28856

Политико-правовые учения эпохи Просвещения

Лекция

История и СИД

Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике за неоднократно подвергался гонениям прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм. Свое учение о происхождении общества государства и права В. разделяет мысль о договорном характере государства предложенную его предшественниками но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства с его т.

Русский

2013-08-20

64.5 KB

48 чел.

Лекция 9.

Тема: Политико-правовые учения эпохи Просвещения.

Вопросы:

1. Этико-правовые проблемы эпохи Просвещения: общая характеристика.

2. Политико-правовые взгляды Вольтера.

3. Учение о государстве и праве Шарля Луи Монтескье.

4. Философско-правовое учение Жан-Жака Руссо.

вопросы для самостоятельного изучения:

5. Коммунистические социально-правовые теории Морелли, Мабли, Мелье.

1. Этико-правовые проблемы эпохи Просвещения: общая характеристика.

Просветительская идеология возникла в 17 ст. в Англии под влиянием идей Дж. Локка и позже в 18 в. получила широкое распространение во Франции. Со второй половины 18 ст. и в начале 19 ст. принципы Просвещения распространяются и утверждаются в Северной Америке, Германии, а также странах Восточной и Юго-Восточной Европы.

Впервые термин Просвещение употребил Вольтер, а также, немецкий философ и историк Гердер.

В 1748 г. в своей статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение», Кант отвечает, что «Просвещение следует рассматривать как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса».

Принципы Просвещения основывались на следующих положениях:

признание всемогущества человеческого разума и гуманной природы человека и в соответствии с этим убеждение в необходимости просвещения народа, направленного на воспитание и исправление;

признание и утверждение естественных прав человека, прежде всего на жизнь, свободу, равенство, собственность;

критика абсолютизма, признание идеи народного суверенитета как «просвещенного правления»;

критика религиозного фанатизма и признание нерелигиозных форм идеологии;

признание эволюционного пути развития человечества, и в соответствии с этим критика и неприятие насилия как противоречащего разумной природе человека. Всякое насилие возможно лишь как крайняя мера, последнее средство борьбы людей за свои права.

Среди важнейших имен Английского Просвещения необходимо назвать: Джона Толанда, Энтони Коллинза, Джозефа Пристли, Энтони Эшли Купера (лорда Шефстбери), Френсиса Хатчесона, Бернанда Мандевиля.

Основной научный интерес представителей английского Просвещения касался вопросов, посвященных социально-политической проблематике, среди которых необходимо выделить проблемы обоснования и соотношения политической и гражданской свободы и соответствующих им прав человека, этико-нравственного обоснования принципов политики и правления. Так, например, с т.з. Мандевиля, главным средством приобщения людей к совместной жизни является не государство и право, а мораль как своеобразное социально-терапевтическое средство управления людьми.

С т.з. вопросов составляющих предметную сферу дисциплины «Истории учений о государстве и праве», наибольший интерес представляют научные теории представителей французского Просвещения в первую очередь Вольтера, Монтескье и Руссо.

2. Политико-правовые взгляды Вольтера.

Франсуа Мари Аруэ известный под псевдонимом Вольтер родился в 1694 г. в семье нотариуса. умер в 1778 г. Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике, за неоднократно подвергался гонениям, прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм.

На становление его мировоззрения и социально-правовых взглядов во многом сказалось влияние идей английских философов и прежде всего Дж. Локка.

В целом мировоззренческая позиция В. в научных кругах признается как деистически-материалистическая. В. признавал, что мир существует и развивается на основе своих собственных причин и законов, но первопричиной мира все же является Бог. Но роль Бога по Вольтеру весьма ограничена он лишь создатель, создав мир Бог удалился и ему нет ни какого дела до его развития.

Свое учение о происхождении, общества, государства и права В. основывает на взглядах античных и современных ему авторов об общественной природе или социальной сущности человека. Особенность состоит в том, что В.   основание такой социальной сущности и соответственно общества, и всех его институтов, видит не в инстинкте, а в чувстве люби человека к самому себе. Следствием этой любви есть порождаемые ее страсти, такие как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, алчность, соперничество и т.д. Стремление к удовлетворению этих страстей порождает в свою очередь потребность к труду, искусству и в конечном итоге приводит к необходимости существования государственных институтов и правового регулирования.

