28850

Развитие эмпирической психологии в новое время

Доклад

Психология и эзотерика

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования Основными чертами психологии в 17 19 веке становятся: представление о живом теле в том числе о человеке как о механистической системе которая не нуждается в душе Вспомним принцип бритвы оккама который стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего уточнение предмета психологии которая становилась наукой о сознании основные проблемы которые изучала психология: проблема познания содержание и функции сознания а также страстях и аффектах – как одних из...

Русский

2013-08-20

64.5 KB

6 чел.

5. Развитие эмпирической психологии в новое время

(она из материализма)

Вся Европа 17 века была пропитана духом механицизма:  разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений. Часовой механизм, названный одним из историков «матерью всех машин», оказал наибольшее влияние на умы. Базовой идеей культуры 17 века – философии и психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. (ФИЗИКА НЬЮТОНА)/

Наблюдение и эксперимент, и точные количественные методы стали неотъемлемыми чертами науки. Благодаря метафоре мира как часов появилась идея детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. 

Появление автоматовучёным казалось что они могут искусственно воссоздать жизнь.

В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались к трудам Аристотеля, к догматике, к библии. В 17 же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Особенности развития психологии: предмет и метод исследования

Основными чертами психологии в 17 -19 веке становятся:

- представление о живом теле (в том числе о человеке) как о механистической системе, которая не нуждается в душе (Вспомним принцип бритвы оккама, который стал ведущим в психологии нового времени – ничего лишнего)

- уточнение предмета психологии, которая становилась наукой о сознании

- основные проблемы, которые изучала психология: проблема познания, содержание и функции сознания, а также страстях и аффектах – как одних из регуляторов поведения человека, что, несомненно приводило к включению в предмет психологии поведения и движущих сил.

-оформление двух основных концепций познания: рационализма и сенсуализма.

- встаёт проблема соотношения физического и психического

- опыт – становится основным методом изучения природы, в том числе и человека.

Материалистическая концепция психики Т. Гоббса.

Основные идеи: Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма (понимал психику как материальную на основе механизма).

Психологические идеи:  категорически отвергает душу как особую сущность. Человек - телесное существо. Опровергается дуализм Декарта, наличие самостоятельной мыслящей субстанции. Все психические функции - проявление деятельности тела. 

Ощущение - итог воздействия движущегося объекта на чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует движением, и из него возникает образ или представление.  Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.

Благодаря Гоббсу окончательно оформляется сенсуализм: начало познания он видит в чувственном опыте, в ощущении, источник которого - материальный мир. Ощущение - момент перехода внешних движений во внутренние. Все другие психические явления производны от ощущений.  

По закону инерции из ощущений возникают представления ("ослабленные следы"), которые образуют цепи мыслей, следующие друг за другом в том же порядке, в каком появляются ощущения. По сути, речь идет об ассоциативных процессах. Гоббс провозглашает ассоциацию в качестве универсального закона психологии. При этом им выделялся только один вид ассоциаций - механическое сцепление психических элементов по смежности. Его по праву считают основоположником ассоцианизма.

Разум он определяет как продукт ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт.

 Гоббс отвергает свободу, доказывая, что движение и его последствия жестко все предопределяют - ДЕТЕРМИНИЗМ

Учение о сознании Дж. Локка.

Критика концепции врождённых идей (до него почти все говорили, что врождённые):  Локк считал, что все наши знания происходят из опыта. Его основной постулат гласит: «В сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». все знание исходит только из опыта.  Ум человека при рождении представляет собой tabula rasa - чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки.

Внешний мир – источник идей.  Доказательство отсутствия какого-либо врождённого знания он построил на данных этнографии, медицины и детской психологии (у разных народов разные языки, разные нормы морали, все знания даются ребёнку с большим трудом), СЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕТ НИЧЕГО ВРОЖДЁННОГО (Идеи продолжили французская социологическая школа – Леви-Брюлль и т.д.)

 Источники опыта: Внешний опыт: источник ощущения (пассивный процесс)- Знания  об окружающем мире, о свойствах предметов, простые чувственные впечатления.  – во Внутренний опыт: рефлексия (активный процесс) - О самом себе, о процессах познания, комбинация (обощение) простых чувственных впечатлений. (Простые чувственные впечатления -> Комбинация, обобщение чувственных впечатлений)

Ограниченность сенсуализма:

Локк считал, что внешний мир полностью не познаваем, в отличии от мира внутреннего. Так как субъективизм ощущений он отрицал, а его опыты показывали, что полной объективности в данных наших органов чувств нет. Следовательно, он приходит к идее первичных и вторичных качеств вещей:  Первичные качества- находятся в самих вещах, являются реальными их качествами, они объективны и не зависят от восприятия человека (плотность, движение, покой, размеры и форма предмета). Вторичные качества – не находятся в предметах, их возникновение связанно со спецификой органов чувств (цвет, запах, вкус).

