28851

Психологические идеи Г. Лейбница

Доклад

Психология и эзотерика

Таким образом он не признавал учение Спинозы о единой субстанции душа и тело едины и говорил о существовании множества субстанций монад замкнутые нематериальные целостности духовная субстанция обладающая психической активностью то из чего состоит весь мир человек душа Основные свойства монады: восприятие перцепция и стремление Виды монад: 1. Лейбниц считал что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам хотя и действуют так что создается впечатление их взаимосвязи. Душа и тело...

Русский

2013-08-20

40.5 KB

135 чел.

6. Психологические идеи Г. Лейбница

Подход Г.В. Лейбница к решению психофизической проблемы, учение о монадах.

Идеи Р.Декарта, Т.Гоббса, Б.Спинозы были критически переработаны и синтезированы Г.Лейбницем. Лейбниц был талантливым изобретателем; он проектировал оптические приборы и гидравлические машины, работал над созданием «пневматического двигателя», изобрел первый интегрирующий механизм и уникальную для того времени счетную машину.

Основные идеи:

Мироздание – грандиозный механизм, первичными основами которого являются неделимые центры жизненных сил.  Таким образом, он не признавал учение Спинозы о единой субстанции (душа и тело едины) и говорил о существовании множества субстанций – монад (замкнутые нематериальные целостности) – духовная субстанция, обладающая психической активностью (то, из чего состоит весь мир, человек, душа…)

Основные свойства монады: - восприятие (перцепция) и  - стремление

Виды монад:

1. низшие – биологические функции, нет никаких представлений, они не мыслят, не ощущают (неживая, но активная материя - растения);

2. средние – представления (ощущения, восприятие), обладают смутными представлениями; ни одно восприятие у них не достигает уровня ясного сознания, а лишь доходит до памяти (растения и животные);

3. высшие - "монады-духи", обладающие ясным и отчетливым восприятием (человек);

4. наивысшие - Бог и ангелы, свободные от телесной оболочки и олицетворяющие абсолютную полноту, ясность и осознанность знаний.

Критиковал  взгляды Декарта о возможности воздействия души на тело. Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не законами природы, а божественной мудростью (предустановленная гармония - так Бог создал). Душа и тело совершают свою работу автоматически, в силу внутреннего устройства. Но так как они запущены в движение с большой точностью, складывается впечатление их зависимости друг от друга. Они подобны паре часов, которые в любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Впоследствии идея «предустановленной гармонии» получила в психологии название психофизический параллелизм.

Проблема познания, полемика Г.В. Лейбница с Дж. Локком, роль апперцепции в познании.

Теория познания Лейбница:

1. чувственное познание – данные органов чувств (цвет, запах, звук) – низшая ступень, смутные знания

2. чувственные и умопостигаемые понятия – строятся на основе обобщений данных органами чувств

3. умопостигаемые понятия – знания, которые выводятся из разума (область апперцепции) – метод познания рациональная интуиция. Бессознательную часть души можно также познать только интуицией.

Он критически оценивает односторонний эмпирический подход Локка, его вывод, что "нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве" и видоизменяет его: "Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума". Это означает, что душа "врождена сама себе", что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. им признается наличие априорных идей.

ПОЛЕМИКА С ЛОККОМ: Полемика Локка и Лейбница (несколько направлений):

1. Есть ли душа чистая доска, проблема способностей

Локк: Все знания исходят из опыта, ум при рождении чистая доска, Можно практически всему научить любого здорового человека, главное условие развитие психики – внешние условия.

Лейбниц:  душа "врождена сама себе", интеллект и его деятельность предшествуют опыту (разум уже заложен в человеке), говорил об изначальной индивидуальности души (душа – полотно, экран, который воспринимает изображение извне, но уже имеет некие складки – априорные идеи).

