28865

Учения о государстве и праве в Древней Греции

Лекция

История и СИД

Теоретическое исследование проблем государства и права в Античной греческой философии: общая характеристика Основу формирования теоретического мировозрения  философии и в том числе первых представлений о гос. В соответствии с такими представлениями в философских учениях Античной Греции можно выделить следующие характерные особенности в понимании государства и права: государство рассматривалось как абсолютное и самодостаточное существо  человек большого размера. Частные формы жизни имели смысл лишь с точки зрения их полезности и...

Русский

2013-08-20

42 KB

8 чел.

ЛЕКЦІЯ 3

Тема: Учения о государстве и праве в Древней Греции

Вопросы

1. Теоретическое исследование проблем государства и права в Античной греческой философии: общая характеристика

Основу формирования теоретического мировозрения философии и в том числе первых представлений о гос. и праве древних греков составляют религиозно-мифологические представления о мире как «живом», гармонически-упорядоченом, предметно-вещественом целом Космосе. Особое значение, с точки зрения понимания особенностей развития представлений о гос. и праве представляют мифы в соответствии с которыми сущность человека расскрывается в трех принципах:

- индивидуальный смысл этого принципа раскрывается в том что боги (Зевс через Гермеса) наделили человека разумом и телесным совершенством;

- социальний политической мудростью и силой (Афина), означает что общественное бытие должно быть основано на мудрости и способности защищать его силой;

- общекультурный обосновывает возможность людей через науку, знания и образование поднятся над узкими формами общественной жизни, рассматривается как источник развития человечества (Аполон).

Указанные принципы с точки зрения греков должны пребывать в гармоническом единстве что возможно только в государстве.

Отсюда, служение государству означало не исполнение тяжких и монотоных повинностей , а выявление политической добродетели или то же самое справедливости.

В соответствии с такими представлениями в философских учениях Античной Греции можно выделить следующие характерные особенности в понимании государства и права:

- государство рассматривалось как абсолютное и самодостаточное существо человек большого размера.

- Частные формы жизни имели смысл лишь с точки зрения их полезности и необходимости для выполнения задач государства;

- Граждане государства полностью зивисили от последнего;

- Человек получал право только в государстве, став гражданином, вне государства человек был бесправен;

- В основание права положена понятие чести и справедливости, они тождественны.

- Справедливость определяла личную честь человека, которую он получал как награду за заслуги перед гос.

- Термином справедливость греки обозначали такое положение индивида которое требуется совокупностью целого (государства, семьи) для установления с ним совершенной гармонии и определяло то право или честь которую должен был получить человек за свои заслуги.

Для правовых учений античности также свойственны поиск первоисточника права и справедливости, выявление соотношения между естест. и позитивным правом, анализ форм гос. и их критериев, выявление типичных сторон справедливости и государства.

2. Государственно-правовой аспект учений первых греческих философов.

 

 В определении типовых аспектов идеи справедливости и права  античная философская мысль до Сократа исходила из трех взглядов:

- идея справедливости понималась как закон бытия и развития Космоса в целом;

- идея справедливости мыслилась как основа морального космоса человека;

- как основа бытия и развития индивидуализма.

Первый подход мы находим у Анаксимандра и Гераклита, второй у Пифагора и пифогорейцев, третий у софистиков.

Анаксимандр (ок. 611 546 г.до н.э.) Герклит (540 480 г.до н.э.) в основу взглядов о праве положено метафизическое учение о сущности вещей согласно которому из космоса как общей субстанции выделяются индивидуальные вещи которые просуществовав определенное время возвращаются обратно туда откуда возникли на основе незменного общего закона. При этом как утверждает Гераклит все вещи постояно пребывают в состоянии изменения в следствии того что они состоят из противоположностей, объеденеых в целое на основе гармонии. Сам же порядок изменений не произвольный, он установлен божественым разумом и вечной справедливостью и представляет собой вечный космический закон. Последний понимается как основной закон, источник права и справедливости. Таким образом право и справедливость они понимают в космической трактовке, как содержание всех моральных идей охватывающих всю деятельность человека.фагор и пифагорейцы понимают ыдею права как основу порядка (космоса) разумных существ.

