28858

Учения о государстве и праве в Германии конца ХVІІІ - начала ХІХ ст.

Лекция

История и СИД

Философское обоснование права и государства в философии права Георга Гегеля. Теоретическая доктрина исторической школы права. Телеологическая концепция права Рудольфа Иеринга. Система философии права Канта не поддается такому простому изложению как система Локка Гоббса Руссо и Спинозы.

Русский

2013-08-20

110.5 KB

0 чел.

Лекция 11.

Тема: Учения о государстве и праве в Германии конца ХVІІІ - начала ХІХ ст.

Вопросы:

1. Философско-правовое учение Иммануила Канта.

2.  Философское обоснование права и государства в философии права Георга Гегеля.

3. Теоретическая доктрина исторической школы права.

4. Телеологическая концепция права Рудольфа Иеринга.

1. Философско-правовое учение Иммануила Канта 1724-1804.

Политико-правовая доктрина изложена в работах: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов» и многочисленных статьях среди которых необходимо выделить: «К вечному миру», «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане».

Система философии права Канта не поддается такому простому изложению как система Локка, Гоббса, Руссо и Спинозы..

Развивая гуманистическое направление природно-правовых теорий он предлагает свой более обоснованный взгляд на право. В основу методологии положен принцип личности или субъективности , следствием которого явилось представление об индивиде как существе принципиально способном быть самому себе хозяином т.е. индивид по Канту не требует над собой внешней опеки при совершении ценностно-нормативного выбора. При этом , в зависимости от того в какой мере индивид способен осознать разумные требования необходимости и подчинить им свои желания и мотивы т.е. дать закон самому себе, он становится субъектом способным противостоять какой либо чужой воли возведенной в закон.

Учения К. о праве и государстве опирается на трансцендентальную философию и непосредственно связано с резким противопоставлением областей теоретического и практического разума, т.е. разрывом между мышлением и волей.

По К. теоретический разум сфера человеческого познания. Здесь  все явления даны в опыте , в том числе и поступки людей, подчиненные закону причинности. в этой сфере нет места для воли. Эмпирические знания дают представления о внешних признаках предмета, они полезны но не истины, поскольку сущность предмета,  явления так называемой вещи в себе остается для исследователя не познаваемой. Условиями истинного познания являются априорные полученные до опыта и вне опыта формы или идеи чистого разума. они не подлежат доказательству или опровержению з позиции опыта.

Теоретический разум поэтому может ответить на вопрос что человек может знать но не что он должен делать или надеяться. Два последних вопроса недоступны собственно познанию и являются у К проблемами практического разума т.е. сферы должного в которой трансцендентальные идеи  играют лишь регулятивную роль но не познавательную. Практический разум таким образом сфера моральніх долженствований. Поэтому все Кантовское учение о праве и морали предстает как учение о соцыальных регуляторах, о должном и необходимом в социальных отношениях.

Сфере теоретического разума соответствует природный закон, сфере практического закон свободы.

Таким образом Практическая философия Канта отбрасывает значение внешнего  для субъекта объективного мира как основание для истины и соответственно согласованность разума с внешним миром как критерий моральности. По Канту этот критерий находится в человеческом разуме (как теоретическом так и практическом), для которого характерны свои законы. Поэтому источник идеи должного поведения необходимо искать не в сфере опыта, а  внутри самого субъекта. в этом и состоит основное требование принципа субъективности.

Этика и философия права Канта таким образом построена на априорных, трансцендентальных идеях, представляющих факт чистого разума. Основной идеей  и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, способность и право самостоятельно устанавливать правила должного, а также исполнять их без внешнего принуждения.

Такое антропологическое обоснования права и морали требует выяснения вопроса о природе человека По канту человек одновременно и эмпирическое явление, т.е. принадлежит природному миру явлений, и трансцендентальная сущность ноумен, т.е принадлежит разумному миру нравственного закона. Все мотивы поведения человека, как эмпирического существа или части природы или явлений мира, подчинены всеобщему закону причинности и внешней необходимости.  Т.е. все поведение есть совокупность необходимых причинно-следственных связей, а поэтому такие поступки несвободны. Как трансцендентальная сущность, т.е. существо наделенное разумом, тем не менее  человек обладает волей и способностью принимать решение независимо от внешних детерминаций, т.е. самостоятельно, автономно.

Поэтому свободная воля является одновременно и моральным законодателем и добровольным исполнителем моральных правил и максим разума. При этом следует заметить что по канту разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в отдельном человеке, а в человеческом роде т.е. необозримом ряду сменяющихся поколений. Мировая история поэтому у него предстает как процесс просвещения в ходе которого человек преодолевает зависимость от природы подчиняясь нравственному закону, обретая свободу.

Как и просветители кант полагал что свобода имманентно присуща человеку. но в отличии от Монтескье, и вольтера рассматривавших свободу как возможность действовать в рамках закона, для него свобода это автономия или самозаконность, подчинение нравственному закону.

Суть нравственного закона свободы составляет категорический императив.

В понимании канта императив это правило, содержащее в себе объективное принуждение к поступку определенного рода.

