28855

Развитие отраслей психологии в конце 19 века

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы эволюции: Изменчивость наследственность и естественный отбор причины многообразия видов растений и животных их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Преемственность психической организации животных связь психики животных и человека В работах Выражение эмоций у человека и животных Происхождение человека и половой отбор показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных оскал сжатые...

Русский

2013-08-20

65.5 KB

3 чел.

10. Развитие отраслей психологии в конце 19 века

Влияние социально-экономической ситуации и эволюционной теории Ч. Дарвина.

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки.  1. возрастание интереса к естественно-научным проблемам. 2. развитие техники и производства – показали необходимость всех знаний касающихся материального мира 3. Рост промышленного производства, 4. интенсификация общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.5. развитие химии, биологии, физики – способствовало прогрессу медицины, психиатрии.

Политические изменения: К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки.

 Естественно-научные концепции и методы, успехи в смежных областях привели к тому, что психология стала выделяться в самостоятельную науку в русле естествознания:

Что позволило решать след задачи:

- изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

- использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

- применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

- использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

1. Факторы эволюции: Изменчивость, наследственность и естественный отбор - > причины многообразия видов растений и животных, их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека.

2. Значение идей Дарвина для психологии: 1. генетический принцип – позволяет объяснить развитие психики от низших форм к высшим, 2. психика стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление к внешним условиям - > Функция психики – адаптация к среде. Возможность наблюдения внешних поведенческих признаков. Преемственность психической организации животных -> связь психики животных и человека

В работах «Выражение эмоций у человека и животных»,  «Происхождение человека и половой отбор» показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных (оскал, сжатые кулаки - рудименты)

Дарвин считал, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности: любовь, внимание, подражание в зачатке, а иногда и в развитой форме можно обнаружить у животных.

3. Зарождение сравнительной психологии - Раскрытие особенностей психики животных и человека

4. Разработка проблем антропогенеза - Первостепенная роль в становлении человека принадлежит языку, мышлению, орудиям - > антропоморфизм (Дарвин не выделял качественных различий между психикой животных и человека, но это послужило основой для борьбы с теологией)

5. Зарождение детской психологии -  «Биографический очерк младенца» - наблюдение за своим сыном Френсисом.

6. Зарождение дифференциальной психологии - генетические факторы определяют различия между людьми

7. Отстаивал объективный подход к изучению психических явлений (наблюдение, эксперимент)

Выводы:

  1.  Благодаря распространению эволюционных учений изменился взгляд на психику человека. Психология стала основываться не на идеях механики, а на объективных данных эволюционной биологии.
  2.   Что способствовало постановке и попыткам решения таких проблем как: адаптация к среде, индивидуальные различия, наследственность, преемственность между психикой животных и человеческим сознанием.
  3.  Внедрение в психологию объективного, генетического и статистических методов
  4.  Возникновение категории поведения

Развитие дифференциальной психологии, работы Ф. Гальтона, А. Бине. Роль наследственности в развитии способностей. Зарождение текстологии.

С древнейших времён замечали, что между людьми существуют различия.  Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

С появлением эксперимента в психологии стало возможным научное обоснование различий между людьми.

Френсис Гальтон: книга - наследственность гения - создатель техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрения статистического метода.

1. Изобрёл приборы для экспериментов:  специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мышечного чувства и др. Во всех опытах интересовала – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми.

2. Предложил «метод близнецов» с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями.

3. Для изучения воображения создал специальный вопросник. Задание - представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений (яркость, четкость, определённость) - Гальтона интересовала наследственная обусловленность обнаруженных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

4. В 1869 году вышла книга Гальтона "Наследственный гений". Подобно как людей среднего роста больше, а высокий рост – отклонение от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей – данные факты объяснял наследственностью.

6. Под влиянием этого общебиологического подхода Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно различиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. (другие причины отвергал)

7. Изучил библиографический материал известных людей Англии – доказал что талант определяется степенью родства.

8. Экспериментальное изучение: 1884 году Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Изучал виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Объяснение результатов оставалось неизменным: наследственность предопределяет эти качества с такой же неотвратимостью, как рост и вес тела и цвет глаз.

Заслуги:

- разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития

- статистических методов исследования этой проблемы.