В качестве теоретической и методологической основы взглядов на право и государство выступает принцип в соответствии с которым качество вещи является не постояным признаком и зависит от количественных отношений конкретной вещи к другим вещам. Постояным у вещи есть форма, фигура, мера, а также гармония елементов. поскольку эти даные определяются числом сущность вещи есть число. Отсюда, делается вывод, что сущность каждой вещи проявляется в состоянии характеризующемся гармонией противоположностей, тоесть, величин, количества и т.д. Таким образом космос это согласованый порядок в котором гармонически объеденены все различия. Как в космосе так и в жизни людей должна присутствовать гармония. Основу общественного порядка и права составляют гармоническое равенство устраняющее в сфере морали анархию страстей и справедливость как количественное равенство воздаяние равним за равное.

Софистика возникла в греции в период после персидских войн. И в своей первой форме представлена школой Протагора, Горгия, Крития, Гипия.

Ее методологической основой выступало метафизическое учение Гераклита об изменении вещей, но в отличии от последнего софысты утверждали, что такое изменение происходит не на основе твердого порядка , а любым способом.

Вторым важным принципом софистики который метолдологически выплывает из первого есть принцип Протагора (481 411 родом из Абдер) «человек мера всех вещей». Отсюда вывод о принципиальной относительности истины и ее субъективном характере. Отрицая истину в науке софысты отрицали ее и в жизни. От природы человек имеет естественные потребности и стремления к их удовлетворению. Желания удовлетворить свой интерес и потребности естественый закон, но достич этого может только сильный поэтому природное право этоправо сильного. Здесь в о взнгядах Протагора впервые встречает попытка научного обоснования природного права. Следуя из этих положений Протагор утверждает что право происходит не от бога и разума, а зависит от воли того кто его установил. Право есть установление еприродной силы. \

Право, закон и государство являются договорными учреждениями установлеными в результате взаимного договора. для защиты от сильного. Таким образом законы гос. произвольно установленые принцыпы в интересах большинства, слабых а вся идея права стратегический прием против сильных.

Подобный взгляд разделяли и епикурейцы. Епыкур(342271) утверждал что различные объеденения людей в том числе и гос. не существуют по природе а возникают на основе произвольного объеденения в виду необходимости защиты от взаимных обид. Эта необходимость заставляет уложить договор про общественный строй так возникает государство в котором обязательной нормой выступает справедливость. Отличие от софистики в том что у последних государство возникает как сговор слабых против сильных сила является правом, а в эпикурейцев не только слабый но и любой человекимеет потребность устанавливать нормы социальных отношений. Для удовлетворения этой потребности нужен договор. Поскольку потребность эта является природной то и справедливость имеет естественную основу. Таким образом в учениии эпикурейцев можно выделить два момента 1. Справедливость является способом защиты от обид последние же мешают удовлетворению природных потребностей.

2. Поскольку удовольствие индивидуально и субъективно то и способ его достижения справедливость является субъективним взглядом индивида и не представляет объективной нормы. Вывод интерес и право тождественны.

Сократ(469 399) основываясь на анализе высказываний софыстов устанавливает допущеную ими ошибку которая состоит в том что последние смешали объективние законы разума его сущность с понятием изменчивых особенностей субъекта познания. В своем учении поставил задачу постич сущность разума, его принципы  и нормы. От отстаивает мысль что знания не имеют ничего общего с произвольными мыслями субъекта, содержания знания достигается либо при помощи опыта либо при помощи разума. В соответствии с сущностью разума истине присущ всеобщий характер.

