28852

Ассоциативная психология

Доклад

Психология и эзотерика

Ассоциативная психология Предпосылки развития ассоциативной психологии. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ универсальным законом психологии. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную независимую от философии науку имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Русский

2013-08-20

74 KB

62 чел.

7. Ассоциативная психология

Предпосылки развития ассоциативной психологии.

Первые законы ассоциаций разработал ещё Аристотель, который выделил три основных вида ассоциаций: по сходству, смежности и контрасту. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ  универсальным законом психологии. Сам термин ассоцианизм и ассоциация ввёл последователь Гоббса – Дж Локк.

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в 18 в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Предпосылки:

1. механика ньютона (процветала механика, физика – и психология детерминировала механикой, психика = набор элементов). 2. Влияние Спинозы сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; 3. влияние Локка - в учении о производности высших интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных; 4.  влияние Лейбница - в разделении психического и сознательного. 5. успехи медицины  и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. 6. В 18 веке психология начинает выделяться как самостоятельная наука, ослабевает влияние философии. 7. Появление объективного метода и экспериментальных исследований.

Общая хар-ка ассоциативной психологии:

1. Атомизм –в соответствии с картиной мира Ньютона, они воспринимали психику как набор элементов. Свою задачу видели в том, чтобы разложить психику на элементы.

2. Механицизм –тенденция объяснения сложных явлений через простые. Психика состоит из элементов, кот-е связаны между собой посредством ассоциаций.

3. Эмпиризм (сенсуализм) – большая роль опыта в познании.

В развитии ассоциативной психологии выделяют 3 этапа:

1. Зарождение 17 век –Гартли, Бэркли, Юм

2. Классический ассоцианизм: Браун, Мили и Гербарт

3. Кризис -19 век Бэн и Спенсер.

Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли.

Гартли – основатель ассоциативной психологии. Основные идеи: в основе концепции -  представление об опытном происхождении знаний и идеи механистической картины мира Ньютона.

1. Объяснение поведения на основе физических принципов. Идея Ньютона: одной из основных характеристик любого импульса в физическом мире являются его волновые свойства, вибрации.

«Вибрационная концепция чувствительности»: 2 круга вибрации, большой и малый.

Большой круг вибрации– регулирует поведение человека. Вибрация внешнего эфира -> вибрация органов чувств - > вибрация нервов -> малые колебания мозга - > вибрация мышц (рефлекс) -> сокращение и движение тела.

Вибрация большого круга оставляет следы в малом, которые являются основой памяти. Сила следов зависит от степени осознанности человеком этого следа – слабые следы вообще не осознаются (концепция бессознательного). Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни человека, включив  неё не только сознание, но и бессознательные процессы.

Малый круг вибрации – является основой психической жизни. Вибрация участков мозга в большом круге -> вибрация в белом веществе - > две вибрации одновременно -> образование связи между двумя очагами вибрации.

Если две различные вибрации происходят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга. Если будет вызвана одна из вибраций, вызывается и другая вибрация.

Отсюда вытекает следующие понимание ассоциации в концепции Гартли.

2. Теория ассоциаций: Ассоциации - пассивное отражением нервных связей в мозгу. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение, мышление.

Из идеи прижизненного формирования психики следуют идеи воспитания Д.Гартли:

3. Педагогические идеи Д.Гартли. Так как психика и поведение человека формируется прижизненно, то возможности воздействия на процесс психического развития ребёнка безграничны, оно зависит от материала для ассоциаций, который поставляют взрослые. Рефлекс подкрепленным положительным чувством более стойкий, а отрицательное чувство – помогает забыванию рефлекса.

Предмет психологии – сознание, содержание психики - Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии. Метод – интроспекция.

Идеалистическая традиция в ассоциативной психологии.

Д.Беркли: Основные идеи: (в основе идея Локка о ведущей роли ощущений в образовании понятий) - довёл до абсурда эмпиризм Локка.

- понятие о внутреннем опыте (родоначальник крайней формы субъективного идеализма) – «Быть значит быть в восприятии» - за независимые от сознания вещи люди принимают лишь комплекс внутренних ощущений (Н. закрываем глаза и нет предмета) - > не существует никаких качеств кроме испытываемых субъектом, то что почувствовали и восприняли – это и существует, остального нет - > нет внешних раздражителей.  Мира не существует, это мы так воспринимаем, придумали сами себе.

Идеи согласуются по законам ассоциаций, образуя комплексы иллюзорно принимаемых за материальные  объекты, - причина этих комплексов – дух. Дух – простая, неделимая, активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи (т.е психические образы)

- Не смотря на то, что познать мир невозможно, всё-таки есть истинность знания (почему все видят лист бумаги белым) даруется Богом (предопределённость).

- психология восприятия (исследовал случаи прозревших людей) (трёхмерный образ – результат соединения с помощью ассоциаций тактильных ощущений и изображения на сетчатке)- > не является врождённым.

