28855

Развитие отраслей психологии в конце 19 века

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы эволюции: Изменчивость наследственность и естественный отбор причины многообразия видов растений и животных их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Преемственность психической организации животных связь психики животных и человека В работах Выражение эмоций у человека и животных Происхождение человека и половой отбор показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных оскал сжатые...

Русский

2013-08-20

65.5 KB

3 чел.

10. Развитие отраслей психологии в конце 19 века

Влияние социально-экономической ситуации и эволюционной теории Ч. Дарвина.

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки.  1. возрастание интереса к естественно-научным проблемам. 2. развитие техники и производства – показали необходимость всех знаний касающихся материального мира 3. Рост промышленного производства, 4. интенсификация общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.5. развитие химии, биологии, физики – способствовало прогрессу медицины, психиатрии.

Политические изменения: К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки.

 Естественно-научные концепции и методы, успехи в смежных областях привели к тому, что психология стала выделяться в самостоятельную науку в русле естествознания:

Что позволило решать след задачи:

- изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

- использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

- применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

- использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

1. Факторы эволюции: Изменчивость, наследственность и естественный отбор - > причины многообразия видов растений и животных, их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека.

2. Значение идей Дарвина для психологии: 1. генетический принцип – позволяет объяснить развитие психики от низших форм к высшим, 2. психика стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление к внешним условиям - > Функция психики – адаптация к среде. Возможность наблюдения внешних поведенческих признаков. Преемственность психической организации животных -> связь психики животных и человека

В работах «Выражение эмоций у человека и животных»,  «Происхождение человека и половой отбор» показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных (оскал, сжатые кулаки - рудименты)

Дарвин считал, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности: любовь, внимание, подражание в зачатке, а иногда и в развитой форме можно обнаружить у животных.

3. Зарождение сравнительной психологии - Раскрытие особенностей психики животных и человека

4. Разработка проблем антропогенеза - Первостепенная роль в становлении человека принадлежит языку, мышлению, орудиям - > антропоморфизм (Дарвин не выделял качественных различий между психикой животных и человека, но это послужило основой для борьбы с теологией)

5. Зарождение детской психологии -  «Биографический очерк младенца» - наблюдение за своим сыном Френсисом.

6. Зарождение дифференциальной психологии - генетические факторы определяют различия между людьми

7. Отстаивал объективный подход к изучению психических явлений (наблюдение, эксперимент)

Выводы:

  1.  Благодаря распространению эволюционных учений изменился взгляд на психику человека. Психология стала основываться не на идеях механики, а на объективных данных эволюционной биологии.
  2.   Что способствовало постановке и попыткам решения таких проблем как: адаптация к среде, индивидуальные различия, наследственность, преемственность между психикой животных и человеческим сознанием.
  3.  Внедрение в психологию объективного, генетического и статистических методов
  4.  Возникновение категории поведения

Развитие дифференциальной психологии, работы Ф. Гальтона, А. Бине. Роль наследственности в развитии способностей. Зарождение текстологии.

С древнейших времён замечали, что между людьми существуют различия.  Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

С появлением эксперимента в психологии стало возможным научное обоснование различий между людьми.

Френсис Гальтон: книга - наследственность гения - создатель техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрения статистического метода.

1. Изобрёл приборы для экспериментов:  специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мышечного чувства и др. Во всех опытах интересовала – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми.

2. Предложил «метод близнецов» с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями.

3. Для изучения воображения создал специальный вопросник. Задание - представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений (яркость, четкость, определённость) - Гальтона интересовала наследственная обусловленность обнаруженных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

4. В 1869 году вышла книга Гальтона "Наследственный гений". Подобно как людей среднего роста больше, а высокий рост – отклонение от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей – данные факты объяснял наследственностью.

6. Под влиянием этого общебиологического подхода Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно различиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. (другие причины отвергал)

7. Изучил библиографический материал известных людей Англии – доказал что талант определяется степенью родства.

8. Экспериментальное изучение: 1884 году Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Изучал виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Объяснение результатов оставалось неизменным: наследственность предопределяет эти качества с такой же неотвратимостью, как рост и вес тела и цвет глаз.

Заслуги:

- разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития

- статистических методов исследования этой проблемы.

