28855

Развитие отраслей психологии в конце 19 века

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы эволюции: Изменчивость наследственность и естественный отбор причины многообразия видов растений и животных их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Преемственность психической организации животных связь психики животных и человека В работах Выражение эмоций у человека и животных Происхождение человека и половой отбор показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных оскал сжатые...

Русский

2013-08-20

65.5 KB

3 чел.

10. Развитие отраслей психологии в конце 19 века

Влияние социально-экономической ситуации и эволюционной теории Ч. Дарвина.

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки.  1. возрастание интереса к естественно-научным проблемам. 2. развитие техники и производства – показали необходимость всех знаний касающихся материального мира 3. Рост промышленного производства, 4. интенсификация общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.5. развитие химии, биологии, физики – способствовало прогрессу медицины, психиатрии.

Политические изменения: К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки.

 Естественно-научные концепции и методы, успехи в смежных областях привели к тому, что психология стала выделяться в самостоятельную науку в русле естествознания:

Что позволило решать след задачи:

- изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

- использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

- применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

- использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

1. Факторы эволюции: Изменчивость, наследственность и естественный отбор - > причины многообразия видов растений и животных, их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека.

2. Значение идей Дарвина для психологии: 1. генетический принцип – позволяет объяснить развитие психики от низших форм к высшим, 2. психика стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление к внешним условиям - > Функция психики – адаптация к среде. Возможность наблюдения внешних поведенческих признаков. Преемственность психической организации животных -> связь психики животных и человека

В работах «Выражение эмоций у человека и животных»,  «Происхождение человека и половой отбор» показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных (оскал, сжатые кулаки - рудименты)

Дарвин считал, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности: любовь, внимание, подражание в зачатке, а иногда и в развитой форме можно обнаружить у животных.

3. Зарождение сравнительной психологии - Раскрытие особенностей психики животных и человека

4. Разработка проблем антропогенеза - Первостепенная роль в становлении человека принадлежит языку, мышлению, орудиям - > антропоморфизм (Дарвин не выделял качественных различий между психикой животных и человека, но это послужило основой для борьбы с теологией)

5. Зарождение детской психологии -  «Биографический очерк младенца» - наблюдение за своим сыном Френсисом.

6. Зарождение дифференциальной психологии - генетические факторы определяют различия между людьми

7. Отстаивал объективный подход к изучению психических явлений (наблюдение, эксперимент)

Выводы:

  1.  Благодаря распространению эволюционных учений изменился взгляд на психику человека. Психология стала основываться не на идеях механики, а на объективных данных эволюционной биологии.
  2.   Что способствовало постановке и попыткам решения таких проблем как: адаптация к среде, индивидуальные различия, наследственность, преемственность между психикой животных и человеческим сознанием.
  3.  Внедрение в психологию объективного, генетического и статистических методов
  4.  Возникновение категории поведения

Развитие дифференциальной психологии, работы Ф. Гальтона, А. Бине. Роль наследственности в развитии способностей. Зарождение текстологии.

С древнейших времён замечали, что между людьми существуют различия.  Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

С появлением эксперимента в психологии стало возможным научное обоснование различий между людьми.

Френсис Гальтон: книга - наследственность гения - создатель техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрения статистического метода.

1. Изобрёл приборы для экспериментов:  специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мышечного чувства и др. Во всех опытах интересовала – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми.

2. Предложил «метод близнецов» с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями.

3. Для изучения воображения создал специальный вопросник. Задание - представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений (яркость, четкость, определённость) - Гальтона интересовала наследственная обусловленность обнаруженных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

4. В 1869 году вышла книга Гальтона "Наследственный гений". Подобно как людей среднего роста больше, а высокий рост – отклонение от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей – данные факты объяснял наследственностью.

6. Под влиянием этого общебиологического подхода Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно различиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. (другие причины отвергал)

7. Изучил библиографический материал известных людей Англии – доказал что талант определяется степенью родства.

8. Экспериментальное изучение: 1884 году Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Изучал виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Объяснение результатов оставалось неизменным: наследственность предопределяет эти качества с такой же неотвратимостью, как рост и вес тела и цвет глаз.

