28866

Учения о праве и государстве периода классической греческой философии

Лекция

История и СИД

Методологические основания учения о праве и государства Платона. Поскольку человек должен действовать в жизни в соответствии с идеей блага то и цель государства реализовать эту идею. Сущность же государства как общества разумных существ можно познать познав сущность человека. И три основные функции которые надлежит выполнять этим сословиям управленческою оборону государства удовлетворение основных потребностей людей.

Русский

2013-08-20

92.5 KB

0 чел.

Лекция 4

Тема: Учения о праве и государстве периода классической греческой философии.

Вопросы:

1. Методологические основания учения о праве и государства Платона.

2. Содержание учения о справедливости, праве и государстве.

1. Учение о гос. и праве Платона.

Платон род. 428/427 348/347 на о. Эгина близ Афин в аристократической семье. Был назван в честь деда Аристоклом (лучший). Отец Аристон из рода последнего царя Аттики Кодра, мать Периктиона из рода Солона. Платон получил полное арист. образование. Занимался музыкой, гимнастикой, борьбой, верховой ездой (награджался лавровым венком на Истмийских и Пифийских состезаниях). Традиция приписывает что именно за свои сортивные успехи он и получил имя Платон т.е. «широкоплечий», по другой традиции имя Платон в значении широколобый получено им от Сократа. К 20 годам П. был известен как лирический и драматический поэт. В 407 г. до н.э. готовясь к постановке своей трагедии в театре Дионисия в Афинах случайно возле театра встретил окруженного толпой учеников Сократа. Встреча произвела такое впечатление, что последующие 9 лет с 707 по 399 г.до н.э. т.е. до казни Сократа, Платон становится одним из ближайших его учеников. После смерти учителя которую П. переживал как личную трагедию он отправляется в путешествие 399 387г.г, в частности посещает южную Италию, где знакомится с философией пифагорейцев, Египет, где изучает астрономию. Путешествие для Платона чуть не закончилось трагически. Так во время путешествия он знакомится с Дионом братом жены сиракузкого тирана Дионисия старшего, и по его приглашению посещает Сиракузы с целью благотворного влияния и интеллектуального облагораживания деспотического правителя погрязшего в оргиях. Но этот вероятно один из первых опытов «просвещения государя» заканчивается для П. не удачно. Будучи оклеветанным он был выдан послу Спарты как военнопленный и выставлен на продажу в рабство на родной Эгине. К счастью П. был узнан на рынке Анникеридом философом мегарской школы, который купил П. за 30 мин серебра после чего им освобожден. Впоследствии П. хотел вернуть деньги Анникериду, а когда тот отказался взять, купил на них сад в пригороде Афин, названный в честь местного героя полубога Академа Академией, где и обосновал свою школу. Академия просуществовала почти 1000 лет вплоть до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Из этой школы вышли такие видные гос. деятели Греции как Ликург, Геперид, Демосфен и др. ну и конечно Аристотель который провел там 20 лет будучи учеником Платона.

Учение Планона о государстве как реализации идеи в государственной и частной жизни является одной из существенных частей его общей философской концепции в которой кроме названой части, можно выделить: диалектику учение об идеях как они есть   представляющее ядро философской концепции, физика учение о реализации идеи в природе.

Методологической и мировоззренческой основой учения П. о государстве и праве выступают выработанные им положения составляющие одновременно основу и всей концепции, а именно:

1. центральным понятием плат. концепции выступает понятие идеи или эйдоса (в пер. вид, образ, наружность, образец). Мир идей есть не что иное как вечно пребывающий в равенстве самому себе набор абсолютных и в своём абсолютном совершенстве неизменных эталонов. Каждая вещь существует  лишь постольку поскольку является материальным воплощением идеи. Т. е. способом бытия идеи является ее воплощаемость во множестве материальных предметов которые воспроизводят в себе типичные стороны ее структуры. Именно соотнесенностью с определенной идеей определяется как равенство или самость вещи самой себе (идея как вид) и вхождение идеи в соответствующее множество (идея как род). Таким образом идея выступает у П. и как сущность вещи т.е. ее фундаментальное основание, и как проэкт отражающий закономерность перехода от идеи к субстанционально воплощенной вещи, и как метод оформления идеи, и как принцип ее существования.

