28852

Ассоциативная психология

Доклад

Психология и эзотерика

Ассоциативная психология Предпосылки развития ассоциативной психологии. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ универсальным законом психологии. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную независимую от философии науку имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Русский

2013-08-20

74 KB

68 чел.

7. Ассоциативная психология

Предпосылки развития ассоциативной психологии.

Первые законы ассоциаций разработал ещё Аристотель, который выделил три основных вида ассоциаций: по сходству, смежности и контрасту. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ  универсальным законом психологии. Сам термин ассоцианизм и ассоциация ввёл последователь Гоббса – Дж Локк.

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в 18 в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Предпосылки:

1. механика ньютона (процветала механика, физика – и психология детерминировала механикой, психика = набор элементов). 2. Влияние Спинозы сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; 3. влияние Локка - в учении о производности высших интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных; 4.  влияние Лейбница - в разделении психического и сознательного. 5. успехи медицины  и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. 6. В 18 веке психология начинает выделяться как самостоятельная наука, ослабевает влияние философии. 7. Появление объективного метода и экспериментальных исследований.

Общая хар-ка ассоциативной психологии:

1. Атомизм –в соответствии с картиной мира Ньютона, они воспринимали психику как набор элементов. Свою задачу видели в том, чтобы разложить психику на элементы.

2. Механицизм –тенденция объяснения сложных явлений через простые. Психика состоит из элементов, кот-е связаны между собой посредством ассоциаций.

3. Эмпиризм (сенсуализм) – большая роль опыта в познании.

В развитии ассоциативной психологии выделяют 3 этапа:

1. Зарождение 17 век –Гартли, Бэркли, Юм

2. Классический ассоцианизм: Браун, Мили и Гербарт

3. Кризис -19 век Бэн и Спенсер.

Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли.

Гартли – основатель ассоциативной психологии. Основные идеи: в основе концепции -  представление об опытном происхождении знаний и идеи механистической картины мира Ньютона.

1. Объяснение поведения на основе физических принципов. Идея Ньютона: одной из основных характеристик любого импульса в физическом мире являются его волновые свойства, вибрации.

«Вибрационная концепция чувствительности»: 2 круга вибрации, большой и малый.

Большой круг вибрации– регулирует поведение человека. Вибрация внешнего эфира -> вибрация органов чувств - > вибрация нервов -> малые колебания мозга - > вибрация мышц (рефлекс) -> сокращение и движение тела.

Вибрация большого круга оставляет следы в малом, которые являются основой памяти. Сила следов зависит от степени осознанности человеком этого следа – слабые следы вообще не осознаются (концепция бессознательного). Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни человека, включив  неё не только сознание, но и бессознательные процессы.

Малый круг вибрации – является основой психической жизни. Вибрация участков мозга в большом круге -> вибрация в белом веществе - > две вибрации одновременно -> образование связи между двумя очагами вибрации.

Если две различные вибрации происходят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга. Если будет вызвана одна из вибраций, вызывается и другая вибрация.

Отсюда вытекает следующие понимание ассоциации в концепции Гартли.

2. Теория ассоциаций: Ассоциации - пассивное отражением нервных связей в мозгу. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение, мышление.

Из идеи прижизненного формирования психики следуют идеи воспитания Д.Гартли:

3. Педагогические идеи Д.Гартли. Так как психика и поведение человека формируется прижизненно, то возможности воздействия на процесс психического развития ребёнка безграничны, оно зависит от материала для ассоциаций, который поставляют взрослые. Рефлекс подкрепленным положительным чувством более стойкий, а отрицательное чувство – помогает забыванию рефлекса.

Предмет психологии – сознание, содержание психики - Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии. Метод – интроспекция.

Идеалистическая традиция в ассоциативной психологии.

Д.Беркли: Основные идеи: (в основе идея Локка о ведущей роли ощущений в образовании понятий) - довёл до абсурда эмпиризм Локка.

- понятие о внутреннем опыте (родоначальник крайней формы субъективного идеализма) – «Быть значит быть в восприятии» - за независимые от сознания вещи люди принимают лишь комплекс внутренних ощущений (Н. закрываем глаза и нет предмета) - > не существует никаких качеств кроме испытываемых субъектом, то что почувствовали и восприняли – это и существует, остального нет - > нет внешних раздражителей.  Мира не существует, это мы так воспринимаем, придумали сами себе.

Идеи согласуются по законам ассоциаций, образуя комплексы иллюзорно принимаемых за материальные  объекты, - причина этих комплексов – дух. Дух – простая, неделимая, активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи (т.е психические образы)

- Не смотря на то, что познать мир невозможно, всё-таки есть истинность знания (почему все видят лист бумаги белым) даруется Богом (предопределённость).

- психология восприятия (исследовал случаи прозревших людей) (трёхмерный образ – результат соединения с помощью ассоциаций тактильных ощущений и изображения на сетчатке)- > не является врождённым.

