2885

Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа

Контрольная

Биология и генетика

Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа Почему же закономерности наследования, выявленные Менделем, не были приняты к рассмотрению научным сообществом того времени, хотя его работа с 1865 по 1900 год цитировалась не менее...

Русский

2012-10-21

42 KB

49 чел.

Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа

Почему же закономерности наследования, выявленные Менделем, не были приняты к рассмотрению научным сообществом того времени, хотя его работа с 1865 по 1900 год цитировалась не менее 6 раз, в том числе и в Британской энциклопедии за 1881-1885 гг. в статье о «гибридизме»?

Биология того времени не была готова к восприятию его идей. За последующие после 1865 года 35 лет сформировалась и развилась клеточная теория, в общих чертах было выяснено поведение хромосом в митозе и мейозе и при оплодотворении у растений и животных, установлено постоянство хромосомных наборов. Возникла ядерная гипотеза наследственности. Все эти открытия подготовили умы к восприятию основных законов, сформулированных Менделем.

У Г. Менделя были предшественники, которые наблюдали особенности наследования признаков у живых организмов: факты доминирования, расщепления признаков родителей в потомстве (О. Сажре, И.Г. Кельрейтер, Т.Э. Найт, Ш. Ноден, Дж. Госс), но ни один из них даже не пытался проанализировать свои результаты количественно, их опыты не отличались той глубокой продуманностью и целенаправленностью, которые были характерны для исследований Менделя.

Г. Мендель в основу изучения наследственности положил новые принципы.

Во-первых, он анализировал наследование отдельных признаков, а не растения в целом и впервые обратил внимание, что признак может находиться в нескольких альтернативных состояниях. Например: признак – цвет цветка, альтернативные состояния – красный и белый.

Во-вторых, разработал совершенно новый для тех лет метод скрещиваний. Очень простой на первый взгляд, но требующий особой сосредоточенности и тщательности выполнения. Это гибридологический метод.

Схема скрещивания:

1 этап – выбор партнеров по альтернативным признакам с предварительной проверкой на чистосортность или чистопородность (чёткое наследование признака в течение 2-3 поколений). Красный и белый цветок, зеленая или жёлтая горошина.

2 этап – скрещивание родительских форм.

3 этап – получение потомства первого поколения и анализ наследования признака (признаков).

4 этап – получение потомства второго поколения путем скрещивания потомков первого поколения (или самоопыления).

В опытах Менделя первое поколение всегда было единообразным, причём наследовался признак только одного из родителей. Этот признак Мендель назвал господствующим, или доминирующим (лат. dominans – господствование). Во втором поколении происходило расщепление признаков. Признак, который, наряду с доминантным, появлялся во втором поколении, Мендель назвал рецессивным (лат. recessus – отступление).

В-третьих, исходя из полученных результатов, Мендель сделал основополагающий вывод: наследуются не сами признаки, а некие наследственные факторы (гены, в современной интерпретации), определяющие те или иные признаки (рецессивный признак никуда не исчезает, т.к. обнаруживается во втором поколении). Наследственные факторы могут быть двух типов: доминантные и рецессивные. Гибриды (потомство) сочетают в себе и доминантный и рецессивный факторы, а чистые линии (родители) либо два доминантных, либо два рецессивных фактора.

Каждый живой организм содержит по два наследственных задатка по любому признаку. Значит, гаметы (половые клетки) должны нести по одному наследственному задатку из пары. Наследственные факторы в зиготе, а, следовательно, и у взрослого организма парные. Наследственный вклад матери и отца равнозначен. В течение всей жизни задатки не смешиваются друг с другом. При образовании гамет они разделяются, и парность их вновь восстанавливается при оплодотворении.

В-четвёртых, Мендель сам придумал буквенное обозначение схемы гибридологического скрещивания.

Доминантный фактор – прописные латинские (А, В…)

Рецессивный – строчные (а, b…)

Родительские формы – Р (parenta), ГаметыG 

ПотомствоF (filii) (F1, F2 – индексы обозначают поколения)

Скрещивание – ×, Женский организм♀, Мужской организм

В-пятых, впервые был использован количественный учёт расщеплений, введены в биологию математические методы статистической обработки результатов. Мендель проводил анализ всего полученного потомства, а не отдельной его части. И получил расщепление во втором поколении в соотношении 3:1 (доминантные к рецессивным).

Именно эти заключения легли в основу теории современной генетики

Основные понятия генетики

Ген – это элементарная структурная единица наследственности, определяющая развитие отдельного признака или свойства организма; с точки зрения молекулярного строения, определённая нуклеотидная последовательность в ДНК или РНК со строго специфическими свойствами.

Признаки существуют в двух или нескольких альтернативных формах. Окраска: белая, красная, поверхность семядолей – гладкая морщинистая. А, значит, и ген, определяющий данный признак будет существовать в двух или нескольких альтернативных состояниях. Каждая из этих форм называется аллелью. Различные аллели одного гены обычно распознаются визуально.

Гены располагаются в ДНК (или РНК), у большинства живых организмов ДНК вместе с сопутствующими белками образует хромосомы. Хромосомы находятся в парах, разные пары отличаются своим строением, размером, окраской, числом генов. Парные хромосомы называют гомологичными (одинаковыми, похожими), а у каждого гена есть определённое место в структуре хромосом – это локус.

Организм, содержащий две одинаковые аллели в данном локусе гомологичных хромосом, называется гомозиготой, разные аллели – гетерозиготой по данному признаку. Организм может быть гомозиготным по доминантному признаку – АА, или гомозиготным по рецессивному признаку – аа.

Гены, расположенные в гомологичных хромосомах (парных) в одинаковых локусах, коньюгирующие при мейозе и детерминирующие одни и те же признаки, называются аллельными.