2. Платоновская идея есть одновременно не просто родовое понятие вещи но и ее смысловая модель, разумная сущность вещи. Будучи воплощенной идея представлена в опыте как явление, будучи такой как она есть в ее истином бытие идея трансцендентна т.е. умопостигаема. Т.е. как сверхчувственная сущность вещи она может быть познана только при помощи разума.

Переходя к содержанию плат. учения о гос. и праве следует отметить, что П. не выделяет право в качестве самостоятельного объекта изучения и рассматривает его понятие в контексте общего учения о государстве.

Человек и государство с т.з. П. имеет свою идею воплощением которой и можно объяснить их бытие в мире и которая одновременно может рассматриваться как цель. Такой идеей является идея блага. Последняя рассматривается как причина всего объективного и субъективного и в этом качестве благо выступает мерой всего. В соответствии с чем целью человеческого существования есть реализации идеи блага. Государство как целое представляет с т.з. П. организм состоящий из единичных частей которыми являются люди. Поскольку человек должен действовать в жизни в соответствии с идеей блага то и цель государства реализовать эту идею. Сущность же государства как общества разумных существ можно познать познав сущность человека.

По своей внутренней структуре П. выделяет в человеке разумную и неразумную душу. В соответствии с которыми существенными признаками общей человеческой души или ее частями являются разум, воля и чувства. Этим признакам соответствуют свои достоинства которые выступают как реализация их идей мудрость, мужество и воздержанность. Кроме этих достоинств П. выделяет еще одно высшее справедливость сущность которой состоит в подчинении стремлений чувств воле, которая в свою очередь подчинена разуму. Таким образом справедливость определяет каждой из частей ее предназначение и создает гармоническое единство душевных способностей.

Применительно к личности, обществу и гос. Справедливость с т.з. П. состоит в том что бы каждый занимался своим делом в соответствии со своими способностями (достоинствами) и не вмешивался в дела других.

Отсюда право человека зависит от того какими способностями и достоинствами он располагает и воплощает в жизни и в соответствии с чем определяется его место в государстве т.е. в соответствии с заслугами. Такое право в представлении П. есть объективным, оно непосредственно выступает как реализация идеи справедливости и определяется внутренней сущностью человека, его вечным предназначением. Позитивное право как система формальных установлений понимается П. как такое что зависит от случайных фактических условий в которые поставлен конкретный субъект это право силы.

В соответствии со своим методом и принципом справедливости П. выделяет при подходе к исследованию идеальной сущности гос. как и в человеке три начала. разумное совещательное, волевое защитное, чувственно-эмпирическое деловое, которые воплощаются в трех сословиях в соответствии преобладанием одного из них. Разумное начало правители -философы (старшая стража), волевое воины или младшая стража, чувственно-эмпирическое производители (ремесленики, земледельцы). И три основные функции которые надлежит выполнять этим сословиям управленческою, оборону государства, удовлетворение основных потребностей людей.

Своё учение праве (справедливости) и государстве П. изложил в пяти диалогах:

1. «Критий» основная идея состоит в том, что ценность законов гос. не может быть измерена личными впечатлениями гражданина т.е. не должна иметь индивидуального, субъективного основания.

Отношение граждан. к закону основано не на осознании формальной обязанности , а на моральных принципах чести, достоинства и т.д.

Человек рассматривается как абсолютно автономная моральная личность которая может и должна действовать в соответствии с познанным добром.

2. «Горгий» оснв. идея место гражданина в государстве определяется идеей справедливости в соответствии с которой он получает право, последнее не  зависит от произвола и эгоизма

Дается обоснование санкции права через идею справедливости.

Справедливость рассматривается как норма для определения взаимоотношений между людьми и с государством

В диалогах «политика и государство» П. раскрывает содержание идеи государства.

3. В «Политике» основное пол. определение справедливости как абсолютной власти в идеальном гос. в соответствии с которым власть должна быть единоличной, принадлежать человеку действующему исключительно в соответствии с идеей общего блага. Откуда лучшей и совершеннишей формой правления является монархия. Действовать в соответствии с идеей блага у П. означает то что он определяет понятием «царское искусство». Под которым понимается такое управление поданными при котором осуществляется порядок где каждый занимается своим делом во благо целого государства. К царскому искусству также относится и искусство издания законов которые при этом в мдеальном гос. имеют не основное значение. Они необходимы лишь на период отсутствия правителя. В идеальном гос. должен править живой царь как воплощение мудрости.

