28863

Современные учения о государстве и праве

Лекция

История и СИД

Неопозитивистские теории права Ганс Кельзен Герберт Харт. Социологические теории права Евгений Эрлих Роско Паунд. Психологическая теория права Лев Петражицкий. Это обусловлено с одной стороны тем что природа права такова что оно пронизывает все сверы человеческой жизнедеятельности и отражает как явление сложные экономические политические и социальные отношения.

Русский

2013-08-20

75 KB

42 чел.

9

Лекция 16. Современные учения о государстве и праве. (4 часа)

Вопросы:

1. Правовые теории 20 столетия.

1.1. Основные направления развития правовой мысли в ХХ в. Общая характеристика.

1.2. Естественно-правовые теории (Рудольф Штамлер, Г.Радбрух, Жак Маритен, Джон Роулс).

1.3. Неопозитивистские теории права (Ганс Кельзен, Герберт Харт).

1.4. Социологические теории права (Евгений Эрлих, Роско Паунд).

1.5. Психологическая теория права (Лев Петражицкий).

2. Учения о государстве 20 столетия.

2.1.Основные направления развития политической мысли в ХХ веке.

2.2. Элитистские концепции государства (Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберта Михельса, Джовани Сартори, Иозефа Алоиза Шумпетера, Ральфа Дарендорфа).

2.3. Концепции политического плюрализма (Гарольд Ласки, Артур Бентли, Роберт Даль).

2.3. Либеральные концепции государства (Фридрих Август фон Хайек).

2.4. Технократические доктрины государства (Джеймс Бернхем, Дэниел Белл, Олвин Тоффлер, Морис Дюверже).

1.1. Основные направления развития правовой мысли в ХХ в. Общая характеристика.

Правовая мысль в ХХ ст. представлена многообразием различных вариантов учений и теорий. Это обусловлено с одной стороны тем, что природа права такова, что оно пронизывает все сверы человеческой жизнедеятельности и отражает как явление сложные экономические, политические и социальные отношения. С другой стороны, право обусловлено природой человека как разумного существа наделенного свободной волей и непосредственно связана с самим существованием человека, его экзистенцией. В силу чего, право, выражает собой непосредственное условие существования человека свободу, выступая ее формой или нормативным выражением.

Поэтому, несмотря на свой долгий век и историю, центральной проблемой учений о праве была есть и будет проблема понимания права, его природы и сущности, смысла и роли в жизни общества, личности и государства.

Современные научные концепции правопонимания можно условно разделить на три большие групы по онтологическому или сущностному основанию, которые в свою очередь можно представить как мета теории права:

нормативистская или позитивистская (норма, воля суверена), включает в себя концепции юридического позитивизма, неопозитивизма, нормативизма, волевые теории права, этатистские теории. Ключевыми положениями являются: формальная определенность право находит свою полную определенность и исчерпывается в законе который представляется как набор специальных юридических правил установленных государством в определенном порядке. Основным существенным признаком права признаётся принуждение осуществляемое специально уполномочеными государственными органами.такой подход совместим с представлением о произвольности права и его формальным существованием, т.е. право существует независимо от его признания и восприятия большинством населения например как чего то чуждого и неприемлемого. Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствия существующим нормам правосознания или другими словами вопрос о ценностной легитимации права сторонниками этого подхода исключается. В ХХ ст. Данное направление правопонимания наиболее полно представлено в работах Ганса Кельзена и Герберта Харта.

социологическая (первичный элемент отношение). В рамках данного подхода характерным является стремление понять право как социального явления, отражающего закономерные условия социального бытия относительно независимого от государства. Право с т.з. такого подхода возникает непосредственно в обществе в виде отдельных правовых отношений которые постепенно складываются в нормы обычаи и традиции. часть из них признаётся государством и отражаетсялибо в законах либо в результате санкционирования получает статус официальных источников права. Для социологического подхода право есть не просто нормативное установление(приказ. воля и т.д.), а то что реально определяет поведение субъектов, вопрлощаясь в правовых отношениях.

Среди представителей данного направления особый интерес представляют работы Евгения Эрлиха и Роско Паунда.

