28853

Выделение психологии в самостоятельную науку

Доклад

Психология и эзотерика

Выделение психологии в самостоятельную науку Социальноэкономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социальноэкономических отношений влияние педагогической и клинической практики. Олейник Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии но и всей европейской науки. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Значение идей Дарвина для психологии: 1.

Русский

2013-08-20

49.5 KB

59 чел.

8. Выделение психологии в самостоятельную науку

Социально-экономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социально-экономических отношений, влияние педагогической и клинической практики. 

(Олейник)

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки.

1. возрастание интереса к естественно-научным проблемам.

2. развитие техники и производства – показали необходимость всех знаний касающихся материального мира, рост промышленного производства,

3. увеличение общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.

4. развитие химии, биологии, физики – способствовало прогрессу медицины, психиатрии
       

Политические изменения: К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки.

 Естественно-научные концепции и методы, успехи в смежных областях привели к тому, что психология стала выделяться в самостоятельную науку в русле естествознания, что позволило решать след задачи:

- изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

- использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

- применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

- использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

Факторы эволюции:  Изменчивость, наследственность и естественный отбор - > причины многообразия видов растений и животных, их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека.  

Значение идей Дарвина для психологии:

1. генетический принцип – позволяет объяснить развитие психики от низших форм к высшим

2. психика стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление к внешним условиям - > Функция психики – адаптация к среде, Возможность наблюдения внешних поведенческих признаков

3. преемственность психической организации животных -> связь психики животных и человека

В работах «Выражение эмоций у человека и животных»,  «Происхождение человека и половой отбор» показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных (оскал, сжатые кулаки - рудименты). Дарвин считал, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности: любовь, внимание, подражание в зачатке, а иногда и в развитой форме можно обнаружить у животных.

4. Зарождение сравнительной психологии - Раскрытие особенностей психики животных и человека

5. Разработка проблем антропогенеза -  Первостепенная роль в становлении человека принадлежит языку, мышлению, орудиям - > антропоморфизм (Дарвин не выделял качественных различий между психикой животных и человека, но это послужило основой для борьбы с теологией)

6. Зарождение детской психологии -  «Биографический очерк младенца» - наблюдение за своим сыном Френсисом

7. Зарождение дифференциальной психологии - генетические факторы определяют различия между людьми

8. Отстаивал объективный подход к изучению психических явлений (наблюдение, эксперимент)

Выводы:

  1.  Благодаря распространению эволюционных учений изменился взгляд на психику человека. Психология стала основываться не на идеях механики, а на объективных данных эволюционной биологии.
  2.   Что способствовало постановке и попыткам решения таких проблем как: адаптация к среде, индивидуальные различия, наследственность, преемственность между психикой животных и человеческим сознанием.
  3.  Внедрение в психологию объективного, генетического и статистических методов
  4.  Возникновение категории поведения

Достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Возникновение психофизики (Г. Фехнер), психометрии (Ф. Дондерс), психофизиологии (Г. Гельмгольц). 

Фехнер – психофизика. Фехнер является создателем закона, устанавливающего связь между мозгом и телом.  Этот закон представляет количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

Эксперименты: Звонок колокола в дополнение к уже звучащему одному колоколу производит иное впечатление, нежели его присоединение к 10 ти колоколам - > количество ощущения зависит от количества раздражителя.  Этот закон преодолел барьер между психическим и физическим. Но: раздражитель измерить легко (вес груза, уровень яркости итд) а как измерить субъективное ощущение?

Фехнер предложил два способа измерения ощущения:

1)абсолютный порог – та точка в интенсивности раздражителя, ниже которой не фиксируется никаких ощущений, а выше которой субъект испытывает ощущения.

2)дифференциальный порог – наименьшая разница между двумя раздражителями, которая вызывает изменения в ощущениях.

Т.О. ощущение (мысль, психическое качество) и раздражитель (тело, материальное качество) поддаются количественном измерению.