- отношения между осязанием и зрительными ощущениями психологически связанны не причинными, а символически знаковыми отношениями (Н. огонь знак боли)

- Т.О. ощущения не дают нам истинных знаний о внешнем мире, но помогают выстраивать поведение

Предмет – сознание. Содержание психики - Ощущения, представления, чувства. Метод – интроспекция.

Развитие ассоциативной психологии в XIX веке. Теория Т. Брауна: закономерности приобретения опыта, виды ассоциаций.

Особенности: В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми учеными. В период развития естественных наук – математики, биологии, психологии не нашлось места, ей надо было пересмотреть предмет и методы изучения на объективные.

С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина (на смену механистическому детерминизму пришёл биологический детерминизм), которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. – толчок к экспериментальному методу в психологии

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов.

Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах

Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

«Ментальная механика» Дж. Милля - создал законченную систему ассоцианизма «ментальная физика (механика)» (те духовная)

- законы ассоциаций столь же непреложны как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам.

- элементы сознания – ощущения и их бледные копии – идеи -  > эти элементы складываются в комплексы с помощью ассоциаций (одновременных или последовательных) ТО ЕСТЬ ОДНА ОСНОВА ПСИХИКИ – ОЩУЩЕНИЕ, и один ЗАКОН- АССОЦИАЦИИ

- мышление – механистическое сцепление элементов – последовательные ассоциации между условием и решением.

- > педагогические идеи:  обучал с помощью постоянно повторения и упражнения своего сына Джона Стюарта Милля- > показал преимущество раннего обучения, но заучивание без смысла (натаскивание эффективно, без осознания)

«Ментальная химия» Дж.С. Милля, задачи психологии

Джон Стюарт Милль заменил «ментальную физику на «ментальную химию»: Т.Е. благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, этот продукт способен приобрести качества, которые отсутствуют у его исходных элементов- > возможность объяснения творческого мышления (ПО АНАЛОГИИ С ХИМИЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ОЩУЩЕНИЙ МОЖЕТ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ПРОДУКТ)

- 3 главных закона ассоциаций:  1) сходства, 2) смежности (одновременно или при смене одного впечатления другим) 3) интенсивности (сила впечатления делает вероятным сцепление его с другим)

У Миллей – содержание психики - Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические процессы), метод исследования – логика.

Задачи психологии: - благодаря логическим операциям связываются - > логика – критерий правильности протекания познавательных процессов, Т,О именно ЛОГИКА должна стать тем объективным методом, который поможет психологии постичь содержание сознания.

- позволяло соединить психологию с объективной наукой - > возможность развития психологии как естественной и точной дисциплины

Психологическая концепция И.Ф. Гербарта. 

Гербарт  основоположник немецкой эмпирической психологии. "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике". Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального. 

Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Душа, согласно Гербарту, непознаваема, поэтому предметом науки являются доступные изуечнию  - представления. Представления не пассивные,  они имеют собственный заряд. Душа это  центр, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности.

Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт выделил три её слоя: апперцепцию, перцепцию и бессознательное.

При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного сознания. Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Понятие "апперцептивной массы", содержание -  индивидуальный опыт человека.

Апперцептивная масса формируется в процессе жизни, зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым. В начале жизни содержание апперцептивной массы определяется внешними воздействиями, представления накапливаются в течении жизни и дальше данная апперцептивная масса влияет на восприятие мира по аналогии с прошлым опытом.

Учение о статике и динамике представлений

Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. (ОБЩАЯ МЫСЛЬ, ЧТО ВСЕ КОНЦЕПЦИИ НАЧИНАЯ С 17 века СТРЕМИЛИСЬ ПРИБЛИЗИТЬ К ПСИХОЛОГИЮ К ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКЕ, ТОЛЬКО ДЕЛАЛИ ЭТО ПО РАЗНОМУ ВОТ ГЕРБАРТ НАПРИМЕР С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИКИ)

Психика состоит из представлений (в отличие от ощущений это и есть внутренний мир), предствления имеют заряд и стремятся попасть в сознание (перцепцию), чтобы туда попасть надо иметь большой заряд, силу (то есть например какое то оч яркое представление) – это идея о порогах сознания, которая в дальнейшим использовалась Фехнером. Ассоцианизм заключается в том, что сходные представления сливаются с уже имеющимися (например, проще запомнить песню, если её уже слышал). ЭТО - ОСНОВНАЯ СУТЬ КОНЦЕПЦИИ

Отсюда вытекают педагогические задачи: необходимость ясности, четкости ассоциаций, системы и метода. Чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, оно д.б. привлекательным и схожим с другими имеющимися (то есть это и есть заряд и слияние).

Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии

Кризис ассоциативной психологии (вторая пол 19 века).

Методологический кризис ассоцианизма: противоречие между новыми и старыми идеями

Новый этап в развитии ассоцианизма стал возможен благодаря появлению теории эволюции Ч. Дарвина

Естественно-научная линия в ассоциативной психологии А.Бен и Г. Спенсер

Бен был одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств. Предмет- связь сознания и поведения.