аксиологическая или естественно правовая (в основание положены представление о справедливости, равенстве, свободе как ценностей). с этой т.з. право рассматривается как должное. Естественное право понимается как абсолютная ценность, идеал. Его существование обосновывается природой человека. Этот подход представлен теологическими, объективистскими, неокантианскими, экзистенциальными, психоирационалистическими концепциями права.

В рамках теологического подхода существование права обосновывается божественным порядком бытия и своим источником имеет божественный разум который воплощен в божественном законодательстве Священном писании.

С т.з. объективистского правопонимания право рассматривается как результат действия или проявления ыдеъ , духа, ыдеальных сущностей, ценностей и т.д. независимых от сознания человека. Правовые понятия, нормы и институты в рамках этого подхода трактуются не только как представления сознания, но и как надиндивидуальные, эйдические или чистые сущности сущности. Реальное бытие которых с одной стороны считается априорным, а с другой стороны, аналогично законам математики не мыслятся вне познающего субъекта.

В основе неокантианских концепций права лежит принцип данности истинного права через субъективное сознание. Понятие естественного права трактуется как формальный принцип, факт чистого разума наполнение которого конкретным содержанием зависит от меняющихся исторических условий и господствующего мировозрения.

Для экзистенциальных правовых взглядов характерным является понимание права как екзистенциального выбора, а правоотношение как взаимодействие екзистнециалий. Право представляет собой непрерывный поток перманентно возникающих в социальной жизни индивидуальных правовых решений которые принимаются под влиянием структур бытия сознания и представляют собой экзистенциальный выбор.

В рамках психоирационалистического направления естественное право интерпретируется как ощущение права. Мерой действительности такого права выступает чувство своего и чужого права.

В современной правовой науке указанные три подхода рассматриваются либо как несовместимые либо преобладает интегративный подход учитывающий и объеденяющий все ценной в рассмотреных концепциях. С.т.з. интегративного подхода Существование указаных метатеорий обосновывается их значением в принципиально различных областях юридического знания. Аксиологическое понимание права является сферой философии права, социологическое сфера общей теории права, нормативизм область изучения отраслей позитивного права.

1.2. Естественно-правовые теории (Рудольф Штамлер, Г.Радбрух, Жак Маритен, Джон Роулс).

Рудольф Штамлер немецкий юрист (1856 1938). Основные работы «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Сущность и задачи права и правоведения».

Основу представлений о праве Ш. представляют положения Канта  о соотношении должного и сущего, формального и фактического.

Ш. рассматривает право в качестве приоритетного и определяющего фактора общественного развития. Логически право первично по отношению к социальным реалиям. Закономерность социальной жизни есть с т.з. Ш закономерностью ее юридической формы. Под закономерностями социальной жизни здесь понимаются априорные идеи разума, включая априорные формы права и правового долженствования. Так с т.з. Ш. частные наблюдения над правом зависят от общих понятий права. Само же понятие права не зависит от его социального приложения.

Под правом Ш. имеет в виду естественное право с меняющимся содержанием. Естестенное право в трактовке Ш это исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании. Поскольку речь идет об априорном понятии права, то меняющееся содержание представляет собой формальную характеристику права и рассматривается как априорное целеполагание разума, а не фактическое социальное содержание.

Вторым видным представителем немецкой школы неокантианства в права выступает Г. Раббрух. Основная работа «Законное неправо и надзаконное право 1946г.»

Право у него представлено в понятиях идея права, надзаконное право. Содержательным элементом идеи права и сущности понятия права выступает справедливость. Справедливость у Р. представляет собой формальный принцип смысл которого раскрывается через принцип равенства который формулируется следующим образом равное равно, неравное неравно и определяет лишь формально отношение. Такое понимание справедливости и равенства лежащее в основе правопонимания Р. определяет в его подходе отличие права от законного неправа. Под законным неправом понимается установление которое хотя и выступает в форме объективного позитивного права но по своему содержанию не имеет правового характера, поскольку расходится со справедливостью.

Виднейшим представителем неотомистского понимания естественного права является Жак Маритен (1882 1973) французский богослов, философ, общественный деятель. Главными сочинениями по политико-правовой проблематике являются «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство».