2. Роль активности души в восприятии воздействий внешнего мира

Локк: активность только при образовании сложных идей

Лейбниц: Существует внутренний принцип деятельности монад, направляющих их к новым стремлениям – активность сознания и при получении ощущений

3. Неосознаваемое восприятие

Локк: Невозможно запечатлеть в душе что либо без его опознавания

Лейбниц: Признавал наличие бессознательного (изучить можно с помощью интуиции)

Учение Г.В. Лейбница о структуре души, открытие бессознательного. Подход к решению проблемы свободы воли: активность как основная характеристика души. Проблема развития психики.

Лейбниц ввел понятие о бессознательной психике (Таким образом, расширилось представление о психическом, что оказало существенное влияние на дальнейшее развитие психологии). В сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий ('малых перцепций'). Животные, по мнению Лейбница, не являются простыми автоматами (разум им заменяют ассоциации)

Душа – это тоже монада, которая отличается более отчётливым восприятием и памятью. Человеческая душа – обладает апперцепцией (самосознанием) – высший уровень развития монад.

Монада - замкнута, значит на человека не может влиять внешнее окружение.  Уникальность и отличия монад делают человека  неповторимым. Каждый человек по-своему воспринимает мир, исходя из собственных представлений и опыта. То есть у всех разные картины мира.

Субъективность человеческого познания, по Лейбницу, является следствием активности и не противоречит объективности полученных знаний, следовательно мир познаваем.

В своей теории Лейбниц пытается показать динамику развития сознательной жизни из бессознательной посредством активности души.  Лейбниц выделил так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия. Интегрируясь, эти «малые восприятия», переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти. Таким образом, величайшей заслугой Лейбница в области развития психологического знания является разработка понятия о бессознательном.

(сначала есть малые перцепции, которые не осознаются, затем они накапливаются и переходят в сознание)

ТАКИМ ОБРАЗОМ,

В душе-монаде три области - ясного, отчетливого знания, смутного знания и бессознательного.

Значение учения Лейбница

Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в разработке многих проблем психологии. В них постулировалась активная природа психического, непрерывно развивающегося от одного уровня к другому; было показано сложное соотношение между сознанием и бессознательным в динамике психической жизни; зависимости этого опыта от предваряющих его задатков и перспектив их реализации в реальных обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислівями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...
75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов соловї наша мова співуча. Вірте не вірте Твердо я знаю: Мова це вірність рідному краю...
75008. Хімічна мозаїка, Сценарій з хімії 61 KB
  Ведуча: Вогонь у темряву ночей Приніс на землю Прометей. Ведуча доторкаючись до вогню: Я стверджую категорично: Реакція екзотермічна дує на палець. Ведуча звертається до кухаря: За сіль ви не забули друже Її відсутність не байдужа...
75009. Музыкальный тайник, внеклассное мероприятие для 7 класса 199 KB
  Мотивация интереса к непопулярным» музыкальным жанрам; пробуждение у учащихся заинтересованность в изучении предмета; активизация мыслительной и речевой деятельности; развитие музыкальной эрудиции, логического мышления; воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов в приобретении основы музыкально – исторических знаний, лидерских и коммуникативных качеств личности.
75010. Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе 59 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.
75011. Відкриття музею історії козацтва, виховний захід 193.08 KB
  Карабинівці понад двісті років. Визнала вона і знущання панів Карабінова та Мизгова, і лихоліття громадянської війни, і голодомор, і трагічні події Великої Вітчизняної війни та вистояла. Сьогодні Карабинівка - одне з найкращих сіл Павлоградщини...
75012. Веснянки, виховний захід 60 KB
  Янушкевич веснянка А вже весна з опери Зима і весна М.Лисенка Хор А вже весна з опери Зима і весна. Діалог Діти а якою ви собі уявляєте весну Та яка ж весна без квітів Які ви знаєте весняні квіти Але першою розпускається гілочка верби а її розквітлі бруньки як називаються Котики Чи бачили ви їх які вони...
75013. Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе 332.5 KB
  Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...