28865

Учения о государстве и праве в Древней Греции

Лекция

История и СИД

Теоретическое исследование проблем государства и права в Античной греческой философии: общая характеристика Основу формирования теоретического мировозрения  философии и в том числе первых представлений о гос. В соответствии с такими представлениями в философских учениях Античной Греции можно выделить следующие характерные особенности в понимании государства и права: государство рассматривалось как абсолютное и самодостаточное существо  человек большого размера. Частные формы жизни имели смысл лишь с точки зрения их полезности и...

Русский

2013-08-20

42 KB

7 чел.

ЛЕКЦІЯ 3

Тема: Учения о государстве и праве в Древней Греции

Вопросы

1. Теоретическое исследование проблем государства и права в Античной греческой философии: общая характеристика

Основу формирования теоретического мировозрения философии и в том числе первых представлений о гос. и праве древних греков составляют религиозно-мифологические представления о мире как «живом», гармонически-упорядоченом, предметно-вещественом целом Космосе. Особое значение, с точки зрения понимания особенностей развития представлений о гос. и праве представляют мифы в соответствии с которыми сущность человека расскрывается в трех принципах:

- индивидуальный смысл этого принципа раскрывается в том что боги (Зевс через Гермеса) наделили человека разумом и телесным совершенством;

- социальний политической мудростью и силой (Афина), означает что общественное бытие должно быть основано на мудрости и способности защищать его силой;

- общекультурный обосновывает возможность людей через науку, знания и образование поднятся над узкими формами общественной жизни, рассматривается как источник развития человечества (Аполон).

Указанные принципы с точки зрения греков должны пребывать в гармоническом единстве что возможно только в государстве.

Отсюда, служение государству означало не исполнение тяжких и монотоных повинностей , а выявление политической добродетели или то же самое справедливости.

В соответствии с такими представлениями в философских учениях Античной Греции можно выделить следующие характерные особенности в понимании государства и права:

- государство рассматривалось как абсолютное и самодостаточное существо человек большого размера.

- Частные формы жизни имели смысл лишь с точки зрения их полезности и необходимости для выполнения задач государства;

- Граждане государства полностью зивисили от последнего;

- Человек получал право только в государстве, став гражданином, вне государства человек был бесправен;

- В основание права положена понятие чести и справедливости, они тождественны.

- Справедливость определяла личную честь человека, которую он получал как награду за заслуги перед гос.

- Термином справедливость греки обозначали такое положение индивида которое требуется совокупностью целого (государства, семьи) для установления с ним совершенной гармонии и определяло то право или честь которую должен был получить человек за свои заслуги.

Для правовых учений античности также свойственны поиск первоисточника права и справедливости, выявление соотношения между естест. и позитивным правом, анализ форм гос. и их критериев, выявление типичных сторон справедливости и государства.

2. Государственно-правовой аспект учений первых греческих философов.

 

 В определении типовых аспектов идеи справедливости и права  античная философская мысль до Сократа исходила из трех взглядов:

- идея справедливости понималась как закон бытия и развития Космоса в целом;

- идея справедливости мыслилась как основа морального космоса человека;

- как основа бытия и развития индивидуализма.

Первый подход мы находим у Анаксимандра и Гераклита, второй у Пифагора и пифогорейцев, третий у софистиков.

Анаксимандр (ок. 611 546 г.до н.э.) Герклит (540 480 г.до н.э.) в основу взглядов о праве положено метафизическое учение о сущности вещей согласно которому из космоса как общей субстанции выделяются индивидуальные вещи которые просуществовав определенное время возвращаются обратно туда откуда возникли на основе незменного общего закона. При этом как утверждает Гераклит все вещи постояно пребывают в состоянии изменения в следствии того что они состоят из противоположностей, объеденеых в целое на основе гармонии. Сам же порядок изменений не произвольный, он установлен божественым разумом и вечной справедливостью и представляет собой вечный космический закон. Последний понимается как основной закон, источник права и справедливости. Таким образом право и справедливость они понимают в космической трактовке, как содержание всех моральных идей охватывающих всю деятельность человека.фагор и пифагорейцы понимают ыдею права как основу порядка (космоса) разумных существ.

В качестве теоретической и методологической основы взглядов на право и государство выступает принцип в соответствии с которым качество вещи является не постояным признаком и зависит от количественных отношений конкретной вещи к другим вещам. Постояным у вещи есть форма, фигура, мера, а также гармония елементов. поскольку эти даные определяются числом сущность вещи есть число. Отсюда, делается вывод, что сущность каждой вещи проявляется в состоянии характеризующемся гармонией противоположностей, тоесть, величин, количества и т.д. Таким образом космос это согласованый порядок в котором гармонически объеденены все различия. Как в космосе так и в жизни людей должна присутствовать гармония. Основу общественного порядка и права составляют гармоническое равенство устраняющее в сфере морали анархию страстей и справедливость как количественное равенство воздаяние равним за равное.

Софистика возникла в греции в период после персидских войн. И в своей первой форме представлена школой Протагора, Горгия, Крития, Гипия.