Локк выделял третичные качества: Третичные качества – результат взаимодействия предметов (он назвал их «способностями» или «силами»). Например, способность солнца делать воск белым, способность огня делать свинец жидким.

Таким образом, Локк сделал вывод о частичной познаваемости внешнего мира. Все познать нельзя! Понятие способностей – у кого-то есть способность к физике, а у кого-то к литературе, все познать не смогут.

Характеристика психологических взглядов французских просветителей

МАТЕРИАЛИСТЫ:

Ж. Ламетри (автор книги Человек-машина). В  основу своей теории он положил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел.

1. Душа – материальна. Душа – существует, но она не отделима от тела. Раз тело – машина, то и человек представляет собой лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат.  Машина – материально детерминированная система. Единая субстанция (человек) – материя (обладает свойствами протяжения, мышления и движения).

2. Источник активности человека – потребности. Впервые ввел понятие – потребности.

2 вида: 1) биологические и 2) психологические – причина психической активности

3. Психика - Материя – способна мыслить  в силу своей организации. Психика  это продукт особым образом организованного тела. Все высшие психические функции – есть результат усложнения способности тела ощущать. Так как тело человека наиболее сложно устроено, то и психика его более сложная по сравнению с животными.

Основные выводы: Душа – материальна. Материя обладает свойствами мышления, протяжения и движения. вводит понятие потребности. психика – продукт особым образом организованного тела.

Э. Кондильяк:  Ведущая роль ощущений .Опыт человека основывается только на ощущении, отрицал рефлексию. Разум основывается на комплексе ощущений, которые чел перерабатывает и строит собственную картину мира. Вся психическая жизнь – есть преобразованные ощущения.

Метафора мраморной статуи: статуя не может выбирать, что ощущать, просто ощущает внешний мир, восприняла - ответила (единственная способность неодушевлённой статуи - ощущение). Например, память – это повтор ощущений, Внимание – резкое новое ощущение, Интеллект – сравнение ощущений,  Воля – приятное – неприятное. Чем дальше человек развивается, освобождается от чувств, они обобщаются с помощью мышления, появляются нравственные мысли, саморазвитие, самосознание.

ВЫВОД ЕЩЁ РАЗ: вся псих жизнь основана на ощущениях, в этом кстати материализм и заключается

Кабанис: дополнил исследования Ламетри и Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации человека, выдвинув идею о трех уровнях психической регуляции поведения. Изучая по заданию вопрос о возможности применения гильотины при казнях, он пришел к выводу о том, что после отсечения головы никакие ощущения возникнуть не могут. Те же движения, которые наблюдаются в этот момент, являются чисто рефлекторными.

Уровни психики:  1. Сознательный, 2. Полусознательный, 3. Рефлекторный.

У каждого из них имеется своя система органов регуляции, и все они взаимосвязаны.

Рассматривал  мозг как особый орган, специально предназначенный для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения.

Критика: физиологизация псих жизни, мысль – как физиологический акт

Гельвеций: Основа всех знаний – ощущение. Главный вопрос:  изучение природы и генезиса способностей. Среда – движущая сила развития

 Разводил понятия душа (врождённое свойство каждого живого существа) и дух: (приобретённое при жизни и обучении, определяется окружением).

То есть люди отличаются духом (у всех разные способности, мысли, понятия), а души (способность ощущать) у всех одинаковы. ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС О СПОСОБНОСТЯХ

Среди приобретённых качеств духа особое место занимают  способности – возможность хорошо или отлично выполнять определённую деятельность, приобретаются в ходе обучения.

И среди причин интеллектуального не равенства людей он выделял:
1. Случай – стечение обстоятельств, в которых человек находится и 2. Стремление к славе - стремления прославиться, сделать великие открытия.

Он считал, что движущей  силой развития способностей, являются страсти. Страсть — это продукт воспитания. Люди загораются страстью, если выполнение дел, на которые она направлена, создает им славу. Но жажда славы — это только замаскированная жажда наслаждений:

 Основные выводы: основа всех знаний ощущения, душа – врождённое свойство, дух – приобретенное, основное качество духа – способности, способности приобретаются в ходе обучения и воспитания.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ :

Д. Дидро в целом разделял взгляды Гельвеция.

Наследственность и среда имеют разное значение в развитии отдельного человека и общества. Если умственное состояние народа в целом определяется прежде всего социальной ситуацией, то на психику человека влияет и его биологическая природа, его телесная организация.

Случай только создает условия для развития конкретного человека, но от его индивидуальных способностей зависит, насколько он может воспользоваться этим случаем.