- статистические методы: можно высчитать коэффициент корреляции между переменными (разрабатывал потом Пирсон)

-повлиял на развитие дифференциальной психологии. Статистические приемы, предложенные Гальтоном, начинают применяться для решения новых вопросов. В США – активно для практических целей, в том числе отбора, в Зап Европе –для обучения

Через 20 лет Альфред Бине предложил серию методик направленных на диагностику более сложных психических особенностей: памяти, восприятия, воображения, внимания. Тесты для приёма в школу. При  чём создал свои для каждого возраста. Показателем умственного развития служил умственный возраст: соответствие уровня развития ребёнка среднему уровню для данного возраста)

В 1912 году Вильгельм Штерн предложил использовать – индекс интеллекта- частное от деления умственного возраста на хронологический. Нормой являлся коэффициент от 70 до 130%. Предполагалось, что ниже этого показателя находятся умственно отсталые дети, выше – одаренные

Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, то есть и в 3 и в 15 лет показатель у ребенка будет одним и тем же несмотря на изменения социальной среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, он исходил из того, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем. Тесты интеллекта стали знамениты по всему миру. Необходимо отметить, что несмотря на многие недочеты тесты Вине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей

Значительную роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграла – статистика. Адольф Кетле – бельгийский статистик проанализировал данные о физическом развитии рекрутов и пришёл к выводу, что чаще всего встречаются средние показатели и назвал эту закономерность: «частотное распределение». Такое распределение выражается графически как кривая Гаусса – Лапласса и носит название нормального.

Преставления Кетле о закономерностях приложимых к индивидуальным различиям были продолжены статистиками:

Пирсоном и Фишером: Они создали метод позволяющий оценить соотношение между различными характеристиками – корреляционный анализ.

 Спирмен и Кеттел занимались разработкой факторного анализа, который позволял оценить структуру психологический свойств.

Таким образом, Появление математических методов в психологии способствовало возникновению возможности установить количественные связи между психическими характеристиками, формулированию новых психологически законов. Использование математических методов – непременное условие проведения большинства психологических исследований и в наше время.

Применение тестологии и её развитие :

- измерения интеллекта позволяло на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д.

- Г.Мюнстерберг предложил тесты для профориентации и профотбора, Тесты на профпригодность требовали испытания иных качеств, чем тесты на умственное развитие. Наряду с чисто вербальными заданиями, основанными на оперировании словесными символами, появляются мануальные (ручные) тесты. В конструировании тестов принимают активное участие А.Бине, Г.Эббингауз, В.Штерн, Э.Торндайк, Г.Мюнстерберг, Г.Мюллер, Р.Мерке и многие другие ученые из различных стран.

- Тесты используются для нужд школы, медицины, производства. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними.

Развитие этнопсихологии, ее влияние на психологические теории детства: исследования Р. Бенедикт, К. Леви-Стросса, М. Мид.

Этнопсихология – наука которая занимается изучением  систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей

Изучали и философы: Гиппократ - все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В новое время – франц просветители ввели понятие дух народа.

Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисциплины стали немецкие ученые М.Лацарус и X. Штейнталь

Влияние этнопсихологии на псих теории детства:

В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в мировой науке. В результате разобщенности исследователей даже возникли две этнопсихологии: этнологическая (больше антропология) и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросскультурная) психология

Три подхода:  - релятивизма, абсолютизма или универсализма.

1) Релятивизм заключается в подчеркивании различий между культурами. К данному подходу относится школа «культура и личность» - главное: как ребёнок входит в культуру.

Представитель Рут Бенедикт концепция о фундаментально различающихся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет свою культурную доминанту - установку. В каждой культуре есть определённая «Модальная Л» - она определяет темперамент, за счёт врождённых качеств и способов поведения. (н. – выражение эмоций в данном обществе), отступление от этой нормы может вести к отчуждению из общества.

М. Мид – основная проблема изучения – социализация детей в разных культурах (традиционного общества). Проблемы: развитие пол идентичности, ДРО, структура национального характера, конфликт м-у поколениями. Ведущую роль по мнению М. Мид в  псих развитии играют социокультурные факторы. Н. самооценка, половое созревание зависит от воспитания и стиля общения в семье.  

Значение: влияние на раз этнопсихологии, воз псих, псих разв и наглядно показала роль соц- го в разв Рб.

2) Абсолютизм максимизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними, если есть различия то оценка количественная – то есть культуры одинаковые, но не равные (применение тестов интеллекта В США для иммигрантов с востока - > те умственно отсталые)

3)  универсализм - единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями, полагая, что базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура.

Представитель – Леви Стросс – создатель школы этнологического структурализма. У народов изучал  общечеловеческие черты (внешние и внтуренние).

Универсальная человеческая потребность – «жажда объективного познания» , т.е стремился обнаружить общие универсальные операции ума.

Развитие зоопсихологии. Основные направления в зоопсихологии: антропоморфизм (Дж. Романее, Р. Иеркс) и механицизм (Лл. Морган, Ж. Леб), специфика их представлений о психике животных и методах ее исследования.

Стремление к объективному методу получило существенную поддержку со стороны сравнительной психологии – отрасли знаний, имеющей своим объектом сопоставление различных ступеней психического развития в эволюционном ряду. Активный научный интерес пробудило к ней дарвиновское учение. Дарвин доказал преемственность и родство животных и человека в отношении внешнего выражения эмоций.

Противники же его учения, отвергая преемственность, подчеркивали своеобразие человеческого интеллекта. Это вынуждало дарвинистов обосновывать трактовку интеллектуальных особенностей человека как уникальных.

Первым обратился к этой задаче Джон Романес ( "Интеллект животных") – обвиняли в антропоморфизме душевной жизни животных.