Таким образом, в соответствии с взглядами В., общество для своего существования нуждается в законах. При этом В. категорически отрицает божественный характер происхождения права и закона. Право и закон, а эти понятия В. четко не разграничены, имеют искусственное происхождение, они устанавливаются людьми, и обусловлены естественными потребностями или причинами, так как связаны с существованием природных страстей человека или дословно «... они зависят от интересов, страстей и мнений тех, кто их придумал, и от характера климата, местности, где люди объединились в общество».

В целом В. разделяет мысль о договорном характере государства, предложенную его предшественниками, но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства, с его т.з. лежит, молчаливое согласие народа подчинятся верховной власти, поскольку это соответствует его главному интересу общественному благу и соответственно обязанность государства осуществлять верховную власть на благо поданным, обеспечивая, таким образом, соблюдение их естественных прав.

Свои правовые взгляды, В. обосновывает на основе проведенного им исследования. При этом В. как уже отмечалось, не дает четкого разграничения права и морали, права и закона. Исходя из анализа существования в мире огромного разнообразия правовых и моральных норм. В. пытается найти еденный принцип нормативного регулирования. В качестве такого критерия права и морали, В, с одной стороны, принимает общественную пользу, которая выступает по отношению к последним как цель, в результате чего право и мораль рассматриваются как относительные понятия, с другой стороны, в основание права и морали он кладет представление о гуманности добродетели, которая присуща всем людям и является основой естественного закона по которому должны определятся взаимоотношения между людьми. В целом под естественным законом В. понимает «... принципы морали, общие для всего человечества». Этот закон имеет следующее определение «... поступай с ближним как с самим собой. ... не делай зла другому и не радуйся этому злу».

От естественного закона отличается позитивные законы. Последние в свою очередь В. делит на законы установленные произвольно «ради пользы законодателя», а отсюда имеющие условный характер и законы, созданные на основе разума, которые в идеале должны соответствовать естественному закону.

Среди важнейших естественных прав В. выделяет свободу. равенство перед законом, собственность на продукты своего труда.

В концепции В. равенство и свобода понимаются как правовые категории. Равенство это, прежде всего, равная защита всех законом, Свобода зависимость только от законов. Постановку вопроса о равенстве в социальном и имущественном плане В. категорически отвергает.

Программные положения учения В. о государстве и праве находят свое отражение в концепции «просвещенного правления», в которой, дается обоснование политического идеала. В соответствии с указанной концепцией идеальное правление государства можно рассматривать как союз правителей и философов, где верховная законодательная власть принадлежит философам, исполнительная правителям, задача последних реализовывать на практике принципы общественного устройства, смысл которых разъясняют философы.

3. Учение о государстве и праве Шарля Луи Монтескье.

Шарль Луи де Секонда, унаследовавший имя Монтескье и баронский титул после смерти своего дяди родился в 1689 г. в старинной дворянской гасконской семье, члены которой принадлежали к так называемому «дворянству мантии», т.е. были высшими чиновниками судебных палат. Следуя, семейной традиции, он стал советником, а затем президентом судебной палаты (парламента) в г. Бордо. Умер М. в 1775г.

Основные работы М. «Персидские письма (Париж, 1721)», «О духе законов (Женева, 1748)», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян (Амстердам, 1734)».

Общей мировозренческо-методологической основой научных построений М. выступает философский рационализм, в рамках которого он разрабатывает методологию, основанную на принципе историзма. Суть, которой раскрывается в предложенном М. положении о том, что ход истории определяется не божественной волей и случайным стечением обстоятельств, а на основе действия соответствующих закономерностей. В соответствии, с чем развитие общества и характер связей между всеми его частями являются исторически обусловленными, т.е. выступают результатом исторически закономерного процесса. Поэтому, хотя М. и является сторонником  идеи естественного права, он не принимает естественно-договорную конструкцию теории происхождения государства, как и само понятие общественного договора.