Ж.Руссо ( «Эмиль, или О воспитании») книга

Если Дидро и Гельвеции рассматривали просвещение, влияние общества как благо для человека, Руссо придерживался прямо противоположной точки зрения, - общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

Теория естественного человека – то есть в обучении и воспитании необходимо следовать естественному ходу развития Рб (удовлетворять потребности). Следовательно: необходимо исследовать индивидуальные способности

Исходя из этого он создал первую развернутую периодизацию психического развития и в какой период чему обучать:

1. Первый период - от рождения до двух лет, физическому развитию ребенка.

2. Второй период - от 2 до 12 лет - сенсорному развитию детей.

3. Целенаправленное обучение следует осуществлять в третий период - с 12 до 15 лет, когда ребенок может адекватно воспринять и усвоить предлагаемые знания.

4. В четвертом периоде - от 15 лет до совершеннолетия - как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жизненного опыта.

Значение эмпиризма Нового времени для дальнейшего развития психологии.

  1.  Окончательное освобождение от теологии
  2.  Господство опыта
  3.  Поднимаются проблемы Сб и Об, способностей, метода психологии, ведущим становится эксперимент
  4.  Движущая сила развития – среда
  5.  идеи просвещения и обучения.
  6.  систематизации и классификация предшествующих достижений науки

То есть всё это предпосылки возникновения псих как самостоятельной науки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18275. МНОЖИНИ ТА ВІДНОШЕННЯ МІЖ НИМИ 101 KB
  Лекція 2 МНОЖИНИ ТА ВІДНОШЕННЯ МІЖ НИМИ Поняття множини. Скінченні і нескінченні множини. Способи задання множин. Порожня і одинична множини. Точкові множини. Геометрична фігура як множина точок. Плоскі і просторові геометричні фігури. Круги Ейлера. Рівн...
18276. ОПЕРАЦІЯ НАД МНОЖИНАМИ 256.5 KB
  Лекція 3 ОПЕРАЦІЯ НАД МНОЖИНАМИ Поняття про операції. Операції перерізу об’єднання доповнення підмножини до множини і доповнення. Зображення результатів операцій за допомогою кругів Ейлера. Закони операції над множинами. Число елементів у об’єднанні ...
18277. ВІДНОШЕННЯ МІЖ ЕЛЕМЕНТАМИ ДВОХ МНОЖИН 53 KB
  Лекція 4 ВІДНОШЕННЯ МІЖ ЕЛЕМЕНТАМИ ДВОХ МНОЖИН Відношення між елементами двох множин та його основні характеристики: області відправлення і прибуття; графи відношення області визначення і значення повні образи і прообрази елементів. Операції над відношення...
18278. ВІДНОШЕННЯ НА МНОЖИНІ 121.5 KB
  Лекція 5 ВІДНОШЕННЯ НА МНОЖИНІ Відношення на множині та його основні характеристики. Особливості графа відношення на множині. Способи задання відношень на множині. Основні властивості відношень на множині: рефлективність і антирефлексивність симетричність ...
18279. ФУНКЦІЇ ВІДОБРАЖЕННЯ 260.5 KB
  Лекція 6 ФУНКЦІЇ ВІДОБРАЖЕННЯ Поняття функції та її основні характеристики. Способи задання функцій. Відображення і їх види. Рівнопотужні множини. Потужність множини. Теорема про об’єднання рівно потужних множин. Питання на самостійне опрацю
18280. АЛГЕБРАЇЧНІ ОПЕРАЦІЇ І АЛГОРИТМИ 72.5 KB
  Лекція 7 АЛГЕБРАЇЧНІ ОПЕРАЦІЇ І АЛГОРИТМИ Бінарні алгебраїчні операції та їх основні характеристики. Асоціативний і комутативний закони операції. Дистрибутивні закони що пов’язують дві операції. Операція обернена даній. Питання на самостійне опр...
18281. ЛОГІКА ВИСЛОВЛЕНЬ 143.5 KB
  Лекція 8 ЛОГІКА ВИСЛОВЛЕНЬ Поняття про твердження. Математичні твердження та їх види. Висловлювання логічне значення висловлення. Логічні сталі. Прості і складні висловлення. Пропозиційні змінні. Операції заперечення кон’юнкції диз’юнкції та еквіва
18282. ЛОГІКА ПРЕДИКАТІВ 172.5 KB
  Лекція 9 ЛОГІКА ПРЕДИКАТІВ Поняття про зміну в математиці. Предикат висловлювальна форма та його основні характеристики. Тотожно істинні тотожно хибні і рівносильні предикати. Операції логіки висловлень над предикатами. Області істинності результат
18283. МІРКУВАННЯ ТА ПЕРЕВІРКА ЇХ ПРАВИЛЬНОСТІ 87.5 KB
  Лекція 10 МІРКУВАННЯ ТА ПЕРЕВІРКА ЇХ ПРАВИЛЬНОСТІ Поняття про міркування. Правильні і неправильні міркування. Перевірка правильності міркувань за допомогою кругів Ейлера або наведення контрприкладу. Теореми і їх будова. Твердження що пов’язані з даною те