28850

Развитие эмпирической психологии в новое время

Доклад

Психология и эзотерика

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования Основными чертами психологии в 17 19 веке становятся: представление о живом теле в том числе о человеке как о механистической системе которая не нуждается в душе Вспомним принцип бритвы оккама который стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего уточнение предмета психологии которая становилась наукой о сознании основные проблемы которые изучала психология: проблема познания содержание и функции сознания а также страстях и аффектах – как одних из...

Русский

2013-08-20

64.5 KB

6 чел.

5. Развитие эмпирической психологии в новое время

(она из материализма)

Вся Европа 17 века была пропитана духом механицизма:  разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений. Часовой механизм, названный одним из историков «матерью всех машин», оказал наибольшее влияние на умы. Базовой идеей культуры 17 века – философии и психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. (ФИЗИКА НЬЮТОНА)/

Наблюдение и эксперимент, и точные количественные методы стали неотъемлемыми чертами науки. Благодаря метафоре мира как часов появилась идея детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. 

Появление автоматовучёным казалось что они могут искусственно воссоздать жизнь.

В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались к трудам Аристотеля, к догматике, к библии. В 17 же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования

Основными чертами психологии в 17 -19 веке становятся:

- представление о живом теле (в том числе о человеке) как о механистической системе, которая не нуждается в душе (Вспомним принцип бритвы оккама, который стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего)

- уточнение предмета психологии, которая становилась наукой о сознании

- основные проблемы, которые изучала психология: проблема познания, содержание и функции сознания, а также страстях и аффектах – как одних из регуляторов поведения человека, что, несомненно приводило к включению в предмет психологии поведения и движущих сил.

-оформление двух основных концепций познания: рационализма и сенсуализма.

- встаёт проблема соотношения физического и психического

- опыт – становится основным методом изучения природы, в том числе и человека.

Материалистическая концепция психики Т. Гоббса.

Основные идеи: Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма (понимал психику как материальную на основе механизма).

Психологические идеи:  категорически отвергает душу как особую сущность. Человек - телесное существо. Опровергается дуализм Декарта, наличие самостоятельной мыслящей субстанции. Все психические функции - проявление деятельности тела. 

Ощущение - итог воздействия движущегося объекта на чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует движением, и из него возникает образ или представление.  Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.

Благодаря Гоббсу окончательно оформляется сенсуализм: начало познания он видит в чувственном опыте, в ощущении, источник которого - материальный мир. Ощущение - момент перехода внешних движений во внутренние. Все другие психические явления производны от ощущений.  

По закону инерции из ощущений возникают представления ("ослабленные следы"), которые образуют цепи мыслей, следующие друг за другом в том же порядке, в каком появляются ощущения. По сути, речь идет об ассоциативных процессах. Гоббс провозглашает ассоциацию в качестве универсального закона психологии. При этом им выделялся только один вид ассоциаций - механическое сцепление психических элементов по смежности. Его по праву считают основоположником ассоцианизма.

Разум он определяет как продукт ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт.

 Гоббс отвергает свободу, доказывая, что движение и его последствия жестко все предопределяют - ДЕТЕРМИНИЗМ

Учение о сознании Дж. Локка.

Критика концепции врождённых идей (до него почти все говорили, что врождённые):  Локк считал, что все наши знания происходят из опыта. Его основной постулат гласит: «В сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». все знание исходит только из опыта.  Ум человека при рождении представляет собой tabula rasa - чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки.

Внешний мир – источник идей.  Доказательство отсутствия какого-либо врождённого знания он построил на данных этнографии, медицины и детской психологии (у разных народов разные языки, разные нормы морали, все знания даются ребёнку с большим трудом), СЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕТ НИЧЕГО ВРОЖДЁННОГО (Идеи продолжили французская социологическая школа – Леви-Брюлль и т.д.)