Идеальное гос. П. понимает как предмет мысли, а не непосредственного наблюдения. в действительности можно лишь видеть только отражение этой идеи. Реальное гос. в своем осуществлении должно стремиться к идеалу как цели.

При устройстве идеал. гос П. выделяет два способа: первый основан на внутренней его организации, второй внешней.

К первому относятся воспитание а) общее включает три ступени: Музыкально-гимнастическое, математическое и философское. б) специальное воспитание правителей и воспитание воинов.

Второй способ предполагает особую организацию таких учреждений как институт рождаемости и совместное воспитание детей под управлением гос., Сюда включаются: выборка и умертвление слабых и нездоровых, отрицание семьи, Равноправие женщин и мужчин относительно участия в делах гос., и т.д.

Тут же П. дает классификацию видов и форм гос.  в сравнении с идеальн. гос. В основу разделения на виды П. положен сущностный принцип осуществления власти на основе закона или произвола. В соответствии с которым различает гос. идеальное, законное (совершенное), незаконное (несовершенное). В свою очередь в соответствии с субъектным составом верховной власти и установленного критерия оценки совершенства гос. смысл которого в том, что чем больше в гос. лиц которым принадлежит власть (чем шире субъект власти) тем меньше в законном гос они могут совершить пользы добра, а в незаконном нанести вреда, П. в «Политике» определяет следующие формы:

Законное гос: монархия, аристократия, демократия.

Не законное: демократия, олигархия, тирания.

В диалоге  «Государство» классификация носит несколько иной характер, а именно

Совершен. гос: Монархия, аристократия.

Несовершен. гос.: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Различие связано с тем, что в «Политике» гос. рассматривается с т.з. его приближения к идеалу или метод при помощи которого такое приближение может осуществиться.

В «Государстве» рассматриваются возможные отклонения и его степень от идеального гос. в виду уклонения при осуществлении деятельности властного субъекта от закона справедливости.

При этом под тимократией понимается гос. основаное на честолюбии как следствие появления частной собственности. Вместо разумного начала тут господствует дух завоевания.

В результате скопления богатства у частных лиц тимократия вырождается в олигархию. В основе этого строя лежит имущественный ценз.

В результате расслоения общества на бедных и богатых происходит обострение противоречий, приводящее к перевороту и установлению демократии.

Демократия в данном случае рассматривается П. как уравниловка и опьянение свободой. чрезмерная свобода приводит к тирании чрезмерному рабству, где тиран добивается власти как ставленник народа.

Последним крупным политико-философским произведением Платона стали «Законы», в которых он рисует «второй по достоинству» государственный строй.

В содержании «законов» можно выделить: учение о духе законов, установление новых законов, организация государства, учение о смешанной форме гос., основание теории уголовного права.

Дух законов  под идею духа законов П. отводит все средства убеждения которые обуславливают закон как необходимость для установления порядка. но одновременно исключают из него все, что является принуждением. Такими средствами служат моральные убеждения в необходимости исполнения требований закона как разумной цели.

Установление новых законов для этой цели с т.з. П. законодателю необходимо совместить в себе мудрость философа и волю неограниченного тирана, поскольку понимание сущности, мотива и цели закона мало для того что он вступил в силу. Что бы установить закон исключая волевое вмешательство, его сначала надо навязать людям как религиозное верование. Второму способу П. отдает предпочтение.

Организация гос. здесь П. исследует вопросы:

- особенности территории, континент рассматривается как наиболее подходящее место с точки зрения осуществления материальных и духовных интересов граждан.

- вопрос о необходимом для развития гос. количестве граждан (5040 как число удобное для деления). Число определяется тем сколько необходимо людей для защиты территории в зависимости от ее размера. Допускается частная собственность. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Между всеми гражданами территория гос. делится на равные части. Участки земли полученные семейством переходят в наследство без их раздела. Наследство получает старший сын или по усмотрению отца на основании права мудрейшего.