Заслуги:

- разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития

- статистических методов исследования этой проблемы.

- статистические методы: можно высчитать коэффициент корреляции между переменными (разрабатывал потом Пирсон)

-повлиял на развитие дифференциальной психологии. Статистические приемы, предложенные Гальтоном, начинают применяться для решения новых вопросов. В США – активно для практических целей, в том числе отбора, в Зап Европе –для обучения

Через 20 лет Альфред Бине предложил серию методик направленных на диагностику более сложных психических особенностей: памяти, восприятия, воображения, внимания. Тесты для приёма в школу. При  чём создал свои для каждого возраста. Показателем умственного развития служил умственный возраст: соответствие уровня развития ребёнка среднему уровню для данного возраста)

В 1912 году Вильгельм Штерн предложил использовать – индекс интеллекта- частное от деления умственного возраста на хронологический. Нормой являлся коэффициент от 70 до 130%. Предполагалось, что ниже этого показателя находятся умственно отсталые дети, выше – одаренные

Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, то есть и в 3 и в 15 лет показатель у ребенка будет одним и тем же несмотря на изменения социальной среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, он исходил из того, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем. Тесты интеллекта стали знамениты по всему миру. Необходимо отметить, что несмотря на многие недочеты тесты Вине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей

Значительную роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграла – статистика. Адольф Кетле – бельгийский статистик проанализировал данные о физическом развитии рекрутов и пришёл к выводу, что чаще всего встречаются средние показатели и назвал эту закономерность: «частотное распределение». Такое распределение выражается графически как кривая Гаусса – Лапласса и носит название нормального.

Преставления Кетле о закономерностях приложимых к индивидуальным различиям были продолжены статистиками:

Пирсоном и Фишером: Они создали метод позволяющий оценить соотношение между различными характеристиками – корреляционный анализ.

 Спирмен и Кеттел занимались разработкой факторного анализа, который позволял оценить структуру психологический свойств.

Таким образом, Появление математических методов в психологии способствовало возникновению возможности установить количественные связи между психическими характеристиками, формулированию новых психологически законов. Использование математических методов – непременное условие проведения большинства психологических исследований и в наше время.

Применение тестологии и её развитие :

- измерения интеллекта позволяло на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д.

- Г.Мюнстерберг предложил тесты для профориентации и профотбора, Тесты на профпригодность требовали испытания иных качеств, чем тесты на умственное развитие. Наряду с чисто вербальными заданиями, основанными на оперировании словесными символами, появляются мануальные (ручные) тесты. В конструировании тестов принимают активное участие А.Бине, Г.Эббингауз, В.Штерн, Э.Торндайк, Г.Мюнстерберг, Г.Мюллер, Р.Мерке и многие другие ученые из различных стран.

- Тесты используются для нужд школы, медицины, производства. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними.

Развитие этнопсихологии, ее влияние на психологические теории детства: исследования Р. Бенедикт, К. Леви-Стросса, М. Мид.

Этнопсихология – наука которая занимается изучением  систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей

Изучали и философы: Гиппократ - все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В новое время – франц просветители ввели понятие дух народа.

Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисциплины стали немецкие ученые М.Лацарус и X. Штейнталь

Влияние этнопсихологии на псих теории детства:

В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в мировой науке. В результате разобщенности исследователей даже возникли две этнопсихологии: этнологическая (больше антропология) и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросскультурная) психология

Три подхода:  - релятивизма, абсолютизма или универсализма.

1) Релятивизм заключается в подчеркивании различий между культурами. К данному подходу относится школа «культура и личность» - главное: как ребёнок входит в культуру.

Представитель Рут Бенедикт концепция о фундаментально различающихся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет свою культурную доминанту - установку. В каждой культуре есть определённая «Модальная Л» - она определяет темперамент, за счёт врождённых качеств и способов поведения. (н. – выражение эмоций в данном обществе), отступление от этой нормы может вести к отчуждению из общества.

