28854

Становление экспериментальной психологии в 19 веке

Доклад

Психология и эзотерика

Становление экспериментальной психологии в 19 веке Программа развития психологии В. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Его программа психологии как самостоятельной науки включала два направления исследований: а анализ индивидуального сознания эксперимент – субъект наблюдал за собственными ощущениями чувствами представлениями; б изучение психологии народов т. В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и исходя из этого знания...

Русский

2013-08-20

51 KB

22 чел.

9. Становление экспериментальной психологии в 19 веке

Программа развития психологии В. Вундта

Вундт в 1879 г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Его программа психологии как самостоятельной науки включала два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания (эксперимент – субъект наблюдал за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

Индивидуальная психология: Первоначально рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте. «физиологическая психология», тк испытываемые состояния изучались с помощью специальных процедур. В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею.

Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Предмет психологии: сознание=психика, состоит из отдельных элементов, которые соединяясь между собой по законам ассоцаций создают представления, отражающие объективную реальность

Метод – интроспекция - особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания.

Элементы сознания:

1. Ощущения: им присущи такие качества, как модальность и интенсивность.

2. чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия – неудовольствия, б) напряженности – расслабленности, в) возбужденности – успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых кроме интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

Вунд, считал, что псих процессами управляет внимание и воля, что также было шагом вперёд, так как раньше изучались только познавательные процессы. В итоге Вундт стал основателем нового напр в ассоциативной псих – волюнтаризма.

Законы душевной жизни: У психологической науки имеются собственные законы, вся псих жизнь подчинена принципу причинности. В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов:

1. принципы творческого синтеза

2. закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона)

3. закон контраста (противоположности усиливают друг друга)

4. закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Основная критика и почему псих Вунда оказалась не состоятельной: попытка найти собственный предмет привела к тому, что психология замыкалась на сознании, сам метод интроспекции не могу давать объективных результатов. Психические процессы – закономерны, их течение детерминировано ими же самими. Не обратил внимания на зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, социальные связи человека. Экспериментальная школа Вундта нашла широкое распространение, а вот теоретическая линия оказалась тупиковой

Предмет и методы псих народов:

От эксперимента Вунд перешёл к философии и  написал десятитомную «Психологию народов» - по этнографии, истории языка, антропологиии др. Метод исследования психологии народа - анализ продуктов его творческой деятельности, например языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры. В дальнейшем мысль о том, что анализ результатов творческой деятельности является способом исследования психики, стала основополагающей и для других областей психологии, получив особое развитие в психоанализе.

Значение:

С именем Вундта часто связывали появление психологии как отдельной дисциплины. Это утверждение не совсем точно, так как самостоятельность психология обрела значительно раньше, он внёс вклад в становление экспериментальной психологии. Вундт также создал крупнейшую в истории психологии школу, пройдя которую молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. К началу XX в. психологические лаборатории были созданы во многих городах Европы и США.

Программа развития психологии Ф. Брентано: предмет и методы психологии, учение об интенциональных актах.

Рубеж веков (19-20 в) ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Изучались в основном отдельные стороны одного и того же – сознания. Главные же разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Работы функционалистов: психика - это не структура, состоящая из неизменных элементов, а постоянно изменяющийся поток сознания. Законы психической жизни невозможно изучить объективно, значит нужно описывать не законы, а функции психики, которые помогают человеку в реальной жизни.

У истоков это направления - австрийский психолог Франц Брентано - предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта. Представление о сознании как о наборе элементов (Вунд, Титченер - структурализм), ложное по мнению Брентано, так как игнорирует активность сознания, его постоянную напр-ть на объект. Это – интенция. Она изначально присуща психическому и благодаря этому следует разграничить псих и физическое.

Интенциональные акты – это не просто активность, а именно процесс «представливания», «восприятия» - то есть следует отличать содержание (само сознание) от этих актов. И только психология занимается их изучением.

Три формы интенциональных актов:

1.  акты представливания

2. акты суждения о чем-либо как истинном или ложном

3.  акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого.

Н. человек слышит слова - Понимание значения слова есть акт, и потому это психический феномен.

Брентано отвергал лабораторный эксперимент, он искажает реальные психические процессы. Их нужно изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением.

Значение: Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером европейского функционализма. Это было направление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого выступил Вундт, считавший задачей новой психологической науки определение тех элементов, из которых складывается сознание, а также определение законов, по которым из них образуются психологические структуры.

Последователи:  Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был З.Фрейд. Развитие функционализма в Америке тесно связано с его именем.

