28860

Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст.

Лекция

История и СИД

Одновременно также складывалось консервативное и социологическое направление в исследовании государства. Среди ведущих представителей политикоправовой мысли во Франции этого периода необходимо назвать: Жозефа де Местра представитель консервативного направления Бенжамена Констана и Алексиса де Токвиля либеральнодемократическое направление Огюста Конта – основатель социологического направления в понимании государства и права. Происхождение и сущность государства: Необходимость и одновременно предназначение государства М. Сущность...

Русский

2013-08-20

92.5 KB

2 чел.

7

Лекция 12 (часть вторая)

Тема: Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст. (4 часа)

Вопросы: Политико-правовые учения во Франции в 19 ст.

1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра.

2. Государственно-правовые взгляды Бенжамена Констана.

3. Политико-правовое учение Алексиса де Токвиля.

4. Социально-политическое учение Огюста Конта.

Основная проблематика политико-правовых исследований во Франции в 19 в. касалась вопросов свободы личности, равенства, демократии, обоснования выбора и способов дальнейшего развития общества с акцентом на эволюционный или революционный путь развития. На первый план в исследовании выходили собственно политические , а не правовые проблемы. Оригинальной правовой теории в этот период во Франции не создал ни один ученый.

Среди основных причин детерминирующих развитие политико-правовой мысли во Франции к вопросам касающимся государственных аспектов политико-правовой жизни общества, рассматриваемого периода, следует выделить прежде всего, влияние идей Великой Французской революции, смену форм правления, принятие новых конституций, реформы государственного аппарата.

Ведущим направлением в политической мысли Франции этого периода был либерализм. Одновременно также складывалось консервативное и социологическое направление в исследовании государства.

Среди ведущих представителей политико-правовой мысли во Франции этого периода необходимо назвать: Жозефа де Местра (представитель консервативного направления), Бенжамена Констана и Алексиса де Токвиля (либерально-демократическое направление),  Огюста Конта – основатель социологического направления в понимании государства и права.

1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра.

Жозеф де Местр (1754 - 1821). Основные работы: «Размышления о Франции», «Рассуждения о суверенитете», «Санкт-Петербургские вечера».

В мировоззрении мыслителя оригинально сочетались рационалистические, теологические и исторические представления и взгляды.

История, рассматривалась М. как провиденциальное явление, Божья кара человеку за то, что он посягнул на авторитет Абсолюта, поставив себя на место Бога.

Происхождение и сущность государства:

Необходимость и одновременно предназначение государства, М. обосновывает исходя из понимания греховной природы человека. По своей природе человек способен творить только зло. В соответствии с этим он естественно нуждается в порабощении так, как это способствует, прежде всего, интересам его существования. Отсюда вывод – равенство противоречит и законам природы и законам общественной жизни.

Государство возникает в результате действия одного лица, который руководствуясь и направляясь  божественным откровением, доводит до сознания всех характер и дух общности которая их связывает.

Сущность государства, с т.з. М. состоит в наличии особого правящего сословия и исключительно национальном характере государства. Поскольку никто не может изменить характер народа, то и ни какие искусственные проекты не в силе изменить характер государственности. Реальны и прочны только естественные конституции.

Такое понимание сущности государства, составляет основания аргументов, на которых М. обосновывает свою критику идей народного суверенитета и республиканской формы правления.

Основной аргумент – в общественно-политической жизни не может быть ни чего, что не имело бы начала в прошлом, и не было бы с ним связано.

Второй аргумент – нереальность участия в управлении государством рядовых граждан.

С т.з. М. носителем суверенитета не может быть ни народ, ни правитель. Суверенитет есть совместное дело народа и государя.

Учение о конституции:

Особое внимание М. уделяет вопросам критики обоснования на основе идей естественного права просветителями концепции «разумного законодательства». М. считает, что человек не может создать конституцию, так же как не может создать язык. «Конституция, созданная для всех наций, не годится ни для какой: это чистая абстракция, схоластическое произведение, созданное ради умственного упражнения на основе идеальной гипотезы и адресованная человеку, обитающему в воображаемых пространствах».

Конституция должна соответствовать конкретному народу, так как она складывается исторически. Поэтому все конституции лишь настолько закрепляют в себе те или иные права и свободы насколько в них существует потребность. Изменение потребностей народа ведет к изменению конституций сообразно той доле свободы которую они имеют.

Политический идеал:

Идеальное государство в концепции М. трактуется как единство народа и государя.

Народ – есть группа людей имеющих собственный язык, территорию, культуру, обычаи, характер в котором выражаются ценности трансцендентного порядка – всеобщая душа.