- отношения между осязанием и зрительными ощущениями психологически связанны не причинными, а символически знаковыми отношениями (Н. огонь знак боли)

- Т.О. ощущения не дают нам истинных знаний о внешнем мире, но помогают выстраивать поведение

Предмет – сознание. Содержание психики - Ощущения, представления, чувства. Метод – интроспекция.

Развитие ассоциативной психологии в XIX веке. Теория Т. Брауна: закономерности приобретения опыта, виды ассоциаций.

Особенности: В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми учеными. В период развития естественных наук – математики, биологии, психологии не нашлось места, ей надо было пересмотреть предмет и методы изучения на объективные.

С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина (на смену механистическому детерминизму пришёл биологический детерминизм), которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. – толчок к экспериментальному методу в психологии

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов.

Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах

Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

«Ментальная механика» Дж. Милля - создал законченную систему ассоцианизма «ментальная физика (механика)» (те духовная)

- законы ассоциаций столь же непреложны как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам.

- элементы сознания – ощущения и их бледные копии – идеи -  > эти элементы складываются в комплексы с помощью ассоциаций (одновременных или последовательных) ТО ЕСТЬ ОДНА ОСНОВА ПСИХИКИ – ОЩУЩЕНИЕ, и один ЗАКОН- АССОЦИАЦИИ

- мышление – механистическое сцепление элементов – последовательные ассоциации между условием и решением.

- > педагогические идеи:  обучал с помощью постоянно повторения и упражнения своего сына Джона Стюарта Милля- > показал преимущество раннего обучения, но заучивание без смысла (натаскивание эффективно, без осознания)

«Ментальная химия» Дж.С. Милля, задачи психологии

Джон Стюарт Милль заменил «ментальную физику на «ментальную химию»: Т.Е. благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, этот продукт способен приобрести качества, которые отсутствуют у его исходных элементов- > возможность объяснения творческого мышления (ПО АНАЛОГИИ С ХИМИЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ОЩУЩЕНИЙ МОЖЕТ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ПРОДУКТ)

- 3 главных закона ассоциаций:  1) сходства, 2) смежности (одновременно или при смене одного впечатления другим) 3) интенсивности (сила впечатления делает вероятным сцепление его с другим)

У Миллей – содержание психики - Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические процессы), метод исследования – логика.

Задачи психологии: - благодаря логическим операциям связываются - > логика – критерий правильности протекания познавательных процессов, Т,О именно ЛОГИКА должна стать тем объективным методом, который поможет психологии постичь содержание сознания.

- позволяло соединить психологию с объективной наукой - > возможность развития психологии как естественной и точной дисциплины

Психологическая концепция И.Ф. Гербарта. 

Гербарт  основоположник немецкой эмпирической психологии. "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике". Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального. 

Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Душа, согласно Гербарту, непознаваема, поэтому предметом науки являются доступные изуечнию  - представления. Представления не пассивные,  они имеют собственный заряд. Душа это  центр, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности.

Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт выделил три её слоя: апперцепцию, перцепцию и бессознательное.

При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного сознания. Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Понятие "апперцептивной массы", содержание -  индивидуальный опыт человека.

Апперцептивная масса формируется в процессе жизни, зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым. В начале жизни содержание апперцептивной массы определяется внешними воздействиями, представления накапливаются в течении жизни и дальше данная апперцептивная масса влияет на восприятие мира по аналогии с прошлым опытом.

Учение о статике и динамике представлений

Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. (ОБЩАЯ МЫСЛЬ, ЧТО ВСЕ КОНЦЕПЦИИ НАЧИНАЯ С 17 века СТРЕМИЛИСЬ ПРИБЛИЗИТЬ К ПСИХОЛОГИЮ К ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКЕ, ТОЛЬКО ДЕЛАЛИ ЭТО ПО РАЗНОМУ ВОТ ГЕРБАРТ НАПРИМЕР С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИКИ)

Психика состоит из представлений (в отличие от ощущений это и есть внутренний мир), предствления имеют заряд и стремятся попасть в сознание (перцепцию), чтобы туда попасть надо иметь большой заряд, силу (то есть например какое то оч яркое представление) – это идея о порогах сознания, которая в дальнейшим использовалась Фехнером. Ассоцианизм заключается в том, что сходные представления сливаются с уже имеющимися (например, проще запомнить песню, если её уже слышал). ЭТО - ОСНОВНАЯ СУТЬ КОНЦЕПЦИИ

Отсюда вытекают педагогические задачи: необходимость ясности, четкости ассоциаций, системы и метода. Чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, оно д.б. привлекательным и схожим с другими имеющимися (то есть это и есть заряд и слияние).

Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии

Кризис ассоциативной психологии (вторая пол 19 века).

Методологический кризис ассоцианизма: противоречие между новыми и старыми идеями

Новый этап в развитии ассоцианизма стал возможен благодаря появлению теории эволюции Ч. Дарвина

Естественно-научная линия в ассоциативной психологии А.Бен и Г. Спенсер

Бен был одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств. Предмет- связь сознания и поведения.