Закон Вебера – Фехнера: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии.  Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен.

Фехнер проводил также эксперименты: по поднятию разных грузов, ощущения освещения, тактильным ощущениям. Следствием его исследований явилось возникновение направления: Психофизики – научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами

Выводы: Благодаря исследованиям Фехнера была открыта возможность количественной оценки психических процессов, что явилось фундаментом для создания экспериментальной психологии, использующей удобные и точные методы измерений

Дондерс – психометрия.  Франциск Дондерс, Зигмунд Экснер  (ввёл термин время реакции)

Измеряли с помощью хроноскопа психические реакции - слуховые, зрительные, кожные.

Использовал лабораторный эксперимент: изучал реакции различной сложности, если их сравнить - Вычитая время более простой реакции из времени более сложной, можно измерить длительность процессов восприятия и мышления. Вывод: психические процессы могут подвергаться количественному анализу так же, как и процессы, изучаемые естественными науками.

Хронометрический метод: Хронскоп – обычные часы, отличающие тысячные доли секунды и приводимые в действие электрическим током. Использование хронометрического метода в психологии.

Напр. подаётся звук и испытуемому необходимо нажать на рычажок. Ф. Гальтон составил список слов и по очереди открывал, как только испытуемый отвечал на стимул секундомер отключался (можно замерить время реакции)

Гельмгольц – психофизиология

Для психологи наибольшее значение имеют работы Гельмгольца по изучению скорости прохождения нервного импульса, и психофизиологии зрения и слуха.

1. Скорость нервного импульса – впервые измерил на лягушках. Подобные эксперименты он также проводил на людях, но данные даже у одного человека оказались разными и он отказался от этой идеи. Его исследования открыли путь для экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов.

2. Физиология зрения - исследования внешних и внутренних мускул глаза, он расширил теорию цветового зрения  (красный, зелёный, фиолетовый – основные цвета).  Экспериментально изучал такие явления как восприятие контраста, глазомер, иллюзии, бинокулярное зрение и пришёл к выводы, что все эти функции не являются врождёнными, а есть результат опыта и упражнения.

3. Физиология слуха - опыты по изучению тонального состава гласных звуков. Его опыты производили впечатление говорящей машины. «Чудо» состояло в том, что при одновременном действии множества отдельных резонаторных трубок, при подаче воздуха достигалось значение определённого гласного звука. Гельмгольц приходит к выводу о резонансной природе звукового и слухового аппарата у человека.

Выводы:

Эксперименты Гельмгольца по изучению человеческих ощущений способствовали укреплению экспериментального подхода при изучению психологических проблем.

Развитие собственного тезауруса и объяснительных принципов психологии.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

  1.  Возникновение эволюционной теории, развитие физиологии и психофизиологии, способствовали становлению психологии как самостоятельной науки, которая имеет свой категориальный аппарат, предмет, а главное объективные методы исследования психики, психология становится экспериментальной наукой
  2.  В 19 веке в рамках психологии возникает множество различных направлений: зоопсихология, сравнительная психология, дифференциальная психологии я и другие. Психология – межотраслевая наука.

Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26133. Нематериальные активы как объект учета, нормативное регулирование и учет их движения 21.54 KB
  НМА регламентируются ПБУ 14 2007Учет нематериальных активов. НМА – объекты не имеющие физически осязаемой формы но используемые организацией при прве продукции или управления процессом прва в течении срока превышающего 1 год. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий: 1 отсутствие материальновещественной физической структуры; 2 возможность идентификации выделения отделения от другого имущества; 3 испие в прве продукции при выполнении работ или оказании...
26138. Элиминирование как элемент методики анализа 17.39 KB
  Для осущия этой задачи используется прием элиминирования кот. Элиминирование представляет собой логический прием при помощи кот. Цепные подстановки При нем опряется дополнительная условная величина кот. При нем наименование показателей по кот.