Поскольку причины происхождения государства и развития всех социальных институтов обусловлены действиями общих законов, М. и  стремился найти эти закономерности или общие законы жизни, вытекающие, по словам М. «из самой природы вещей».

М. выделяет два вида таких законов естественные законы, обусловленные биологическим существованием человека и собственно социальные законы совокупность юридически оформленных правил, которые с т.з. М. и являются важнейшим и основным инструментом управления людьми в обществе.

С т.з. М.,  возникновение государства, есть исторически закономерный процесс, в котором можно выделить три стадии: естественное состояние, состояние общественной догосударственной жизни и собственно государственную форму организации общества политическое состояние.

Основой существования и развития каждой из этих стадий выступают соответствующие законы.

На стадии естественного состояния действуют естественные законы, действие которых, в свою очередь обусловлено природой человека. Таких законов М. насчитывает четыре:

первый стремление к самосохранению, миру, его основанием является чувство страха, рассматриваемое М. как основной, первичный мотив поведения человека;

второй стремление добывать себе пищу, основанием которого, наряду с чувством страха, выступает чувство голода;

- третий стремление человека к общению с себе подобными;

-четвертый желание жить в обществе. Основанием двух последних законов выступает разум человека.

Образование общества как следствие действия рассмотренных естественных законов, приводит к уничтожению естественного равенства и возникновению социальных конфликтов, войне между народами и отдельными лицами. Появление этих двух видов войн приводит к необходимости создания государства и управления обществом на основе установленных положительных законах. Таким образом, жизнь общества на стадии его государственной организации рассматривается М. как правовая жизнь, основанная на позитивном праве, которое М. делит на три вида:

международное, регулирующее отношения между различными странами

политическое, регулирующее отношения между правителями и подаными;

гражданское, регулирующее отношения между гражданами данного государства.

В целом учение о праве М. основано на характерном для всех представителей естественно-правового подхода различении права и закона.

Право, предшествует закону и является по своей сути выражением справедливости. Понятие справедливости М. трактует двояко. С одной стороны справедливость понимается как врожденная справедливость и в этом значении она есть следствием всеобщей закономерности и законосообразности мира. С другой это понятие выражает определенное и постоянное соотношение между вещами и в этом смысле служит критерием для различения права и произвола, поскольку произвол не соответствует справедливости. С этой т.з. справедливость рассматривается М. в качестве основания позитивного законодательства.

Положительные законы являются определениями разума и поэтому разумное и одновременно правовое начало присутствует в любом законодательстве. Правовое качество законов зависит от степени разумности под которой понимается уровень развития самого разума, образования (просвещенности) как законодателей так и народа, от системы воспитания, от возможности и уровня познания процессов законотворчества и. др. Законы изменяются в зависимости от конкретной исторической обстановки и социальной практики т.е. от факторов влияющих на содержание права и сам законотворческий процесс.

Развитие государства, общества и права обусловлено с т.з. М. действием закономерности, смысл которой, он раскрывает через понятие общего духа нации как духовной характеристики того или иного народа, обнаруживающего себя в качестве одной их форм объективного проявления в духе законов. Дух законов, соответствующий общему духу нации, с т.з. М. уникален для каждого народа и определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, называемых М. физическими и моральными причинами.

К физическим причинам М. относит: климат, состояние почвы, расположение страны, ее размеры, численность населения и т.д. Ведущую роль среди физических причин, он отводит действию географического фактора, который рассматривает также в качестве первопричины исторического развития.

К числу моральных причин воздействующих на формирование духа нации и законов, М. причисляет обычаи, традиции, нравственные и религиозные убеждения, принципы политического устройства и т.д. Моральные причины воздействуют на законодательство сильнее физических и в процессе развития общества постепенно их вытесняют, но вступают в действие значительно позже физических.

Дух законов, имеет с т.з. М., определяющее значение для той или иной формы государства. М. различает три вида государственного правления: республику, подразделяя эту форму на два подвида демократию и аристократию; монархию; деспотию.

Определяющее значение на образование указанных форм государства имеют такие факторы как размер государства (географический) и человеческие страсти (моральный).