1. Связь психического и физического. Душа и тело – не разделимы.

Уровни психической жизни: 1. Рефлексы, 2. Инстинкты, 3. Навыки.

Роль мышечной системы: Основное её свойство – спонтанность. Противопоставлял рефлексу Декарта – спонтанное действие- действия,  для возникновения которых прямых физических причин не достаточно. Принципом спонтанной активности объяснялось формирование навыка путем повторения случайных действий, среди которых закрепляются те, что приводят к успеху.

Эволюционный подход (влияние идей Ч.Дарвина):  Проводил аналогию между биологическими и психологическими принципами. Человек совершает переход от спонтанного, неосознанного поведения к разумному и волевому путём проб и ошибок -  человек отбирает наиболее продуктивные формы реакции на события и предметы окружающего мира. (в дальнейшем данная идея была положена в основу психологи поведения)

В понимании ассоциаций Бэн считал первичным смежность, вторичным — сходство. Он выделял особый вид творческих ассоциаций. К традиционным пяти органам чувств присоединил органическое чувство (включавшее и мышечные ощущения).

Основной вывод: так как включается мышечное поведение в сферу псих жизни – то возможно применение объективного метода – наблюдения

 Спенсер

Пересмотрел предмет психологии  -  соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, расширил предмет психологии включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, но и связь сознания с внешним миром.

2 вида психологии:

1) объективная – изучает строение мозга

2) субъективная – занимается состоянием души

Психика:  не сводима только к сознанию. В развитии внутренних и внешних (поведенческих актов) существуют параллельные этапы - > психология единственная наука, которая изучает как внешнее (поведение) так и внутренне (сознание). Выделение внешних психических актов как предмет психологии позволяло выработать объективные методы исследования психики.

Основная функция психики – адаптация к окружающей среде.То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Социологические идеи:  Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества. Он говорил, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества.

Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству.

Таким образом, сознание – не чистый лист, а нем - врождённые ассоциации.

Кризис и значение:

 Кризис был в том, что появлялась философия позитивизма (что вижу, то и изучаю), предмет психологии теперь не только сознание, но и внешне наблюдаемое поведение, метод интроспекции не подходит и начинается поиск объективного метода для получения данных, это приводит к тому, что психология начинает выделятся в самостоятельную науку.  

Значение ассоциативной психологии: 1. Психология переориентировалась на естественно –научный путь; 2. Отстаивается идея материалистического происхождения индивидуального сознания. 3. Описан факт ассоциации (условия и принципы их образования и сохранения); 4. Возможность выхода на практическое использование.

«-» замыкались на ассоциации, что не позволило использовать никаких других методов кроме интроспекции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53099. Брейн – ринг з географії для 7 класу. «По країнах і континентах» 218 KB
  Мета: поглибити інтерес до предмету, виховувати почуття колективізму, уміння працювати в команді. Обладнання : мультимедійний комплекс. Хід гри. Члени команд займають місця згідно проведеного жеребкування. Учитель об’являє правила проведення брейн – рингу та представляє журі. 1 конкурс. Розминка. Кожній команді учитель ставить питання. Протягом хвилини команда повинна дати відповідь. Кожна правильна відповідь оцінюється в 1 бал.
53100. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ 38.5 KB
  Вопросы к викторине по Китаю Китай на политической карте 1. По территории Китай занимает место в мире. Династия Цинь именно при ней велось строительство Китайской стены 4. С какой страной воевал Китай в 18941985 гг.
53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!
53104. Тести до підсумкового уроку. Земля на плані та карті. Географія (6 клас) 108 KB
  Завдання 1-5 мають по чотири варіанти відповідей. У кожному завданні лише ОДНА ПРАВИЛЬНА відповідь. Оберіть правильну відповідь та позначте її у бланку відповідей згідно з інструкцією. Не робіть інших позначок – комп’ютерна програма реєструє їх як ПОМИЛКИ.
53105. Застосування інтерактивних технологій під час вивчення нового матеріалу на уроці географії 24.88 MB
  Виконавчо-діяльнісний етап посідає центральне місце у дидактичному процесі адже тут відбувається розвиток і навчання учнів. Досить широко відомі і достатньо розроблені вимоги до діяльності учнів на цьому етапі навчального заняття 5 126127: здобуття знань і набуття досвіду діяльності учнем має відбуватися у результаті його власної діяльності яка повинна мати навчальнопізнавальний характер; у діяльності учня мають переважати процедурні знання знанняяк над інформаційними...
53106. Використання художніх творів на уроках географії 131.08 KB
  Роль географії велична у формуванні світогляду, в свідомості закономірностей взаємозв'язків природи і людської діяльності. Географія є одним шкільним предметом, вивчаючим природу і суспільність в їх взаємозв'язку.