Все императивы Кант подразделяет на условные или гипотетические и категорические.

Условный императив это требования которых необходимо придерживаться чтобы достичь поставленных перед собой определенных целей.

Категорический императив это безусловное моральное требование о должном поведении человека как разумного, морально автономного существа т.е. наделенного свободной волей. выполнение этого требования является безусловно необходимым независимо от того  получает ли человек вследствие этого пользу или нет.

Категорический императив гласит «поступай так , чтобы максима твоего поведения могла быть всеобщим законом» Человек по Канту, как морально автономная личность, обладает прирожденным достоинством, поскольку является носителем имманентно присущего ему нравственного закона. Поэтому он не в коем случае не может рассматриваться как средство чьих-то планов. Человек всегда цель, а не средство.

Отсюда, вторая интерпретация категорического императива «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Категорический императив таким образом это свобода основанная на разуме. разум и нравственность таким образом выступают как внутренние самоограничители личности.

Методологическое значение идеи категорического императива имеет большое значение для обоснования сущности естественного права. перед фактом безусловной категоричности естественно-правовых требований все равны поскольку эти требования доводят до сознания людей содержание морального закона.

Понятие права и морали у канта тесно связано  таким образом с понятием свободы которая проявляет себя как свобода воли.

Различие между правом и моралью по Канту связано со способами принуждения к поступкам. Свободный поступок это поступок основанный лишь на внутреннем автономном осознании должного, не взирая на действие и принуждающую силу внешних по отношению к личности причин. Он связан на осознанном самоограничении желаний и потребностей имеющих в своем основании внешние факторы. Свободный поступок классифицируется как моральный поступок.

Для совершения морального поступка

2.  Философское обоснование права и государства в философии права Георга Вильгельм Фридрих Гегеля.1770 - 1831

В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права»

По  своему мировоззрению Гегель объективный идеалист. Основная категория его философии абсолютная идея,  проходящяя в своем развитии  три  этапа.

Первый от абстрактного к конкретному;

Второй воплощение идеи в созданой ею же природе.

Третий ее возвращение к себе через природу на новом более высоком уровне.

Бытие и мышление развиваются по одиннаковым законам, идея и реальность одно и тоже.

Задача философии права выявить идеи лежащие в основании государства и права.

Следует иметь в виду специфичность смысла употребляемых категорий.  Права понимается в трех аспектах  или значениях  как идея права свобода, как определенная ступень и форма свободы и как закон.

Т.О. Гегель различает философское и прикладное значение права.

Прикладное необходимо для практической юриспруденции, но не в состоянии выявить сущность права.

Понятие право есть идея свободы в ее осуществлении.

Этапы развития права или саморазвития идеи свободы:

Идея права в своём развитии проходит три этапа:

первая ступень абстрактное право. Пострено на принципе формального равенства индивидов и свободы действий в пределах , определенных запретами.

На этой стадии субъективная свободная воля воплощается в отношениях собственности и договора. В содержание абстрактного права включаются собственность, отношение к другому лицу и неправо.

Гегель исходит из идеи что собственность является чем то большим чем накопление средств для удовлетворения потребностей.

Действительное значение собственности состоит в том, что она является сущим личности, внешней сферой ее свободы. Человек как личность естественным образом является собственником. собственность есть прявление его личной воли. В собственности воля индивида проявляется какличная воля, т.е. воля становится объективной. Если собственность является выражением личной воли то обмен (договор) означает, что с вещи я снимаю свою личноу волю, чтобы сделать вещь предметом воли другого, т.е. признаю другого равным себе, тог же делает другой по отношению ко мн

Пре5дметом собственности иобмена (договора ) может стать, что угодно кроме того что по сути не отчуждаемо.

Неправо расматривается в виде неправды, простодушного обмана, насилия и преступления. Оно может быть преодолено только при помощи принуждения, поэтому абстрактное право есть принудительное право.

Второй этап в развитии права мораль. Мораль репрезентирует существование права на субъективном уровне. В отличии от абстрактного права, где свободная воля определяется при помощи запретов т.е. внешним образом, на ступени морали намерениями индивида. Это сфера автономии личности, которую не возможно подвергнуть внешнему принуждению. Этот уровень объективации свободы в действительности расскрывается через категории; умысел, вина, намерение, благо, добро, зло.

Умысел характеризуется как способность индивида совершать осознаные действия.

Вина ответственность свуободной воли за совершенные индивидом действия

Намерение и благо есть стремление индивида к счастью . Речь идет о моральном оправдании действий индивида так называемом праве нужды

Соизмерение своего поведения с обязанностями перед другими людьми есть добро и зло. Индивид свободен лишь тогда когда он исполняет моральный долг.

Третья высшая ступень осмысления идеи права нравственность, которая раскрывается через понятие обязанность. На основе преодоленмия противоречия между абстрактным правом внешней свободы и моралью внутренней свободы, субъективное права сливается с обязанностями результат добровольное подчинение индивидов общим  целям через общие нормы. На этой стадии возникает семья, общество и государство.

Гражданское общество объеденинение собствеников или конгломерат частных лиц и частных интересов.

Здесь абстрактное право становиться законом т.е. преобретает формальность и спецификацию - отраслевой характер.