М. Мид – основная проблема изучения – социализация детей в разных культурах (традиционного общества). Проблемы: развитие пол идентичности, ДРО, структура национального характера, конфликт м-у поколениями. Ведущую роль по мнению М. Мид в  псих развитии играют социокультурные факторы. Н. самооценка, половое созревание зависит от воспитания и стиля общения в семье.  

Значение: влияние на раз этнопсихологии, воз псих, псих разв и наглядно показала роль соц- го в разв Рб.

2) Абсолютизм максимизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними, если есть различия то оценка количественная – то есть культуры одинаковые, но не равные (применение тестов интеллекта В США для иммигрантов с востока - > те умственно отсталые)

3)  универсализм - единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями, полагая, что базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура.

Представитель – Леви Стросс – создатель школы этнологического структурализма. У народов изучал  общечеловеческие черты (внешние и внтуренние).

Универсальная человеческая потребность – «жажда объективного познания» , т.е стремился обнаружить общие универсальные операции ума.

Развитие зоопсихологии. Основные направления в зоопсихологии: антропоморфизм (Дж. Романее, Р. Иеркс) и механицизм (Лл. Морган, Ж. Леб), специфика их представлений о психике животных и методах ее исследования.

Стремление к объективному методу получило существенную поддержку со стороны сравнительной психологии – отрасли знаний, имеющей своим объектом сопоставление различных ступеней психического развития в эволюционном ряду. Активный научный интерес пробудило к ней дарвиновское учение. Дарвин доказал преемственность и родство животных и человека в отношении внешнего выражения эмоций.

Противники же его учения, отвергая преемственность, подчеркивали своеобразие человеческого интеллекта. Это вынуждало дарвинистов обосновывать трактовку интеллектуальных особенностей человека как уникальных.

Первым обратился к этой задаче Джон Романес ( "Интеллект животных") – обвиняли в антропоморфизме душевной жизни животных.

Романес, отбиваясь от критиков: различия между современным человеком и житвотными- очень яркие, но  если спуститься "вниз", сравнив животных – предков человека (человекообразных обезьян) и детей, есть сходства детской психики и обезьяньей.

Жак Леб: теория тропизмов. Леб представлял механистическое направление. Пытался объяснить исходя из принципа машинообразности приспособительную деятельность живых существ, их способность изменять поведение и научаться. За движение отвечает не сам организм, а физико-химическая среда, она направляет живое существо. Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реакцию живого на внешнее воздействие. Однако он универсальнее рефлекса, так как определяет характер поведения не только живых существ, еще не обладающих нервной системой, но и растений.

Выводы и  методы: Дарвинистов обвиняли в том, что они используют «метод анекдотов», то есть сранивают человека и животных – излишний антропоморфизм.