Идеальное государство должно быть устроено иерархично. Круг обязанностей индивида определяется его местом в системе иерархии. Чем выше место тем больше обязанностей.

Объединяющей или интегрирующей силой общества выступают патриотизм и вера, которые воплощаются в короле и католической церкви. При этом религия выступает основанием всех человеческих учреждений.

Король воплощает в себе идею Родины. Его власть обоснована историческими традициями, основывается на преданности народа, но при этом должна быть ограничена, что обусловлено исторически. Ограничения касаются отдельных вопросов осуществления правосудия, учреждения законосовещательных учреждений, участием в управлении страной духовенства. В качестве ограничителя королевской власти рассматриваются также общественное мнение, особенный характер конституции и законов.

2. Государственно-правовые взгляды Бенжамена Констана.

Анри Бенжамен Констан де Ребек (1767 - 1830) – идеолог французского либерализма. Основные работы: «Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей».

Мировоззренческой основой учения выступал рационализм, для подкрепления аргументации К. также использует ссылки на Бога и провидение.

Отличительной чертой методологии К. является использование сравнительно-правового метода исследования.

Как сторонник либерального направления К. уделяет большое внимание исследованию проблем прав человека и обоснованию, связанной с ними категорией свободы, вопросам организации форм государства, его функциям и принципам правления.

Права человека К. выводит из природы человека в утилитаристском понимании.

При этом основное внимание К. уделяет обоснованию личной свободы. К анализу этой категории К. подходит с позиции различения политической свободы и личной.

Политическая свобода понимается как право участвовать в осуществлении политической власти, а именно – принятие законов, участие в правосудии, выборе должностных лиц, решений о войне и мире. Что касается вопросов личной, частной жизни индивидов то она полностью подчинена государственной регламентации и контролю. Такая свобода с т.з. К. характерна для древних обществ.

Для современных народов, наиболее актуальной становиться личная свобода. Личная свобода в понимании К. – это свобода заключающаяся в праве

  •  подчиняться только законам
  •  быть подвергнутым наказанию только на основе закона
  •  свободу мнений и перемещения,
  •  свободу устройства личной судьбы
  •  распоряжаться собственностью по собственному усмотрению вплоть до злоупотребления
  •  объединятся с другими индивидами
  •  не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков
  •  влить на политическую власть путем назначения чиновников, представительства, петиций и запросов.

Таким образом свобода новых народов понимается как негативная свобода, или защищенность от государственного вмешательства в дела индивида.

Роль и значение политической свободы  в современном обществе состоит в гарантировании личной свободы, контроле и сдерживании государственной власти со стороны граждан.

В целом же К. писал, что под свободой он понимает «торжество личности над властью, желающей управлять посредством насилия... », в том числе он отвергает право большинства на подчинение меньшинства. Неограниченная власть народа также опасна для личной свободы. Отсюда требование ограничения народного суверенитета. Пределом ограничения последнего с т.з. К. должны выступать справедливость и права индивида.

Другими словами права индивида рассматриваются в качестве средства ограничения власти государства независимо от того кому она принадлежит.

Государство в трактовке К. это управляющий на службе общества. Или «представительная система есть не что иное, как организация, посредством которой нация перекладывает на нескольких индивидов то, что не может или не хочет выполнить сама» .

Государство должно получить от общества четко определенный объем полномочий, который должен устанавливаться исходя из принципа социальной полезности. Задача государства обеспечение безопасности индивидов. Личная и экономическая сфера жизни человека должны быть защищены от государства.

К. анализирует известные ему формы государства с т.з. гарантии личной свободы к которым относит общественное мнение, право, разделение властей, и четко установленную компетенцию различных институтов государственной власти, где под компетенцией понимается предел действия.

Наиболее предпочтительной формой современного государства по его мнению является конституционная монархия. Такой взгляд основан на убеждении в том, что,  наряду с существующей в либерализме классической триадой властей, в государстве, что бы оно могло обеспечивать свою задачу необходимо чтобы существовала четвертая, так называемая, нейтральная власть. Последняя и представляет власть монарха, основная функция этой власти состоит в том, что она выполняет интегрирующую и арбитражную роль. Эта функция проявляется в таких элементах: монарху принадлежит права вето, право роспуска выборной палаты, право назначение на должность членов наследственной палаты пэров, осуществление права помилования. Т.е. задача нейтральной власти добиться согласованности и гармонии во взаимодействии других ветвей власти.

Законодательную власть представляет выборная палата парламента. При этом он отстаивает необходимость введения имущественного ценза в избирательное право.

Исполнительная власть осуществляется ответственными перед парламентом министрами, которые должны также обладать правом законодательной инициативы. К. настаивает на том, что министры одновременно должны иметь и депутатский мандат.