Граджданское общество в силу противоречий между общими целями и частными интересами внутренне дуалистично, а потомо для урегулирования возникающих социальных противоречий требует высшей власти. Государство является поэтому высшим достиженмием права, конечным результатом объективации идеи свободы, так как здесь снимаются противоречия имеющие место в гражданском обществе. В соотношении с личность и обществом государство выступает как высшая цель.

Гегель различает в государствеобъективную и субъективну стороны

с объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти.

Разумно устороеное государство имеет три взаимосвязанные власти постоенные по принципу субординации - монарха, правительственная и зауконодательная. власть монарха высшая, рассматривается как интегративная.

С субъективной стороны государство является духовным сообществом, члены которого объеденены духом патриотизма и осознанием национального единства.

3. Теоретическая доктрина исторической школы права.

В начале 19 века идеология естественного права столкнулась с новым течением в лице исторической школы права прежде всего на почве законодательной политики. Как  известно, школа естественного права, рассматривая право как результат естественной необходимости в противопоставлении к праву позитивному как произвольному установлению людей,  стремилась к выработке единной разумной и общечеловеческой системы права, не придавая серьезного значения его национальной специфике.

Историческая школа права определив право как закономерный и исторический продукт общественной жизни, нанесла тем самым, школе естественного права, сокрушающий удар тем, что указало на наиболее слабые философские устои этой теории, а именно: учение о произвольном установлении права; существование систем норм, одинаково пригодных для всех времен и народов, а также стремление придать субъективным правовым идеалам непосредственное юридическое значение.

Если право признается исторически развивающимся, оно неизбежно будет изменчивым и разнообразным,  при этом если право развивается закономерно, оно не не устанавливается произвольно каждым поколением людей, поскольку в его основе лежат законы не подвласные человеческим прихотям.

Характеризуя в целом доктринальный характер теоретических рахработок исторической школы права, необходимо указать на то, что он определяется не только отношением к доктрине естественного права, но и прежде всего тем, что опирается на определенные философские идеи и принципы обусловленые спецификой развития философской мысли в Германии.

Историческая школа права возникла в Германии в начале 19 в. Основное внимание этой школы сосредоточено на выяснении процесса образавания права, в связи с чем основная проблема  сконцентрирована на вопросе как возникает право, а не чем оно должно быть и в чем заключается.

Основателем исторической школы права считается немецкий юрист Густав Гуго (1768 1844) . Его основные труды «Учебник естественного права как философии положительного права», статья «Являются ли законы единственными источниками »

Фридрих Карл фон Савиньи 1779-1861,  Георг Фридрих  Пухта 1798 - 1844

4. Телеологическая концепция права Рудольфа  фон Иеринга 1818 - 1892.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2792. Ролевая игра Береги себя. (суд над алкоголем) 87 KB
  Внеклассное мероприятие. Ролевая игра Береги себя! (суд над алкоголем). Цели ролевой игры: Показать на примере этанола двойственность химического вещества: его положительные и отрицательные стороны, изучить области применения этанола...
2793. Части речи 26.86 KB
  Части речи Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся. Задачи:  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку, учить разрешать проблемные вопросы, Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета...
2794. There is no place for tobacco in my life 33 KB
  There is no place for tobacco in my life Aims: To teach new vocabulary on the topic. To develop skills in speaking, listening and speaking on the topic. To show negative aspects of smoking. To develop negative attitude to smo...
2795. Путешествие по океану языкознания 292.79 KB
  Тема: Путешествие по океану языкознания Цели:  Обобщение и углубление знаний учащихся по темам: Большая буква в именах собственных, Звуки речи (Ь знак), Ударение, Слоги, Составление предложений, Развитие мыслительных операций...
2796. Определение момента инерции тела методом крутильных колебаний 54 KB
  Определение момента инерции тела методом крутильных колебаний. Цель работы: Изучить метод определения момента инерции тела сложной геометрической формы. Краткое теоретическое обоснование: Для определения моментов инерции тел, неоднородных по плот...
2797. Изучение простейшей электрической цепи переменного тока 90.5 KB
  Изучение простейшей электрической цепи переменного тока. Цель работы: Теоретическое и экспериментальное изучение простейшей электрической цепи. Краткое теоретическое обоснование: Мощность NИ развиваемая источником энергии Работа AИ совершае...
2798. Измерение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли при использовании тангенс − буссоли 74 KB
  Измерение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли при использовании тангенс. Измерить горизонтальную составляющую индукции B0 магнитного поля Земли г. Казани...
2799. Определение частоты тока с помощью струны 59.5 KB
  Определение частоты тока с помощью струны Цель работы. Осуществление механического резонанса, усвоение методики экспериментального определения частоты переменного тока. Краткое теоретическое обоснование: Натянутая струна совершает колебания, если...
2800. Проверка закона Малюса 78.5 KB
  Проверка закона Малюса Цель работы Изучить явление поляризации света, сопоставить результаты с теоретическим расчетом, показать справедливость закона Малюса. Краткое теоретическое обоснование: Если естественный свет проходит через два поляризующих п...