Источником естественного права или естественного закона в трактовке М. является Бог как первый и основополагающий принцип права. В силу этого естественный закон определяется М. как установленные божественным разумом универсальные нормы права и долга. Существование естественного права обусловлено природой человека. В соответствии с положениями разработанной М. концепции интегрального гуманизма, человеческая личность обладает абсолютным достоинством, поскольку состоит в прямых отношениях с Богом. В силу этого человек обладает естественными правами и способен их осознавать, так как является сопричастным по своей природе божественному разуму.

Права человека М. классифицирует по трем видам:

фундаментальные права личности, включают в себя право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью и т.д. эти права являются естественными в строгом понимании и коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа

Политические права или права гражданина, определяются законодательством страны, но косвенно зависят от естественного права, поскольку любые установления государства могут рассматриваться как правовые лишь в случаи их соответствия естественному праву. К таким правам относятся право народа устанавливать конституцию и определять форму правления, право на участие в политической жизни, право на свободу слова и т.д.

социальные права человека или права трудящихся, включают в себя право на труд, справедливую оплату труда, объединения в профсоюзы, социальное обеспечение и т.д.

Теория справедливости Джона Роулса.

Изложена в работе «Теория справедливости» издана в 1972 г.

Справедливость рассматривается как основополагающая идея права, содержание которой раскрывается Р. в сформулированных двух принципах, основу которых, в свою очередь составляют, так называемые, первичные права, к которым относятся свобода, определенный уровень материального достатка и принцип равных возможностей.

первый принцип гласит что каждый человек в равной степени должен обладать основными правами  и свободами к которым относятся: свобода совести, мысли, ассоциаций, неприкосновенности личности, собственности, равное участие в принятии политических решений.

Второй принцип включает требование равного распределения социальных благ в соответствии с максимальной выгодой и экономией. В соответствии с указанным принципом, каждое поколение обязано сохранить для последующего достижения цивилизации и культуры, а также создать необходимые материальные накопления для будущих поколений. Осуществление этих принципов в правовой процедуре должно основываться на утверждении конституции определяющей основные распределяющие процедуры, издании законов и их осуществления на практике.

1.3. Неопозитивистские теории права (Ганс Кельзен, Герберт Харт).

Правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции 19 века и сложилось на основе методологии выработанной в юридическом позитивизме.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативизма является австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 1973). Основные работы «Чистая теория права», «Теория норм».

Методологической основой учения К. является философия неокантианства.

Под правом в концепции Кельзена понимается действующее право. Задача  юриспруденции сводится к уяснению содержания действующего права и определении логической формы, в которых выражены правовые нормы. Существенным признаком правовых норм отличающем право от других норм социальной регуляции поведения людей является то, что они носят принудительный характер и предусматривают санкции. В целом право рассматривается К. как принудительный порядок.

Право старше государства и в догосударственых обществах слито с другими нормами. Оно возникает с момента установления общиной монополии на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. С момента возникновения государства и образованием специальных органов осуществляющих принуждение право носит исключительно государственный характер.

Право с т.з. Кельзена представляет собой иерархически и логически строгую, многоступенчатую систему, напоминающую пирамиду.

На верхней ступени находятся нормы конституции, далее следуют общие нормы установленные в законодательном порядке или путем санкционирования обычая, на последней ступени располагаются индивидуальные нормы, создаваемые судебными или административными органами при решении конкретных дел. Каждая последующая норма логически обосновывается соответствующей нормой более высокой ступени выступающей в роли основания, в силу чего приобретает обязательный характер.

Основанием и источником правовой системы выступает так называемая «гранд» норма или основная норма. Понятие последней носит трансцендентально-логический и одновременно гипотетический характер, рассматривается К. как мысленное допущение, которое дается сознанием для обоснования государственного правопорядка в целом. Основная норма не создается путем правовой процедуры и является действительной потому, что без такого предположения ни какой акт не может рассматриваться как правовой. В этом смысле она является очевидной сама по себе. В этом смысле по своей роли в правовой системе основная норма близка к естественно-правовым конструкциям, несмотря на то, что не содержит ни каких ценностных ориентиров.