Романес, отбиваясь от критиков: различия между современным человеком и житвотными- очень яркие, но  если спуститься "вниз", сравнив животных – предков человека (человекообразных обезьян) и детей, есть сходства детской психики и обезьяньей.

Жак Леб: теория тропизмов. Леб представлял механистическое направление. Пытался объяснить исходя из принципа машинообразности приспособительную деятельность живых существ, их способность изменять поведение и научаться. За движение отвечает не сам организм, а физико-химическая среда, она направляет живое существо. Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реакцию живого на внешнее воздействие. Однако он универсальнее рефлекса, так как определяет характер поведения не только живых существ, еще не обладающих нервной системой, но и растений.

Выводы и  методы: Дарвинистов обвиняли в том, что они используют «метод анекдотов», то есть сранивают человека и животных – излишний антропоморфизм.

С развитием зоопсихологии, ориентировавшейся на точное и объективное исследование поведения, метод аналогии скомпрометировал себя, выродился в "метод анекдотов". Но тем самым лишалось объяснительной ценности и породившее его общее представление о путях познания психической активности любого организма, рассматриваемого как объект наблюдения и экспериментирования со стороны другого. И очень скоро сдвиги, совершившиеся на почве естественнонаучного анализа психики животных, оказали необратимое воздействие на анализ психики человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68190. Удосконалення технології радіально-прямого видавлювання деталей зі сферичною порожниною із порошкових пористих заготовок 661.5 KB
  У сучасних умовах підвищення конкурентоспроможності продукції вітчизняного машинобудування пов’язано з удосконаленням технологій видавлювання для виготовлення біметалічних деталей які дозволяють одержати вироби високої якості з використанням вторинних ресурсів при мінімальних...
68191. Соціально-політичний розвиток Греції в умовах європейської інтеграції 165 KB
  Трансформація суспільної свідомості в бік визнання переваг демократичного ладу поступово призвела до переконання щодо необхідності більш активної участі у загальноєвропейських процесах свідченням чого став процес інтеграції Греції до структур ЄС.
68192. МЕТОДИЧНА ПІДГОТОВКА МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ МАТЕМАТИКИ З ВИКОРИСТАННЯМ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 483 KB
  Динамічні зміни в усіх сферах життєдіяльності, реформування освіти України та загальна інформатизація навколишнього середовища спонукають до переусвідомлення чинних і пошуку нових концептуальних засад щодо вдосконалення якості освіти.
68193. СИНТЕЗ ВІСЕСИМЕТРИЧНИХ ЕЛЕКТРОМАГНІТІВ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ 1.97 MB
  Великий клас електромагнітних систем які знайшли широке застосування як основа електромагнітів електричних апаратів і інших електромеханічних пристроїв та механізмів являють собою електромагніти з осьовою симетрією.
68194. РОЗВИТОК ТВОРЧИХ ЗДІБНОСТЕЙ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ У РОБОТІ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 195 KB
  Проблема розвитку творчих здібностей особистості є однією з центральних у педагогіці оскільки прогрес суспільства це шлях творчого зростання долання стереотипів і вироблення нових нестандартних часто несподіваних рішень оригінальних підходів і шляхів їх втілення.
68195. ПАТОГЕНЕЗ ПОРУШЕННЯ РАНОВОГО ПРОЦЕСУ ЗА УМОВ ЦУКРОВОГО ДІАБЕТУ 312 KB
  Глибокі й різноспрямовані дослідження СДС привели до розробки й впровадження ряду нових методів хірургічного лікування зокрема реваскуляризуючих операцій використання різноманітних ранових покрить та аплікацій на ранову поверхню стовбурових клітин аутофібробластів й різноманітних факторів росту...
68196. РОЗВИТОК ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН У СІЛЬСЬКОМУ ГОСПОДАРСТВІ 891 KB
  Ринкові трансформації національної економіки, невід’ємною складовою яких є земельна реформа, зумовили серйозні зрушення у формах власності на землю і господарювання на ній. Ринкове середовище вимагає удосконалення процесів регулювання земельних відносин, чим підвищується актуальність обраної теми.
68197. МЕХАНІЗМ ОПОДАТКУВАННЯ НЕРУХОМОГО МАЙНА В УКРАЇНІ 361.5 KB
  Сьогодні у нашій державі оподаткування нерухомості не відіграє значної фіскальної та соціальної ролі в порівнянні із зарубіжними країнами. Для зміцнення матеріальнофінансової бази місцевого самоврядування та нівелювання значної дохідної і майнової нерівності населення особливої...
68198. ЖИТЛОВО-БУДІВЕЛЬНИЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМІ РОЗВИТКУ РЕГІОНУ 2.24 MB
  Системне дослідження соціально-економічних процесів що відбуваються на рівні регіону передбачає виявлення галузевої структури учасників господарської діяльності визначення всіх структуроутворюючих підсистем та елементів їх аналіз і оцінка взаємного впливу.