем рефлекторного учения. 2. Он отверг душу как силу, организующую поведение и управляющую им, открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. 3. В то же время психическое рассматривалось им как непосредственно переживаемое и осознаваемое субъектом; таким образом утверждалось рационалистическое, интроспективное понимание предмета и метода психологии. Психология определялась как наука о сознании. 4. Декарт - сторонник дуализма, противопоставивший душу и тело как две независимые, автономно существующие субстанции.

Учение Б. Спинозы

Основные идеи: Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии.

Считал что опытное знание = мнение, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. Достоверное знание достигается на основе логического мышления и выступает в форме "общих понятий". К нему он относит, в первую очередь, математические понятия. (ЭТО И ЕСТЬ СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ, ТО ЕСТЬ ОПЫТ ЕСТЬ НО ВСЁ ЖЕ ОН ОШИБОЧЕН -ОСНОВНОЕ  ЭТО ИНТУИЦИЯ, РАЗУМ)

Сущность человеческой души – познание.

Выделял три вида идей:

1. мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте (не истинны, субъективны)

2. рассудок или разум – знания, на основе умозаключений (общие понятия – точные и ясные)

3. интуитивное знание – истинное, объективное (содержаться в разуме и открываются интуитивно)

Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции (преодоление дуализма Декарт) – Бога или Природы. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов (неотъемлемых, качественно определенных свойств), модусы (вещи природы, выражающие состояния субстанции, ее фрагменты) конечны, пребывают в движении. Человек – один из модусов, компонент природы.

Человеческому разуму открыты только два основных атрибута природы - протяженность (тело) и мышление (душа). Таким образом, душа и тело – свойства единой неделимой субстанции. (ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, это и есть монизм)

Теория аффектов (страстей): Аффекты – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. (Таким образом, аффекты стали рассматриваться – как естественные побудители человеческого поведения). РАНЬШЕ – С АФФЕКТАМИ НАДО БЫЛО БОРОТЬСЯ, ТЕПЕРЬ ОНИ ИМЕЮТ + ЗНАЧЕНИЕ

Аффект вызывается взаимодействием с окружающем миром – поведение человека жёстко детерминировано внешними причинами (человек раб своей природы) – истоки бихевиоризма.

Три главных аффекта:

1. Влечения (желание) – проявление сущности человеческой природы и стремление к самосохранению.

2. Аффект удовольствия (радость) – увеличивает способность тела к действию

3. Аффект неудовольствия (печаль) – уменьшает способность тела к действию.

  Других аффектов Спиноза не признавал.

Спиноза отрицал свободу воли (ЧЕЛОВЕК НЕ СВОбОДЕН - ОН ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, НА НЕГО ДЕЙСТВУЕТ ОКР МИР). Спиноза считал, что нужно следовать согласно разуму на основе своей природы –> а именно стремиться к аффекту удовольствия («всё полезное дозволено»).

Таким образом, 3 основных положения:

1. единая субстанция (Бог, природа), 2. рационализм – вера в то, что истину можно познать силой человеческого мышления. 3. распространение механистических принципов на духовные явления и страсти-> отрицание свободы воли. Эти положения сыграли важную роль в становлении психологи эмоций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10416. Группы давления и группы интересов в политике 29 KB
  Группы давления и группы интересов в политике. Понятие группы давления пришло из американской политологии. Группы давления это не политические партии. Последние преследуют цель осуществления власти Первые ограничиваются оказанием влияния на власть стремлением по
10417. Национальная политика в России 34.5 KB
  Национальная политика в России. Задача современной национальной политики достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того что Россия это единое многонацио...
10418. Понятие Политическая культура 31 KB
  Понятие Политическая культура. Политическая культура неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества его классов социальных групп трудовых коллективов индивидуумов уровень их
10419. Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры 32 KB
  Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры. Тема политическая культура занимает особое место в курсе политологии. Она посвящена проблемам взаимоотношений власти и личности политического поведения субъектов политики. Политическая ку...
10420. Политическое управление и политические процессы в обществе 37 KB
  Политическое управление и политические процессы в обществе. Существует множество интерпретаций понятия политический процесс Но по существу все они признают что политический процесс раскрывает движение динамику эволюцию политической системы Он представляет собо
10421. Политические решения. Общие понятия и отличия от других решений 33.5 KB
  Политические решения. Общие понятия и отличия от других решений. Понятие решение определяет выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Альтернатива же в свою очередь является одним из вариантов действия исключающим возможность реали
10422. Современные формы национально-государственного устройства 39.5 KB
  Современные формы национально-государственного устройства. Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности воплощения в государственном устройстве р...
10423. Проблемы формирования политической культуры общества 30 KB
  Проблемы формирования политической культуры общества. Весьма актуальной для любой политической системы является проблема формирования политической культуры общества. Особенно важным является охват всех структур общества и его политической элиты всех уровней призв...
10424. Существующие варианты управления конфликтами, их формы 26.5 KB
  Существующие варианты управления конфликтами их формы. Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании политических конфликтов. Этими проблемами занимается самостоятельная отрасль знаний конфликтология. Один из важнейших ее р...