Ее методологической основой выступало метафизическое учение Гераклита об изменении вещей, но в отличии от последнего софысты утверждали, что такое изменение происходит не на основе твердого порядка , а любым способом.

Вторым важным принципом софистики который метолдологически выплывает из первого есть принцип Протагора (481 411 родом из Абдер) «человек мера всех вещей». Отсюда вывод о принципиальной относительности истины и ее субъективном характере. Отрицая истину в науке софысты отрицали ее и в жизни. От природы человек имеет естественные потребности и стремления к их удовлетворению. Желания удовлетворить свой интерес и потребности естественый закон, но достич этого может только сильный поэтому природное право этоправо сильного. Здесь в о взнгядах Протагора впервые встречает попытка научного обоснования природного права. Следуя из этих положений Протагор утверждает что право происходит не от бога и разума, а зависит от воли того кто его установил. Право есть установление еприродной силы. \

Право, закон и государство являются договорными учреждениями установлеными в результате взаимного договора. для защиты от сильного. Таким образом законы гос. произвольно установленые принцыпы в интересах большинства, слабых а вся идея права стратегический прием против сильных.

Подобный взгляд разделяли и епикурейцы. Епыкур(342271) утверждал что различные объеденения людей в том числе и гос. не существуют по природе а возникают на основе произвольного объеденения в виду необходимости защиты от взаимных обид. Эта необходимость заставляет уложить договор про общественный строй так возникает государство в котором обязательной нормой выступает справедливость. Отличие от софистики в том что у последних государство возникает как сговор слабых против сильных сила является правом, а в эпикурейцев не только слабый но и любой человекимеет потребность устанавливать нормы социальных отношений. Для удовлетворения этой потребности нужен договор. Поскольку потребность эта является природной то и справедливость имеет естественную основу. Таким образом в учениии эпикурейцев можно выделить два момента 1. Справедливость является способом защиты от обид последние же мешают удовлетворению природных потребностей.

2. Поскольку удовольствие индивидуально и субъективно то и способ его достижения справедливость является субъективним взглядом индивида и не представляет объективной нормы. Вывод интерес и право тождественны.

Сократ(469 399) основываясь на анализе высказываний софыстов устанавливает допущеную ими ошибку которая состоит в том что последние смешали объективние законы разума его сущность с понятием изменчивых особенностей субъекта познания. В своем учении поставил задачу постич сущность разума, его принципы  и нормы. От отстаивает мысль что знания не имеют ничего общего с произвольными мыслями субъекта, содержания знания достигается либо при помощи опыта либо при помощи разума. В соответствии с сущностью разума истине присущ всеобщий характер.

Из этого следует, что основа принципов, норм гос. и права коренится в чистом разуме. Отсюда принцип познай самого себя. Право с т.з. С. является не установлением человеческого произвола а основывается на божественом порядке который можно осмыслить при помощи разума. Отсюда требование что люди должны регулировать свои отношения на на основе личных взглядов а на основе объективных норм права.

Проаво и гос. являютс ябожествеными институциями и для их возникновения не нужен договор. Норма которая определяет отношения между гражданами и гос. есть справедливость под которой понимается сила или способность духа исполнять познаные разумом законы.

В целом учение С. можно свести к таким моментам

1. У С. впервые появляется идея божественного миропорядка, а в обществе социального миропорядка как проэкцыя первого.

2. Впервые придает идее права значения общечеловеческой нормы и санкцию права выводит не из человеческих убеждений а из человеческой природы и божественного миропорядка. Таким образом он различает божественное право и естественное право. При этом право у С. сливается моралью все что противоречит праву противоречит морали.

3. Теоретические взгляды на проблемы государства и права софистиков.

4. Взгляды на государство и право Сократа.

5. Учение о государстве и праве Платона.

6.  Исследование проблем государства и права в учении Аристотеля.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8608. Экономическое бытие общества 30.5 KB
  Экономическое бытие общества. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной...
8609. Социальная сфера общества 31 KB
  Социальная сфера общества. Социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и д...
8610. Политическая система и ее элементы 31 KB
  Политическая система и ее элементы. Политическая система. Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Современная...
8611. Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания 35 KB
  Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания. Понятие общественного сознания. Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность. Общественное сознание обладае...
8612. Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира 29.5 KB
  Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира. Духовная жизнь общества. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через ду...
8613. Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни 33 KB
  Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни. Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в...
8614. Специфика, структура и мотивы человеческой деятельности 30.5 KB
  Специфика, структура и мотивы человеческой деятельности. Специфика человеческой деятельности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая сам...
8615. Понятие и процесс формирования личности. Социальные роли личности. Свобода и ответственность личности 36 KB
  Понятие и процесс формирования личности. Социальные роли личности. Свобода и ответственность личности. Понятие и процесс формирования личности. Формирование личности, то есть становление социального Я - это процесс взаимодействия с себ...
8616. Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур 34.5 KB
  Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур. Социальные функции культуры. Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих и...