Судебная власть рассматривается как самостоятельная и независимая в силу несменяемости судей назначаемых королем.

Особой ветвью власти К. называет муниципальную власть или власть местного самоуправления.

Правовое учение:

В правовом учении К. ощущается влияние идеи естественного права. Например, в соответствии с концепцией К. личная свобода состоит в подчинении одним только законам. Вопрос о каких собственно законах идет речь, К. решает однозначно справедливым. Какие же критерии справедливости. К его определению К. подходит путем выявления несправедливых законов, к числу которых относятся:

законы ограничивающие легитимные свободы;

запрещающие действия которые не должны запрещать;

предписывающие совершение аморальных действий;

имеющие обратную силу;

устанавливающие неравенство;

предполагающие ответственность за деяния родственников.

Кроме этого К. формулирует общую позитивную обязанность поведения когда закон несправедлив не быть его исполнителем. Последнее касается как граждан так и должностных лиц.

3. Политико-правовое учение Алексиса де Токвиля.

Алексис де Токвиль (18051859), представитель французкоголиберализма умеренного направления. Написал две работы «Демократия в Америке», «Старые порядок и революция» последняя не завершена. Обе работы относятся к классике либеральной политической мыли и являются наиболее читаемыми книгами в западном обществе.

В иследовани политико-правовых вопросов Т. один из первых предложил социологические методы, в частности метод интервьюирования. Также использовал при анализе модели социально-политического развития сравнительно-исторический метод анализа.

Основная идея концепции состоит в признании неизбежности упадка влияния аристократии и прихода к власти средних слоев населения.

Утверждение демократии с т.з. Т. неизбежный и исторически обусловленный факт, альтернативой которому является только тирания.

Под демократией Т. понимает общественный и политический строй основаный на равенстве устраняющем различие между высшим и низшим классами общества. В процеесе утверждения формально-правового равенства усматривает христианские истоки и рациональные причины, т к установление демократии соответствует принципу социальной справедливости.

При этом демократическое равенство не отождествляется им с понятием политической свободы.

Т. выделяет две основные тенденции в равенстве.

1. равенство вырабатывает у людей привычку и склонность руководствоваться в частной жизни собственными желаниями и волей.

2. равенство более целенаправленно ведет к закрепощению которое проявляет себя и состоит в утрате индивидуальности и представлению о приоритете интересов общества над интересами личности, последние ст.з.первых рассматриваются как ничто.

На основании этого Т. утверждает что равенство может быть как в рабстве так и при свободе. В первом случае предоставляемые равенством блага не требуют специальных усилий.

Существование в условия свободы наоборот требует от человека напряжения поскольку свобода это необходимость постоянно делать выбор и нести ответственность за его последствия.

На основани этого Т. делает вывод, что демократия сама по себе не является гарантом свободы личности (очень актуальный), поскольку демократические выборы не всегда приводят к власти достойных людей. Причины кроются в том, что существуют естественные пределы уровня просвещения и интелектуаольного развития народа, а также пораждаемое демократическими институтами чувство зависти.

Среди гарантий обеспечения свободы в демократическом государстве Т. выделяет следующие:

1. федерирование страны, разделение властей, введение системы сдержек и противовесов, право обжалования действий должностных лиц в суде, конституционное закреплени прав и свобод, придание конституции особого юридического статуса как самостоятельной, независимой от законодателя, выражающей волю народа.

2. децентрализация власти. Т. различает правительственную и административную централизацию. Правительственная предполангает концентрацию власти в едином центре для реализации общих интересов. Административная концентрацию власти с целью защиты интересов отдельных общественных групп.

3. независимое положение суда.

4. наличие демократических качеств у самого народа к которым относит индивидуализм, уважение к закону, здоровый концерватизм, отсутствие серьезных социальных конфликтов.

5. юридизацию общественно-политической жизни. Которая состоит в том, что каждый политический вопрос должен рассматриваться как юридический, а его обсуждение становится средством распространенияправовых знаний.

4. Социально-политическое учение Огюста Конта.

Огюст Конт (1798 1857) основатель философского позитивизма.

Согласно доктрине позитивизма совокупность знаний о мире, человеке и обществе создана специальной наукой которую К. называет позитивной. Формой знаний является описательное обобщение.

Задачей позитивной философии является классификация и объеденение наук, которые должны заниматся выяснением законов связи явлений, а не поисками их сущностного содержания или в трактовке К. метафизическими проблемами. С т. з. К. невозможно познатьсущность вещей и причинную связь.

