28853

Выделение психологии в самостоятельную науку

Доклад

Психология и эзотерика

Выделение психологии в самостоятельную науку Социальноэкономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социальноэкономических отношений влияние педагогической и клинической практики. Олейник Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии но и всей европейской науки. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Значение идей Дарвина для психологии: 1.

Русский

2013-08-20

49.5 KB

61 чел.

8. Выделение психологии в самостоятельную науку

Социально-экономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социально-экономических отношений, влияние педагогической и клинической практики. 

(Олейник)

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки.

1. возрастание интереса к естественно-научным проблемам.

2. развитие техники и производства – показали необходимость всех знаний касающихся материального мира, рост промышленного производства,

3. увеличение общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.

4. развитие химии, биологии, физики – способствовало прогрессу медицины, психиатрии
       

Политические изменения: К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки.

 Естественно-научные концепции и методы, успехи в смежных областях привели к тому, что психология стала выделяться в самостоятельную науку в русле естествознания, что позволило решать след задачи:

- изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

- использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

- применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

- использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

Факторы эволюции:  Изменчивость, наследственность и естественный отбор - > причины многообразия видов растений и животных, их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека.  

Значение идей Дарвина для психологии:

1. генетический принцип – позволяет объяснить развитие психики от низших форм к высшим

2. психика стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление к внешним условиям - > Функция психики – адаптация к среде, Возможность наблюдения внешних поведенческих признаков

3. преемственность психической организации животных -> связь психики животных и человека

В работах «Выражение эмоций у человека и животных»,  «Происхождение человека и половой отбор» показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных (оскал, сжатые кулаки - рудименты). Дарвин считал, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности: любовь, внимание, подражание в зачатке, а иногда и в развитой форме можно обнаружить у животных.

4. Зарождение сравнительной психологии - Раскрытие особенностей психики животных и человека

5. Разработка проблем антропогенеза -  Первостепенная роль в становлении человека принадлежит языку, мышлению, орудиям - > антропоморфизм (Дарвин не выделял качественных различий между психикой животных и человека, но это послужило основой для борьбы с теологией)

6. Зарождение детской психологии -  «Биографический очерк младенца» - наблюдение за своим сыном Френсисом

7. Зарождение дифференциальной психологии - генетические факторы определяют различия между людьми

8. Отстаивал объективный подход к изучению психических явлений (наблюдение, эксперимент)

Выводы:

  1.  Благодаря распространению эволюционных учений изменился взгляд на психику человека. Психология стала основываться не на идеях механики, а на объективных данных эволюционной биологии.
  2.   Что способствовало постановке и попыткам решения таких проблем как: адаптация к среде, индивидуальные различия, наследственность, преемственность между психикой животных и человеческим сознанием.
  3.  Внедрение в психологию объективного, генетического и статистических методов
  4.  Возникновение категории поведения

Достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Возникновение психофизики (Г. Фехнер), психометрии (Ф. Дондерс), психофизиологии (Г. Гельмгольц). 

Фехнер – психофизика. Фехнер является создателем закона, устанавливающего связь между мозгом и телом.  Этот закон представляет количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

Эксперименты: Звонок колокола в дополнение к уже звучащему одному колоколу производит иное впечатление, нежели его присоединение к 10 ти колоколам - > количество ощущения зависит от количества раздражителя.  Этот закон преодолел барьер между психическим и физическим. Но: раздражитель измерить легко (вес груза, уровень яркости итд) а как измерить субъективное ощущение?

Фехнер предложил два способа измерения ощущения:

1)абсолютный порог – та точка в интенсивности раздражителя, ниже которой не фиксируется никаких ощущений, а выше которой субъект испытывает ощущения.

2)дифференциальный порог – наименьшая разница между двумя раздражителями, которая вызывает изменения в ощущениях.

Т.О. ощущение (мысль, психическое качество) и раздражитель (тело, материальное качество) поддаются количественном измерению.

Закон Вебера – Фехнера: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии.  Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен.

Фехнер проводил также эксперименты: по поднятию разных грузов, ощущения освещения, тактильным ощущениям. Следствием его исследований явилось возникновение направления: Психофизики – научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами

Выводы: Благодаря исследованиям Фехнера была открыта возможность количественной оценки психических процессов, что явилось фундаментом для создания экспериментальной психологии, использующей удобные и точные методы измерений

Дондерс – психометрия.  Франциск Дондерс, Зигмунд Экснер  (ввёл термин время реакции)

Измеряли с помощью хроноскопа психические реакции - слуховые, зрительные, кожные.

Использовал лабораторный эксперимент: изучал реакции различной сложности, если их сравнить - Вычитая время более простой реакции из времени более сложной, можно измерить длительность процессов восприятия и мышления. Вывод: психические процессы могут подвергаться количественному анализу так же, как и процессы, изучаемые естественными науками.