Для республики являются характерными маленький размер государства, среди моральных факторов выступает политическая добродетель, под которой понимается стремление и любовь к равенству. Существенным есть замечание М. о том, что республиканское правление может быть установлено и на обширных территориях, если его соединить с федеративным устройством

Для монархии средний размер, определяющим моральным фактором является честь. Это понятие М. трактует как «предрассудки каждого лица и каждого положения».

Большие размеры государства есть характерными для деспотических государств. Основной моральный фактор их существования страх.

М. дает следующее определение этим формам: «Республиканское правление, это то при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое, при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Программные положения учения М. характеризуются представлением о политическом идеале государственного устройства и правления которые могли бы обеспечить политическую свободу личности. Под политической свободой здесь понимается личная безопасность, независимость от произвола властей, наличие и обеспечение гражданских прав.

Осуществление политической свободы с.т.з. М. возможно лишь при такой форме государственного правления, где имеются условия препятствующие злоупотреблению власти. Такое правление он называет умеренным. В качестве условий способствующих осуществлению умеренного правления выступают разделение властей и предоставление различным властям специальных полномочий для ограничения и сдерживания друг друга, а также выборность судей, система представительства с двухпалатным парламентом, гуманизация уголовного законодательства.

М. выделяет три вида власти: законодательную осуществляющую законотворческую функцию, исполнительную ведает вопросами международного права, осуществляет функцию обороны, поддержания международных связей, обеспечения безопасности, судебную как вид исполнительной власти является относительно самостоятельной ведает вопросами гражданского права.

 

4. Философско-правовое учение Жан-Жака Руссо.

Если Монтескье сформулировал и выдвинул для Франции идею представительного правления, то заслуга Фан-Жака Руссо в обосновании народного суверенитета.

Жан -Жак Руссо род. в 1712 г.  в Женеве в семье часовщика Исаака Руссо. Мать Руссо умерла при родах. В 16 лет он покидает дом и на протяжении ряда лет скитается по Европе. Посещает Италию, южную Францию. Около десяти лет с перерывами был лакеем у госпожи Луизы-Элеоноры де Варанс и графини де Верселис.

В 1743 г. перебирается в Париж, где собственно и начинает заниматься социально-философскими исследованиями. Умер Руссо в 1778 г.

Основными работами Р. являются «Рассуждения по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права (Париж, 1762)»

Мировоззренческой основой учения Р. как и других представителей Просвещения выступал философский рационализм и историзм. Характерной особенностью его методологических приемов, вместе с тем было использование доказательств от противного и в целом парадоксальность суждений.

В основу учения о происхождении и развитии гражданского общества и государство были положены два принципиальных представления о договорном характере любой и в том числе государственной власти, следствием которого было утверждение, что основой любой законной власти есть соглашение. И второе Р. исходил из положения о первоначальном до общественном, естественном состоянии человека.

Становление общества представлено Р. как процесс поэтапного перехода предполагающие несколько стадий.

1. естественное состояние характеризуется равенством в во всех отношениях, кроме физического. Физическое неравенство обусловлено природой человека, его природными различиями. Здесь человек полностью свободен, контакты между людьми носят случайный характер, для поддержания своей жизни он использует только природные ресурсы.

2. совершенствование  способов присвоения природных ресурсов и появление орудий труда привело к объединению людей в общество. В дальнейшем совершенствование орудий труда, перераспределение средств труда, возникновение совершенствование способов использования природных ресурсов привело к появлению частной собственности и соответственно зависимости людей друг от друга. В следствии существования различия способностей, основанное на природном физическом неравенстве, наличие частной собственности привело к нарушению равновесия между производством и потреблением и в целом к социальному неравенству дифференциации общества на бедных и богатых.

Характеризуя это догосударственное состояние Р. его определяет как состояние войны. необходимость обезопасить себя и своё имущество привело богатых к соглашению об учреждении публичной власти. В результате к социальному неравенству добавилось еще и политическое т.е. общество разделилось кроме бедных и богатых на правящих и поданных.

Сущность государства определяется Р. как форма и средство господства одних и угнетения других.

В трактате об общественном договоре Р. разрабатывает учение о народном суверенитет которое представляет по своей сути утопическую модель абсолютной непосредственной демократии.