Общеобязательные нормы установленные государством К. называет статическим правом. Процесс их реализации динамическим правом. В этом смысле применение общих норм судебными и административными органами истолковывается К. как продолжение правотворческой деятельности государства.

Для того чтобы признать соответствующую норму как правовую, она с т.з. К. должна быть не только действительной, но и действенной. Действительность понимается как соответствие реализуемой в правоотношении модели поведения индивидов установленной норме. Под действенностью понимается реальный факт такого соответствия. Связь между этими понятиями характеризуется тем что принудительный порядок или право является действительным в том случае, если в общем он действенен. Это означает, что основная норма представляющая собой действительность правопорядка соотносится лишь с такой конституцией, которая выступает основанием действенного принудительного порядка.

Попытку преодоления наиболее уязвимого пункта юридического позитивизма отождествление права и приказа суверена и его реанимированния предпринял другой видный английский юрист ХХ ст. Герберт Харт. Основная работа «Концепция права 1961»

Согласно Х. право представляет собой совокупность социальных норм.

Социальность правовых норм с т.з. Х. проявляется в двух аспектах:

во первых, они направлены на урегулирование общественных отношений

во вторых, их источником происхождения выступает социальная практика. В этом смысле правовые нормы сходны с нормами морали. Различие между ними состоит в том, что они имеют разный характер наложения обязанностей и различные способы разрешения конфликтов вызванных несоблюдением норм. Т.е. право снабжено санкцией гарантирующей защиту от правонарушений.

Система права у Харта также иерархична как и у Кельзена, но здесь иерархичность имеет иной характер. Прежде чем перейти к характеристике концепции Харта вспомним ключевые догмы юридического позитивизма.

1. Закон представляет собой особый набор правил, которые используются обществом прямо или опосредовано с целью определения в каком случае поведение субъектов заслуживает наказания в виде принуждения со стороны власти. Эти особые правила можно идентифицировать или распознать при помощи специальных критериев тестов, которые в свою очередь связаны не с содержанием этих правил, а только с их  происхождением т.е способом или формой установления.

2. Набором этих действительных юридических правил, право как закон исчерпывается.

3. Юридическая обязанность имеет место лишь тогда, когда она прямо установлена в соответствующей действительной юридической норме. При отсутствии такой нормы нет юридической обязанности.

Версия Харта в двух отношениях сложнее,  чем у Дж.Остина.

Во-первых в отличии от Остина он признаёт, что бывают правила различных логических видов. Харт различает два вида правил, которые называет первичными и вторичными.

Во-вторых, он отбрасывает теорию Остина в соответствии, с которой правило является разновидностью команды и осуществляет более детальный общий анализ того, что является правилом.

Остановимся на этих моментах.

Первичные правила это те, в соответствии с которыми, членам общества предоставляются права и налагаются обязанности. Хорошим примером здесь являются правила уголовного закона.

Вторичные правила это те, при помощи которых, определяют, каким образом можно создавать, изменять или отменять первичные правила и кто может это делать. Примером таких правил могут служить те, которые определяют состав Верховной рады, способ принятия законов и т.д. Вторичными также являются правила, которые касаются составления контрактов, и исполнения завещаний потому, что определяют как создаются и изменяются конкретные правила, регламентирующие юридические обязательства.

При этом Харт считает, что сила первичных правил не зависит от их авторов.

Для того чтобы установить такое правило лицо должно обладать властью или властными полномочиями, которые оно может получить лишь благодаря и в соответствии с другим правилом которым предварительно связаны обязанностью те к кому он обращается.

Если проследить вслед за Хартом как образуются эти правила и в чем различие между первичными и вторичными правилами то можно увидеть, что существуют два источника образования этих правил.

1. Правило может стать обязательным для группы людей в том случае если на практике эта группа признает такое правило в качестве нормы своего поведения. При этом социальная практика фиксирует признание правила лишь тогда, когда те, кто придерживается этого правила, сознательно считают его обязательным для себя и признают его в качестве основания для оправдания собственного поведения или критики поведения тех кто его не выполняет.