Программа развития психологии И.М. Сеченова учение о рефлекторной природе психики.

В начале 60-х годов XIX века в книжке журнала для врачей "Медицинский вестник" появилась статья Сеченого "Рефлексы головного мозга".

Вызвала много шума потому что: Применив хорошо известное слово "рефлекс", Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.

Модель рефлекса Сеченова: Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. 1. внешний толчок – раздражение центростремительного нерва, которое передается в 2. мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово "рефлекс" и означает "отражение") по другому нерву (центробежному) к 3. мышцам. Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый:

1 блок:  согласно новой сеченевской схеме, началом является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становится чувствованием – сигналом, то есть рефлекс начинается с различения внешних условий в которых совершается ответное действие, т.е. организм при внешнем раздражители не пассивен и находится во взаимосвязи с внешней средой (получает от неё информацию)

2 блок нервы - головной мозг. В данном блоке Сеченов открыл – центральное торможение. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Организм может противостоять внешним условиям, действовать согласно своей собственной программе. Открытие центрального торможения использовалось Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она несет в качестве движения познавательную нагрузку) "уходит вовнутрь", превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом

3 блок Мышца, по Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга. Мышца – такова важнейшая мысль Сеченова – служит также органом познания. В ней нервные и сенсорные окончания получают информацию о характере внешнего мира (н. пространстве, расстоянии)

4 блок Познавательные эффекты: работы мышцы передаются "обратно" в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде (по типу обратной связи). Поведение становится психически регулируемым. Сигнал преобразуется в образ восприятия предмета, т.е. в психический образ.

Т.о. рефлекторная деятельность мозга — это тот «механизм», посредством которого осуществляется связь с внешним миром организма, обладающего нервной системой.

И Сеченов, опираясь на разработанное им учение о поведении, предлагает свой проект создания новой, объективной психологии.

Он пишет трактат "Кому и как разрабатывать психологию?" (1873). Сеченов взялся за него, поскольку решил ответить на обвинения, выдвинутые против рефлекторной теории К.Д.Кавелиным в книге "Задачи психологии". Он доказал, что не отрицает психологию, которую назвал "родной сестрой физиологии".

Это был первый в истории план построения психологии как объективной науки, которая не может ограничиваться тем, что "нашептывает обманчивый голос самосознания".

Значение: Сеченовым была создана научная школа. Такая школа у него была в течение нескольких лет, когда совместно с группой учеников он экспериментально доказал, вопреки критикам, что существует феномен центрального торможения. Программа была исчерпана. Убедительные доказательства гипотезы получены. Его вчерашние сотрудники занялись другими темами.

В разработке науки о поведении и объективной психологии Сеченов пошел дальше своим путем, в одиночку - выросла особая школа. Идеи школы Сеченова – в учении  И.П.Павлова о высшей нервной деятельности (поведении).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4834. Введение в объектно-ориентированное программирование 129.5 KB
  Введение в объектно-ориентированное программирование Цель: Научить студентов создавать объектно-ориентированное приложение. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия...
4835. Графические возможности Delphi 546 KB
  Графические возможности Delphi Цель: Научить студентов создавать графическое приложение. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент...
4836. Мультимедиа-возможности Delphi 348 KB
  Мультимедиа-возможности Delphi Цель: Научить студентов создавать мультимедиа приложение. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент...
4837. Создание рекурсии в программировании на языке Pascal 288.5 KB
  Рекурсия Цель: Научить студентов создавать рекурсию. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изучение нового материала. Кон...
4838. Создание справочных систем на языке Pascal 251.5 KB
  Справочная система Цель: Научить студентов создавать справочную систему. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изучение нового...
4839. Создание баз данных на языке Pascal 367 KB
  Базы данных Цель: Научить студентов создавать базы данных. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изучение нового материала...
4840. Создание установочного диска c помощью Install Shield Express 425.5 KB
  Создание установочного диска Цель: Научить студентов создавать установочные диски. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изучен...
4841. Технические средства автоматизации в системах управления 223 KB
  Сбор информации о текущем состоянии технологического объекта управления (ТОУ); определение критериев качества работы ТОУ; нахождение оптимального режима функционирования ТОУ и оптимальных управляющих воздействий, обеспечивающих экстремум критериев качества; реализация найденного оптимального режима на ТОУ.
4842. Информатика - Основы алгоритмизации и программирование 732.5 KB
  Излагаемый материал предусматривает три уровня сложности в соответствии с требованиями системы Ритм. Часть вопросов можно вынести на рассмотрение на практических занятиях, некоторые вопросы могут быть прочитаны факультативно для студентов, желающих...