Хронометрический метод: Хронскоп – обычные часы, отличающие тысячные доли секунды и приводимые в действие электрическим током. Использование хронометрического метода в психологии.

Напр. подаётся звук и испытуемому необходимо нажать на рычажок. Ф. Гальтон составил список слов и по очереди открывал, как только испытуемый отвечал на стимул секундомер отключался (можно замерить время реакции)

Гельмгольц – психофизиология

Для психологи наибольшее значение имеют работы Гельмгольца по изучению скорости прохождения нервного импульса, и психофизиологии зрения и слуха.

1. Скорость нервного импульса – впервые измерил на лягушках. Подобные эксперименты он также проводил на людях, но данные даже у одного человека оказались разными и он отказался от этой идеи. Его исследования открыли путь для экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов.

2. Физиология зрения - исследования внешних и внутренних мускул глаза, он расширил теорию цветового зрения  (красный, зелёный, фиолетовый – основные цвета).  Экспериментально изучал такие явления как восприятие контраста, глазомер, иллюзии, бинокулярное зрение и пришёл к выводы, что все эти функции не являются врождёнными, а есть результат опыта и упражнения.

3. Физиология слуха - опыты по изучению тонального состава гласных звуков. Его опыты производили впечатление говорящей машины. «Чудо» состояло в том, что при одновременном действии множества отдельных резонаторных трубок, при подаче воздуха достигалось значение определённого гласного звука. Гельмгольц приходит к выводу о резонансной природе звукового и слухового аппарата у человека.

Выводы:

Эксперименты Гельмгольца по изучению человеческих ощущений способствовали укреплению экспериментального подхода при изучению психологических проблем.

Развитие собственного тезауруса и объяснительных принципов психологии.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

  1.  Возникновение эволюционной теории, развитие физиологии и психофизиологии, способствовали становлению психологии как самостоятельной науки, которая имеет свой категориальный аппарат, предмет, а главное объективные методы исследования психики, психология становится экспериментальной наукой
  2.  В 19 веке в рамках психологии возникает множество различных направлений: зоопсихология, сравнительная психология, дифференциальная психологии я и другие. Психология – межотраслевая наука.

Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49801. Создание программы для новой базы данных на языке Pascal 118.13 KB
  Цель моей курсовой работы заключается в создании программы в которой можно: создавать новую базу данных открывать базу из файла сохранение базы в файл добавление записей удаление записей поиск записей по одному из полей вывод базы данных на экранб сортировка и вывод на экран. Исходя из целей постонавления задач мне необхадимо создать базуданных которая будет содержать всю информацию: 1 номер цеха. Программа должна выполнять следующие дополнительные функции: создание новой базы данных; открытие базы из файла; сохранение базы в файл;...
49803. Электроснабжение механического цеха 434.45 KB
  Расчет индивидуальных нагрузок Расчет индивидуальных нагрузок производится по следующим формулам: 1 Рр расчетная активная мощность приёмника кВт; Рпасп паспортная мощность приёмника кВт. Для станков работающих в повторнократковременном режиме: 2 Рр расчетная активная мощность приёмника кВт; Рпасп паспортная мощность приёмника кВт; ПВ продолжительность включения. Для сварочного трансформатора: 3 Sр расчетная полная мощность приёмника кВА; Sпасп паспортная мощность...
49804. Разработка и исследование модели массового обслуживания 1005.63 KB
  Математический расчет параметров СМО Система массового обслуживания Система массового обслуживания СМО это совокупность приборов каналов станков линий обслуживания на которые в случайные или детерминированные моменты времени поступают заявки на обслуживание. Оптимизация и оценка эффективности СМО состоит в нахождении средних суммарных затрат на обслуживание каждой заявки и нахождение средних суммарных потерь от заявок не обслуженных. СМО состоит из определенного числа обслуживающих каналов и предназначена для выполнения заявок с...
49805. Зворотне wavelet перетворення 989.5 KB
  Нехай нам даний змінний в часі сигнал. Іноді wavelet перетворення буде складатися з обчислення коефіцієнтів, які є добутками сигналу сімейства «Wavelet». В неперервному перетворенні wavelet, який відповідає масштабу і розміщенню в часі і записується так
49807. Програмування під Windows. Методичні вказівки 219 KB
  Первунінський МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання курсової роботи з дисципліни Програмування під Windows для студентів спеціальностей Методичні вказівки до виконання курсової роботи з навчальної дисципліни Програмування під Windows для студентів спеціальності Відповідальний за випуск: Затверджено Методичною радою Черкаського державного технологічного університету як методичні вказівки до виконання курсової роботи з навчальної дисципліни Програмування під Windows†для студентів спеціальності 8.