Основанием такого государства выступает общественный договор в котором участвует все взрослое население страны. Каждый в соответствии с положениями договора передает в общее достояние свою личность как совокупность естественных прав и свобод превращаясь посредством такой передачи в нераздельную часть целого, подчиняя ему свою жизнь волю, имущество. Основой такого договора выступает общая воля. То что отчуждается людьми в пользу государства в виде естественного равенства и свободы возмещается им уже как гражданам в виде позитивных прав. Т. е. в результате договора происходит эквивалентный обмен естественного образа жизни на гражданский.

Общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть направляемая общей волей, Р. называет суверенитетом. Единственным его носителем является народ. Этот суверенитет имеет следующие признаки: он неотчуждаем, неделим, и не может быть представлен каким либо органом.

Народ выступая в качестве суверена не связан ни какими законами и обладает правом распоряжения жизнью и смертью поданных в качестве которых выступают люди как отдельные члены ассоциации.

Руссо отрицает институциональное разделение властей. Законодательную власть осуществляет народ суверен непосредственно, она есть суверенной властью. Исполнительная власть создается по решению суверена.

Гарантиями общественного договора являются контроль над деятельностью правительства посредством созыва народных собраний и правом народа на расторжение договора, изменение формы правления, возврат к естественному состоянию.

Правовой статус личности базируется на естественных правах человека под которыми Р. понимает свободу и равенство.

Он различает такие формы правления как демократия, аристократия и монархия.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66706. Дослідження інтерференції по основному та побічних каналах 1.57 MB
  Модель для дослідження дії завад по основному та побічних каналах. Реалізовано два передавачі основний канал з 8-PSK (TRANSMITTER) та канал завад (також 8-PSK TRANSMITTER INTRFERENCE). Файл Co_Channel_Interferenct.mdl
66707. Дружинне виховання в Київській Русі 57 KB
  У VI столітті в історії структури племінних об'єднань відбуваються значні зміни, зв'язані з переходом від родоплеменної форми громади до сусідського. 1 дані події дозволили відбутися виділенню військового прошарку і перетворення її в дружини...
66708. Міжнародні стандарти в галузі захисту інформації 31.44 KB
  В Одесском регионе функции основной организации по стандартизации и метрологии возложены на ГП «Одессастандартметрология». История предприятия началась ещё в 1902 году, когда Государственный совет Российской империи создал 12 поверочных палаток, среди которых была и одесская.
66709. Елітарні заклади Росії 19 століття 572 KB
  За наказом царя 3 (15) липня 1868 року ліцей був перетворений у юридичний ліцей. Курс навчання став чотирирічним. Навчальні предмети - ті ж, що на юридичних факультетах університетів. Відтепер ліцей давав вищу юридичну освіту. В 1886 р. для студентів ліцею уведений спеціальний одяг, такий же...
66711. Жидкокристаллический дисплей 251 KB
  Усилитель TFT для каждого субпиксела применяется для повышения быстродействия контрастности и чёткости изображения дисплея. TFT экран состоит из целой сетки таких пикселей где работой каждого цветового участка каждого пикселя управляет отдельный транзистор.
66712. Классификация генов. Генные и хромосомные мутации. Понятие о генных, геномных и хромосомных болезнях 29.97 KB
  Мутации могут приводить к изменению последовательности а следовательно изменению биологических характеристик белка или РНК которые в свою очередь могут иметь результатом общее или локальное изменённое или анормальное функционирование организма.
66713. Российское государство в XVI. Иван Грозный. Политика реформ 34.5 KB
  XVI в. – время Ивана IV Грозного, правившего 51 год, больше, чем любой российский государь. Иван Грозный в три года отсался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но она была отравлена, когда сыну было 8 лет. Иван IV рос в обстановке ожесточенной борьбы за власть боярских группировок...
66714. Ипотечное жилищное кредитование в НСО: особенности и проблемы 123.5 KB
  Система ипотечного кредитования занимает уникальное положение в национальной экономике. Во-первых, в настоящее время ипотечное кредитование в большинстве экономически развитых стран не только является основной формой улучшения жилищных условий...