В соответствии с цензом все гражд. делятся на 4 класса, что рассматривается основой при определении налогов.

Смешанная форма гос. основная проблема власти которую П. решает через введение системы выборов Верховная власть состоит из 37 членов которые получают право на управление гос. з 50 до 70 лет. Наряду с верх. правительством действует совет из 360 членов которые избираются из всех 4 классов. ежегодно 1/12 часть состава должна заниматься вопросами управления гос. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.

Положения теории угол. права устанавливается принцип вменяемости при наличии вины, Цель наказания перевоспитание преступника, вторая превентивная  предупреждение нового преступления, воспитание общества, смертная казнь как санитарная мера очищения общества от преступников которых нельзя исправить.

Теория государства и политики у Платона носит идеократический характер. Государство построено на идее — идее справедливости и управляется при помощи идеократической техники. Самое ценное и вдохновляющее в теории Платона — высокая духовность и духовные цели государства.

Платон относится к числу удивительных мыслителей: будучи ретроградом в политике и правовым нигилистом, он, тем не менее, стоит у истоков многих современных теоретических представлений о государстве. В его теории мы находим зачатки и теологической, и коммунистической, и органической, и элитистской политических концепций. Представления Платона о необходимости критического подхода к сущим государственным формам, о правильных и испорченных формах государства представляют собою первый шаг человечества к теории правового государства.

2.  Исследование проблем государства и права в учении Аристотеля.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его великого ученика и критика Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, поэтому его в литературе нередко именуют Стагиритом. Юношей он прибыл в Афины, где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув затем Афины, Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра. С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Фундаментальной мировоззренческой основой политико-правового учения Аристотеля была дуалистическая по сути теория гилеморфизма, в соответствии с которой началом всего сущего являются материя и форма. Материя выступает как пассивный субстрат, способный реализовать в себе некоторую форму. Форма придает вещи индивидуальность. Общефилософские размышления Аристотеля нашли отражение в его учении о сущности и формах государства. В отличие от Платона, который в своих исследованиях идет от общего к частному, от причины к следствию, от единичного к множественному и т.д. т.е. на основе синтетического метода,  метод Аристотелля аналитический. Он ищет опору в опыте т.е. придерживался эмпирического (основанного на опыте) подхода к государству и праву. Для метода научного исследования Аристотеля характерны сочетание анализа и синтеза изучаемого явления. Общие положения А. определяет из суммы фактов. Разум с его т.з. не имеет врожденной истины но способен ее познать на основе наблюдений фактов и анализе явлений.

Политико-правовая тематика подробно освещается в работах «Политика», «Афинская полития» и «Этика» (существуют две ее редакции — «Никомахова этика» и «Евдемова этика»). Теоретические проблемы государства в основном отражены в «Политике».

Правовое учение Аристотеля отражено как в «Политике», так и в «Этике». «Афинская полития», содержащая описание государственного строя Афин в период их расцвета, представляет собою подготовительный материал для «Политики» (всего Аристотель и его ученики собрали 158 неписаных конституций греческих полисов, но дошла до нас только эта).

Происхождение и сущность государства. Человек, с точки зрения Аристотеля, есть политическое животное. В отличие от всех иных живых существ он наделен даром общения с себе подобными и стремится к такому общению. Человек — «политическое существо» лишь постольку, поскольку он домохозяин, член рода и гражданин государства. Не человек — творец государства, а, наоборот, принадлежность к государству творит человека. Варвар, например, не является человеком, потому что он живет в среде племени под деспотической властью вождя.

Стремление человека к общению порождает различные виды объединений, каждое из которых имеет определенную цель, направлено к какому-нибудь благу. Первым из них является семья, в которой удовлетворяется тяга к физическому, личному общению (например, к продолжению рода). Второй вид — селение, которое удовлетворяет потребности в экономическом общении (обмен товарами и услугами). Государство (полис) — высшая, совершенная форма объединения граждан, обнимающая собою все остальные, менее совершенные. Государство возникает для общения между семьями и родами для благой жизни. Итак, цель государства — всеобщее благо, под которым Аристотель понимает высшие духовные ценности.