 Источники опыта: Внешний опыт: источник ощущения (пассивный процесс)- Знания  об окружающем мире, о свойствах предметов, простые чувственные впечатления.  – во Внутренний опыт: рефлексия (активный процесс) - О самом себе, о процессах познания, комбинация (обощение) простых чувственных впечатлений. (Простые чувственные впечатления -> Комбинация, обобщение чувственных впечатлений)

Ограниченность сенсуализма:

Локк считал, что внешний мир полностью не познаваем, в отличии от мира внутреннего. Так как субъективизм ощущений он отрицал, а его опыты показывали, что полной объективности в данных наших органов чувств нет. Следовательно, он приходит к идее первичных и вторичных качеств вещей:  Первичные качества- находятся в самих вещах, являются реальными их качествами, они объективны и не зависят от восприятия человека (плотность, движение, покой, размеры и форма предмета). Вторичные качества – не находятся в предметах, их возникновение связанно со спецификой органов чувств (цвет, запах, вкус).

Локк выделял третичные качества: Третичные качества – результат взаимодействия предметов (он назвал их «способностями» или «силами»). Например, способность солнца делать воск белым, способность огня делать свинец жидким.

Таким образом, Локк сделал вывод о частичной познаваемости внешнего мира. Все познать нельзя! Понятие способностей – у кого-то есть способность к физике, а у кого-то к литературе, все познать не смогут.

Характеристика психологических взглядов французских просветителей

МАТЕРИАЛИСТЫ:

Ж. Ламетри (автор книги Человек-машина). В  основу своей теории он положил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел.

1. Душа – материальна. Душа – существует, но она не отделима от тела. Раз тело – машина, то и человек представляет собой лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат.  Машина – материально детерминированная система. Единая субстанция (человек) – материя (обладает свойствами протяжения, мышления и движения).

2. Источник активности человека – потребности. Впервые ввел понятие – потребности.

2 вида: 1) биологические и 2) психологические – причина психической активности

3. Психика - Материя – способна мыслить  в силу своей организации. Психика  это продукт особым образом организованного тела. Все высшие психические функции – есть результат усложнения способности тела ощущать. Так как тело человека наиболее сложно устроено, то и психика его более сложная по сравнению с животными.

Основные выводы: Душа – материальна. Материя обладает свойствами мышления, протяжения и движения. вводит понятие потребности. психика – продукт особым образом организованного тела.

Э. Кондильяк:  Ведущая роль ощущений .Опыт человека основывается только на ощущении, отрицал рефлексию. Разум основывается на комплексе ощущений, которые чел перерабатывает и строит собственную картину мира. Вся психическая жизнь – есть преобразованные ощущения.

Метафора мраморной статуи: статуя не может выбирать, что ощущать, просто ощущает внешний мир, восприняла - ответила (единственная способность неодушевлённой статуи - ощущение). Например, память – это повтор ощущений, Внимание – резкое новое ощущение, Интеллект – сравнение ощущений,  Воля – приятное – неприятное. Чем дальше человек развивается, освобождается от чувств, они обобщаются с помощью мышления, появляются нравственные мысли, саморазвитие, самосознание.

ВЫВОД ЕЩЁ РАЗ: вся псих жизнь основана на ощущениях, в этом кстати материализм и заключается

Кабанис: дополнил исследования Ламетри и Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации человека, выдвинув идею о трех уровнях психической регуляции поведения. Изучая по заданию вопрос о возможности применения гильотины при казнях, он пришел к выводу о том, что после отсечения головы никакие ощущения возникнуть не могут. Те же движения, которые наблюдаются в этот момент, являются чисто рефлекторными.

Уровни психики:  1. Сознательный, 2. Полусознательный, 3. Рефлекторный.

У каждого из них имеется своя система органов регуляции, и все они взаимосвязаны.

Рассматривал  мозг как особый орган, специально предназначенный для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения.

Критика: физиологизация псих жизни, мысль – как физиологический акт

Гельвеций: Основа всех знаний – ощущение. Главный вопрос:  изучение природы и генезиса способностей. Среда – движущая сила развития

 Разводил понятия душа (врождённое свойство каждого живого существа) и дух: (приобретённое при жизни и обучении, определяется окружением).