1. Связь психического и физического. Душа и тело – не разделимы.

Уровни психической жизни: 1. Рефлексы, 2. Инстинкты, 3. Навыки.

Роль мышечной системы: Основное её свойство – спонтанность. Противопоставлял рефлексу Декарта – спонтанное действие- действия,  для возникновения которых прямых физических причин не достаточно. Принципом спонтанной активности объяснялось формирование навыка путем повторения случайных действий, среди которых закрепляются те, что приводят к успеху.

Эволюционный подход (влияние идей Ч.Дарвина):  Проводил аналогию между биологическими и психологическими принципами. Человек совершает переход от спонтанного, неосознанного поведения к разумному и волевому путём проб и ошибок -  человек отбирает наиболее продуктивные формы реакции на события и предметы окружающего мира. (в дальнейшем данная идея была положена в основу психологи поведения)

В понимании ассоциаций Бэн считал первичным смежность, вторичным — сходство. Он выделял особый вид творческих ассоциаций. К традиционным пяти органам чувств присоединил органическое чувство (включавшее и мышечные ощущения).

Основной вывод: так как включается мышечное поведение в сферу псих жизни – то возможно применение объективного метода – наблюдения

 Спенсер

Пересмотрел предмет психологии  -  соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, расширил предмет психологии включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, но и связь сознания с внешним миром.

2 вида психологии:

1) объективная – изучает строение мозга

2) субъективная – занимается состоянием души

Психика:  не сводима только к сознанию. В развитии внутренних и внешних (поведенческих актов) существуют параллельные этапы - > психология единственная наука, которая изучает как внешнее (поведение) так и внутренне (сознание). Выделение внешних психических актов как предмет психологии позволяло выработать объективные методы исследования психики.

Основная функция психики – адаптация к окружающей среде.То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Социологические идеи:  Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества. Он говорил, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества.

Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству.

Таким образом, сознание – не чистый лист, а нем - врождённые ассоциации.

Кризис и значение:

 Кризис был в том, что появлялась философия позитивизма (что вижу, то и изучаю), предмет психологии теперь не только сознание, но и внешне наблюдаемое поведение, метод интроспекции не подходит и начинается поиск объективного метода для получения данных, это приводит к тому, что психология начинает выделятся в самостоятельную науку.  

Значение ассоциативной психологии: 1. Психология переориентировалась на естественно –научный путь; 2. Отстаивается идея материалистического происхождения индивидуального сознания. 3. Описан факт ассоциации (условия и принципы их образования и сохранения); 4. Возможность выхода на практическое использование.

«-» замыкались на ассоциации, что не позволило использовать никаких других методов кроме интроспекции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15384. Телевизионная реклама батончика NUTS 167 KB
  Введение У нас в стране реклама приобретает все большее значение. Ее целью является привлечение внимания покупателей к фирме ее возможностям и выпускаемым товарам подчеркивая их высокое качество новизну надежность удобство использования и приемлемую цену. Во в
15385. Толерантность и образование Теория 196.5 KB
  Помни что ты только человек Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.Сегодня так можно сформу...
15386. Уголовное право. Незаконное хранение, приобретение и распространение наркотических средств 195.5 KB
  Введение Повышение эффективности уголовноправовой борьбы с незаконным хранением распространением наркотиков во многом связано со своевременным совершенствованием уголовного законодательства и практики его применения. Вопрос о путях совершенствования уголовног
15387. Уголовное право. Преступления против собственности, совершенные путем обмана или злоупотребления доверием 293 KB
  Собственность - это исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Отношения собственности составляют основу экономики. Собственность представляет собой одну из важнейших социальных ценностей...
15388. Ценообразование и ценовая политика на предприятии Боготолмолоко 184 KB
  Теоретические аспекты ценообразования на предприятии 1.1 Сущность и функции цен в рыночной экономике 1.2 Процесс и факторы ценообразования 1.3 Цели ценовой политики и принципы ценообразования 1.4 Информация необходимая при принятии у
15389. Динамика показателей денежного обращения в РФ (на начало I квартала 2010 г) 242 KB
  Курсовая работа Экономическая статистика Содержание Введение Глава I. Основы статистики денежного обращения 1.1 Денежные агрегаты 1.2 Денежная база 1.3 Узкие деньги 1.4 Широкие деньги 1.5 Денежные агрегаты в России Глава II. Динамика показателей денежного ...
15390. Генератор пилообразного напряжения 189.5 KB
  Реферат Курсовой проект выполнен в объеме 32 страниц содержит двенадцать рисунков использовано 4 источника. Разработанный генератор пилообразного напряжения может быть использован в контрольноизмерительной аппаратуре в цифроаналоговых преобразователях и т. п.
15392. Эффективность производства кормов в ОАО Сибирская Нива 342.5 KB
  ОАО Сибирская Нива Автогараж Ц.Р.М. Склад ГСМ Отделение №1 Отделение №2 Отделение №3 Зерносклад Введение Кормопроизводство является основополагающей отраслью сельского хозяйства научнотехнический уровень развити