2. Обязательным правила может стать и при помощи другого способа, а именно когда оно будет введено в действие в соответствии с определенным вторичным правилом  в котором установлено, что правила введенные в действие таким образом являются обязательными. Здесь речь идет о действительности правил. Правило является действительным, если оно создано и введено в действие в соответствии с определенным вторичным правилом.

Таким образом, фундаментальное отличие теории Харта от старого юридического позитивизма в том, что норма описывающая  и устанавливающая правило поведения является правовой и обязательной лишь тогда когда она:

- признанна обществом

- является действительной

Поэтому право или закон по Харту есть конструкция которая основывается на выше указанных отличиях.

Примитивные общества имеют лишь первичные правила и эти правила являются обязательными по причине их признания на практике, но такие общества не имеют закона или права в собственном смысле, потому что набор юридических норм в них нельзя выделить среди других социальных норм. Для этого необходимо фундаментальное вторичное правило. Такое правило Харт называет правилом признания. Последнее может быть как простым, так и сложным.

Само правило признания не может быть действительным в указанном смысле, так как в соответствии гипотезой оно является конечным и не существует фундаментального правила, которое определяло бы тесты для него.

Правило признания является единственным правилом юридической системы, обязательная сила которого зависит от того, признает его общество или нет. Для того, что бы определить правило признания необходимо выяснить приняла его или придержуется определенное общество и в первую очередь должностные лица. Т.е. какие конечные аргументы приводят последние чтобы доказать действительность такого правила. Особенностью этого правила есть то, что сферой его применения есть деятельность правительственного аппарата.

(продолжение Дворкин С. 40 46)

* * * * * * * * * * * *

1.4. Социологические теории права (Евгений Эрлих, Роско Паунд).

Евгений Эрлих австро-венгерский юрист. Основные произведения «Фундаментальные принципы социологии права», «Свободное нахождение права и свободная наука права».

Основные положения концепции:

1. О структуре и общих закономерностях функционирования государственно организованного общества. Государство является организацией интегрирующей в себе все возможные объединения, включая массу человеческих ассоциаций в их многообразных вариантах объединений. Т.е. человеческие ассоциации могут существовать отдельно друг от друга, а также отдельные ассоциации могут входить в другие полностью или частично.

Человеческая ассоциация представляет собой объединение индивидов для достижения общих целей. Всякое такое объединение  упорядочивается свойственной именно ему системой социальных норм, источником происхождения которых выступает ассоциация. Человеческие отношения в рамках такого объединения и сама ассоциация поддерживаются исключительно правилами поведения. Если последние не соблюдаются объедение дезинтегрируется.

Кроме того, в любом объединении формулированием и обеспечением реализации правил поведения занимаются органы управления, которые могут быть, как отделены от всей совокупности членов ассоциации, так и нет.

Свойственные организациям социальные нормы осуществляются преимущественно на добровольной основе и функционируют по принципу «взаимности услуг». Предполагается, что каждый человек при добровольном вступлении в организацию всегда действует ради собственных интересов и пользы и пытается извлечь их, из своего членства в объединении. Организация даёт возможность каждому индивиду получить такую выгоду при условии, что последний предоставит аналогичную возможность для извлечения выгоды любому другому члену объединения. Социальные нормы, действующие в добровольной ассоциации являются при этом не только суммой, но и пределом того, что сообщество может требовать от индивидов, представляя собой компромисс между требованиями адресованными обществом индивиду и предъявляемые индивидом обществу.

2. О понятии права

С т з. Э. право хотя и включает в себя юридические правила, под которыми понимаются нормы установленные государством, но не сводится к ним.

***************************************************************

1.5. Психологическая теория права (Лев Петражицкий).

Лев Иосифович петражицкий (1867 1931). Является создатнлнм оригинальной психологической теории права, основные положения которой состоят в следующем:

1. право это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы права), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики особые эмоции, обладающие специфическими признаками.