Элементы государства. Для научного метода Аристотеля было характерно расчленение изучаемого явления на все более мелкие составные элементы и последующий анализ целого как комбинации различных элементов.

Первым в ряду составных элементов государства является человек, в котором Аристотель, в свою очередь, выделяет тело, душу и разум. Душа властвует над телом как господин, а разум над нашими стремлениями — как государственный муж. Естественно" и полезно телу быть в подчинении у души, а душе — быть в подчинении у разума (эту власть Аристотель называет политической). Иначе говоря, человек — это государство на личностном уровне. Состояние, которое делает людей «общниками одного государства» — гражданство. Гражданином Аристотель считал не всех жителей полиса, а лишь того, кто реально управляет общественными делами, а именно — «участвует в суде и в народном собрании».

В семье, которая одновременно является и формой общения, и элементом государства Аристотель выделяет три парных элемента: господин и раб, муж и жена, отец и дети. Кроме того, элементом семьи является собственность. Правильное ведение домашнего хозяйства, результатом которого явится соразмерное разумным целям семьи богатство, Аристотель называет экономикой. Экономике противостоит— накопление ради накопления.

Третий элемент государства — селение. Оно представляет собою колонию разросшейся и расселившейся семьи: жители одного селения — «молочные братья». Государство интегрирует все составные элементы, но единство государства не является для Аристотеля самодовлеющей ценностью, как для Платона. Государство предполагает разнообразие входящих в него элементов, ведь одинаковые во всех отношениях люди не могут составить общество.

Форма государства. Концепция гилеморфизма в политическом учении Аристотеля преломилась в классификации государств по формальному и сущностному критериям.

1. По формальному критерию существующие государства различаются по числу правителей (один, меньшинство, большинство). По сущностному критерию различаются правильные и неправильные формы государства:

В правильных формах правители имеют в виду общую пользу, в неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных). Из неправильных форм государства тирания — наихудшая.

В основе каждой правильной формы государства лежит определенное природой начало права и пользы. Монархическое начало предполагает для своего осуществления такую народную массу, которая по своей природе призвана к тому, чтобы отдать управление лицу, возвышающемуся над ней своей добродетелью. Аристократическое начало предполагает народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорожденных людей, отдать правление добродетельным людям. Начало политии предполагает народную массу, которая, будучи в состоянии подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами.

Будучи реалистом, наилучшей возможной формой государства Аристотель называет политию, которая является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения.

Сущностные функции государства: А. Выделяет три основные функции гос.:

- власть, которая осмысливается как все определяющая и принимающая решения или законодательная:

- исполнительная или правительственная и судебная.

Первый вид власти – это верховная власть, два других ей строго подчинены и рассматриваются как следствие.

Компетенция верховной власти охватывает собой все вопросы государственной политики в том числе вопросы объявления войны и заключения мира, учреждение законодательства, установление изменение и отмену законов, вынесение смертных приговоров и помилования, решения вопросов по конфискации имущества граждан, принятие отчетов от государственных деятелей.

Судебная к сфере компетенции относятся вопросы предупреждения правонарушений и определения наказания, расследование служебных преступлений и преступлений совершенных против государства, вынесение судебных приговоров по уголовным и гражданским делам.

Исполнительная власть издание распоряжений на основе решений выносимых верховной властью, исполнение решений и контроль за исполнением собственных распоряжений. в государстве эта власть реализуется через различные ведомства и выполняет полицейские и административные функции.

В новое время под влиянием А. концепция разделения властей была обоснована Монтескье. Отличие меджду ними состоит в том что у А. верховная власть не имеет четко обозначенной сферы на которую распространяется ее компетенция. Она по сути распространяется на все функции государства. Две другие ветви власти лишь реализуют постановления первой. Поэтому можно сделать  вывод, чтопо сути существуют лишь две власти та екоторая принимает решения и та которая их реализует.

Сословное деление общества:

А. исходя из положения что государство уже в самом себе должно находить все средства для своего существования и развития выделяет следующие сословия:

1) земледельцы задача: обеспечивать гос. продовольствием;

2) различные классы ремеслеников обеспечение различными розничными товарами;

3) торговцы обеспечение обмена продуктами предоставляемых первыми двумя классами;

4) рабочие для выполнения материальных работ;

5) воины защита государства;

6) землевладельцы финансовая основа государства

7) представители верховной власти;

8) представители судебной власти;

9) представители исполнительной власти

10) жрецы назначаются пожизненно из числа пожилых людей непригодных к государственной службе.