По сути К. является основателем социологии, он и ввел этот термин. В его понимании социология это наука об обществе, которая включает знания о политике, государстве, праве, религии, философии, экономике, морали. Основные положения о государстве и праве изложены К.  в 4-х томной «Системе позитивной политики».

Свое теоретическое обоснование государственно-правовых взглядов К. строит в полном соответствии с разработаной историософской концепцией, в которой излагаются взгляды на историю человечества. В целом эта концепция дуалистична. С одной стороны К. утверждает, что «идеи правят миром», акцентируя особую роль духовному началу как фактору исторического процесса, с другой говорит о вадности других факторов, а именно биологических, физических, географических, економических.

Историю развития человечеста К. делит на три стадии:

первая теологическая. На этой стадии все явления, включая государство и право, люди рассматривают как результат действия сверестественных сил. На этой стадии скаладывается теократическая политическая система, политическая культура которой проникнута духом насилия. Типичной формой государства является наследственная монархия.

вторая стадия метафизическая. Здесь определяющее значение имеет философско-созерцательное сознание. Факты объясняются через различные отвлеченные абстрактные и априорные понятия, например, причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и. т.д. на светскую власть определяющее влияение оказывают законники, духовными наставниками являются философы. Политическая культура определяется оборонительным духом. На этой стадии осуществляется разрушение теологического сознания и подготовка к следующей стадии.

третья стадия позитивная или научная. На этой стадии утверждается индивидуализм, либерализм и демократия, военный быт сменяется промышленным бытом. Основной задачей социологии на этом этапе К. считал переустройство общества на основе позитивизма, замену существовавших форм государства которые он оперделяет как «ретроградная аристократия» и «анархическая республика» на социократию, общество взаимосвязь людей в котором основана солидарности, сотрудничестве и взаимопомощи.

В целом К. рассматривает общество как функциональную систему основаную на разделении труда.

В структуре общества он выделяет семейную ассоциацию и политическое общество.

Семья рассматривается простейшая целостность из которой вытекают и в которой концентрируются все социальные связи лежащие в основе образования общества. Эти устойчивые системы связей опираются на чувства солидарности и согласия.

Политическое общество основано на классовых интересах, идеологических догмах, правовых нормах, доминирующих в данном обществе.

Солидарность предполагает такую взаимосвязь междуразличными социальными группами, которая снимает противоречия основаные на различных интересах поскольку последние согласовываются через выполнение этими группами социально значимых функций имеющих общее значение. В современном обществе основные противоречия возникают между рабочими и капиталистами.

Функция капиталистов эфективное управление собственность, отсюда собственность рассматривается как обязанность.

Функция рабочих продуктивный и эффективный труд на основе беспрекословного подчинения собственнику.

Как исполнители особенных социальных функций и связанных с этим обязанностей и те и другие рассматриваются К. в качестве однопорядковых социальных агентов. Т.е. каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания.

Необходимость государства обоснована и обусловлена объеденением частных сил для общей пользы. Поскольку общественная солидарность достигается материальными и нравственными средствами необходимо наличие двух властей: светской и духовной.

Светская или материальная власть должна принадлежать промышленникам патрициату.

Духовная иерархии жрецам -позитивистм (философам, ученым, поэтам, врачам).

Правовое учение:

К. отвергает право и права человека, поскольку считает что первое является авторитарно-теологическим понятием основаном на представлении о богоустановленности власти, а поэтому является метафизическим.

В социократии не должно быть права ни в объективном, ни в субъективном смысле. «Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг».

Таким образом,субъективное право заменяется К. обязанностями, а объективное системой позитивной философии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35976. Экономическая классификация природных ресурсов 46 KB
  Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.
35980. Личность в системе межличностных отношений 40 KB
  Процесс обучения его сущность функции виды 2. Процесс обучения его сущность функции виды Дидактика – это наука об обучении и образовании их целям содержании методах средствах и организационных формах. Дидактика это область педагогики исследующая закономерности процесса обучения. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства.
35981. Мотивационная сфера личности. Содержание образования как фундамент культуры личности 40 KB
  Содержание образования как фундамент культуры личности Образова́ние целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества государства сопровождающийся достижения гражданином обучающимся установленных государством образовательных уровней Культура – это предпосылка и результат образованности человека. Под содержанием образования следует понимать: 1 систему научных знаний практических умений и навыков; 2 систему мировоззренческих и нравственноэстетических идей которые необходимо приобрести учащимся в процессе...
35982. Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ 45 KB
  Словари РЯ. Лингвистические словари бывают одноязычными двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов омонимов антонимов паронимов исторические этимологические диалектологические фразеологические словари иностранных слов нормативные и др. Различаются словари академического типа и словарисправочники.