2. Эти эмоции отличаются от других тем, что имеют двухсторонний характер: с одной стороны они авторитетно, т.е. императивно возлагают обязанности, с другой также авторитетно наделяют правами. Эти эмоции П. назвал императивно-атрибутивными.

3. Атрибутивная или управомочивающая составляющая эмоций является сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений.

В силу природы атрибутивной составляющей, которая заставляет расценивать неисполнение должного как нанесения вреда или агрессивное действие, право из явления человеческой психики превращается в регулятор общественных отношений, поскольку носитель права не просит или убеждает, а требует исполнение помимо воли обязанного. Отсюда вытекает потребность в существовании власти, которая бы располагала достаточной силой для удовлетворения атрибутивной стороны.

4. Структура права представляет собой связь правомочия и обязанности.

5. П. различает официальное право установленное и поддерживаемое государством и неофициальное.

6. П. различает также право интуитивное и позитивное.

позитивные правовые эмоции осознаются обязательными в силу авторитетных чужих велений или в силу внешних авторитетно-нормативных фактов (обычая).

интуитивное право это автономные нравственные и правовые убеждения.

7. Право выступает необходимой предпосылкой возникновения государства, которое является формой его защиты. В этом состоит основная функция государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59178. Призначення етичного кодексу при регулюванні діяльності різних служб та підприємств 30 KB
  Познайомитися з призначенням етичних кодексів при регулюванні діяльності різних служб підприємств груп. Посібники: Розяснення принципів написання етичних кодексів роздавальний матеріал. Приклади етичних кодексів роздавальний матеріал див. Аналізуються приклади етичних кодексів.
59179. Якщо краса позбавлена душі за новелою Томаса Манна: Смерть у Венеції 36.5 KB
  Художні особливості твору: карнавальний принцип значення деталі позиція оповідача афористичність традиційні і новаторські засоби відображення дійсності поєднання реалізму з модернізмом вплив імпресіонізму експресіоністичні елементи...
59180. Урок - елегія за творчістю Лесі Українки. Я маю те, що в серці не вмирає 32 KB
  Стояла я і слухала весну Вона мені багато говорила. Співала пісню дзвінку й голосну То знов таємнотихо шепотіла Вона мені співала про любов Про молодощі радощі надії Вона мені переспівала знов Те що давно мені співали мрії.
59181. Ярій, душе! Ярій, а не ридай... Сценарій літературного вечора, присвяченого В. Стусу 47.5 KB
  У листі від 25 квітня 1970 року до сина Василь згадує як він з самого дитинства було йому менше року уперше відчув себе самотнім: мама в полі довкола нікого нема. Вересень у житті Стуса роковий: 20 вересня 1965 року його відраховують із аспірантури інституту літератури...
59183. Ясна зоря нашого письменства. Сценарій лекторію, присвячений річниці від дня народження Марка Вовчка 77.5 KB
  Тарас Григорович Шевченко повертався із заслання, коли несподівано його затримали в Нижньому Новгороді. Це було прикро, тяжко і навіть страшно після десяти років солдатчини. Начебто і свобода, і нема її. А як хотілось побачити давніх друзів!
59184. Урок обміну досвідом з природознавства: Я розкажу про Україну 31 KB
  Старицький До України уривок Моя Україно Як я тебе любив Твої луги твої степи розлогі Дніпра ревучого славетнії пороги. На цих уроках ми побували в багатьох місцях України дізнались багато нового і цікавого про життя та працю людей природні умови рослинний і тваринний світ різних куточків нашої землі.
59185. Нехай панують на землі добро і справедливість. Сценарій для молодших школярів 44 KB
  От саме в цій країні якось йшли вулицею хлопчик і дівчинка. Хлопчик: Що це Дівчинка: Це мабуть Чарівна паличка. Хлопчик: Як нам пощастило Тепер у нас буде скільки завгодно морозива жуйок тістечок.
59186. Навчаємось разом з героями казок. Cценарій заняття для малят у дитячому садочку 44 KB
  У проведенні заняття беруть участь діти їхні батьки рідні вихователі дитячого дошкільного закладу. Оскільки діти запросили в гості до себе своїх батьків та рідних то вони першими заходять до кімнати й зручно розташовуються.