В основу такого деления положен критерий определяемый потребностями государства , а не человека.  

Идеальное государство. Концепция идеального государства Аристотеля, как и платонов проект, весьма детализирована. Автор ничего не упускает из виду: ни территорию, ни архитектуру, ни занятия населения.

К слагаемым наилучшего государственного устройства Аристотель относит законодателя-творца и материальные ресурсы: территорию, народную массу. По сути, это зачаток используемой и сегодня классической теории государства, которая соотносит государство с тремя атрибутами (народ, территория, власть).

Идеальное государство не может быть создано случайно, а лишь благодаря знанию и сознательному плану. Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы — досуг». Главное (и это важно для любого государства, даже не идеального) — посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. Те, кто намерен занимать высшие должности, должны обладать тремя качествами: поддержка существующего государственного строя; способности к выполнению возложенных на них обязанностей; добродетель и справедливость.

Аристотель полагал, что благая, желанная жизнь возможна только в автаркичном (замкнутом) полисе. Поэтому его территория должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку и защищена естественными преградами. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Автаркия касается не только территории и хозяйствования, но и внешней политики государства. Полис не должен порабощать иные полисы, иначе он превратится в тиранию.

Население наилучшего государства должно быть умеренным по количеству. Слишком большое население не сможет жить в стройном порядке. Граница величины государства — знание гражданами друг друга. Только тогда архонты и судьи смогут хорошо выполнять свои обязанности. Граждане не должны заниматься земледелием, ремеслом, или, пуще того — торговлей. Образ жизни тех, кто занят производством, не способствует развитию добродетели, нет у них и досуга для занятия государственными делами.

Наиболее ценным в этическом и политическом отношении Аристотель считал средний класс, лишенный крайностей бедняков и богачей. Богачи, как правило, становятся «по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами», а бедняки — «злодеями и мелкими мерзавцами». Сверх того, и те, и другие властолюбивы, что приносит государству вред. Идеально, если средний класс превышает по численности богатых и бедных, вместе взятых, или, в крайнем случае, — хотя бы одно из этих сословий.

Граждане, будучи элементами полиса, должны обладать соответствующими качествами. Никакой пользы не принесут самые полезные законы, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны. Воспитание должно быть общественным и одинаковым для всех юных жителей полиса. Из утилитарных вещей нужно обучать только тем, без которых нельзя обойтись, но ни в коем случае не следует доводить обучение до профессионализма. Это превратит гражданина в ремесленника. Из свободных наук Аристотель считает желательными музыку, гимнастику, грамоту, рисование, но и здесь не следует превращать учащегося в профессионала.

Следует учитывать, что хотя граждане Аристотеля — свободные люди, но их свобода далека от принципа «разрешено, все, что не запрещено». Их свобода — всего лишь противоположность рабства, а жизнь строго регламентирована.

Земля в идеальном государстве делится на две части:

одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая — в частном владении граждан. На землях частных владельцев трудятся их собственные рабы, а на общественной земле — общественные рабы. Важный элемент идеального полиса — сисситии (общие пиршества), в которых принимают участие даже неимущие (продукты для этого поступают с общественной земли).

К функциям (задачам) идеального государства Аристотель относит: обеспечение пропитания, ремесел, оружия, известного запаса денег для собственных надобностей и для военных нужд; попечение о религиозном культе, — и самое необходимое — решение о том, что полезно и что справедливо в отношениях граждан между собой.

Правовое учение Аристотеля. Философия права Аристотеля нашла отражение, прежде всего, в его «Этике». Право Аристотель рассматривает как явление, присущее только политическим формам общения людей. В дополитическом состоянии, а также в деспотии права нет. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. С другой стороны, и существование государства зависит от права. Политическое правление — это, по Аристотелю, правление закона, а не людей; правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешенный разум». Аристотель высказал важную мысль о соответствии закона форме государства: «... законы в той же мере, что и виды государственного устройства, могут быть плохими или хорошими, основанными или не основанными на справедливости». Принцип правления закона относится, конечно, только к справедливому закону.