Генотип – совокупность генов данного организма.

Фенотип – совокупность признаков и свойств, которые формируются в результате взаимодействия генотипа и факторов внешней среды.

Геном – совокупность генов, локализованных в одиночном (гаплоидном) наборе хромосом. В гаметах диплоидных организмов, а также в клетках гаплоидных организмов содержится один геном; в соматических клетках диплоидных организмов — два генома. С увеличением степени плоидности клеток растет число геномов. При оплодотворении происходит объединение геномов отцовских и материнских гамет.

Кариотип – совокупность хромосом соматической клетки определённого числа, формы и размера, типичного для данного вида.

Моногибридное скрещивание – это скрещивание, в котором родительские формы различаются по аллелям одного гена. Скрещивание, при котором родительские организмы будут отличаться по аллелям двух, трёх или многих генов, называются ди-, три- и полигибридными.

Гибрид – потомок скрещивания между двумя генетически неоднородными организмами.

Законы Г. Менделя

1-й закон Менделя – закон единообразия первого поколения,

 или закон доминирования.

При скрещивании особей чистых линий, т.е. гомозигот по альтернативным аллелям одного гена, все первое поколение оказывается единообразным с проявлением только доминантного признака.

Справедлив для любого количества признаков.

2-й закон Менделя – закон расщепления.

У гибридных форм гены, определяющие альтернативные проявления признака, при формировании гамет расходятся в разные гаметы. Поэтому во втором поколении происходит расщепление признаков (появление признаков обоих родителей) в определённом количественном соотношении. При моногибридном скрещивании: 3:1 – по фенотипу, 1:2:1 – по генотипу; при дигибридном: 9:3:3:1 – по фенотипу, 1:2:1:2:4:2:1:2:1 – по генотипу.

3-й закон Менделя – закон независимого наследования признаков.

При ди- и полигибридном скрещивании каждый признак наследуется самостоятельно, не зависимо от других, расщепляясь в соотношении 3:1 и давая при этом различные комбинации с другими признаками.

Правило чистоты гамет:

Альтернативные гены в гибридном организме не смешиваются, не сливаются, не теряют своей индивидуальности. Гамета «чиста», т. к. в норме несёт либо доминантную, либо рецессивную аллель данного гена в силу своей гаплоидности.

Менделирующие признаки – признаки, проявление которых определяется деятельностью одного гена. Есть признаки, которые детерминируются деятельностью сразу нескольких генов.

1 ген – 1 фен

несколько генов – 1 фен


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36081. Формування і тенденції розвитку потенціалу підприємства 251 KB
  Методичні засади формування потенціалу підприємства.Формування ПП тісно повязане з властивостями всієї економічної системи: складність потенціал підприємства це сукупність елементів які знаходяться в взаємодії і утворюють єдине ціле що знаходиться у динамічному стані тобто вона не є механічною сумою елементів; структурність ПП побудова з певною ієрархічністю яка відображає зміст і співвідношення складових та визначає її цінність; адаптивність ПП може імпульсивно реагувати на зміни внутрішнього і зовнішнього середовища; ...
36082. Оцінювання маркетингового потенціалу підприємства на основі діагностики внутрішнього і зовнішнього середовища 219.5 KB
  Оцінювання ефективності товарних стратегій підприємства. Оцінювання інвестиційних можливостей у процесі планування прибутку підприємства. Оцінювання перспектив зростання підприємства на основі портфельного аналізу.
36083. Оцінювання інноваційного потенціалу підприємства 58 KB
  Фактори сприятливості до нововведень. Сприйняття нововведень персоналом. Властивості нововведень та їх вплив на потенціал інновацій. Реалізація мотиваційного механізму розвитку виробництва пов`язана з необхідністю вирішення таких проблем: впровадження мотивів нововведень у виробництво під впливом внутрішніх і зовнішніх факторів виробництва; сприйняття інновацій виробничою системою; додавання мотиваційного механізму розвитку виробництва властивості самоорганізації під впливом НТП.
36084. Управління фінансовим капіталом підприємства 68.5 KB
  Поняття фінансового капіталу і його призначення. Джерела утворення фінансового капіталу. Вартість і структура фінансового капіталу оцінка його вартості. Оптимальна структура фінансового капіталу.
36085. Активізоване управління підприємства 249.5 KB
  Активізоване управління підприємства. План: Ознаки та чинники виникнення кризи на підприємстві; Аспекти банкрутства підприємства; Формування системи антикризового управління. З погляду управління кризове явище це негативне відхилення обєкта управління від певної мети або строків її досягнення. Реакція системи управління на кризу починається тоді коли підприємство стає банкрутом.
36086. Характеристика елементів потенціалу підприємства 491 KB
  2011 Літературні джерела для вивчення курсу управління потенціалом підприємства: Должанський І. Потенціал підприємства: формування та оцінювання К. Економіка підприємства К.
36087. Безопасность жизнедеятельности Э.А. Арустамова 2.84 MB
  Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма..
36088. Господарське право: Курс лекцій 3.56 MB
  У пропонованому курсі лекцій на підставі аналізу нормативно-правових актів. Висвітлюються основні теми та інститути господарського права - як загальної частини (поняття господарського права, господарські правовідносини, господарське законодавство, субєкти господарських правовідносин, майнова основа господарювання
36089. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ 2.42 MB
  Плохова История педагогики: Учебник для системы послевузовского профессионального образования по специальности История и философии науки Под редакцией члена корреспондента РАО М. Предлагаемое издание составлено в соответствии с программой История и философия науки раздел История педагогики одобренной экспертными советами ВАК Министерства образования и науки РФ по педагогике и психологии и по истории и предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по педагогике. Она занята критической интерпретацией истории...