С развитием зоопсихологии, ориентировавшейся на точное и объективное исследование поведения, метод аналогии скомпрометировал себя, выродился в "метод анекдотов". Но тем самым лишалось объяснительной ценности и породившее его общее представление о путях познания психической активности любого организма, рассматриваемого как объект наблюдения и экспериментирования со стороны другого. И очень скоро сдвиги, совершившиеся на почве естественнонаучного анализа психики животных, оказали необратимое воздействие на анализ психики человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26579. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ТОПОГРАФИИ ЛИМФОУЗЛОВ КРС, ОВЕЦ, СВИНЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ТОПОГРАФИИ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ 40.12 KB
  У КРУППОГО РОГАТОГО СКОТА И ОВЕЦ лимфатические узлы овальной формы окружены жировой тканью и имеют на разрезе серый или интенсивносерый цвет. По сравнению с крупным рогатым скотом некоторые лимфатические узлы у свиней отсутствуют. ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА. Передние средостенные лимфатические узлы расположены в средостении впереди от аорты слева от пищевода и трахеи некоторые у входа в грудную полость.
26580. ПАСТЕРИЗАЦИЯ МОЛОКА. ИЗМЕНЕНИЕ В МОЛОКЕ ПРИ РАЗНЫХ РЕЖИМАХ ПАСТЕРИЗАЦИИ 5.9 KB
  ПАСТЕРИЗАЦИЯ МОЛОКА. Пастеризация следовательно наиболее простой и дешевый способ обеззараживания молока. При пастбищном содержании скота микрофлора молока уничтожается нагреванием более полно чем при стойловом содержании. Перед пастеризацией необходима тщательная очистка молока.
26581. КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИХ ПИЩЕВОЕ, ДИЕТИЧЕСКОЕ И ЛЕЧЕБНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6.01 KB
  Усвояемость кисломолочных продуктов выше усвояемости молока т. Регулярное употребление в пищу кисломолочных продуктов способствует и укреплению нервной системы изза накопления в них крайне необходимых человеку витаминов синтезируемых молочнокислыми бактериями. Установлено что содержание витаминов в кисломолочных продуктах возрастает в результате и спиртового брожения. молочнокислые бактерии содержащиеся в кисломолочных продуктах способны приживаться в кишечнике человека и благотворно влиять на весь организм.
26582. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 5.7 KB
  Само название пищевые заболевания пищевые токсикоинфекции пищевые токсикозы указывают что основную роль в их возникновении играют 'пищевые продукты. В зависимости от них все пищевые заболевания людей делят на две большие группы. ПИЩЕВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ типичные пищевые отравления. Пищевые заболевания не бактериальной природы с недостаточно изученной этиологией.
26583. КОНСЕРВИРОВАНИЕ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ 5.55 KB
  Шкуры консервируют посолом врасстил тузлукованием сухосоленым пресносухим и кислотносолевым способами. Шкуры укладывают на стеллажи мездрой вверх посыпая слоем соли до 1 см высотой штабеля 15 2 м. Каждый штабель комплектуют не более 3 суток с момента посола первой шкуры. Тузлукованием консервируют шкуры крупного рогатого скота конские верблюжьи и свиные.
26584. КОНСЕРВИРОВАНИЕ МЯСА ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ. ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА И ГИГИЕНА ПРИГОТОВЛЕНИЯ БАНОЧНЫХ КОНСЕРВОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ 16.98 KB
  Технология приготовления консервов сводится к тому что подготовленное мясо или другие продукты закладывают в жестяные или стеклянные герметически закрывающиеся банки которые подвергают стерилизации при температуре выше 100С. Консервный цех или завод имеет два основных отделения: 1 жестянобаночное где изготавливают банки и 2 технологическое в котором проводят все технологические операции при изготовлении консервов. Это необходимо при стерилизации банок когда под действием высокой температуры происходит расширение металла и содержимого...
26585. КОНСЕРВИРОВАНИЕ МЯСА ХОЛОДОМ. ИЗМЕНЕНИЕ В МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ ПРИ ЗАМОРАЖИВАНИИ 14.63 KB
  Мясо по термическому состоянию согласно стандартам подразделяют на остывшее охлажденное подмороженное замороженное и оттаявшее. К остывшему относят мясо которое после разделки туши на глубине 8 см имеет температуру не выше 12 С. Остывшее мясо используют на предприятии где его получили вывоз для реализации ограничен исключение представляют продовольственные рынки. К охлажденному относят мясо температура в толще мышц которого не выше 4 С.
26586. ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ РАСПОЗНОВАНИЯ МЯСА РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ 5.55 KB
  ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ РАСПОЗНОВАНИЯ МЯСА РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ.По анатомоморфологическим особенностям туш скелета и внутренних органов убитых животных. Однако у одного и того же вида животных температура плавления жира колеблется в зависимости от пола типа кормления. СУЩНОСТЬ РЕАКЦИИ НА ГЛИКОГЕН ПО НИБЕЛЮ состоит в том что в мясе разных видов животных содержится неодинаковое количество гликогена: в парном мясе лошади более 2 в созревшем около 1 в мясе собаки 23.
26587. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ НА СКОТОБАЗЕ МЯСОКОМБИНАТА 2.26 KB
  При обнаружении сиб.язвы после поголовного тщательного осмотра и поголовной термометрии в карантинном отделении неблагополучную партию делят на 2 группы: 1)больных и подозрительных по заболеванию и 2)подозреваемых в заражении