- статистические методы: можно высчитать коэффициент корреляции между переменными (разрабатывал потом Пирсон)

-повлиял на развитие дифференциальной психологии. Статистические приемы, предложенные Гальтоном, начинают применяться для решения новых вопросов. В США – активно для практических целей, в том числе отбора, в Зап Европе –для обучения

Через 20 лет Альфред Бине предложил серию методик направленных на диагностику более сложных психических особенностей: памяти, восприятия, воображения, внимания. Тесты для приёма в школу. При  чём создал свои для каждого возраста. Показателем умственного развития служил умственный возраст: соответствие уровня развития ребёнка среднему уровню для данного возраста)

В 1912 году Вильгельм Штерн предложил использовать – индекс интеллекта- частное от деления умственного возраста на хронологический. Нормой являлся коэффициент от 70 до 130%. Предполагалось, что ниже этого показателя находятся умственно отсталые дети, выше – одаренные

Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, то есть и в 3 и в 15 лет показатель у ребенка будет одним и тем же несмотря на изменения социальной среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, он исходил из того, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем. Тесты интеллекта стали знамениты по всему миру. Необходимо отметить, что несмотря на многие недочеты тесты Вине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей

Значительную роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграла – статистика. Адольф Кетле – бельгийский статистик проанализировал данные о физическом развитии рекрутов и пришёл к выводу, что чаще всего встречаются средние показатели и назвал эту закономерность: «частотное распределение». Такое распределение выражается графически как кривая Гаусса – Лапласса и носит название нормального.

Преставления Кетле о закономерностях приложимых к индивидуальным различиям были продолжены статистиками:

Пирсоном и Фишером: Они создали метод позволяющий оценить соотношение между различными характеристиками – корреляционный анализ.

 Спирмен и Кеттел занимались разработкой факторного анализа, который позволял оценить структуру психологический свойств.

Таким образом, Появление математических методов в психологии способствовало возникновению возможности установить количественные связи между психическими характеристиками, формулированию новых психологически законов. Использование математических методов – непременное условие проведения большинства психологических исследований и в наше время.

Применение тестологии и её развитие :

- измерения интеллекта позволяло на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д.

- Г.Мюнстерберг предложил тесты для профориентации и профотбора, Тесты на профпригодность требовали испытания иных качеств, чем тесты на умственное развитие. Наряду с чисто вербальными заданиями, основанными на оперировании словесными символами, появляются мануальные (ручные) тесты. В конструировании тестов принимают активное участие А.Бине, Г.Эббингауз, В.Штерн, Э.Торндайк, Г.Мюнстерберг, Г.Мюллер, Р.Мерке и многие другие ученые из различных стран.

- Тесты используются для нужд школы, медицины, производства. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними.

Развитие этнопсихологии, ее влияние на психологические теории детства: исследования Р. Бенедикт, К. Леви-Стросса, М. Мид.

Этнопсихология – наука которая занимается изучением  систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей

Изучали и философы: Гиппократ - все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В новое время – франц просветители ввели понятие дух народа.

Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисциплины стали немецкие ученые М.Лацарус и X. Штейнталь

Влияние этнопсихологии на псих теории детства:

В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в мировой науке. В результате разобщенности исследователей даже возникли две этнопсихологии: этнологическая (больше антропология) и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросскультурная) психология

Три подхода:  - релятивизма, абсолютизма или универсализма.

1) Релятивизм заключается в подчеркивании различий между культурами. К данному подходу относится школа «культура и личность» - главное: как ребёнок входит в культуру.

Представитель Рут Бенедикт концепция о фундаментально различающихся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет свою культурную доминанту - установку. В каждой культуре есть определённая «Модальная Л» - она определяет темперамент, за счёт врождённых качеств и способов поведения. (н. – выражение эмоций в данном обществе), отступление от этой нормы может вести к отчуждению из общества.

М. Мид – основная проблема изучения – социализация детей в разных культурах (традиционного общества). Проблемы: развитие пол идентичности, ДРО, структура национального характера, конфликт м-у поколениями. Ведущую роль по мнению М. Мид в  псих развитии играют социокультурные факторы. Н. самооценка, половое созревание зависит от воспитания и стиля общения в семье.  

Значение: влияние на раз этнопсихологии, воз псих, псих разв и наглядно показала роль соц- го в разв Рб.

2) Абсолютизм максимизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними, если есть различия то оценка количественная – то есть культуры одинаковые, но не равные (применение тестов интеллекта В США для иммигрантов с востока - > те умственно отсталые)

3)  универсализм - единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями, полагая, что базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура.

Представитель – Леви Стросс – создатель школы этнологического структурализма. У народов изучал  общечеловеческие черты (внешние и внтуренние).