Из этого следует, что основа принципов, норм гос. и права коренится в чистом разуме. Отсюда принцип познай самого себя. Право с т.з. С. является не установлением человеческого произвола а основывается на божественом порядке который можно осмыслить при помощи разума. Отсюда требование что люди должны регулировать свои отношения на на основе личных взглядов а на основе объективных норм права.

Проаво и гос. являютс ябожествеными институциями и для их возникновения не нужен договор. Норма которая определяет отношения между гражданами и гос. есть справедливость под которой понимается сила или способность духа исполнять познаные разумом законы.

В целом учение С. можно свести к таким моментам

1. У С. впервые появляется идея божественного миропорядка, а в обществе социального миропорядка как проэкцыя первого.

2. Впервые придает идее права значения общечеловеческой нормы и санкцию права выводит не из человеческих убеждений а из человеческой природы и божественного миропорядка. Таким образом он различает божественное право и естественное право. При этом право у С. сливается моралью все что противоречит праву противоречит морали.

3. Теоретические взгляды на проблемы государства и права софистиков.

4. Взгляды на государство и право Сократа.

5. Учение о государстве и праве Платона.

6.  Исследование проблем государства и права в учении Аристотеля.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37165. Предпосылки объединения русских земель в XIV в. Начало возвышения Московского княжества 20.47 KB
  Предпосылки объединения русских земель в XIV в. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится ВладимироСуздальская земля в которой постепенно возвышается Москва превращаясь в центр политического объединения русских земель. В условиях феодальной раздробленности и агрессии немецких рыцарских орденов южные и югозападные земли в том числе и Киев вошли в состав Княжества Литовского поэтому...
37166. Образование централизованного Российского государства. Иван Третий. Свержение ордынского ига 13.64 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III 1462 1505 гг. и Василия III 1505 1533 гг. На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений но и объемом власти.
37167. Россия при Иване Четвертом. Избранная Рада. Реформы 17.36 KB
  Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей получивший название âИзбранная радаâ. Костомарова который считал что âэтот государь всю жизнь находился под влиянием то тех то другихâ и âчто дела составившие славу царствования до падения Сильвестра исходили от этого последнего и его кружка и совершались не только не по его Ивана IV указанию но часто против желанияâ. Провозглашая эти реформы правительство Ивана IV изображало их как мероприятия цель которых...
37168. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Опричнина, ее суть и последствия 16.5 KB
  Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна Смотрите фильм в папке Фильм Сергея Эйзенштейна ИВАН ГРОЗНЫЙ 1944 Опричнина К 1557 г. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию предлагала овладеть Крымом. Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного Анастасии в которой обвиняли Сильвестра и Адашева.
37169. Смутное время в истории России. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения 24.35 KB
  Смутное время в истории России. В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец выдававший себя за чудесно спасшегося в Угличе царевича Дмитрия сына Ивана Грозного. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. В России росло недовольство.
37170. Начало династии Романовых. Россия в первой половине XVII в 21.22 KB
  Россия в первой половине XVII в. Россия в XVII в. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. Внешняя политика в XVII в.
37171. Социально-политические изменения в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Народные бунты 14.46 KB
  Социальнополитические изменения в XVII в. Общие факты Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодальнокрепостнической системы. Прекратился созыв Земских Соборов которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в. âБунташный векâ XVII в.
37172. Церковные реформы. Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. Раскол как общественное явление 20.59 KB
  Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века по замечанию историка С. Никон ещё будучи в Новгороде старался привести духовенство к благочестию и соблюдению церковного устава. Став патриархом Никон занялся просмотром патриаршей библиотеки где нашёл древнюю грамоту об учреждении патриаршества в Москве подписанную восточными иерархами.
37173. Предпосылки преобразований в конце XVII века и начало правления Петра I. Вестернизация 34 KB
  Предпосылки преобразований в конце XVII века и начало правления Петра I. Но самое главное отличие от вестернизации Петра Первого то что это мало влияло на обычаи русского народа. Начало правления Петра Первого связанное с европеизацией. Царь отправился в путешествие под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.