То есть люди отличаются духом (у всех разные способности, мысли, понятия), а души (способность ощущать) у всех одинаковы. ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС О СПОСОБНОСТЯХ

Среди приобретённых качеств духа особое место занимают  способности – возможность хорошо или отлично выполнять определённую деятельность, приобретаются в ходе обучения.

И среди причин интеллектуального не равенства людей он выделял:
1. Случай – стечение обстоятельств, в которых человек находится и 2. Стремление к славе - стремления прославиться, сделать великие открытия.

Он считал, что движущей  силой развития способностей, являются страсти. Страсть — это продукт воспитания. Люди загораются страстью, если выполнение дел, на которые она направлена, создает им славу. Но жажда славы — это только замаскированная жажда наслаждений:

 Основные выводы: основа всех знаний ощущения, душа – врождённое свойство, дух – приобретенное, основное качество духа – способности, способности приобретаются в ходе обучения и воспитания.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ :

Д. Дидро в целом разделял взгляды Гельвеция.

Наследственность и среда имеют разное значение в развитии отдельного человека и общества. Если умственное состояние народа в целом определяется прежде всего социальной ситуацией, то на психику человека влияет и его биологическая природа, его телесная организация.

Случай только создает условия для развития конкретного человека, но от его индивидуальных способностей зависит, насколько он может воспользоваться этим случаем.

Ж.Руссо ( «Эмиль, или О воспитании») книга

Если Дидро и Гельвеции рассматривали просвещение, влияние общества как благо для человека, Руссо придерживался прямо противоположной точки зрения, - общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

Теория естественного человека – то есть в обучении и воспитании необходимо следовать естественному ходу развития Рб (удовлетворять потребности). Следовательно: необходимо исследовать индивидуальные способности

Исходя из этого он создал первую развернутую периодизацию психического развития и в какой период чему обучать:

1. Первый период - от рождения до двух лет, физическому развитию ребенка.

2. Второй период - от 2 до 12 лет - сенсорному развитию детей.

3. Целенаправленное обучение следует осуществлять в третий период - с 12 до 15 лет, когда ребенок может адекватно воспринять и усвоить предлагаемые знания.

4. В четвертом периоде - от 15 лет до совершеннолетия - как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жизненного опыта.

Значение эмпиризма Нового времени для дальнейшего развития психологии.

  1.  Окончательное освобождение от теологии
  2.  Господство опыта
  3.  Поднимаются проблемы Сб и Об, способностей, метода психологии, ведущим становится эксперимент
  4.  Движущая сила развития – среда
  5.  идеи просвещения и обучения.
  6.  систематизации и классификация предшествующих достижений науки

То есть всё это предпосылки возникновения псих как самостоятельной науки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62742. Истина и ее критерии, конспект лекций 18.18 KB
  Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным Почему Истина соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина незыблемые не меняющиеся со временем утверждения.
62743. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества 4.26 MB
  Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением...
62747. Изменение прилагательных по родам 1.74 MB
  Цели: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных роде; формировать представления о том что род прилагательного совпадает с родом существительного которому данное прилагательное относится...
62748. Закладка 17.43 KB
  Оборудования для учителя: этапы изготовления закладки. Возможно вы удивитесь но история закладки довольно древняя. Древнеегипетские писцы уже придумали прототип закладки они приклеивали на свитки кусочки папируса.
62749. Топливная промышленность 20 KB
  Учащиеся высказывают собственное мнение. Учащиеся самостоятельно составляют план и сопоставляют с планом на слайде. Своими вопросами учитель добивается того чтобы учащиеся смогли схематично составить структуру.
62750. Работа с бумагой. Складывание «Рыбки» 18.68 KB
  Цель урока: познакомить с искусством складывания бумаги оригами на примере выполнения рыбки. Задачи: а образовательные: формировать навыки сгибания складывания бумаги дать понятие оригами...