Универсальная человеческая потребность – «жажда объективного познания» , т.е стремился обнаружить общие универсальные операции ума.

Развитие зоопсихологии. Основные направления в зоопсихологии: антропоморфизм (Дж. Романее, Р. Иеркс) и механицизм (Лл. Морган, Ж. Леб), специфика их представлений о психике животных и методах ее исследования.

Стремление к объективному методу получило существенную поддержку со стороны сравнительной психологии – отрасли знаний, имеющей своим объектом сопоставление различных ступеней психического развития в эволюционном ряду. Активный научный интерес пробудило к ней дарвиновское учение. Дарвин доказал преемственность и родство животных и человека в отношении внешнего выражения эмоций.

Противники же его учения, отвергая преемственность, подчеркивали своеобразие человеческого интеллекта. Это вынуждало дарвинистов обосновывать трактовку интеллектуальных особенностей человека как уникальных.

Первым обратился к этой задаче Джон Романес ( "Интеллект животных") – обвиняли в антропоморфизме душевной жизни животных.

Романес, отбиваясь от критиков: различия между современным человеком и житвотными- очень яркие, но  если спуститься "вниз", сравнив животных – предков человека (человекообразных обезьян) и детей, есть сходства детской психики и обезьяньей.

Жак Леб: теория тропизмов. Леб представлял механистическое направление. Пытался объяснить исходя из принципа машинообразности приспособительную деятельность живых существ, их способность изменять поведение и научаться. За движение отвечает не сам организм, а физико-химическая среда, она направляет живое существо. Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реакцию живого на внешнее воздействие. Однако он универсальнее рефлекса, так как определяет характер поведения не только живых существ, еще не обладающих нервной системой, но и растений.

Выводы и  методы: Дарвинистов обвиняли в том, что они используют «метод анекдотов», то есть сранивают человека и животных – излишний антропоморфизм.

С развитием зоопсихологии, ориентировавшейся на точное и объективное исследование поведения, метод аналогии скомпрометировал себя, выродился в "метод анекдотов". Но тем самым лишалось объяснительной ценности и породившее его общее представление о путях познания психической активности любого организма, рассматриваемого как объект наблюдения и экспериментирования со стороны другого. И очень скоро сдвиги, совершившиеся на почве естественнонаучного анализа психики животных, оказали необратимое воздействие на анализ психики человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68777. Финансовая математика: предмет, принцип «временной стоимости денег», виды процентных ставок 625 KB
  Относительный показатель характеризующий интенсивность начисления процентов за единицу времени процентная ставка. к сумме увеличенной на величину начисленных за предыдущий период процентов таким образом исходная база постоянно увеличивается. Три варианта расчета простых процентов.
68779. Постановки задач однокритериальной оптимизации 467 KB
  Задачи однокритериальной оптимизации делятся на задачи безусловной (когда ищется оптимальное решение, удовлетворяющее целевой функции) и условной (ищется оптимальное решение, удовлетворяющее некоторым ограничениям и целевой функции) оптимизации.
68781. Интервенция и гражданская война 131 KB
  В январе 1924г была принята первая Конституция СССР согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. СССР в системе международных отношений накануне II Мировой и Великой Отечественной войн I Политика военного коммунизма Экономическая политика Советского...
68782. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 1.9 MB
  Можно с уверенностью утверждать что сегодня как и в давние времена именно достоверность рекомендуемых экономистами теоретических изысканий предопределяет степень результативности реализуемой в данной стране социально-экономической стратегии.
68783. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 1.32 MB
  Наука история возникла на самой заре цивилизации. Историческое знание сделало огромные успехи в течение XVIII и особенно XIX веков. Многие выдающиеся умы нашли на этом поприще свое призвание и признание. Благодаря их трудам поднялись из забвения великие цивилизации Древнего востока, Древней Греции и Древнего Рима...
68784. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 218 KB
  Хронологические границы периода возникновения искусства: Основные черты первобытного искусства: Древние цивилизации: Основные достижения древних цивилизаций в сфере культуры и искусства: Определение основных понятий и явлений: Искусство Культура Виды искусств Петроглифы Мегалиты Зиккурат Эпос...
68785. ИСТОРИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ 1.61 MB
  Если в конце прошлого века самая распространенная сейчас энергия - электрическая - играла, в общем, вспомогательную и незначительную в мировом балансе роль, то уже в 1930 году в мире было произведено около 300 миллиардов киловатт-часов электроэнергии.