В основу права Аристотель кладет тесно между собою связанные принципы равенства и справедливости. Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость есть «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

В праве Аристотель выделяет два составляющих элемента: естественное право и условное (волеустановленное) право. «Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право — то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)».

К естественному праву Аристотель относил все общественные отношения и состояния, существующие от природы: семья, рабство, собственность. К условному праву Аристотель относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право). Условное право должно соответствовать естественному праву. «Всякий закон, — отмечал Аристотель, — в основе предполагает своего рода право». Отступление закона от права означало бы вырождение закона в средство деспотизма. * * *

Политико-правовое учение Аристотеля оказало и продолжает оказывать большое влияние на теоретические и обыденные представления о государстве и праве. Таковы, в частности идеи Аристотеля о наличии сущностных и формальных характеристик государства, о наличии правильных и неправильных форм государства. Нельзя не отметить и величайшее открытие Аристотеля, касающееся роли среднего класса в обеспечении стабильности общества и его конституционного строя.

В правовом учении Аристотеля наибольший интерес представляют разграничение естественного и позитивного права, справедливость как критерий оценки закона. Идея Аристотеля о различии и сочетании уравнивающей и распределяющей справедливости стала основой для многих концепций естественного права, в том числе и современных (например, Дж. Роулза).

Мысли Аристотеля о правлении справедливого закона, о нравственных высших целях государства представляют собою зарождение представлений о правовом государстве.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67488. Конфликтология как наука: объект, предмет, функции, методы исследования конфликтов 127.5 KB
  Конфликтология как наука: объект предмет функции методы исследования конфликтов Ключевые понятия лекции Структура конфликта Принцип детерминизма Динамика конфликта Принцип системности Разрешение конфликта Принцип развития Конфликтное взаимодействие Структурно-функциональный...
67489. Эволюция конфликтологической мысли 375 KB
  Эволюция конфликтологической мысли Рассматриваемые в лекции вопросы Накопление знаний о конфликтах в Древнем мире Средние века и Новое время Развитие конфликтологии в рамках психологической науки XIXXX вв. Становление теории конфликта как самостоятельной области научных исследований.
67490. Динамика развития конфликта: основные этапы и их характеристика 189 KB
  Динамика развития конфликта: основные этапы и их характеристика Ключевые понятия лекции Динамика конфликта Завершение конфликта Конфликтная ситуация Послеконфликтный период Открытый конфликт Компромисс Инцидент Профилактика конфликта Социальная напряженность Создание образа...
67491. Стратегии разрешения конфликтов 260 KB
  Стратегии разрешения конфликтов Рассматриваемые в лекции вопросы Стратегии разрешения конфликта и их характеристика по схематической сетке К. Киллмена Тактики разрешения конфликта и механизмы их практического осуществления Ключевые понятия лекции Избегание уклонение Приспособление...
67492. Технология управления конфликтами 1 MB
  Технология управления конфликтами Рассматриваемые в лекции вопросы Методы диагностики конфликта и их характеристика Методы профилактики конфликта. Социально-психологические и организационные методы предупреждения конфликтов Технология управления процессом протекания конфликта...
67493. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 396 KB
  Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Рассматриваемые в лекции вопросы Третья сторона в конфликте: понятие статус предпосылки участия и виды вмешательства Формы участия и степень властных полномочий третьей стороны в урегулировании конфликта.
67494. Переговоры как способ урегулирования конфликтов 658.5 KB
  Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, термин «переговоры» используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действия...
67495. Стили ведения переговоров 314 KB
  Стили ведения переговоров Рассматриваемые в лекции вопросы: Жесткий стиль переговоров и его характеристика. Противодействие тактике жесткого стиля Мягкий стиль ведения переговоров: сущность условия и методики применения Торговый стиль ведения переговоров: особенности и область применения.
67496. Межличностный конфликт 223.5 KB
  Типы конфликтных личностей и способы их нейтрализации Ключевые понятия лекции Деструктивные функции межличностного конфликта Ассертивность Конструктивные функции межличностного конфликта Конфликтные личности Манипуляция Межличностный конфликт Модели поведения личности в конфликте...